Мудрый Юрист

Артиста спасет договор

Ирина Тулубьева, управляющий партнер ООО "Тулубьева, Осипов и партнеры" (Москва).

Артисты, или исполнители, относительно недавно получили в России статус субъектов интеллектуальной собственности. Они наделены так называемыми смежными правами, т.е. правами, близкими по своей природе к авторским.

Впервые понятие смежных прав появилось в отечественном законодательстве в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., которые в части авторского права и смежных прав действовали с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г.

В Законе РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 20 июля 2004 г.; далее - ЗоАП) правовые отношения по созданию и использованию объектов смежных прав регулируются разделом III.

Термин "исполнитель" раскрывается в абз. 11 ст. 4 ЗоАП. Исполнителем именуется актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы и искусства, а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Режиссеры-постановщики аудиовизуальных произведений (фильмов) признаются не исполнителями, а авторами. Последнее обстоятельство вызывает у многих театральных режиссеров чувство горечи и обиды: их, в отличие от коллег-кинематографистов, лишили авторских прав. Режиссеры-постановщики, как правило, руководители и не согласны считать себя простыми исполнителями типа певца или танцора. Тем не менее в нашем законодательстве концепция наделения театральных режиссеров авторскими правами пока не нашла закрепления, а вот в ряде европейских стран постановщики спектаклей признаются авторами.

Можно отметить также, что исполнителями не являются статисты и иные работники массовки, т.е. лица, не исполняющие непосредственно произведения литературы или искусства и не создающие результатов творческой деятельности.

Взаимоотношения с исполнителями по созданию и использованию результатов их творчества (исполнений) непросты, по трем как минимум причинам.

Во-первых, смежные права относительно новы и для России, и для всего мира, и по большому счету практика отношений с исполнителями еще только создается.

Во-вторых, нормы законодательства, регулирующие правовые отношения в этой сфере, сложны и имеют множество пробелов, которые далеко не всегда могут быть устранены применением аналогии из авторского права. Кстати, наиболее частая ошибка - бездумное, без учета специфики смежных прав, распространение норм авторского права на смежные права.

В-третьих, как и в авторском праве, существенное значение имеет творческая индивидуальность артиста, его повышенная эмоциональность, впечатлительность и, в общем-то, непредсказуемость.

По этим причинам конфликты продюсеров с артистами стали привычным явлением, а споры вокруг прав на созданные записи и раскрученные имена возникают не реже, чем появляются новые "звезды". Чтобы не стать героем скандала, нужно не только учиться на ошибках других, но и самым внимательным образом изучить законодательство и всегда действовать исключительно на его основе.

В настоящей публикации мы остановимся на самых основных вопросах, которые возникают как у исполнителя, так и у продюсера.

В соответствии со ст. 37 ЗоАП исполнителям в отношении их исполнений и постановок принадлежат исключительные смежные права:

Это означает, что использование исполнения или постановки допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Иными словами, право на получение вознаграждения является неотъемлемой частью исключительного права исполнителя на использование исполнения или постановки.

Конкретный размер вознаграждения определяется соглашением сторон, т.е. в договоре между исполнителем и пользователем.

Исключительное право исполнителя на использование исполнения или постановки в любой форме означает право осуществлять (самостоятельно) или разрешать осуществлять (другим лицам) различные действия, связанные с использованием исполнения. В частности, исполнителю принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять:

Таким образом, исполнителю в отношении осуществленного им исполнения или постановки принадлежат исключительные права на запись (фиксацию) и на воспроизведение записи исполнения (постановки) в любом количестве экземпляров на любых материальных носителях. За запись, а также за воспроизведение исполнитель имеет право на получение вознаграждения в согласованном с ним размере.

Разрешения на осуществление записи исполнения (постановки), а также на воспроизведение исполнения (постановки) выдаются исполнителем посредством заключения письменного договора с пользователем (п. 4 ст. 37 ЗоАП). Это означает, что как запись третьими лицами (не исполнителем) исполнения или постановки, так и воспроизведение записи исполнения (постановки) на каких-либо материальных носителях допускаются не иначе как на основании письменного договора с исполнителем. Данная норма соответствует пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ, которой установлена письменная форма сделки, если хотя бы одной из сторон сделки является юридическое лицо (в данном случае - пользователь).

Положение о правовых основаниях передачи смежных прав (прав на использование исполнения или постановки) третьим лицам содержится также в п. 7 ст. 37 ЗоАП, в соответствии с которым исключительные имущественные права исполнителя, в том числе право на воспроизведение записи исполнения или постановки, могут передаваться другим лицам только по договору. Таким образом, права, прямо не переданные по договору, считаются принадлежащими исполнителю как первоначальному субъекту смежных прав.

В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Предметом договора о передаче смежных прав являются конкретные права на конкретные объекты (записи исполнений, постановок), передаваемые по данному договору (см. также п. 1 ст. 31 ЗоАП). Также существенными являются условия о сроке и территории, на которые передается право. Размер вознаграждения и порядок его выплаты исполнителю тоже признаются существенным условием договора о передаче смежных прав (этот вывод следует из абз. 4 п. 1 ст. 37 ЗоАП и аналогии с авторским договором - п. 1 ст. 31 ЗоАП), что соответствует п. 3 ст. 423 ГК РФ. Договор о передаче смежных прав как гражданско-правовая сделка может быть только возмездным (единственный, по ГК РФ, возможный вид сделки на безвозмездной основе - договор дарения).

Исходя из изложенного можно сделать следующий вывод: только заключение письменного договора, в котором сторонами согласованы все существенные и необходимые для такого рода сделок условия, в том числе способы использования определенных сторонами объектов смежных прав, срок действия договора, территория, а также размер вознаграждения и порядок его выплаты, может служить правовым основанием для возникновения у пользователя тех или иных прав по использованию исполнения или постановки, в том числе путем воспроизведения. Одновременно с заключением договора пользователь принимает на себя и предусмотренные законом и самим договором обязанности, включая обязательства по выплате исполнителю вознаграждения.