Мудрый Юрист

Международное сотрудничество в области электроэнергетики между электроэнергетическим советом СНГ и международными организациями, крупными интернациональными компаниями

Новикова Светлана Николаевна - соискатель кафедры международного права Российского университета дружбы народов (РУДН), советник председателя правления по правовым вопросам ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".

Увеличивающееся число специализированных международных организаций, усиление их активности на международном уровне, признание их авторитета со стороны государств доказывает утрату монополии государств как единственных субъектов международных отношений <*>.

<*> See: Peter J. Spiro New global communities: NGO in international decision-making institutions. Washington Quarterly, Winter, 1995. P. 49. See: Camilleri J., Falk J. The end of Sovereignly The politics of a shrinking and fragmenting world. Aldershot. UK. 1992. P. 32.

Все большее число государств начинает осознавать, что необходимо искать новые, во многом нетрадиционные подходы к решению проблем выживания человечества, созданию новых и реорганизации существующих механизмов для координации усилий не только государств в этом направлении, но и самого населения планеты. Сегодня реально существует и используется на региональном уровне возможность международных организаций, которая усиливает потенциал государства, повышает его авторитет в лице мирового общественного мнения и благоприятствует внешнеполитическим акциям правительств, что свидетельствует о признании государствами партнерской роли этих организаций.

Международные специализированные организации в процессе своей деятельности формируют и выражают общественные интересы различных по уровню развития стран, принимают участие в подготовке международных норм, используя свойственные им средства и методы, участвуют в судебных процессах международных судов, осуществляют контроль за соблюдением принципов и норм международного права, в некоторых случаях, по просьбе заинтересованных государств, выполняют функцию независимых беспристрастных арбитров в разрешении правовых споров <*>.

<*> Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния // Журнал российского права. 2002. N 1. С. 14 - 16.

Необходимо отметить, что при взаимодействии международных организаций и государств решение существующих проблем и международных напряженностей происходит намного быстрее и эффективнее, сотрудничество между организациями и государством в основном зависит от желания и воли государства, формирующих зачастую механизм взаимодействия с международной организацией.

После распада СССР и образования на его территории пятнадцати независимых государств проблема международного сотрудничества в сфере электроэнергетики и его нормативного регулирования приняла особую актуальность, что объясняется разрушением привычной хозяйственно-правовой электроэнергетической системы и необходимостью в довольно сжатые сроки конституировать новые принципы сотрудничества между государствами.

На конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро была принята концепция устойчивого развития современного мирового сообщества, где отмечалось, что современная цивилизация не может развиваться традиционным путем, который характеризуется нерациональным использованием природных ресурсов и прогрессирующим негативным воздействием сложившихся технологий на окружающую среду.

Государства сегодня несут ответственность за энергетическую безопасность общества, энергоснабжение стало безальтернативным условием жизнедеятельности современного общества <*>. Энергетическая безопасность является главнейшей составляющей энергетической стратегии каждого государства. Для ее укрепления и развития необходимо укреплять кооперацию и разумный баланс между топливно-энергетическими отраслями, сдерживать монополизм отраслей, наиболее сильно влияющий на всю экономику государств и уровень жизни людей.

<*> Классон М. Госконтроль за сетями // Мировая энергетика. 2004. N 2. С. 23 - 25.

О безопасности энергосистем нужно думать и для предотвращения возможных техногенных катастроф и аварий, чтобы государства не повторили печальный опыт американского "блэкаута", вогнавшего во тьму Север Америки и Канаду после непродуманных схем дробления энергетики. Отличительной особенностью государств СНГ является потенциальная возможность восстановления "единого энергетического пространства". Это объединение выгодно всем: ведь при параллельной работе энергосистем их издержки значительно снижаются, а надежность снабжения потребителей возрастает. Поэтому требуется сохранить и восстановить главное достижение электроэнергетики государств СНГ - единую объединенную энергосистему, целостную и монолитную, которая позволяет оптимально расширять интеграцию компаний и включать в нее все заинтересованные государства. Именно это условие позволит "прорубить "энергетическое окно" в Европу, Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток, другие страны, создаст наилучшие варианты взаимовыгодной торговли энергией" <*>.

<*> Катренко В. Узда для монополистов // Мировая энергетика. 2004. N 3. С. 28.

С точки зрения укрепления кооперации и развития разумного баланса между топливно-энергетическими отраслями различных государств интересно сотрудничество между международной отраслевой энергетической региональной организацией Электроэнергетическим Советом СНГ (ЭЭС СНГ) и международными отраслевыми энергетическими региональными организациями Европы.

18 ноября 1993 года было заключено "Генеральное соглашение о сотрудничестве в области электроэнергетики между Европейским объединением электроэнергетических предприятий (Евроэлектрик) и Исполнительным комитетом Электроэнергетического совета Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение).

Основой этого соглашения стали принципы Европейской энергетической хартии, подписанной в Гааге 17 декабря 1991 г. и "Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств", заключенное в Минске 14 февраля 1992 г. и подписанное 11 государствами, чьи энергетические предприятия вместе формируют объединенную энергосистему, связывающую Европу и Азию.

В Соглашении подчеркивается, что основная роль Евроэлектрик состоит в том, чтобы выработать общие позиции в отношении инициатив Европейского сообщества, касающихся деятельности электроснабжающих предприятий Сообщества. Евроэлектрик уполномочен его членами представлять их общие и согласованные позиции перед властями Европейского сообщества. В этой роли Евроэлектрик может использовать свое положение, чтобы действовать в интересах Исполнительного комитета ЭЭС СНГ, принимая во внимание политику Европейского сообщества по отношению к Исполнительному комитету.

Евроэлектрик признает Исполнительный комитет как рабочий орган ЭЭС СНГ, международной энергетической организации государств-участников СНГ.

В Соглашении отмечается, что одной из главных задач Исполнительного комитета является формирование программ вхождения в систему мирового энергетического хозяйства и установление деловых контактов для организации сотрудничества с международными энергетическими организациями. Для достижения этого стороны договорились об обмене информацией, проведении исследований, представляющих общий интерес, контактах между экспертами и специалистами и с другими профессиональными ассоциациями. Стороны рассматривают для сотрудничества все темы, так или иначе способствующие развитию электроэнергетических систем: технические, экономические, финансовые, управленческие или касающиеся организации структур, вовлеченных в условия рыночной экономики.

Евроэлектрик оставляет за собой право заключить двусторонние или многосторонние коммерческие соглашения с любыми партнерами, которых они могут выбрать в СНГ, и это действие не входит в противоречие с условиями сотрудничества, устанавливаемыми Соглашением.

Евроэлектрик может также давать советы Исполнительному комитету по его отношениям с Европейским сообществом.

На момент заключения Соглашения для сторон наиболее подходящими областями сотрудничества являются:

Стороны в своих действиях руководствуются принципами свободного обмена информацией - при условии, что она не носит коммерческого характера и сделает доступным другой стороне статистический материал, относящийся к энергетическим системам; отсутствие коммерческих контрактов, отсутствие каких-либо платежей в любом виде между сторонами Соглашения; гласность и выполнение совместных программ.

