Мудрый Юрист

Конституционно-правовое закрепление принципа светскости образования: содержание и практика реализации

Савва Сулака Сергеевич - студент юридического факультета Московского городского педагогического университета (МГПУ), эксперт Института свободы совести.

Конституция РФ провозглашает Россию светским государством. Никакая религия в РФ не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Основами конституционного строя также являются идеологическое многообразие и равенство общественных объединений перед законом <*>. Нормы Конституции распространяются на все сферы общественной жизни, в которых государство осуществляет свои функции, в том числе определяя светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с Основным законом принцип светскости определяется и в других нормативных правовых актах.

<*> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Ст. ст. 13, 14.

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации закреплен в Законе РФ "Об образовании", устанавливающем "светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях". Закон подчеркивает, что содержание образования должно способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений <*>.

<*> Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". П. 4 ст. 2, п. 4 ст. 14.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" закрепляет, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а религиозное объединение не выполняет функций органов государственной власти, государственных учреждений и органов местного самоуправления <*>.

<*> Федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Ст. 4.

Закрепление светскости образования имеет место также в ряде подзаконных актов. В частности, Типовое положение об общеобразовательном учреждении гласит, что "деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования" <*>.

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 "Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении". П. 4.

Теперь представляется возможным определить правовое содержание требований светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях:

  1. недопустимость установления какого-либо мировоззрения, в том числе религиозного, в качестве обязательного в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  2. недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями; недопустимость передачи религиозным и общественным объединениям полномочий и функций администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  3. обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести и слова; недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
  4. недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов;
  5. недопустимость направленности образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.

Принцип светскости образования является одной из гарантий реализации человеком свободы совести, так как только в условиях светского образования человеку предоставляется свобода выбора мировоззрения и устраняется угроза дискриминации по религиозным основаниям.

В случае нарушения требований светскости возникают препятствия для реализации свободы совести и свободы вероисповедания.

Свобода совести и свобода вероисповедания гарантируются каждому Конституцией РФ, ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также другими законодательными актами. "Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" <*>.

<*> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Ст. 28; Федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Ст. 3.

Национальные правовые нормы в сфере свободы совести основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права, содержащихся в первую очередь в документах, принятых Организацией Объединенных Наций и Советом Европы:

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. ст. 18 и 19);

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. ст. 18 и 19);

Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г.;

Конвенция о правах ребенка 1989 г. (ст. ст. 12, 14 и 24);

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. ст. 9 и п. 1 ст. 10 и другие.

А.С. Ловинюков определяет содержание свободы совести как "сложную правовую категорию, состоящую из взаимосвязанных между собой 10 структурных элементов: 1) права исповедовать любую религию; 2) права совершения религиозных обрядов; 3) права менять религию; 4) права не исповедовать никакой религии; 5) права пропаганды религии; 6) права вести атеистическую пропаганду; 7) права на благотворительную деятельность; 8) права на религиозное образование; 9) культурно-просветительской религиозной деятельности; 10) равенства перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии" <*>.

<*> Ловинюков А.С. Свобода совести (анализ, практика, выводы) // "Государство и право". 1995. N 1. С. 26.

Реализация права человека на свободу совести и свободу вероисповедания обеспечивается и гарантируется государством путем установления уголовной ответственности за нарушение данных свобод <*>.

<*> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Ст. ст. 136, 138.

Составной частью права на свободу совести является право на получение религиозного образования. Международные акты устанавливают как право граждан на религиозное образование, так и право родителей на выбор образования и воспитания детей в соответствии со своими убеждениями.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. устанавливает, что "родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей" <*>.

<*> Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена Резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи 10.12.1948). Ч. 3 ст. 26.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает, что "участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями" <*>.

<*> Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966. Ч. 4 ст. 18.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. закрепляет, что "участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями" <*>.

<*> Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966. Ч. 3 ст. 13.

В Декларации ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г. развиваются положения, закрепленные в документах ООН общего значения, которые приведены выше, а также употребляется понятие "интересов ребенка", которые являются руководящим принципом. "Если ребенок не находится на попечении своих родителей или законных опекунов, то принимаются должным образом во внимание выражаемая им воля или любые проявления воли в вопросах религии или убеждений, причем руководящим принципом являются интересы ребенка" <*>.

