Мудрый Юрист

Ситуация при совершении дорожно-транспортных преступлений

Никитас Д.А., аспирант кафедры криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права Московской государственной юридической академии.

Под ситуацией обычно понимают "совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение" <*>. Психология и другие науки о человеке связывают ситуацию с определенной системой внешних, объективных условий и обстоятельств, побуждающих и опосредствующих человеческую активность <**>.

<*> Толковый словарь Ушакова // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1024618.
<**> См.: Психологический словарь // http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=895.

Насколько или в какой степени ситуация может повлиять на поведение человека, существует несколько мнений <*>.

<*> См.: Жулев В.И. Транспортные преступления. М.: Спарк, 2001. С. 63 - 65.

Так, теория ситуаций утверждает, что каждое ДТП и его последствия являются следствием стечения случайных, стохастических обстоятельств, которые и породили тот или иной инцидент и повлияли на тяжесть его последствий. Анализируя любое происшествие, можно обнаружить целую цепочку случайностей, которые были рассредоточены во времени и в пространстве, но неожиданно сконцентрировались и проявили себя при стечении неблагоприятных обстоятельств. Не стал бы пешеход переходить дорогу именно в этот момент или не вздумалось бы ему бежать, видя приближающуюся автомашину, и ничего бы не случилось. Либо если бы водитель ехал немного быстрее, то успел бы проехать до появления человека на дороге, или же наоборот - стоило водителю раньше притормозить, то ничего бы не произошло. Не меньше случайностей обнаруживается и при детальном анализе обстоятельств, которые вызвали наступление тяжких последствий. Не окажись на дороге камня, о который ударился при падении сбитый автомобилем человек, и все обошлось бы легким испугом, не окажись мокрой дорога, и тоже все обошлось бы благополучно.

Близка к теории ситуаций теория пропорциональной зависимости количества дорожно-транспортных происшествий от интенсивности дорожного движения, от числа транспортных средств. Сторонники этой теории исходят из того, что каждый водитель рано или поздно окажется участником дорожно-транспортного происшествия. Называется даже усредненное количество километров, когда это произойдет, - 400 тыс. Из этого делается вывод о том, что для безопасности дорожного движения безразлично, какими качествами обладает водитель, соблюдает он правила или нет.

Кроме того, имеет место теория, согласно которой всякому дорожно-транспортному происшествию предшествует так называемый период неуправляемости. Под периодом неуправляемости понимается определенный отрезок времени, когда водитель лишен возможности повлиять на ход развития ситуации, и транспортное средство полностью выходит из его подчинения. Движение транспортного средства рассматривается исключительно в соответствии с физическими законами. Как известно, невозможно мгновенно остановить автомобиль или изменить направление его движения.

Все три вышеуказанные теории фактически устраняют водителя из сферы взаимодействия автомобиля с дорогой и окружающей средой, исключают вину водителей транспортных средств. Трудно не согласиться с мнением, что источники повышенной опасности не могут стать реальными без участия (действия) виновных лиц, например, автомобиля, не стоящего в гараже, а движущегося, управляемого человеком <*>. Прежде всего от водителя зависят скорость и направление движения транспортного средства, а также оценка складывающейся на дороге ситуации и своевременность принятия мер для предотвращения дорожно-транспортного происшествия в случае возникновения опасности. Разумеется, нередки случаи, когда опасность для движения возникает внезапно, на близком расстоянии, и это не позволяет водителю избежать столкновения или наезда путем торможения. Например, внезапно в непосредственной близости (в пределах остановочного пути) на дорогу выбежал человек, выехало другое транспортное средство и т.п. Если созданию такой ситуации не предшествовало нарушение правил (например, превышение скорости), то привлечение водителя к ответственности исключено.

<*> Панкратов В.В., Самольянова М.В. Ситуация неосторожного преступления. Структурный анализ // Вопросы борьбы с преступностью. N 33. С. 56.

Управление транспортным средством всегда связано с анализом поступающей информации (условий, обстоятельств). Водитель, управляющий автомобилем, воспринимает и перерабатывает очень обширную информацию, которую при всем ее многообразии можно разделить на две основные группы.

  1. Информация относительно постоянная: погодные условия, динамические характеристика транспортного средства и т.п.
  2. Перманентно изменяющаяся: дорожные условия, окружающая среда и т.п.

Эти условия, обстоятельства первоначально существуют независимо от человека и предшествуют поведенческому акту. Они могут мотивировать само поведение, актуализируя какие-либо потребности, содействуют достижению цели или препятствует ей, вызывая дополнительную активность, то есть вступают в связь и взаимодействие с субъектом. Ситуация, таким образом, является существенным элементом взаимодействующих сил, определяющих результат поведения человека.

Специалисты насчитывают свыше 250 факторов, влияющих на совершение неосторожных преступлений <*>. Можно выделить следующие элементы ситуации дорожно-транспортных преступлений.