Для обеспечения гласности и выполнения совместных программ Исполнительный комитет и Евроэлектрик учреждают Совместный координационный комитет (СКК) из представителей каждой стороны. Согласованные программы и расходы должны быть одобрены Евроэлектрик и Исполнительным комитетом до того, как по ним начнется какое-либо практическое действие.

В 1999 году "Евроэлектрик" (Европейская ассоциация предприятий электроэнергетики) и ЮНИПЕД (Союз производителей и распределителей электроэнергии) объединились в единую международную неправительственную организация Евроэлектрик (European Union of the Electricity Industry, EURELECTRIC). Главной задачей Евроэлектрик является содействие объединению европейских энергосистем и развитию рыночных реформ электроэнергетики стран европейского региона.

Реализуя положения Соглашения о праве Евроэлектрик в регионе СНГ выбирать себе партнеров, в марте 1999 г. РАО "ЕЭС России" (субъект электроэнергетики Российской Федерации) <*> вошло в состав этой международной организации в качестве аффилированного члена. РАО "ЕЭС России" принимает участие в работе Совета директоров (в качестве наблюдателя), Координационного совета, рабочей группы "Систинт" и далее намерено активизировать свою роль в Евроэлектрик путем более активного участия в деятельности его технических комитетов и рабочих групп <**>.

<*> В настоящее время президентом ЭЭС СНГ является председатель Правления РАО "ЕЭС России".

Российское акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО РАО "ЕЭС России") было учреждено в целях обеспечения надежности энергоснабжения народного хозяйства и населения, повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" и от 15 августа 1992 г. N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" с уставным фондом не менее 49 процентов акций, принадлежащих Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" ОАО РАО "ЕЭС России" назначено организатором функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности). В настоящее время ОАО РАО "ЕЭС России" является крупнейшей электроэнергетической компанией в мире, обеспечивает производство около 70% электроэнергии и 32% тепла в России; в составе холдинга - 73 региональные компании и 32 крупные электростанции федерального значения; всего около 440 тепловых и гидроэлектростанций общей мощностью 197 ГВт. www.carbonfund.ru.

<**> www.rao-ees.n.ru

Евроэлектрик регулярно организует конференции, семинары и совещания по наиболее важным для электроэнергетики и злободневным темам. С участием РАО "ЕЭС России" в Варшаве была организована конференция "Навстречу общеевропейскому энергетическому партнерству". В 2003 году с участием российской стороны была проведена международная конференция в Брюсселе "Рынок электроэнергии от Лиссабона до Владивостока". В рамках сотрудничества между ЭЭС СНГ и Евроэлектрик были созданы совместные рабочие группы для анализа и дальнейшей гармонизации законодательства по рынку и охране окружающей среды, действующего в государствах Европейского союза и СНГ. В результате работы были сформированы совместные отчеты "Ключевые вопросы охраны окружающей среды для объединения электроэнергетических рынков ЕС и СНГ" и "Сравнение электроэнергетических рынков ЕС и СНГ" и вопросы подготовки дорожных карт по сближению экологических и рыночных ситуаций ЕС и СНГ.

29 ноября 1994 г. в Хельсинки было подписано "Генеральное Соглашение о сотрудничестве в области электроэнергетики между Исполнительным комитетом ЭЭС СНГ и Исполнительным комитетом Нордел".

Целью Соглашения является содействие и развитие сотрудничества между членами Электроэнергетического совета СНГ и членами Нордел посредством обмена информацией, проведения исследований, представляющих взаимный интерес, и обеспечения контактов между экспертами в определенных областях:

Нордел является консультативной, рекомендательной, некоммерческой ассоциацией, первоочередной задачей которой является создание условий для эффективного использования скандинавских систем производства и передачи электроэнергии.

В общем случае Соглашение о сотрудничестве между Исполнительным комитетом и Нордел не должно приводить к коммерческим контрактам. Затраты, связанные с совместной деятельностью и встречами, каждая сторона берет на себя, если не будет достигнуто иной договоренности.

Решением ЭЭС СНГ от 19 марта 2002 г. утверждена параллельная работа объединения энергосистем государств СНГ и ОЭС Балтии с объединением энергосистем государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы (TESIS) в качестве стратегической цели работы ЭЭС СНГ. ЭЭС СНГ в силу своих полномочий принял решение о создании Рабочей комиссии по подготовке к параллельной работе объединения энергосистем государств СНГ с Энергообъединением TESIS из полномочных представителей энергетических компаний заинтересованных государств Содружества. Главной задачей этой комиссии является проработка организационных, технических и правовых вопросов перехода на параллельную работу объединения энергосистем государств СНГ и ОЭС Балтии с Энергообъединением TESIS. ЭЭС СНГ назначил РАО "ЕЭС России" координатором данной работы. Этой Рабочей комиссии делегируются полномочия по взаимодействию с энергетическими организациями (UCTE и др.) и компаниями государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы.

ЭЭС СНГ обратился к руководителям электроэнергетики Латвии, Литвы и Эстонии с предложением рассмотреть вопрос об участии в организации параллельной работы объединения энергосистем государств СНГ и ОЭС Балтии с энергообъединением государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы (TESIS) с целью вхождения в состав Рабочей комиссии.

20 марта 2002 года в Варшаве состоялась совместная встреча Электроэнергетического совета СНГ, Объединения электроэнергетики ЕВРОЭЛЕКТРИК, УЦТЕ, БАЛТРЕЛ, где обсуждались возможности для более тесного сотрудничества между рынками электроэнергии и энергетическими системами, представленными упомянутыми выше ассоциациями.

Стороны отметили, что синхронное объединение энергосистем ЕЭС/ОЭС СНГ и ТЕСИС является наилучшим технологическим решением, которое следует считать сложной технологической, экономической и стратегической задачей, требующей тщательного технического и экономического исследования. УЦТЕ высказалось о намерении исследовать и обсудить со всеми заинтересованными сторонами технологические и эксплуатационные аспекты, связанные с развитием объединения Восток-Запад.

Стороны согласились:

Стороны решили поддержать активное развитие диалога между вовлеченными в процесс объединениями с целью определения лучшего решения и необходимых для развития энергообъединений мер. Координировать усилия, где это возможно и уместно, для продвижения данного диалога в политических и энергетических сферах. Организовывать ежегодные совместные встречи с тем, чтобы отслеживать и оценивать успехи, достигнутые в областях объединений, вопросах рыночной структуры и защиты окружающей среды, а также с целью определения мер, которые должны быть приняты по мере необходимости <*>.

<*> Сборник нормативных документов, регламентирующих взаимодействие государств - участников Содружества Независимых Государств в области электроэнергетики / М.: Исполнительный комитет Электроэнергетического совета СНГ, 2002. С. 140. См. также: Официальные материалы Электроэнергетического совета СНГ: www.energo-cis.org.

