Мудрый Юрист

Денежная политика Московской руси

Будников Д.Б., аспирант кафедры государственного и административного права.

Эволюция финансовой системы Руси была приостановлена в XIII в. татаро-монгольским нашествием. Завоеватели обложили Русь тяжелой поголовной данью. Кроме постоянной дани взимались различные сборы. К концу XIII в. право собирать дань перешло от чиновников Золотой Орды к великим русским князьям, которые добивались такого права личными унижениями и богатыми дарами завоевателям. Естественно, русский князь не мог собирать меньшую сумму дани, чем он должен был внести в Орду. Право сбора дани было одним из основных способов обогащения великих князей и укрепления их могущества.

От уплаты дани и выполнения различных повинностей была освобождена Русская православная церковь. Монголы достаточно терпимо относились ко всем религиям, и русское духовенство пользовалось особыми льготными грамотами - ярлыками, которые обеспечивали им большие права и привилегии, а также неприкосновенность церковного имущества <*>. Благодаря этому, русское православие оказалось в числе тех сил, которые сохраняли не только религиозное, но и национальное единство Русского государства.

<*> Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2001. С. 63 - 64.

Податные обязанности, возникшие под влиянием татарского ига, по своим последствиям имели большое значение как для становления государственного строя в России вообще, так и для развития податной системы в частности.

Характерной особенностью всего периода становления централизованного Русского государства во главе с Москвой, завершившегося в 1521 г., является превышение расходов над доходами и непроизводительное расходование государственных средств. Расчеты со "служилыми людьми" производились землей. Возникает поместный приказ, задача которого заключалась в точном распределении земельных участков сообразно занимаемой должности и своевременном их возвращении государству по смерти "служилого человека".

После объединения Руси вокруг Москвы структура государственного управления претерпела определенные изменения. Правительство Ивана III, Василия III, присоединяя какую-либо область, переводило в Москву центральные учреждения этих областей. Эти изменения носили скорее количественный, а не качественный характер.

С 1535 по 1538 гг. в Русском государстве была проведена первая реформа денежного обращения. Реформа проводилась от имени малолетнего великого князя Ивана Васильевича в период регентства его матери Елены Глинской, под именем которой она и получила известность. Реформа Елены Глинской была одним из самых значительных событий в политическом развитии средневекового Русского государства. В результате реформы была создана устойчивая система денежного обращения. Реформа стала завершающим этапом политического объединения русских земель и способствовала их более интенсивному развитию.

Одним из важнейших условий проведения реформы было наличие значительного опыта русского монетного обращения. Первые русские монеты чеканились еще в конце X в., но очень недолго. Начало стабильного выпуска русских монет относится к 1380-м гг. - в Москве, Рязани и Нижнем Новгороде. С 1420 г. монету чеканит Новгород Великий. В XV в. выпуск русских монет становится едва ли не повсеместным. Монеты чеканились самыми разными центрами. Монеты местных центров отличались необычайным разнообразием весовых номиналов, а также обозначений в виде изображений и надписей, что, естественно, затрудняло их использование в общей системе денежного обращения.

Наиболее устойчивым на протяжении XV в. был выпуск монеты в Новгороде Великом и Москве. Русская средневековая денежно-весовая система развивала домонгольскую традицию, основу которой составляла гривна серебра весом около 200 граммов. На протяжении XV в. московская монета несколько раз понижалась в весе. Новгородская монета почти не меняла веса на протяжении XV в. и сохраняла номинал 0,8 грамма. При Иване III после присоединения Новгорода к Москве московская серебряная монета была приравнена к половине новгородской и стала весить 0,4 грамма. После объединения вокруг Москвы в начале XVI в. основных русских регионов сложились условия для окончательной унификации номиналов и обозначений монет местных центров.

Помимо общих предпосылок денежной реформы в Русском государстве необходимо указать непосредственные причины, обусловившие ее проведение именно в 1530-е гг.

Поводом проведения в 1530-е гг. первой русской реформы денежного обращения стало распространение порчи монеты через понижение количества серебра. Это в значительной степени было вызвано отсутствием абсолютной государственной монополии на выпуск монеты. В 1533 г. в преддверии проведения первой русской реформы денежной системы прошла широко известная волна процессов над фальшивомонетчиками, завершившихся казнями виновных. Проведение реформы начиналось с принятия мер по защите новой русской монеты. Это же стремление защитить деньги от порчи привело к окончательному установлению государственной монополии на выпуск монеты и консолидации мастеров на монетных дворах в Москве, Новгороде и Пскове.

Важной предпосылкой проведения первой русской реформы денежной системы стала активизация в первой трети XVI в. дипломатических отношений с Германией. Русское государство не имело своих серебряных рудников, и сырьем для чеканки монеты было серебро, поступавшее в результате международной торговли, прежде всего из Германии.

В феврале 1535 г. от имени Ивана Васильевича был принят Указ о замене старых денег новыми. К 1538 г. относится окончательное запрещение "старых" денег.