<*> Клочков В.В. Вопросы борьбы с неосторожной преступностью. Современные проблемы уголовного права. М., 1981. С. 122.
  1. Место совершения преступления. Определяется пространственными границами, в пределах которых осуществляется дорожное движение (населенный пункт или пересеченная местность, улица, дорога, перекресток, мост и т.д.) и характеризуется конкретными дорожными условиями (геометрические параметры, подъемы, спуски, состояние дорожного покрытия и обочины и т.д.). Характеристика места преступления дает представление о специфике условий движения, уровне регулирования движения и контроля за его участниками, нахождении пешеходов, препятствий и иных особенностях (железнодорожный переезд) и т.д.
  2. Время совершения преступления можно рассматривать не только как конкретное время преступления, но и день недели, и время года. Сезонные изменения погоды, например, определяют состояние дорожного покрытия, а время суток - освещенность пути. От времени зависит интенсивность использования автотранспорта и степень вероятности попадания в его сферу других участников дорожного движения. Для характеристики работоспособности водителя имеет значение продолжительность времени его нахождения за рулем, и наконец, временные изменения характеризуют динамику развития ситуации в целом - была ли она длительной или скоротечной, возникла внезапно или оставляла достаточный срок для ее восприятия и адекватного действия.
  3. Погодно-климатические (метеорологические) условия значимы не столько сами по себе, а поскольку тесно связаны с другими важными моментами ситуации - видимостью на дороге (например, туман, существенно затрудняющий ее) и особенно с характеристикой дорожного покрытия (дождь делает дорогу мокрой, скользкой и т.п.).
  4. Конкретные дорожные условия, в которых произошло виновное причинение вреда, представляют собой сложную совокупность многих групп факторов, из которых можно выделить:
<*> Романов А.Н. Автотранспортная психология. М.: Академия, 2002. С. 125 - 136.
  1. Средства регулирования уличного движения также включаются составной частью в дорожную обстановку и должны учитываться участниками движения. Обычно они являются антикриминогенными элементами, так как препятствуют нарушению правил, упорядочивают движение, направлены на его безопасность (дорожная разметка, дорожные знаки и указатели, светофоры, действия работников ГИБДД и пр.). Однако в ряде случаев возможно и их криминогенное влияние (например, неисправность светофора, противоречивые требования знаков, нечеткие и необоснованные действия инспектора ГИБДД и т.д.).
  2. Характеристика и состояние транспортного средства, его расположение по отношению к другим объектам, скорость и траектория движения представляются важным моментом, определяющим ситуацию в целом, поскольку именно транспортное средство обладает вредоносными качествами. Увеличение вероятности вреда возможно также от неудачных конструктивных особенностей автомобиля, его габаритов, малой маневренности, опасных особенностей груза и т.п., а главное - от неисправности систем обеспечения безопасности управления. Последнее обстоятельство находит свое выражение в специальных нормативных требованиях к техническому состоянию транспортного средства.
  3. Потерпевший является одной из основных фигур в большинстве дорожно-транспортных преступлений не только как объект причинения вреда, без которого порой невозможно само преступление, но и как активный элемент, привносящий в ситуацию криминогенные качества. Вследствие грубого нарушения правил дорожного движения или проявленной им неосмотрительности потерпевший может создать неожиданную помеху или ввести в заблуждение водителя, существенно затруднить ему оценку ситуации и выбор безопасного варианта действия, значительно осложнить само управление транспортным средством. Встречаются также случаи прямого подстрекательства со стороны потерпевшего к нарушению водителем правил дорожного движения.
  4. Примерно такую же роль в ситуации могут сыграть действия других участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов, водителей других транспортных средств, пассажиров и т.д.
  5. Иные обстоятельства, способствующие совершению преступления, чаще выступают как факторы, формирующие криминальную ситуацию. Однако через конкретные элементы ситуации они присутствуют в ней и продолжают оказывать свое влияние на субъект. К таким обстоятельствам следует относить прежде всего технические, организационно-управленческие, организационно-правовые и прочие недостатки по организации дорожного движения и контроля за его безопасностью: в частности, плохую организацию и деятельность дорожно-эксплуатационных служб, недостаточный контроль за состоянием и использованием автотранспорта, за состоянием водителя, недостатки в организации труда и отдыха водителей и т.д. В ряде случаев возможно и прямое влияние указанных факторов на личность водителя.
  6. Иные обстоятельства, препятствующие совершению преступлений, также могут включаться в ситуацию, придавая ей антикриминогенный характер. К ним могут относиться различные мероприятия профилактического плана: плакаты, информационные табло и т.п. предупреждения об опасности, в том числе сигналы со стороны очевидцев и участников дорожного движения, призывы к осторожности, внимательности и прочие факторы, побуждающие к безопасному поведению.

Каждое совершенное ДТП имеет свои, исключительно ему присущие, характерные обстоятельства, определяющие его особенности и индивидуальность. Практически невозможно совершить по неосторожности повторное столкновение одних и тех же транспортных средств или повторный наезд одного автомобиля на того же самого пешехода. Поэтому практически исключается и абсолютное повторение дорожно-транспортных происшествий в целом. Каждый раз - другие водители, транспортные средства, дорожные условия, последствия и т.п.