В целях реализации синхронного объединения энергосистем Восток-Запад в зоне ответственности Нордел разрабатывается совместный проект транспортировки электроэнергии из России в Финляндию по дну Финского залива. Проект предусматривает прокладку высоковольтного подводного кабеля по дну Финского залива для транспортировки до 8,7 млрд. кВт.ч электроэнергии (мощностью 1000 МВт) ежегодно. Длина кабеля составит 150 км. Проектом также предусмотрено строительство двух береговых конверторных станций для подключения к магистральным сетям высокого напряжения. Данный проект будет способствовать расширению рынка сбыта для российской электроэнергии и укреплению долгосрочных взаимовыгодных партнерских связей России и Финляндии. Проект позволит привлечь дополнительные инвестиции на строительство замещающих мощностей, повысит инвестиционную привлекательность Ленинградской области и создаст новые рабочие места <*>.

<*> www.lawtek.ru

В декабре 2004 г. решением конференции Энергетической хартии была создана Промышленная консультативная группа, которая представляет собой форум представителей ведущих мировых энергетических компаний и энергообъединений, банков, международных финансовых институтов и организаций. Промышленная консультативная группа создана с целью улучшения взаимодействия между промышленным сектором и органами государственного управления стран, участвующих в многостороннем сотрудничестве в рамках процесса Энергетической хартии. 7 апреля 2005 г. в Брюсселе состоялось 1-е заседание Промышленной консультативной группы Энергетической хартии, на котором присутствовали представители ЭЭС СНГ.

Сотрудничество в области электроэнергетики между ЭЭС СНГ и международными организациями заложило основу развития энергодиалога Россия - ЕС, в развитие которого между РФ и ЕС созданы рабочие тематические группы по энергоэффективности.

"Энергоснабжение" и "Энергопотребление" занимаются более детальным анализом вопросов производства, распределения и потребления энергии соответственно, а также выработкой мер по повышению энергоэффективности с учетом экономических, технологических и экологических аспектов. Стороны намерены сотрудничать в области совершенствования нормативно-правовой базы, включая тарифное регулирование и рыночные стимулы для повышения эффективности; создать региональные и местные инфраструктуры в области энергоэффективности; способствовать созданию экономических и финансовых стимулов для повышения энергоэффективности; использовать механизмы Киотского протокола для повышения энергоэффективности; нетрадиционные и возобновляемые источники энергии.

Необходимо отметить, что несмотря на возможность параллельной работы для 14 стран бывших республик СССР по итогам II квартала 2005 года в параллельном режиме работали 9 государств Содружества. Это объясняется различными политическими интересами государств-участников и новыми ориентирами. Так, Республика Армения работает изолированно от объединения государств СНГ и осуществляет обмен электроэнергией с энергосистемой Ирана, импорт электроэнергии составил 238,2 млн. кВт.ч (II квартал 2005 года). Энергосистема Туркменистана со 2 июня 2003 года работает изолированно от объединения стран СНГ в параллельном режиме с энергосистемами Ирана и Афганистана <*>. Периодически приостанавливается параллельная работа между Российской Федерацией и Украиной <**>.

<*> Бюллетень "Электроэнергетика стран СНГ" - Основные показатели работы энергосистем за II квартал 2005 года, с. 3 - 5, ЭЭС СНГ 2005.
<**> http://www.energo-cis.org

Кроме того, до настоящего времени не согласованы единые технические и технологические требования, правила, регламенты. Отсутствие технического единства характерно не только для региональных отношений в области электроэнергетики, но и для всего мирового рынка электроэнергетики. Исторически сложилось так, что именно через инициативу и взаимодействие посредством международных организаций можно разработать и согласовать единые нормативно-технологические требования, пользование которыми облегчит международное взаимодействие в электроэнергетики и увеличит его эффективность.

Впервые на региональном уровне ЦДУ (Прага) разработала глоссарий терминов, использованных в электроэнергетике (Glossary of terms used in electric power industry) в 2003 году, который в настоящее время не применяется. В 1996 году энергетический блок CENTREL разработал "Белую книгу", свод правил (по строительству и выполнению операций с оборудованием и системами управления и учета) для электрических перетоков между партнерами, входящими в CENTREL, а также между CENTREL и соседними энергосистемами. Этот документ содержит правила по вводу в эксплуатацию энергетического оборудования, используемого для управления и учета, на межгосударственных электрических перетоках, а также типовые договоры.

"Белая книга" относится к партнерам, взаимодействующим в рамках CENTREL, и к любым третьим участникам в отношении к объему, изложенному в контрактах, заключенных с такими третьими участниками.

Роль международных энергетических организаций показательна в Европейском сообществе, поскольку первоначально в 1992 г. из Концепции Единого европейского рынка были исключены рынки природного газа и электроэнергии <*>.

<*> Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. М., 2003. С. 208 - 210.

Европейская комиссия изучила отчеты Международной конференции по распределительным сетям (CIRED); Комиссии по интеграции региональных энергосистем (CIER); Комиссии по интеграции региональных энергосистем (CIER); Евроэлектрик и NORDEL. После чего была принята Директива об общих правилах внутреннего рынка электроэнергии от 19.12.1996 N 96/92/ЕС, практическое осуществление которой началось в феврале 1999 г.

Сотрудничество государств - членов Европейского союза в сфере электроэнергетики обусловлено прежде всего необходимостью внедрения новых механизмов функционирования и безопасности рынка электроэнергии. Именно на этот аспект проблемы обращают внимание как современные отечественные <*> и зарубежные <**> исследователи, так и представители руководящих органов Союза <***>.

<*> Берсимбаев Е.Р. Западно-европейский Союз в системе европейской безопасности: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.15 - Алматы, 2001. С. 19.
<**> Ehlermann С.D. Differenciation, flexibilite, cooperation ren-forcee: les nouvelles disposition du traite d'Amsterdam // Revue du Marche Unique Europeen. 1997. N 3. P. 55 - 64.
<***> Витер Е. В Европе снова новая стратегия // Энергетическая политика. 2003. N 11. С. 19

До начала либерализации Европейский союз и его административный орган Европейская комиссия пришли к мнению, что энергетические рынки в Европе требуют реформирования, именно это и восприняли страны СНГ. Электроэнергия транспортируется по сетям электропередач, являющимся, по сути, природными монополиями, т.к. с экономической точки зрения неоправданно строить конкурирующие инфраструктурные системы для обслуживания тех же самых потребителей. Однако в государствах - членах ЕС такая тенденция энергетики к монополизации была усилена путем принятия законодательных актов, ограничивающих строительство инфраструктурных объектов, конкурирующих с уже существующими. Отсутствие конкуренции привело к значительным ценовым различиям на соседних рынках. Тем не менее это сделало возможным достижение собственных целей национальной энергетической политики в разных государствах, что и создало отличия в мощностях по производству электроэнергии <*>.

<*> Европейский союз: новый этап интеграции: Проблемно-тематический сб. / РАН; Институт научной информации по общественным наукам / В.Г. Головин (отв. ред.), Г.В. Вишнякова (ред.-сост.). М., 1996. С. 103.