При проведении реформы Еленой Глинской были унифицированы не только весовые соотношения вводимых типов монет, но и обозначения в виде изображений и надписей. Это также облегчало использование новых монет и их защиту от порчи.

Проведение денежной реформы при Елене Глинской имело важнейшее значение для дальнейшего развития Русского государства. В результате реформы была создана единая система денежного обращения Русского государства, на протяжении последующих веков претерпевавшая различные изменения, но в целом сохранявшая единство и устойчивость. Русская денежная система достигла нового качественного уровня, что имело огромное значение для активизации русской внешней торговли.

Выпуск монет был сконцентрирован в руках государства. Таким образом, введение государственной монополии стало основой создания устойчивого выпуска монет. Это позволило Русскому государству получать дополнительный доход, использовавшийся для погашения экстренных расходов, в частности строительства крепостей в 1530-е гг. и финансирования многочисленных военных операций во второй половине XVI в.

Принципиальную реорганизацию государственного аппарата провел Иван IV. Дворцовыми делами стал заниматься Большой двор, а практически все функции государственного управления сосредоточивались в Большом приходе. Его компетенция распространялась на всю территорию России, что вызывало осложнения в работе. Поэтому Большой приход был разделен на четыре четверти, во главе каждой стоял дьяк. К четвертям приписывались главные русские города - Владимир, Галич, Новгород, Устюг. Четверти стали носить названия городов. Реформа Ивана IV была продиктована потребностями финансового управления. Главное назначение четвертей состояло во взимании налогов. Вся их организация имела финансовый характер, поэтому можно говорить о них как об органах финансового управления. На высшем уровне финансовые вопросы решались Земским собором, Боярской думой - коллегиальными органами, имевшими совещательный характер.

Указ 1550 г. ввел два ограничения местничества. Первое касалось молодых аристократов. Их нельзя было в 15 - 18 лет (а с 15 лет начинали службу) назначать воеводами, а дать низкое назначение тоже было невозможно: "поруха" чести. Было решено, что служба молодых людей на невысоких должностях не считается прецедентом. Произошло явное "огосударствление" местничества <*>.

<*> Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

В 1555 - 1556 гг. было принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне, если вотчины или поместья феодалов были большими, то владелец должен выводить с собой вооруженных холопов <*>.

<*> Нефедов С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: Османское влияние // Вопросы истории. 2002. N 11.

В 1550 г. был принят новый Судебник. Судебник закреплял создание в Московском государстве "праведного" (справедливого) суда, контролируемого "лучшими людьми" из данного сословия на местах. Однако до создания постоянных верховных сословно-представительных учреждений дело не дошло.

Целям укрепления государственной власти должна была служить реформа церкви. Царь хотел получить санкцию церкви на государственные преобразования и в то же время принять меры к подчинению церкви и ограничению ее привилегий и земель.

Система реформ, предпринятых фактическим правительством в конце 40 - 50-х гг. XVI в., по самой своей сути была изначально связана с идеей ограничения царской власти "мудрым советом", то есть той или иной формой представительства, выражающей в отличие от кастовой Боярской думы интересы служилой массы и верхов посада.

Пути развития государства после Смуты определялись задачами восстановления страны. Стране требовалась централизация управленческой власти, чтобы преодолеть развал налоговой системы, упадок хозяйства, разгул преступности, снижение обороноспособности. Постепенно в руках царя сосредоточивалась полнота верховной, законодательной, исполнительной и судебной власти. Центральные государственные учреждения, называемые приказами, подчинялись непосредственно царю. При первых Романовых система приказов разрасталась по мере усложнения административных задач.

Они не являлись в полном смысле центральными органами, так как, кроме функций центрального управления, они управляли провинцией, решали вопросы функционирования царского двора. Вообще трудно было представить себе нечто более бессистемное, чем приказы. В руководстве приказами также отсутствовала строгая система. Например, Приказ большой казны возглавлялся думным боярином, Приказ Нижегородской четверти - посольским думным дьяком, Приказ городской четверти - думным дворянином. Структура каждого приказа тоже была разной <*>. Учреждались приказы по указаниям царя. Поручая кому-либо ведение определенных дел, царь мог образовать новый приказ, во главе которого и становилось это лицо. Он даже мог называться именем человека, которому было поручено ведение дела <**>. Если возникали новые дела, требующие специального управления или контроля, то они также приводили к возникновению нового приказа, а не поручались уже существующим. Такое положение можно объяснить авторитарным типом Русского государства и характерным для него недоверием центральной власти к своим подданным.

<*> Там же.
<**> Берендтс Э.Н. О прошлом и настоящем русской администрации. СПб., 1913. С. 25.

Непосредственным исполнением, претворением в жизнь постановлений центральной власти занимались дьяки, составлявшие основной штат государственных учреждений. Русский историк Н.М. Карамзин писал: "Как в сих, так и в областных учреждениях главными действователями были дьяки-грамотеи. Умея читать и писать лучше других, зная твердо законы, предания и обряды, дьяки и приказные люди составляли особый род слуг государевых" <*>. Дьяки представляли собой административную интеллигенцию, бюрократию, "плодящую бумаги, канцелярские обороты, склонную к волоките и посулам... и на которую громко жаловались воеводы и народ" <**>.

