Мудрый Юрист

Проверки исполнения таможенного законодательства

В. Каплунов, первый заместитель прокурора Амурской области.

Амурская область расположена на границе с Китайской Народной Республикой, на ее территории действует Благовещенская таможня, в составе которой функционирует шесть пунктов пропуска, четыре таможенных поста. Протяженность границы области с КНР и зоны ответственности таможни составляет 1255 км.

Надзор за деятельностью таможенных органов, исполнением законов в сфере внешнеэкономической деятельности осуществляют прокуратура области, четыре специализированные транспортные прокуратуры.

Одно из направлений деятельности прокуратуры области - надзор за полнотой и своевременностью выявления и устранения причин преступлений, административных правонарушений в сфере таможенного дела.

Анализ работы таможни показывает, что на отдельных направлениях есть многочисленные нарушения.

Таможенные органы и служба финансово-бюджетного надзора области оказались не подготовленными к работе в новых условиях, в том числе непосредственно после внесения изменений в КоАП РФ в 2004 г.

Так, таможенные органы неоднократно направляли по подведомственности материалы проверок о нарушениях валютного законодательства экспортерами леса в территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Амурской области, которое, в свою очередь, необоснованно возвращало материалы в Благовещенскую таможню для принятия окончательных решений по делам.

Потребовалось вмешательство прокуратуры области для вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, чтобы, например, ООО "Сиблеспром", индивидуальный предприниматель Сафронов не ушли от ответственности за несвоевременное поступление валютной выручки по экспорту леса.

По итогам рассмотрения постановлений прокурора области Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора ООО "Сиблеспром" привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму свыше 3 млн. руб., Сафронов привлечен к ответственности также в виде штрафа на сумму в 240 тыс. руб.

Несмотря на ежегодное увеличение объемов экспорта леса, числа участников внешнеэкономических отношений, количество нарушений и дел об административных правонарушениях, возбужденных в таможенных органах в отношении экспортеров леса, снизилось почти на 40%.

С введением в действие нового Таможенного кодекса значительно упростилась процедура таможенного оформления, в соответствии с которой досмотр леса в местах погрузки не обязателен, а может проводиться только непосредственно на границе с РФ. В этой связи и с учетом количества и отдаленности мест отгрузки лесопродукции таможенный контроль практически не осуществляется. Последствия бездействия таможни - резкий спад выявленных нарушений в сфере экспорта леса.

Вместе с тем проверки показывают, что нарушения таможенного законодательства допускаются практически на всех этапах таможенного оформления леса. Выявляются несоответствия сведений, заявленных в ГТД, данным, содержащимся в документах, в декларациях ставятся отметки о проведении досмотра без его фактического проведения. Зафиксированы случаи, когда декларанты не указывают в ГТД полное наименование ввозимых лесоматериалов, их количество с разбивкой по сортам, диаметру, сорту древесины, в связи с чем невозможно установить фактическую стоимость лесоматериала и его соответствие информации о цене.

Прокуратурой области в феврале прошлого года создана межведомственная рабочая группа, координирующая деятельность правоохранительных органов области по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с контрабандой, в 2005 г. возбуждено два уголовных дела о контрабанде лесоматериалов, всего по итогам прошлого года возбуждено 26 уголовных дел о контрабанде (в 2004 г. - 15).

Особое место при осуществлении прокурорского надзора прокуратурой области отведено вопросам выявления фактов коррупции, должностных и иных преступлений, совершаемых сотрудниками таможни.

Так, по результатам общенадзорной проверки привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) таможенный инспектор Благовещенского таможенного поста, занизивший таможенную стоимость товара более чем на 500 тыс. руб. Также рассмотрено судом с вынесением обвинительного приговора уголовное дело, возбужденное по материалам общенадзорной проверки в отношении старшего государственного таможенного инспектора по факту получения взятки. Несмотря на актуальность выявления и пресечения правонарушений, связанных с перемещением через границу наркотических веществ под видом лекарственных средств, таможенные органы области практически не выполняли контролирующую функцию и на этом направлении.

В течение 2004 г. отдел административных расследований Благовещенской таможни осуществил производство всего по 7 делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу из КНР в РФ наркотических средств и сильнодействующих веществ.

В связи с этим органами прокуратуры общенадзорная деятельность на этом направлении в 2005 г. была усилена и направлена на максимальное выявление случаев перемещения наркотических, сильнодействующих веществ через границу, привлечение виновных лиц к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП.