Внутри каждого государства особое беспокойство вызывали слишком высокие уровни цен. Последнее, в свою очередь, снижало национальную конкурентоспособность и наносило ущерб потребителям. В целом основная проблема на уровне ЕС состояла в следующем: имеющиеся законодательные рамки относительно электроэнергетики создавали границы внутри ЕС и ограничивали свободное перемещение товаров и услуг, что является базовым условием создания единого правового пространства. В ЕС было принято решение не создавать законодательную базу по аспектам, относящимся исключительно к национальной политике государств-членов. При этом была поставлена задача урегулирования вопросов, влияющих на торговлю и создание для потребителей возможности свободного выбора источника поставки внутри всего ЕС.

Директива по электроэнергии была принята с целью преодоления антиконкурентных тенденций на соответствующих рынках. Данные Директивы предусматривали минимальные уровни открытия рынков и поэтапный подход к внедрению конкуренции <*>. Минимальные уровни, которые давали право выбора поставщика, были рассчитаны согласно среднему потреблению в странах ЕС конечными потребителями более чем 40 млн. кВт.ч в год - для 1999 г., более чем 20 млн. кВт.ч в год - для 2000 г. и более чем 9 млн. кВт.ч в год - для 2003 г. <**>. Критерии предоставления потребителям права выбора поставщика определялись каждым государством самостоятельно. При этом потребителям более чем 100 млн. кВт.ч в год право выбора поставщика должно было предоставляться автоматически. Средний уровень выполнения упомянутых требований в странах ЕС к соответствующим конечным срокам составил 66% <***>.

<*> Чубарьян А. Европа единая, но делимая // Россия в глобальной политике. 2002. N 3. С. 7 - 13.
<**> Егорченко М. Рынки ЕС в контексте времени // Энергетическая политика. 2003. N 5. С. 66 - 67.
<***> Егорченко М. Рынки ЕС в контексте времени // Энергетическая политика. 2003. N 5. С. 68.

Следующим шагом к либерализации энергетических рынков Европейского союза стало принятие 25 ноября 2002 г. министрами энергетики стран-членов ЕС проектов новых директив, регулирующих внутренние рынки электроэнергии и природного газа. После их утверждения данные документы должны будут заменить Директивы 1996 г. и 1998 г. Принятие новых Директив позволит создать единую законодательную основу для рынков электроэнергии и природного газа в государствах ЕС путем использования единой структуры документов и терминологии для обеих отраслей.

Деление европейского энергетического пространства на региональные рынки является условным делением, поскольку для всех государств-членов будут существовать одинаковые правила. Просто в рамках каждого региона легче применять одинаковые механизмы изменений или гармонизировать законодательство.

Отдельного внимания заслуживает сотрудничество в рамках единого энергетического рынка за пределами каждого государства-члена. Эта тема - одна из самых злободневных, т.к. именно трансграничное сотрудничество и максимально прозрачное международное сообщение в сфере электроэнергетики - это цель, к которой стремится Европейский союз на протяжении уже нескольких лет. Совместно с Директивой о внутреннем рынке был принят и документ о доступе к сети трансграничного обмена электроэнергией.

Этот вопрос стал основой и одного из пунктов Стратегии развития внутреннего рынка электроэнергии, подготовленной Еврокомиссией. Кроме того, вопрос взаимосвязи электроэнергии является основой плана трансъевропейских энергетических сетей, получившего поддержку на Европейском совете в Барселоне в марте 2002 г. Его цель - достичь уровня взаимосвязи электроэнергии между странами-членами до уровня 10% <*>.

<*> Цаплин В. Регулирование энергетики в ЕС: реальность и перспективы // Энергетическая политика. 2002. N 11. С. 33.

Но все же рынок электроэнергии достаточно сложен, чтобы он легко поддавался столь высоким планам. В 2000 г. трансграничная торговля электроэнергией в Европейском союзе составляла только 7% от общего потребления.

Европейский союз на сегодняшний день решил уделять повышенное внимание развитию сотрудничества между государствами Европы. Стоит заметить, что такое внимание характерно не только для современной Европы. Российская Федерация, а еще раньше - Советский Союз одной из наиболее важных задач своей политики считали укрепление правового регулирования сотрудничества в сфере электроэнергетики, свидетельством чему является активная позиция в процессе формирования международных региональных организаций.

Для целей развития инвестиций в области электроэнергетики необходимо обратить внимание на давнего партнера стран СНГ - Европейский банк реконструкции и развития, который является региональной финансовой международной организацией. С момента основания Банка сначала Советский Союз, а затем страны СНГ являются объектом его постоянного внимания, местом осуществления крупнейших и наиболее важных проектов ЕБРР. Суммарный объем инвестиций Банка только в Российской Федерации за весь период его деятельности составил 4,3 миллиарда евро (2003 г.), из них на реструктуризацию энергетической отрасли российской экономики: 100 миллионов евро, заемщик - РАО "ЕЭС" <1>; 70 миллионов евро, заемщик ОАО "Ленэнерго" <2>, 80 миллионов евро, заемщик ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" <3>. Компания "Уралкалий" получила кредит в размере 75 млн. долларов, основная часть займа (55 млн. долларов) будет направлена на реализацию программы развития собственной энергетики <4>.

<1> Лебедева П.К. "Европейский банк реконструкции и развития (правовые вопросы деятельности)". Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. СПб., 2003. С. 7.
<2> 23.06.2005 - 29 Kb - http://www.lenpravda.ru
<3> www/so-cdu.ru
<4> 19.03.2005 http://www.rcc.ru

В 2003 году ЕБРР предоставил Украине кредиты на сумму около 116 млн. евро. ЕБРР финансирует в Украине 62 проекта, в т.ч. энергосберегающей компании ЗАО "Энерго Альянс" (10 млн. дол.), 42 млн. дол. для повышения безопасности блоков Хмельницкой и Ровенской АЭС <*>.

<*> 13.04.2005 http://www-us.finances.kiev.ua

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделил Азербайджану 170 миллионов дол. на осуществление двух энергетических проектов на Каспии <*>.

<*> 14.07.2005 http://www.rosinvest.com

На совместном заседании Электроэнергетического совета СНГ и Союза производителей электричества (EURELECTRIC), проходившем в марте 2002 г., была отмечена идентичность развития энергосистем государств СНГ и государств Западной Европы, несмотря на различное географическое положение, развитие энергосистем подчиняется одинаковым принципам <*>... Президент ЭЭС СНГ отметил, что интерес ЕБРР к инвестированию в электроэнергетику стран СНГ носит конкретный и предметный характер, поскольку ЕБРР готов обсуждать не только возможные совместные проекты, но цифры возможных инвестиций <**>.

<*> См.: Официальные материалы ОАО РАО "ЕЭС России". Выступление председателя Правления РАО "ЕЭС России" А.Б. Чубайса: www.rao-ees.nl/ru.
<**> www.rao-ees.nl/ru

ЕБРР был создан в 1991 году на основе изменений в политическом и экономическом климате между Центральной и Восточной Европой, для поддержки и развития рыночной экономики в центрально- и восточно-европейском регионе.

П.К. Лебедева отмечает, что в настоящее время очевидным является то обстоятельство, что экономическая ситуация наиболее развитых стран напрямую зависит от состояния менее развитых стран: "Экономическое развитие в менее развитых странах имеет огромное влияние на развитие в индустриальных странах" <*>. Таким образом, государства с наиболее развитой рыночной экономикой заинтересованы в том, чтобы активно участвовать в экономических процессах, происходящих в государствах, менее развитых экономически.