<*> Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (принята и провозглашена Резолюцией 36/55 А Генеральной Ассамблеи 25.11.1981).

Декларация содержит понятие дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц. Под дискриминацией подразумевается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод.

Статья 4 Декларации обязывает государства принимать эффективные меры для предупреждения и ликвидации дискриминации на основе религии или убеждений в признании, осуществлении и реализации прав человека и основных свобод во всех областях гражданской, экономической, политической, социальной и культурной жизни. Все государства прилагают усилия по принятию или отмене законодательства, когда это необходимо, для запрещения любой подобной дискриминации, а также для принятия всех соответствующих мер по борьбе против нетерпимости на основе религии или иных убеждений в этой области <*>.

<*> Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (принята и провозглашена Резолюцией 36/55 А Генеральной Ассамблеи 13.11.1981). Ст. ст. 2, 3, 4.

На аналогичных правовых нормах базируется Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая Организацией Объединенных Наций в 1960 году.

Конвенция о правах ребенка ООН, принятая в 1989 г., гласит: "государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка" <*>.

<*> Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, вступила в силу 02.09.1990). П. 2 ст. 14.

Международно-правовым положениям корреспондирует ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" - "каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими" <*>. С учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания воспитание и образование ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими. Закон предусматривает возможность получения религиозного образования в двух формах.

<*> Федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Ч. 1 ст. 5.

Первая форма заключается в том, что религиозное образование по желанию родителей либо лиц, их заменяющих, дети получают в образовательных учреждениях, которые создаются религиозными организациями в соответствии с законодательством и их уставом <*>. Гарантом получения религиозного образования в такой форме выступает государство. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

<*> Там же. Ч. 3 ст. 5.

Вторая форма получения религиозного образования заключается в следующем. "По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы" <*>.

<*> Федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Ч. 4 ст. 5.

В развитие данной нормы Федерального закона в июле 2003 г. Министр образования РФ В.М. Филиппов издал Приказ "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ". В Приказе четко прописаны действия верующих, желающих обучать детей основам их вероучения. Можно выделить необходимые признаки данной формы получения религиозного образования:

<*> Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.07.2003 N 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ" (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.08.2003. N 4955).

Таким образом, действующее законодательство допускает религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в формах, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права и носят конституционный характер.

Гарантируя получение религиозного образования, государство обеспечивает право на свободу совести в части, касающейся сферы образования, не создавая дискриминации на основе религии или иных убеждений.

По мнению С.А. Бурьянова, сопредседателя Института свободы совести, религиозного образования без ориентации на ту или иную религию не существует. Также, по его мнению, нельзя дать четкой дефиниции понятию "религиозного образования" в силу того, что правовое определение "религии" отсутствует, а религиоведческих определений более 200. Как следствие возникают ошибочные отождествления светскости с секуляризмом и атеизмом, деление населения на "верующих" и "неверующих", выделение "традиционных" конфессий и им противоположных.

С юридической точки зрения максимально корректным является определение светского характера государства (включая сферу образования) как мировоззренчески нейтрального, равноудаленного, безоценочного, т.е. не отдающего предпочтения вообще никакому мировоззрению <*>. В современной России имеют место направляемые "сверху" попытки подменить законодательно закрепленное право каждого на религиозное образование некоей антиконституционной обязанностью государства финансировать конфессиональное образование для избранных ("традиционных") религиозных организаций. Правовых критериев традиционности создать невозможно, следовательно, "нетрадиционно" верующие ущемляются в правах, а конституционные нормы о свободе совести, светском государстве, равенстве религиозных объединений остаются нереализованными.

<*> Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Проблемы реализации свободы совести и тенденции в отношениях государства с религиозными объединениями в России. М., Институт свободы совести, 2004. С. 160 - 166.

Данные процессы, происходящие в системе государственного образования России, представляются не соответствующими действующей Конституции РФ и не позволяют называть Российское государство мировоззренчески нейтральным, т.е. светским.