Все обстоятельства охватываются понятием "аварийная обстановка", т.е. такое негативное стечение обстоятельств, которые предшествуют наступлению дорожно-транспортного происшествия <*>. Аварийная обстановка предполагает такое управление транспортным средством, которое сопряжено с существующей опасностью совершения ДТП. Опасность заключается в том, что при всех прочих равных условиях в развитие события вмешиваются обстоятельства, предотвратить которые лицо, управляющее транспортным средством, в силу дефекта личности не способно.

<*> См.: Лукьянов В.В. Проблемы квалификации дорожно-транспортных преступлений. М., 1979.

Существует бесчисленное множество "если", устранение каждого из которых могло бы исключить общественно опасные последствия совершенного ДТП. Но проблема в том, что многие объективные внешние обстоятельства не зависят от сознания и воли человека, поэтому предотвратить их или предсказать невозможно. Именно совокупность случайных обстоятельств и приводит в конечном счете к тому, что аварийная обстановка "перерастает" в дорожно-транспортное происшествие.

Какова роль случайных обстоятельств в механизме совершения дорожно-транспортного происшествия? Условно можно выделить три основных варианта взаимодействия личности и ситуации:

  1. взаимодействие, в котором главным лидирующим фактором выступает личность преступника: субъект здесь полностью преобладает над ситуацией, проявляя соответственно и наиболее полную свободу воли;
  2. взаимодействие, в котором в равной мере проявляются как криминогенные свойства личности, так и ситуации. Последние некоторым образом ограничивают свободу воли преступника, причем не столько в выборе решения, сколько в его исполнении;
  3. взаимодействие, в котором доминирует ситуация при отсутствии высокой криминальной активности личности. Последняя проявляет определенную слабость, податливость криминогенной ситуации в условиях весьма ограниченной свободы воли.

К первому варианту можно отнести все случаи совершения неосторожных преступлений в условиях минимального влияния ситуации. В данном случае ситуация является лишь условием, не мешает и не способствует преступлению. Субъект фактически является единственным "творцом" происшедшего, действуя вопреки очевидной опасности. Например, лицо, управляя транспортным средством, при благоприятных условиях выезжает на перекресток на запрещающий сигнал светофора, управляет автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Во втором варианте можно говорить об условном "равновесии" ситуации и личности преступника, т.к. действуют в негативном направлении. Определяющим фактором здесь также будет личность преступника, т.к. именно лицо, управляющее транспортным средством, выбирает противоправное поведение. Например, несмотря на неблагоприятные погодные условия (гололед, мокрая дорога), водитель допускает превышение скоростного режима.

В третьем варианте можно говорить о лидирующей роли ситуации преступления, т.е. уже в самой ситуации существуют опасные моменты, которые нельзя не учитывать действующему в этой ситуации водителю. Обязанность водителя при попадании в такую ситуацию - совершить активное действие по предотвращению вреда или воздержаться от действий, которые могут его причинить. Здесь практически отсутствуют грубые и сознательные нарушения правил дорожного движения, а наиболее часты так называемые упущения: невнимательность к окружающей обстановке, забывчивость, отсутствие автоматизмов и других профессиональных навыков.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве неосторожных преступлений главным определяющим фактором выступает личность преступника. В то же время не вызывает сомнения, что профилактика дорожно-транспортных преступлений должна строиться не только с учетом криминогенной роли личности участников дорожного движения, но и обстоятельств, влияющих на восприятие дорожной обстановки участниками дорожного движения, повышающих безопасность дорожного движения. К таким обстоятельствам можно отнести: улучшение дорожной информации, внедрение более современных средств активной и пассивной безопасности транспортных средств и дорог. Все это снижает напряженность водителя, заблаговременно предупреждает его о возможной опасности, позволяет предотвратить возникновение экстремальной ситуации, повышает в целом надежность функционирования системы "водитель - транспортное средство - дорога". Статистика показывает, что на современной автомобильной дороге с разделительным барьером, изолирующим встречные потоки транспорта друг от друга, число дорожно-транспортных происшествий снижается на 20 - 25%.

Значительный шаг вперед делает автомобильная промышленность. Вводятся в серийное производство различные системы предупреждения столкновений. Специальный радар отслеживает дистанцию от впереди идущего автомобиля и в случае опасного сближения подает звуковой и световой сигналы, срабатывает экстренное автоматическое торможение <*>. Ведутся разработки систем, позволяющих не только самостоятельно тормозить, но и объезжать препятствия <**>. Но не следует переоценивать технические возможности в безопасности управления автомобилями и другими транспортными средствами, и сегодня остается на достаточно высоком уровне влияние человеческого фактора.

<*> Авторевю. 2006. N 10 (358).
<**> Авторевю. 2006. N 12 (360).