<*> Лебедева П.К. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук "Европейский банк реконструкции и развития (правовые вопросы деятельности". СПб., 2003. С. 10 - 12.

Общая цель ЕБРР делится на две составляющих: 1) переход стран Центральной и Восточной Европы к открытой экономике, ориентированной на рынок, и 2) развитие в этих странах частной и предпринимательской инициативы.

Цели ЕБРР раскрываются в п. 1 ст. 2 Соглашения об учреждении Банка, где говорится о содействии ЕБРР "странам-получателям... в осуществлении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление (приватизацию), чтобы помочь экономике этих стран полностью включиться в мировую экономику...".

Анализируя и сопоставляя цели ЭЭС СНГ и ЕБРР, учитывая практические результаты деятельности ЕБРР на территории стран СНГ можно предположить, что Банк может стать надежным партнером на долгие годы для государств СНГ, в том числе для электроэнергетической отрасли. Внутренним правом ЕБРР при кредитовании установлено обязательное наличие независимых беспристрастных технических арбитров в разрешении споров с технологической точки зрения. На практике именно этот вопрос у кредитующихся субъектов электроэнергетики вызывает трудности, поскольку кандидатура независимого беспристрастного арбитра должна устроить три стороны: Банк, заемщика и поставщика работ или услуг. Кроме того, поскольку этот арбитр решает технические споры, он должен быть наиболее авторитетным в электроэнергетической отрасли и знать специфику электроэнергетики государств СНГ.

По мнению автора, выходом из сложившегося положения могло бы быть подписание совместного соглашения между ЭЭС СНГ и ЕБРР, которое позволило бы предлагать кандидатуры независимых и беспристрастных арбитров от ЭЭС СНГ как международной межправительственной электроэнергетической организации и установить согласованную процедуру рассмотрения споров с технической точки зрения.

Из анализа сотрудничества ЭЭС СНГ с международными организациями можно сделать вывод о том, что в этом сотрудничестве наметились процессы преодоления обособленности государств СНГ в области электроэнергетики. Возникшее сотрудничество ЭЭС СНГ с международными энергетическими организациями способствует выполнению ЭЭС СНГ координирующих функций в области электроэнергетики как единой структуры государств - участников СНГ. Наличие региональной "электроэнергетической" организации в рамках СНГ позволяет улучшить конкурентоспособность энергетики отдельных государств и всего региона в целом, что способствует расширению взаимовыгодного сотрудничества с другими региональными объединениями, в т.ч. по синхронной работе с объединенными энергосистемами стран Западной и Центральной Европы.

В результате научно-технической революции, развития информационных технологий и компьютерных сетей, телекоммуникационных и транспортных систем, а также взаимодействия национальных рынков, невиданного по интенсивности движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы по всему миру наметились новые интенсивные тенденции мирового экономического развития, которые охватывают практически все отрасли экономики, в том числе электроэнергетику. В юридической литературе эти процессы получили название глобализации, "следствия небывало возросшей технической и экономической мощи человечества, которая побеждает пространство и время, сближает народы, страны и континенты" <*>.

<*> Куликов В.В. Нынешняя модель глобализации и Россия // Российский экономический журнал. 2002. N 10. С. 65.

В научной литературе представлено много определений глобализации. В самом широком смысле глобализация - это интенсивный процесс интернационализации политических, социально-экономических и культурных отношений различных стран мира. В экономическом аспекте глобализация означает невиданный до сих пор процесс бурного роста международного обмена товарами, услугами и капиталом <*>.

<*> Фархутдинов И.З. "Глобализация и геоэкономика: новые правовые парадигмы мироустройства" // Законодательство и экономика. 2004. N 4. С. 18.

Движущей силой глобализации выступают высокие наукоемкие технологии, которые облегчают международный обмен, приводят к увеличению доли экспорта и импорта, включают региональную экономику в систему всемирного разделения труда. Это в свою очередь приводит к всеобщей либерализации внешней торговли и денежных рынков различных стран, к интернационализации производства и сетей сбыта продукции, к быстрому и широкому освоению технологий, благодаря которым международные потоки товаров, услуг и капитала становятся беспрепятственными и идущими с более высокими скоростями. Промышленное производство вовлеченных в этот процесс государств подвергается реорганизации, поскольку продукция отдельных стран перешагивает через их границы, а предприятия выходят на финансовые рынки мира. В условиях глобализации структура производства и финансов различных стран становится взаимосвязанной и взаимозависимой. Процесс сопровождается ростом числа заграничных трансакций, а эффектом является новое международное разделение труда, в котором создание национального богатства в большей степени зависит от хозяйствующих субъектов других стран.

Открытость и прозрачность экономики, государства и общества - очевидные атрибуты современного экономического развития - вызвали принципиальные изменения в межгосударственном сотрудничестве в мире. В последние два десятилетия наступил перелом: прежние протекционистские тенденции, связанные с энергетическим кризисом, пошли на убыль, развернулся процесс постепенного сокращения величины таможенных барьеров и растущего признания необходимости либерализации международных экономических отношений.

Речь не идет о "безоглядной" открытости национальных экономических пространств. Любое государство, если оно хочет получить максимальную выгоду от глобализационных процессов, должно проводить сбалансированную, рациональную внешнюю экономическую стратегию. Необходимо, чтобы либерализация торговых и финансовых оборотов осуществлялась на основе национальных интересов государств, в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями. Кроме того, все более широкое распространение приобретает политика увеличения открытости на новых условиях - в рамках интеграционных объединений, куда входит несколько государств <*>. Важной особенностью рациональной макроэкономической политики является открытость в рамках региональной межгосударственной интеграции. Об этом красноречиво свидетельствует опыт Европейского союза. Открытость экономики, как показывает международная практика, предполагает прежде всего интеграцию национальной экономики в тот или иной региональный союз. Регионализацию же экономики можно охарактеризовать как первоначальный этап участия в процессе глобализации.

<*> Мосей Г. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике // Экономист. 2002. N 9. С. 25.

Процесс глобализации мировой экономики носит противоречивый характер. С одной стороны, происходит слияние экономических процессов в мировом масштабе. Как известно, на этапе международной интеграции производства, характерной для второй половины XX в., национальные экономики выступали как самостоятельно развивающиеся системы, являющиеся частью мирового рынка. Что же касается современного этапа интернационализации мирового хозяйства, то сейчас в условиях глобализации формируется новый транснациональный системный уровень экономики с его собственными закономерностями и правовым регулированием.

Шумилов В.М. отмечает, что сегодня завершается формирование единых мировых финансовых и информационных систем, центров регулирования мировой экономики. В результате действия десятков тысяч транснациональных корпораций (многонациональных предприятий), множества международных финансовых организаций образовалась своего рода надстройка, которая, контролируя более половины всех мировых ресурсов, действует согласно принципам, отличным от традиционных для национальных органов государств <*>.