В последние годы в различных субъектах РФ получило распространение преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов православной направленности.

В 1999 г. был заключен Договор "О сотрудничестве Министерства образования РФ и Московской патриархии Русской православной церкви" и создан Координационный комитет по взаимодействию министерства с МП РПЦ. К сожалению, некоторые эксперты считают, что Договор носит декларативный характер, и не придают ему должного значения. Между тем большая часть того, что составляет предмет Договора, уже реализовано либо на федеральном уровне, либо во многих регионах. Ниже приводятся некоторые положения Договора:

<*> Договор "О сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви" от 02.08.1999.

В соответствии с п. 4.2. Договора орган государственной власти обязуется предоставлять негосударственной (общественной) организации "всю информацию" и соблюдать "конфиденциальность" в отношении полученной информации.

Данный Договор является неконституционным, в силу нарушения нормы об отделении религиозных организаций от государства и равенстве между собой. Думается, что исламские, буддийские и другие религиозные организации согласились бы заключить подобные договоры с Министерством образования РФ, к примеру, для создания совместных телевизионных программ и т.п. Однако такой договор заключен только с МП РПЦ. Причем это говорит о политической воле определенных властных групп, нежели о масштабном наступлении РПЦ на государство.

Подобный договор о сотрудничестве с РПЦ заключало в 1994 г. и Министерство обороны РФ. В условиях воинской дисциплины проводятся религиозные церемонии (освящение знамен, ракет, подводных лодок и т.д.), что противоречит Конституции РФ. В 1994 - 1997 гг. договоры с РПЦ подписали также ФПС и ФАПСИ.

В начале 2002 г. был издан учебник А.В. Бородиной "Основы православной культуры", рекомендованный Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и МП РПЦ и одобренный Московским институтом повышения квалификации работников образования: "Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования и Московской Патриархии Русской православной церкви". Данная формулировка имеет двойное положительное значение для Министерства образования РФ. Во-первых, Федеральный экспертный совет Министерства не принимал учебник А.В. Бородиной на экспертизу, а значит, Министерство ни при чем. Во-вторых, формулировка "рекомендовано" вводит в заблуждение учителей и администрации учебных заведений, а значит, поддержка данного курса обозначена <*>.

<*> См. подробнее позицию сторонников курса: Отзыв к. и. н. О.В. Кириченко, к. и. н. Г.Н. Мелеховой и кандидата культурологии И.В. Моклецковой от 06.03.2003 по поводу курса "Православная культура" и учебного пособия А.В. Бородиной "Основы православной культуры" (http:// moseducation.narod.ru/st/melehova/004.htm).

В 2002 - 2003 учебном году курс "Основы православной культуры" стал активно внедряться во многих регионах, особенно после инструктивного письма Министерства образования РФ о преподавании "Основ православной культуры", подписанного Министром культуры В. Филипповым 22 октября 2002 г.

Так называемая "Пояснительная записка" письма говорит, что "реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях в соответствии с настоящим примерным содержанием обеспечивается культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры. Тезис о культурологическом содержании предъявляемых знаний в ходе преподавания ОПК мифичен в силу специфики курса. Тем более, что сами юристы РПЦ в комментарии к ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" отметили, что полноценное преподавание религиозной традиции, в том числе в форме основ религиозной культуры, предполагает "благоговейное" отношение к предмету изучения. Значит, учитель должен преподавать этот предмет не с нейтральных культурологических позиций, а как человек верующий, признающий истинность преподаваемого вероучения. Также полноценное обучение религии, с точки зрения церкви, трудно представить без проведения религиозных обрядов <*>.

<*> Русская православная церковь и право: комментарии. М., 1999. С. 319.

Одной из основных целей учебно-воспитательной деятельности при изучении православной культуры является реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении. Представляется, что данная цель может быть реализована только при полном соблюдении принципа светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с этим письмом "учебные курсы православной культуры включаются в учебный план общеобразовательной школы на всех образовательных ступенях по концентрической модели". В начальной, основной и старшей школах учебный предмет "Православная культура" преподается в виде основного и (или) виде ряда учебных курсов, ориентированных на отдельные аспекты православной культуры. "Изучение православной культуры может проводиться за счет часов, выделяемых в учебном плане на образовательные области "Обществознание", "Филология", "Искусство", часов регионального (национально-регионального) компонента образования, часов компонента образовательного учреждения" <*>. В данном случае о факультативности предмета и о праве свободного выбора его обучения, о чем упоминалось в пояснительной записке, не может идти речи.