В результате принятых мер в 2005 г. количество дел этой категории выросло более чем в три раза (с 7 в 2004 г. до 27 в 2005 г.), при этом 70% от общего количества дел возбуждено по постановлениям прокурора. Это говорит о том, что ранее надлежащего таможенного контроля при пересечении гражданами границы РФ не было.

В течение 2005 г. осуществлено производство по 8 делам об административных правонарушениях, возбужденных на основании определений должностных лиц Благовещенской таможни, и по 19 делам об административных правонарушениях, возбужденным на основании постановлений Благовещенского транспортного прокурора. Субъектами правонарушений были два гражданина КНР, незаконно переместившие в РФ наркотические средства, и 25 граждан РФ, незаконно переместивших сильнодействующие вещества.

С начала этого года вынесено 7 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях указанной категории в отношении 5 граждан РФ, незаконно переместивших сильнодействующие вещества и наркотические средства, и двух граждан КНР, незаконно переместивших сильнодействующее вещество и наркотическое средство. Должностные лица Благовещенской таможни по итогам первого квартала правонарушений в указанной сфере не выявляли. Приведенные данные свидетельствуют о возросшем числе выявленных в этой сфере административных правонарушений.

Острой проблемой, требующей постоянного прокурорского надзора, остается низкое качество проведения административных расследований должностными лицами Благовещенской таможни. Так, в течение 2005 г. по выявленным нарушениям административного законодательства в адрес руководства Благовещенской таможни было внесено 7 представлений, за первые месяцы текущего года - 3.

При этом в числе основных нарушений норм КоАП, допущенных Благовещенской таможней при осуществлении административных расследований, следует отметить: нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на ознакомление с определением о назначении экспертизы, а также прав на участие по делу переводчика для лиц, не владеющих русским языком; необеспечение полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств дела; несвоевременное направление копий постановлений по делам об административных правонарушениях правонарушителям; некачественное и неполное составление протоколов об аресте товаров; неустановление сроков для исполнения поручений, что влечет затягивание расследований; нарушение прав лица на присутствие при составлении протокола об изъятии вещей и документов и на получение его копии; недостоверное указание в постановлениях по делам об административных правонарушениях данных правонарушителей и др.

На незаконные постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в 2005 г., прокуратурой принесено 13 протестов.

Так, в нарушение ст. 25.1 КоАП, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело об административном правонарушении в отношении Ф. рассмотрено в его отсутствие. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела Ф. не направлялось, и он был лишен возможности принять участие в рассмотрении дела, знакомиться с его материалами, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными КоАП. На вынесенное Благовещенской таможней постановление по делу был принесен протест, который федеральным судом удовлетворен. При этом следует отметить, что по этому делу суд ранее уже отменял постановление о назначении административного наказания по жалобе самого Ф. в связи с ненадлежащим уведомлением его о времени и месте рассмотрения дела. По аналогичным основаниям было отменено и постановление Благовещенской таможни по делу об административном правонарушении в отношении Хэйлунцзянской компании по агентированию иностранных судов "Пенавико", опротестованное прокуратурой в Дальневосточное таможенное управление, что говорит о систематичности указанных нарушений.

В нарушение положений ст. 23.2 КоАП Благовещенской таможней было рассмотрено дело об административном правонарушении и привлечена к административной ответственности гражданка В., которая на момент совершения правонарушения не достигла совершеннолетия. При этом все процессуальные действия по делу проводились без законного представителя несовершеннолетней, что повлекло грубое нарушение ее прав и законных интересов.

Как следует из ч. 1 ст. 25.10 КоАП, в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками, необходимыми для перевода при производстве по делу об административном правонарушении. В соответствии с ч. 2 ст. 25.12 КоАП к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве переводчика не допускаются лица, если есть основания считать их лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе этого дела.

Однако в нарушение этих положений Благовещенской таможней к участию по делам об административных правонарушениях в качестве переводчика привлекалась заместитель начальника отдела административных расследований таможни, в перечень прав которой, определенных должностной инструкцией, входило осуществление контроля за обоснованностью возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении юридических, физических и должностных лиц, правильности ведения производства по делам, контроль за работой должностных лиц отдела административных расследований, проверка находящихся в производстве дел об административных правонарушениях. К числу должностных обязанностей относилось обеспечение всестороннего, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела об административном правонарушении и разрешения его в соответствии с законом. Таким образом, были все основания сделать вывод о том, что она является лицом, косвенно заинтересованным в исходе любого дела об административном правонарушении, где она участвовала в качестве переводчика. По выявленным нарушениям прокуратурой принесено 5 протестов на постановления по делам об административных правонарушениях, в которых принимало участие это должностное лицо, судом они рассмотрены и удовлетворены в полном объеме.