<*> Шумилов В.М. Международное экономическое право в контексте глобализации мировой экономики (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Дипломат. акад. МИД РФ. М., 2001. С. 9.

Транснациональные корпорации (ТНК) сегодня - это примерно 60 тыс. основных (материнских) компаний и более 500 тыс. их зарубежных филиалов и аффилированных (зависимых) фирм по всему миру. Они контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау <*>.

<*> Байда А.Г. "Предпринимательское право в рыночной экономике". М., 2004. С. 3 - 10.

Занимая, таким образом, центральное место в современной мирохозяйственной системе, ТНК оказывают все большее влияние на международные отношения и мировую экономику в целом, ход которой во многом определяется особенностями их развития.

В.М. Шумилов указывает, что ТНК на современном этапе развития становятся главными действующими лицами ("операторами") в международных экономических отношениях, поскольку они создают свою собственную автономную экономическую систему, правовой надстройкой которой является транснациональное право <*>.

<*> Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.: Междунар. отношения, 2003. С. 23.

Многонациональные предприятия в сфере международных экономических отношений фактически выступают в качестве конкурентов государств, втягивают государства в конкуренцию с собой, тем самым вынуждают государства активнее заниматься регулированием экономических процессов.

Так, например, основу международной финансовой системы заложили именно транснациональные банки <*>. Европейские транснациональные банки договорились между собой о правилах борьбы с отмыванием "грязных денег", транснациональные биржи установили порядок работы с ценными бумагами на национальных биржах различных стран.

<*> Петухов В.Н. "Особенности правового регулирования организации и деятельности транснациональных групп" // Журнал российского права. 2000. N 4. С. 18.

Многонациональные предприятия (ТНК) заключают с государствами различные договоры ("диагональные соглашения", "государственные контракты"): о разработке природных ресурсов, о разделе продукции, о предоставлении синдицированных кредитов, о погашении долгов, о покупке исключительных прав и т.д.

В целом "диагональные соглашения" и договоры между многонациональными предприятиями - это предмет, находящийся в сфере регулирования внутреннего права. Однако за пределами внутригосударственного правового регулирования такого рода отношения - предмет транснационального права <*>.

<*> Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.: Междунар. отношения, 2003. С. 123.

Транснациональное право (автономное) представляет собой синтетическую правовую сферу, в которой взаимодействуют как субъекты международного права, так и субъекты внутреннего права <*>.

<*> Там же. С. 112.


Проблема правового регулирования деятельности транснациональных корпораций приобретает все большее значение для международной политики и правопорядка. Уже в 1946 г. представители США предложили, чтобы в рамках ООН был изучен вопрос о предоставлении концернам международной правосубъектности <*>.

<*> Ляхс М. Многосторонние договоры. М., 1960. С. 78.

Характер заключаемых ТНК соглашений был предметом обсуждения в различных органах ООН, включая Комиссию международного права. Спецдокладчики Комиссии Х. Лаутерпахт и Дж. Фицморис констатировали, что соглашения с участием физических и юридических лиц не являются международными договорами. Высказывались и иные взгляды. Тем не менее все согласились с тем, что право международных договоров на них не распространяется. В принятом Комиссией комментарии говорилось, что "соглашение между государством и иностранным физическим лицом либо корпорацией не является международным договором или соглашением, как бы ни было оно на них внешне похоже" <*>.

<*> Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 63.

Определение юридической природы соглашений, заключаемых ТНК, имеет существенное практическое значение, поскольку неправильное истолкование этой природы используется для оправдания серьезных нарушений международного права. Например, одним из предлогов англо-франко-израильских военных действий против Египта явилось то, что последний нарушил концессионное соглашение с компанией Суэцкого канала, которое было объявлено имеющим силу международного договора <*>. В этих целях пытались обосновать международную правосубъектность компании <**>.

<*> Иден А. Мемуары // МЖ. 1960. N 5. С. 134.
<**> Выступая в палате общин, британский премьер-министр Г. Макмиллан заявил: "Компания, хотя она и зарегистрирована в Египте, является, конечно, международной организацией..." // ICLQ. Vol. 6. 1960. N. 1. P. 127 - 128.

Лукашук И.И. отмечает, что международное право не признает своими субъектами ТНК, и потому заключаемые ими с государствами соглашения, несмотря на все свое значение, не являются международными договорами. Их действие подчинено внутреннему праву соответствующих государств. Они не могут быть изъяты из-под этого действия. Даже если предположить, что с согласия участвующего в соглашении государства оно изымается из-под действия права этого государства, то это не изымает его из-под действия права страны, в которой компания зарегистрирована. Компания не может освободить ни себя, ни иностранное государство от действия этого права <*>.

<*> Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Том I. Заключение международных договоров. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 67.

Г.М. Вельяминов указывает, что, пытаясь обосновывать правосубъектность ТНК, обычно смешивают два разных вида международных экономических отношений: а) отношения публичного характера, регулируемые международным публичным правом, и б) отношения частноправового характера (в которых, разумеется, могут участвовать и ТНК), регулируемые применимым гражданским правом тех или иных государств, а также и международно-правовыми (конвенционными) нормами, которые могут применяться, в частности, и к ТНК. Соответственно индивиды и юридические лица, очевидно, могут быть дестинаторами определенных норм международного права. Но это вовсе не значит, что такие лица, в том числе индивиды и ТНК, следует признавать субъектами международного права <*>.

<*> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 237.

Однако роль ТНК не может не приниматься во внимание. Достаточно много времени решению связанных с этим проблем уделяет ООН. В ее документе "Повестка дня для демократизации" говорится: "Бизнес и промышленность обладают сегодня более значительным влиянием на будущее глобальной экономики и окружающей среды, чем любое правительство или организация правительств". На этом основании делается вывод, что транснациональный бизнес "должен быть признан как необходимый фактор в международной организации и более непосредственно вовлечен в принятие решений на международном уровне" <*>. В рамках ООН создан орган, в котором при участии представителей ТНК разрабатывается кодекс правил их поведения.

<*> Док. ООН: А/51/761. 20 Dec. 1996. Para. 93.

Все это свидетельствует о росте роли ТНК и, соответственно, заключаемых ими соглашений. Тем не менее юридически они остаются контрактами, подчиненными внутреннему праву соответствующих государств.



Современные ТНК - это весьма влиятельные и хорошо организованные образования, которые постоянно стремятся к созданию новых связей в производстве, продуктовых разработках, дизайне, товарной универсализации и маркетинге. Они постоянно нацелены на экспансию, рвутся к новым рынкам, выступают за единые либеральные правила хозяйственной игры, а также служат важным инструментом объединения рынков путем расширения информационной инфраструктуры, которая ускоряет заключение и снижает издержки хозяйственных сделок. Определенное количество ТНК действует в традиционном торговом секторе, в целом международные фирмы выступают за промышленную реструктуризацию многих развивающихся стран путем создания новых отраслей, в частности автомобильной, нефтехимической, машиностроительной, электронной, энергетической и др., и модернизацию традиционных, включая текстильную и пищевую отрасли <*>.

<*> Байда А.Г. Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2004. С. 3 - 10.