<*> Письмо Министерства образования Российской Федерации 22.10.2002 N 14-52-876ин/16 "О примерном содержании образования по учебному предмету "Православная культура". П. 2.3. Приложения.

После опубликования данного письма и вступления в юридическую силу в СМИ, в научных кругах, в среде правозащитников началась дискуссия о том, что практика введения "Основ православной культуры" отныне примет массовый характер во всех регионах страны. Сторонниками введения ОПК выступили члены Консультативного совета "Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества" при Департаменте образования г. Москвы, среди которых И.В. Понкин, И.В. Метлик, В.В. Абраменкова и др. <*> Также среди тех, кто поддерживает курс ОПК, естественно, необходимо назвать РПЦ в лице ее руководителей и священнослужителей <**>.

<*> Понкин И.В. Правовые основы светскости и образования. М.: Про-Пресс, 2003. 416 с.; Метлик И.В. Изучение религии в системе образования // Педагогика. N 7. 2003.
<**> Чаплин В., протоиерей. Школа должна уважать мировоззренческий выбор человека // Независимая газета. 2002. 28 ноября; Вигилянский В., священник. СМИ и православие. Информационные войны вокруг "Основ православной культуры" // Новый мир. 2003. N 9.

В монографии "Правовые основы светскости государства и образования" доктор юридических наук И.В. Понкин анализирует и дает оценку таким понятиям, как светскость государства и образования, религиозное образование, светское образование. Понимание принципа светскости образования Понкиным обусловлено и предопределено определением светского характера государства. Понкин полагает, что понятие "светский характер" не содержит указания на "равноудаленность государства от всех религиозных объединений" или вообще какую бы то ни было удаленность. По его мнению, "удаленность", "равноудаленность" - это неправовые термины полуабстрактного характера, непригодные для корректного, содержательного и ясного описания взаимоотношений между государством и религиозными объединениями <*>. Слишком неопределенной и юридически некорректной Понкин также считает научную позицию Мирошниковой Е.М., которая в основу отношений государства и религиозных объединений положила четыре признака нейтралитета: "1. Нейтралитет как невмешательство; 2. Нейтралитет как неидентификация; 3. Нейтралитет как равенство в шансах. 4. Нейтралитет как отказ от привилегий" <**>. Отрицание мировоззренческого нейтралитета государства в отношениях с религиозными объединениями является следствием конфессиональной ориентированности автора и влечет в итоге искаженные представления о светскости.

<*> Понкин И.В. Правовые основы светскости и образования. М.: Про-Пресс, 2003. С. 26.
<**> Мирошникова Е.М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ // Мировой опыт государственно-церковных отношений. С. 83 - 84.

Доктор наук И.В. Понкин, не считая "равноудаленность" государства от какого-либо мировоззрения потенциально правовым термином, однако проводит в работе деление религиозных организаций на "традиционные религиозные организации" и "нетрадиционные для России религиозные организации" <*>. Естественно, что ни одного правового критерия выделения "ТРО" автор не приводит, так же как и не приводит религиоведческих оснований выделения. В некоторых случаях термин "традиционная религиозная организация" употребляется без кавычек <**>. Как следствие, автор констатирует, что "принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает предоставление тем или иным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями", а также что "в светском государстве возможно выделение государством ТРО (у автора без кавычек), наделение их соответствующим конституционно-правовым статусом и расширенное сотрудничество с ними" <***>.

<*> Понкин И.В. Правовые основы светскости и образования. М.: Про-Пресс, 2003. С. 138.
<**> Понкин И.В. Правовые основы светскости и образования. М.: Про-Пресс, 2003. С. 27.
<***> Там же. С. 138.

