Мудрый Юрист

К вопросу о понятии "правотворческая деятельность юриста"

Мамаева Е.А., заместитель руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Кировской области, заслуженный юрист Российской Федерации.

В теории права при рассмотрении вопросов, связанных с регламентацией общественных отношений, формами права, системой законодательства и рядом других часто употребляется понятие "правотворческая деятельность", которое, как правило, соотносят с деятельностью компетентных органов государственной власти по принятию (изданию) нормативных правовых актов. Однако эти акты, прежде чем их примет компетентный орган, должны быть кем-то подготовлены. В большинстве случаев этой работой занимаются юристы. Следовательно, они, как и компетентные государственные органы, тоже осуществляют правотворческую деятельность?

Но тогда возникает вопрос: что включает в себя понятие "правотворческая деятельность юриста"? Для этого, на наш взгляд, необходимо рассмотреть ряд коррелирующих с ним понятий: "правотворчество", "деятельность" и "творчество".

Существующие два типа понимания права, связанные с трактовкой понятия права, обозначаются как юридический (ius-право) и легистический (lex-закон) типы правопонимания и понятия права. При этом легистический подход под правом понимает только закон (нормативный правовой акт), являющийся продуктом системы органов государственной власти. В данном случае право - это исходящие от государственной власти установления, сводимые к формальным источникам, т.е. право позитивное. Для современного же юридического типа правопонимания, как отмечает В.С. Нерсесянц, "характерна та или иная версия различения права и закона (позитивного права). При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола государственной власти, т.е. социальное явление со своими объективной природой и спецификой, своей сущностью, отличительным принципом и т.д. <*>". "Отождествление права и закона (позитивного права) является принципом и смыслом различий в правопонимании", - подчеркивает С.В. Кодан <**>. С позиций либерально-юридического правопонимания очевидно, что государство (соответствующие государственные органы и должностные лица) действительно осуществляет правотворческую (законотворческую) деятельность, создает законы, но это совсем не означает, что государство творит само право как таковое. Право как объективное социальное явление, принципом которого является формальное равенство, - это не творение государства и не продукт государственно-властной воли, а особая духовная форма выражения совокупных итогов сложного и многофакторного социально-исторического процесса общественной жизни людей, результат достигнутой соответствующим обществом ступени развития в общесоциальном процессе. Легистско-позитивистское отождествление права и закона (позитивного права) сопровождается смешением (и отождествлением) понятий "правотворчество" и "законотворчество".

<*> Нерсесянц В.С. Юриспруденция. М., 1999. С. 4.
<**> Кодан С.В. Подготовка современного юриста: правовед или законовед? // Юридическое образование в России: в поисках новой модели. Саратов - Екатеринбург, 2005. С. 46 - 47.

Российскими и зарубежными юристами система взглядов на правотворчество была разработана еще в советский период. Она определялась через форму государственного руководства, как осознанный процесс создания норм права. Так, Д.А. Керимов отмечает, что процесс создания правовых норм находится в органическом единстве его основных компонентов: познания, деятельности и результата, которые, обладая определенной спецификой и своеобразием, составляют относительно законченный цикл правотворчества <*>.

<*> Керимов Д.А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. М., 1979. С. 199.

При этом в советской правовой науке правотворчество рассматривалось и в более узком смысле как упорядоченная система стадий, как процесс деятельности субъектов правотворчества по установлению, изменению или отмене правовых норм, а следовательно, и актов, их содержащих <*>.

<*> Дрейшев В.Б. Правотворчество в советском государственном управлении. М., 1977. С. 59.

Так, Д.А. Ковачев признавал только одну стадию - издание нормативного правового акта и считал необходимым процедуру подготовки акта выносить за рамки правотворчества <*>.

<*> Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. М., 1977. С. 83.

И сегодня в научной и учебной литературе по теории права нет единообразия в понимании правотворчества. В одних работах правотворчество определяется как процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур <*>. В других исследованиях правотворчество определяется как форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. При этом главным для правотворчества является выработка и утверждение новых правовых норм, другие же проявления правотворчества носят подчиненный, вспомогательный характер <**>.

<*> Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 2 / Под ред. М.И. Марченко. М., 1998. С. 157 - 158.
<**> Пиголкин А.С. Правотворчество // Проблемы общей теории права и государства. М., 2001. С. 307 - 321.