Интернациональный характер ТНК оказывает сильное давление на политику всех государств, так как внешняя торговля играет немаловажную роль в формировании бюджета той или иной страны. Учитывая тот факт, что большая часть международной торговли, по сути, осуществляется между частями одной ТНК, это дает ТНК возможность посредством своей скоординированной практики расчетов получать доходы в странах, где налоги на компании наиболее низкие, а расходы производить в странах, где можно списать на убытки или расходы больше всего.

Объединительные процессы в производстве позволяют ТНК размещать, а затем переносить производства по всему миру. Поэтому даже национальная политика, которая не направлена на снижение доходности производства, может подчас прекратиться сама по себе в связи с тем, что компании перенесут свои производства еще куда-нибудь за пределы государства, экономическая линия политики которого становится невыгодной для компании. Многие ТНК размещают свои производства по исследованию и развитию, в одной стране, а потом переносят все свои достижения для их воплощения в страны, где процесс производства намного дешевле. В результате получается, что налогоплательщики одного государства субсидируют мирового потребителя посредством оплаты исследований, которые используются в производстве в других странах.

Эти тенденции ведут к новому партнерству между сферами экономики и политики.

Глобализация привела к тому, что ни одно государство не в состоянии существовать без активного взаимодействия с международной системой. Государства вынуждены совместно решать не только международные проблемы, но и задачи, которые еще вчера были чисто внутренними.

Для международного сотрудничества в области электроэнергетики при создании объединенной энергетической системы государств - участников характерно углубление взаимосвязанности государств, что ограничивает их свободу выбора в области как внешней, так и внутренней энергетической политики. Для решения своих национальных и интернациональных задач государства нуждаются в активном международном сотрудничестве. Политика государства в целом определяется его местом в международной системе. Создание объединенной энергетической системы государств - участников СНГ расширяет сферу функциональной ответственности государства и одновременно ограничивает его способность самостоятельно решать возникающие проблемы. В этой ситуации единственный путь преодоления возникающих противоречий - это высокий уровень сотрудничества, который обеспечивается в том числе посредством сотрудничества государств с крупным бизнесом и ТНК.

Правила игры на международных рынках определяются крупными компаниями. У энергетических предприятий государств СНГ нет еще необходимого опыта и умения, а также экономической мощи. Поэтому энергетика нуждается в самой активной поддержке государства.



Роль бизнеса в глобальной экономике является общепризнанной. Межправительственные организации стали уделять больше внимания взаимодействию с деловыми кругами. Ряд шагов в этом направлении сделан ООН. В рамках Организации учрежден Консультативный бизнес-совет, призванный содействовать вовлечению крупного бизнеса в решение международных проблем. Деятельность ряда международных организаций направлена на создание благоприятных условий для деловой активности. Особо следует отметить Всемирную торговую организацию, Международный валютный фонд, создающие такие условия в сфере торговли, права интеллектуальной собственности и финансов.

Таким образом, в условиях глобализации увеличивается влияние бизнеса как на внутреннюю жизнь государств, так и на глобальную систему.

Сказанное подтверждает, что проблема взаимодействия государства с крупными компаниями имеет самое непосредственное отношение к управляемости на национальном и международном уровне. Наряду с общими для всех промышленных стран элементами решение проблемы связано также с национальной спецификой.

Чем более сложным становится общество, тем сильнее роль его организации. При этом речь идет не только о внутреннем управлении, но и о регулировании внешних связей общества и, наконец, о поддержании международного правопорядка.

Осознанием этой необходимости явилось, к примеру, подписание 11 ноября 1992 г. Коммюнике между ЭЭС СНГ и концерном РВЕ АГ (по энергетике, технологиям и переработке отходов) и фирмой РВЕ Энерги АГ, входящей в состав РВЕ АГ, где стороны договорились о сотрудничестве в области электроэнергетики на основе заключительного документа Гаагской конференции о Европейской энергетической хартии от 17.12.1991. Стороны отметили, что электроэнергетика приобретает постоянно возрастающий вес и занимает все более ключевые позиции в экономике государств вследствие ее преимуществ при использовании в энергоснабжении. Прогресс в области технологического развития обеспечивает возможность использования энергии и сырья с применением ресурсосберегающих, экологически надежных, повышающих безопасность и рентабельных технологий на всех этапах добычи, производства и распределения энергии и сырья.

На основе Европейской энергетической хартии в целях сотрудничества в области энергетической политики и электроэнергетики будет происходить переориентирование экономических структур государств и их интеграция в среднесрочном и долгосрочном плане на базе принципов рыночной экономики.



Партнерские отношения базируются на ресурсосберегающем, экологически надежном, более безопасном и рентабельном снабжении электроэнергией и в целях улучшения условий жизни и условий функционирования экономики сторон.

Это Коммюнике является не только информационным, но и содержит элементы договора, поскольку фиксирует обязательства сторон, образ их действий и поведение, совместные усилия в достижении поставленных целей. В этих частях Коммюнике имеет международно-правовое значение, поскольку содержит обязательства сторон и ясно выражает их намерения.

Этот вывод находит подтверждение в практике Международного суда. Особый интерес в этом плане представляет, пожалуй, решение по делу о континентальном шельфе Эгейского моря 1978 г., где Суд отметил, что "ему не известна норма международного права, которая могла бы помешать тому, чтобы совместное коммюнике представляло собой международное соглашение...". Для выяснения этого вопроса "Суд должен прежде всего учитывать использованные выражения и конкретные условия, в которых они были сформулированы" <*>.

<*> ICJ. Reports. 1978. Р. 39.

Стороны в Коммюнике выразили желание способствовать на основе взаимности и равноправия, долгосрочного партнерского сотрудничества стимулированию, развитию и углублению торгово-экономических отношений, научно-техническому сотрудничеству, улучшению валютной ситуации и повышению экспортных возможностей в области электроэнергетики.

Стороны признали основой сотрудничества Европейскую энергетическую хартию от 17 декабря 1991 г. и Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств 1992 г. Коммюнике охватывает такие области, как: введение инструментов рыночной экономики, в том числе с помощью информационной техники и техники обработки информации; оптимизация объединенных энергосистем путем передачи ноу-хау, обучение технического персонала и техническое сотрудничество; расширение сети телекоммуникаций через использование электросетей.

Для целей сотрудничества финансовая активность и предварительные услуги должны в долгосрочном плане регулироваться общими политическими, экономическими и правовыми условиями. Аналитические исследования и расчеты должны обеспечивать страховку от финансового и технического риска с гарантией приемлемого процента на вложенный капитал. Взаимовыгодные и полезные для Сторон проекты должны быть, в случае недостаточности законодательных условий, поддержаны и гарантированы указами и постановлениями. Стороны предпримут совместные усилия по получению на согласованные проекты от международных организаций финансовых средств (кредитов), выделяемых для этих целей.

На начальном этапе сотрудничества Стороны определили следующие области:



Вышеназванному сотрудничеству должны способствовать передача ноу-хау; составление технико-экономических обоснований; обучение экспертов; подготовка конкретных проектов.

Исполком Электроэнергетического совета Содружества Независимых Государств назначается координатором деятельности по реализации сотрудничества.