И.В. Понкин не считает нарушением светскости финансовую помощь государства отдельным религиозным объединениям. При этом он ссылается на авторитетное для него мнение "последовательного приверженца американской модели взаимоотношений между государством и религиозными объединениями" К. Дурэма. При этом автор опускает тот факт, что Дурэм является руководителем конфессионально ориентированной научно-исследовательской структуры, что предопределяет его выбор между интересами своей религии и научной истиной.

В соответствии с секулярным пониманием светскости государства И.В. Понкин раскрывает термин "светское образование": любое образование, не связанное с обучением или навязыванием какой-либо религии или нерелигиозных идеологий, не направленное на узкопрофильную подготовку служителей культа, не включающее в себя проведения богослужений, религиозных обрядов или церемоний. Автор включает в состав религиозного образования как непосредственно обучение религии, так и преподавание знаний о религии. Хотя соотносить религиозное образование и преподавание знаний о религии как целое и часть является ошибочным в силу того, что они образуют две самостоятельные формы образования. Как негативное и антиконституционное следствие, в рамках преподавания знаний о религии И.В. Понкин допускает смешанную форму этноконфессионального образования в составе этнокультурного образования - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной религии (у автора без кавычек), как неотъемлемой части национальной культуры <*>. На данном примере вновь проявляется конфессиональная ориентация и заинтересованность доктора юридических наук И.В. Понкина.

<*> Там же. С. 260 - 265.

Общественное мнение вынудило Министерство образования пересмотреть свою политику, касающуюся введения ОПК в школах, а также откреститься от "некорректных" высказываний Министра В. Филиппова.

Так, 3 декабря 2002 г. появилось заявление пресс-службы Министерства образования РФ о преподавании "Основ православной культуры" в школах России, пояснившее, что ОПК не будет включаться в обязательное содержание для всех школ страны.

А в феврале 2003 г. Министерство образования направило письмо о дополнительных разъяснениях к письму Министерства образования от 22.10.2002 "О примерном содержании курса "Основы православной культуры". Разъяснения заключались в следующем:

  1. курс "ОПК" не является и не может быть обязательным предметом; на его посещение должно быть дано обязательное согласие родителей;
  2. этот курс может вводиться только в каждой конкретной школе на основе решения совета школы, с участием родителей;
  3. курс "ОПК" должен реализовываться либо как факультативный курс вне сетки часов основных занятий, либо как спецкурс школьного компонента из числа предметов по выбору <*>.
<*> Заявление пресс-службы Министерства образования РФ о преподавании "Основ православной культуры" в школах России от 03.12.2002 (см.: http://www.religare.ru/print7637. htm/documentl229.htm); письмо Министерства РФ от 13.02.2003 N 01-51-013ин "О дополнительных разъяснениях к письму Министерства образования РФ от 22.10.2002 N 14-52-87ин/16 "О примерном содержании курса "Основы православной культуры".

В письме отмечается, что Министерство образования РФ планирует подготовить на конкурсной основе в 2003 - 2004 годах примерную программу и учебную литературу по предмету "История и культура мировых религий". Этот курс также будет рекомендован для изучения факультативно или как спецкурс по выбору.

В соответствии с заявленным 9 августа в Министерстве образования и науки под председательством министра прошло совещание, где было принято решение дождаться разработки учебника "Основные религии мира", который должен разработать Институт всеобщей истории РАН.

Осенью 2005 г. директор Института всеобщей истории РАН академик А. Чубарьян сообщил о завершении работы над школьным учебником "История религий" <*>. По словам Министра образования и науки РФ А. Фурсенко, учебник будет одобрен и принят в течение 2005 года. "В данный момент "История религий" проходит экспертизу во всех религиозных конфессиях, представленных в России", - уточнил он. "Мы надеемся, что никаких возражений в адрес этого учебника не будет", - подчеркнул Фурсенко <**>.

<*> Петров А. Учебник, которого ждут // НГ-Религии. 21 сентября 2005.
<**> Министр образования полагает, что в этом году будет одобрен и принят учебник "История религий" // http://www.sedmitca.ru/index.html?sid=158&did=27204&call_action=popup1(topic).