<*> Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 9. М., 1993. С. 180.
<**> Берендтс Э.Н. Указ. соч. С. 24.

А. Лаппо-Данилевский справедливо утверждал, что податная система Московского государства "не вызвана была творческой деятельностью теоретической мысли; она сложилась под влиянием долговременного процесса, постепенного нарастания и определения потребностей великого князя, его вольных, невольных слуг и государства в связи с развитием способов и средств, направленных к удовлетворению этих потребностей" <*>. Главным в этом процессе был переход от многочисленных и непостоянных налогов и сборов к системе имущественного обложения.

<*> Лаппо-Данилевский А. Организация прямого обложения в Московском государстве со времени Смуты до эпохи преобразований. СПб., 1890. С. 1.

В финансовом отношении весь народ делился на класс людей, свободных от податей, и на тех, кто платил подати - податный класс. К первому относилось сословие княжеских слуг - людей служилых, дворянство, духовенство, как черное, так и белое, люди, собственно податные, но освобожденные по каким-либо причинам от платежа податей, - люди обеленные.

Ко второму классу, податному, относилось сословие промышленных людей - городских обывателей и сословие земледельцев.

В Русском государстве существовал следующий порядок сбора налогов. Местные власти составляли проект доходов и расходов по своей области, который назывался сметным списком. Иногда проекты отдельных местностей - уездов соединялись в единый областной бюджет. Русский правовед М.Ф. Владимирский-Буданов предполагал, что уже в XVII в. существовал единый общегосударственный бюджет <*>. Из центра в область направлялись сведения о сумме, которую надлежало перечислить в государственный бюджет. Земские органы распределяли ее по округам. Это называлось "разруб". "Если округ включал в себя несколько волостей, а иногда целый уезд, то предварительная раскладка, которая называлась "развод", производилась в центре уезда уездным старостой или съездом волостных старост <**>. В разводе участвовали представители волостей. В волостях, этой низшей территориальной единице, сумма налога распределялась выборными волостными и представителями крестьян между непосредственными плательщиками. На Руси имели место экстраординарные налоги. Для их сбора на места высылались специальные сборщики, которые оценивали имущество плательщиков и в зависимости от его количества и ценности определяли размер налога. Собранные таким образом деньги доставлялись в уездный город, в съезжую избу. Иногда сами плательщики доставляли деньги в Москву. Процесс собирания налогов подлежал контролю со стороны воеводы, который почти всегда злоупотреблял своей властью в целях личного обогащения.

<*> Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1909. С. 204.
<**> Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1909. С. 204.

Таким образом, в XVII в. в России формируется финансовая система - основную часть налогов составляют денежные изъятия. "Прямые налоги не были главной статьей государственных доходов, первое место в бюджете занимали косвенные налоги" <*>. В 1680 г. на долю косвенных налогов приходилось 56% всех денежных доходов государства, а на долю прямых обыкновенных - 24,6% <**>.

<*> Лещенко П.И. История народного хозяйства СССР. С. 82.
<**> Рудченко И. Исторический очерк обложения торговли и промыслов в России. С. 49.

При всех видимых недостатках финансового управления Российское государство не становилось банкротом, напротив, в отдельные периоды финансовое его состояние было вполне удовлетворительным. Это можно объяснить тем, что экономические отношения в России были достаточно просты, даже примитивны. Они строились на натуральном хозяйстве, товарно-денежный обмен был неразвит, большинство населения денег не знало. Связь с центром поддерживалась весьма слабо. Кредитная система вообще отсутствовала. Простота экономической структуры и, как следствие, - простота социальной жизни не требовали сложного финансового механизма.

Таким образом, в истории образования Российского государства вокруг Москвы можно выделить шесть этапов.

На первом этапе (1301 - 1389) происходит возвышение Москвы, борьба между княжествами (Московским, Тверским, Рязанским, Суздальско-Нижегородским) за владимирский великокняжеский престол. В этой борьбе победило Московское княжество. Под знаменами московского князя Русь победила татаро-монголов на Куликовом поле.

На втором этапе (1389 - 1462) идут внутренние распри между потомками московского князя Дмитрия Донского (война второй четверти XV в.). Происходит усиление власти великого князя.

На третьем этапе (1462 - 1533) завершилось политико-территориальное формирование Российского государства при московских князьях Иване III и его сыне Василии III.

На четвертом этапе (1533 - 1598) была проведена реформа денежного обращения, происходит развитие централизованного государственного управления, совершенствование финансовой системы и финансовой политики Московской Руси.

На пятом этапе (1598 - 1613) завершился период реформ, который сменился Смутным временем.

На шестом этапе (1613 - конец XVII в.) - приход к власти дома Романовых, восстановление Российского государства и развитие финансовой системы (развитие приказов).