Коммюнике является рамочным соглашением, поскольку в каждом конкретном случае будет подписываться отдельное соглашение. Стороны договорились, что Коммюнике - это открытый документ, к нему могут присоединиться другие партнеры, если тем самым будет стимулироваться сотрудничество.

Отношения, установленные в Коммюнике, получили свое развитие в "Соглашении о сотрудничестве в области энергетики между ЭЭС СНГ и Сименс А/О, Байернверк А/О - ФИАГ А/О, ФЕБА А/О, ПройссенЭлектра А/О" (в дальнейшем - частные немецкие компании"), подписанном в Мюнхене 30 марта 1993 г.

Правовой основой этого Соглашения также являются принципы Европейской энергетической хартии, подписанной 17 декабря 1991 г. в г. Гааге, и "Соглашения о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств" от 14 февраля 1992. Стороны признают суверенное право государств на энергоресурсы и учитывают экономические интересы партнеров. Воля сторон направлена на эффективность решения проблем энергоснабжения, на безопасность энергетических объектов и охрану окружающей среды. Стороны заинтересованы в долгосрочном взаимовыгодном сотрудничестве между государствами СНГ и Германией, направляют свои усилия в положительные предпосылки для углубления интеграции энергохозяйств государств СНГ в процесс разделения труда в Европе, а также сооружения современных предприятий по энергоснабжению, отвечающих требованиям внутренних и международных рынков.

К моменту подписания этого соглашения уже началось существенное двустороннее и многостороннее сотрудничество по исследованию возможностей соединения сетей объединенных энергосистем СНГ и сети UCPTE путем использования существующих сетей и создания новых линий электропередачи постоянного или переменного тока, по реконструкции и модернизации работающих электростанций, а также строительству и достройке электростанций, отвечающих международным стандартам с возможной последующей совместной эксплуатацией этих объектов, по совместной разведке, добыче, переработке, а также совместному транспорту и сбыту на рынках нефти, природного газа и угля с целью обеспечения финансирования энергетических проектов.

Соглашение с частными немецкими компаниями затрагивает передачу научно-технического ноу-хау (защита окружающей среды, энергосбережения и новейших технологий), вопросы интеграции электроэнергетики топливно-энергетического комплекса государств СНГ в европейский энергетический рынок, структурные преобразования и возможную приватизацию энергохозяйств государств СНГ.

Стороны договорились о безвозмездной помощи при налаживании контактов, предоставлении информации и определении заинтересованных участников сотрудничества, а также при выполнении отдельных работ и оказании услуг, о поддержке при оформлении заявок и проектов для получения финансовых средств ЕЭС и других международных организаций и банков, о погашении кредитов и возмещении услуг на основе продажи электроэнергии, бартерных сделок и других средств государствами Содружества, о привлечении собственных финансовых и материальных средств и услуг для участия в строительстве и достройке совместных энергетических объектов.

Объем и формы финансирования сотрудничества по конкретным проектам определяются на основе взаимной договоренности путем заключения специальных многосторонних и двусторонних соглашений.

Исполнительный комитет ЭЭС СНГ обеспечивает координацию и содействует реализации программ сотрудничества на многосторонней основе по установленным направлениям.

В этой связи Исполнительный комитет Электроэнергетического совета Содружества Независимых Государств при необходимости вносит предложения о внутренней координации сотрудничества между государствами Содружества, исходящие из двусторонних и многосторонних соглашений между немецкими партнерами и соответствующими государствами СНГ. Конкретный порядок организации сотрудничества определяется партнерами на основе реализуемых проектов на многосторонней и двусторонней основе. Финансирование работ осуществляется по договоренности партнеров.

По согласованию партнеров к настоящему Соглашению могут присоединиться другие партнеры, поддерживающие положения данного Соглашения. Это Соглашение было одобрено Правительством Баварского государства и Правительством федеральной земли Нордрейн/Вестфалия.

29 октября 1993 было подписано аналогичное по содержанию "Соглашение о сотрудничестве в области электроэнергетики между Электрисите де Франс и ЭЭС СНГ", где стороны высказали заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве между энергетиками государств Содружества и Франции.

Стороны для сотрудничества выделили направления по организации и управлению электроэнергетикой; технологическое развитие оборудования; развитие и модернизация энергетических систем, обмен электроэнергией и объединение с Союзом по производству и передаче электроэнергии (UCPTE), рациональное использование электроэнергии и защита окружающей среды, управление трудовыми ресурсами, обучение менеджеров, информирование населения, приватизация и развитие производственных проектов.

В развитие отношений между Электрисите де Франс и государствами СНГ были подписаны договоры с хозяйствующими энергетическими субъектами отдельных государств. Так, например, для ОАО "Ленэнерго" - субъекта электроэнергетики Российской Федерации Электрисите де Франс в 2004 году выполнила проект "Тарифы на электроэнергию, коммерческий менеджмент, система экономической информации" на сумму 600 тыс. дол. <*> В настоящее время активно обсуждается проект создания первого совместного предприятия с российской региональной энергетической компанией "Мосэнерго" стоимостью 160 млн. долларов. Предполагается, что холдинг Электрисите де Франс сроком от 15 до 20 лет получит в свое распоряжение 51% акций первого совместного независимого проекта по производству электроэнергии. Впоследствии он передаст свои активы "Мосэнерго" <**>.

<*> http://www.krugosvet.ru
<**> http://www.inopressa.ru

Из анализа процессов, происходящих в международном сотрудничестве в области электроэнергетики, можно сделать вывод о том, что отношения между регионами мира с разным уровнем развития строятся в духе диалога, вовлеченности и солидарности. Стороны соглашений в области электроэнергетики в равной степени осознают необходимость придания процессу сотрудничества управляемого характера, что позволило бы максимально использовать его позитивные стороны, высвобождая огромный потенциал открытой экономики в мировом масштабе, и минимизировать негативные аспекты <*>.

<*> Кабалкин А., Санникова Л. Глобализация правового пространства и новеллы российского гражданского законодательства // Российская юстиция. 2001. N 12. С. 11.

Издержки и выгоды процесса международного сотрудничества в области электроэнергетики приводят к определенным проблемам, которые не могут решаться лишь с помощью межгосударственного сотрудничества. Необходимы новые функциональные формы и механизмы для гармонизации национальных экономических интересов, национальных политик и действий, для разрешения конфликтов, защиты более слабых партнеров и принятия санкций против тех, кто нарушает общепринятые правила игры. Первостепенная роль в управлении международным сотрудничеством в области электроэнергетики должна отводиться правовым механизмам. Именно этому способствует сотрудничество между международной энергетической организацией, такой, как ЭЭС СНГ, и крупными интернациональными бизнес-объединениями. Соглашения между ЭЭС СНГ и бизнес-структурами способствуют формированию общего будущего, общей энергетической политики и мер на глобальном уровне, поскольку выходят за рамки одного региона. Кроме того, участие государств СНГ в сотрудничестве посредством ЭЭС СНГ способствует развитию международного сотрудничества в области электроэнергетики, которое отвечает потребностям государств СНГ, развивается и осуществляется при эффективном участии этих государств.