Государственная система образования, кроме всего прочего, призвана формировать у подрастающих поколений высокую культуру межнационального и межконфессионального общения, которая включает в себя осознанную необходимость проявлять чуткость и такт в отношении людей любой национальности и мировоззренческой ориентации. Учебные предметы гуманитарного цикла должны способствовать решению этой задачи. Следовательно, мировоззренчески нейтральным путем является внедрение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях курсов религиоведения.

Можно привести следующий пример. Петербургские ученые провели опрос учащихся старших классов 11 школ и установили, что в тех негосударственных школах, где преподается религия на основе христианства, резко возрастает (с 5 - 8% в обычных школах до 30 - 70%) количество тех, кто на вопрос, чем отличается христианство от других религий, отвечают: "Тем, что это истинная религия" <*>.

<*> Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования). Вып. 1. СПб. 2002. С. 75 - 76.

В настоящее время основы православной культуры и аналогичные курсы изучают школьники в Краснодарском и Ставропольском краях, Удмуртии, Самарской, Калужской, Владимирской, Кировской, Курганской и Свердловской областях. В большинстве случаев областная или городская администрация активно поддерживает это курс <*>. Власти крупных регионов, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, отказались от введения курса "ОПК" уже в 2003 - 2004 учебном году.

<*> Луховицкий В.В. Религиозное образование в светской школе. Сборник статей: "Пределы светскости". М.: Центр "Сова", 2003. С. 146 - 161.

В феврале 2006 года прошли ежегодные вот уже четырнадцатые по счету Рождественские чтения, устраиваемые РПЦ при поддержке Министерства образования и науки РФ. В своем "Слове" на пленарном заседании чтений Патриарх Московский и Всея Руси высказал мнение, что религиоведение является "сугубо информативным знанием, которое не сможет посеять семена добра в детской душе, приобщить ее к нравственному опыту прежних поколений". Также патриарх отметил "приток людей из-за рубежа" и заявил, что "мы с радостью приемлем всех желающих приобщиться к Истине Христовой... надеюсь, что государственная власть со вниманием отнесется к вопросу инкультурации своих потенциальных граждан. Не последнее место в этой работе может занять обучение основам православной веры и культуры".

В докладе Министра образования и науки А.А. Фурсенко говорится, что государству, церкви (по контексту доклада - РПЦ), гражданскому обществу "необходимо объединить усилия в вопросах, связанных с воспитанием детей и молодежи, что на сегодняшний день является одним из важнейших приоритетов системы образования" <*>.

<*> http://www.prokimen.ru/article_842.html.

В рамках чтений три дня работала секция "Основы православной культуры в системе образования" под председательством Бородиной А.В. и сопредседательством сановников РПЦ. Участники секции единогласно от имени российской общественности осудили государственно-культурную политику как "дискриминационную по отношению к традиционным отечественным ценностям, по отношению к православию и по отношению к русской культуре и русскому народу, а также не соответствующую интересам нации, таким образом, способствующую экстремизму и деградации населения". Также по единогласному мнению участников секции "курс "Основы православной культуры" должен быть введен в федеральный компонент образования, а прошедшие успешную апробацию в Москве и регионах России программа и учебно-методический комплект А.В. Бородиной должны быть рекомендованы для использования по названному курсу" <*>.

<*> http://www.prokimen.ru/article_1907.html

В данном случае некорректное отождествление православной части общества со всей российской общественностью сочетается с явной подменой фактов. Как говорилось выше, в Москве уже в 2003 - 2004 гг. отказались от внедрения ОПК в школах, следовательно, ни о какой успешной апробации курса речи идти не может.

О прогрессирующем внедрении ОПК и состоянии дел в других регионах можно было убедиться на конференции "Православная культура в общеобразовательной школе: пути и методы преподавания", также прошедшей в рамках Рождественских чтений. В конференции приняло участие более 200 человек из 51 региона России, было заслушано более 40 докладов и выступлений. В основном выступающие делились информацией, как преподается ОПК либо аналогичный предмет православной направленности в образовательных учреждениях различных регионов с целью выработки общей методики преподавания. Ключевым решением, содержащимся в итоговом документе конференции, было создание Общественного научно-методического совета по духовно-нравственному образованию. Одной из основных задач Совета обозначена "информационная, научная, методическая, правовая поддержка и развитие практики изучения истории и культуры православия в российской системе образования, воспитания учащихся на основе традиционных духовно-нравственных ценностей" <*>. Порядок и источник финансирования деятельности данного Совета в итоговом документе, конечно, не урегулирован.

<*> http://www.prokimen.ru/article_l868.html

Вопрос о финансировании религиозного (конфессионального) образования вызывает наиболее острые и противоречивые споры, однако однозначный ответ на него находится в конституционно-правовом поле. Исходя из принципов свободы совести, светскости государства, равенства религиозных объединений и других взаимозависимых принципов, составляющих основу строя, государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, в том числе религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Указанные выше негативные тенденции клерикализации государственного образования ведут к тому, что инакомыслящие налогоплательщики вынуждены оплачивать религиозное образование.

Еще один интересный факт прошедшей конференции, который свидетельствует об отрицании принципов светскости государства и образования, свободы совести и вероисповедания. Конференция, проходящая в государственном образовательном учреждении (Московский педагогический государственный университет) в учебное время, была открыта православной молитвой, сопровождающейся песнопением участников конференции.

Клерикализации оказалось подвергнутым и высшее государственное образование. Приказом Министерства образования N 686 от 2 марта 2000 г. в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей внесен стандарт по специальности "теология", разработанный при участии Свято-Тихоновского богословского института. В переводе с греко-латинского "теология" - это "богословие". Очевидно, что новое название ввели, чтобы скрыть от широкой общественности антиконституционный характер введения богословия в государственную систему высшего образования.

Несмотря на то, что в стандарте "Теология" лукаво говорится о светском характере подготовки специалистов теологии, она носит ярко выраженный конфессиональный характер - "теологии вообще" не бывает. Отсутствие конфессионального выбора студента лишает смысла процесс обучения теологии.

По тексту стандарта "предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство". Специалисты по теологии должны будут осуществлять свою профессиональную деятельность в государственных и муниципальных образовательных учреждениях как преподаватели; в воспитательной работе с детьми и молодежью и в группах социальной адаптации и реабилитации; в составе экспертных комиссий и в качестве независимых экспертов. Подготовка специалистов теологов осуществляется за государственный счет. Потребность в теологах очевидна - конфессионально ориентированные предметы в школе требуют соответствующих кадров для их преподавания.

Аргумент сторонников клерикализации сферы государственного образования о том, что только религия может исправить нравы, есть всего лишь маскировка. Можно сказать, что под предлогом "возрождения духовности" властные группы используют религию для удержания власти вообще и в избирательных технологиях в частности. И в таком положении РПЦ является лишь средством, нежели главным инициатором клерикализации власти и государства <*>.

<*> Бурьянов С.А. Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в федеральном избирательном цикле 2005 - 2004 года. М., Институт свободы совести, 2005.

Естественно, клерикализация системы государственного образования является выгодной и для конфессиональной бюрократии, в интересах которой нахождение на попечении государства и регулярное государственное финансирование. Вопрос об ответственности религиозных лидеров остается открытым и актуальным, ведь условием принадлежности религиозных организаций к институтам гражданского общества является их независимость от государства. В противном случае имеет место придаточный характер существования религиозных организаций по отношению к государству.

Становится очевидным, что антиконституционные процессы в сфере свободы совести и государственного образования приняли характер государственной политики и окончательно вышли из-под контроля общества. Власть систематически нарушает конституционные принципы свободы совести (ст. 28), светскости государства и равенства религиозных объединений перед законом (ст. 14), равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений (ст. 19), составляющие основу конституционного строя и конституционно-правового статуса личности.

Данные процессы клерикализации системы государственного образования являются отражением системного кризиса реализации свободы совести в РФ. Кризис затронул все уровни реализации: правотворчество, правоприменение, науку и образование.

Для реализации заложенных в Конституции принципов правового государства и гражданского общества основой демократии и стабильности в обществе должно быть не использование религии в политических целях и сакрализации власти, а создание условий для реализации свободы совести и принципов светского государства.