В.С. Нерсесянц же рассматривает правотворчество как "правоустановление" - форму (и направление) государственной деятельности, связанную с официальным выражением и закреплением норм права, которые составляют нормативно-правовое содержание всех действующих источников позитивного права. Он отмечает, что одной из важных форм правоустановления (то есть "правотворчества" как установления норм действующих источников позитивного права) является прямое государственное нормотворчество - издание соответствующими государственными органами нормативных правовых актов <*>. Думается, что ни одно из приведенных определений нельзя признать универсальным. Более того, в некоторых случаях происходит подмена понятий "формирование права" и "правотворчество". Например, Н.С. Соколова полагает, что их необходимо четко разграничить. Правотворчество - это процедура, направленная на создание норм права, определенная деятельность органов государственной власти (иных компетентных органов) по выработке и принятию нормативных правовых актов. Правоформирование - это предварительный этап правотворчества, включающий в себя научные разработки, экономическую, социальную, политическую оценку действительности, парадигмы, научное обоснование будущего правового акта <**>.

<*> Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 1999. С. 415, 421 - 423.
<**> Соколова Н.С. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: развитие и совершенствование. Диссертация. М.: РАГС, 2003. С. 55.

Таким образом, правотворчество, на наш взгляд, представляет собой завершающий этап формирования права, его логическое окончание, деятельность по позитивации - конкретизации и объективизации норм права.

Общенаучный термин "деятельность" трактуется как "специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование" <*>.

<*> Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев. 2-е изд. М., 1989. С. 815.

Проблема деятельности в трудах ученых выступает: как социальная форма движения материи, как феномен существования человечества, как путь отражения человеком предметного мира, как возможность активного преобразования человеком действительности. Исходя из этих трактовок имеет место понимание деятельности как сложной системы, включающей ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Как отмечает Л.П. Буева, для деятельности "характерна определенная упорядоченность, иерархичность строения элементов и связей между ними, в ней наличествует система, управляющая деятельностью индивидуального или общественного субъекта и обеспечивающая функциональное единство всей системы" <*>.

<*> Буева Л.П. Человек: деятельность и общество. М., 1978. С. 77 - 78.

Понятие "деятельность" психология заимствовала из философии. Самое широкое философское определение деятельности - это способ существования человека и общества в целом. Если попытаться уточнить специфику собственно человеческого способа существования, то она состоит в активном отношении человека к миру, направленном на его целесообразное изменение и преобразование <*>.

<*> Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М., 1974. С. 180.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним.

Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней), в процессе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенные отношения к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность во всех случаях представляет собой акт, инициируемый субъектом, а не запускаемый внешним воздействием. Поэтому деятельность - не совокупность реакций, это система действий, объединенных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив же - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяют разные типы деятельности: трудовую, познавательную, коммуникативную, в их числе можно выделить и правотворческую.

При этом деятельность как система действий отвечает определенному мотиву. Мотив - это главное, что отличает одну деятельность от другой, определяет ее специфическое качество. Он может быть как материальным, так и существующим только в воображении: но он всегда должен быть, ибо не бывает деятельности без мотива. В данном случае мотив - это предмет потребности, побуждающий деятельность, и достижение мотива ведет к удовлетворению потребности. В нашем вопросе - к удовлетворению потребностей общества и государства в создании позитивного права.

При анализе творчества как специфического вида деятельности С.В. Щенникова отмечает, что наряду с признаками "новизны" и "социальной значимости" следует выделить и признак "прогрессивности", поскольку для различных социальных групп социальная значимость будет разной. Она определяет творчество как один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью <*>.

<*> Щенникова С.В. Интегративный подход в подготовке будущего педагога к творческой деятельности. Диссертация. Киров: ВятГГУ, 2003. С. 18.

Творческую же деятельность юриста можно рассматривать как деятельность, направленную на осознание и решение проблем правового характера, постоянно возникающих в процессе юридической деятельности, а процесс регламентации общественных отношений - как творческую деятельность, связанную с решением множества правотворческих задач в меняющихся социальных, экономических и политических обстоятельствах, когда юристами вырабатываются и воплощаются во взаимодействии с другими субъектами (специалистами) оптимальные, органичные для данной ситуации, нестандартизованные юридические решения, опосредованные особенностями объекта: субъекта правового воздействия.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что правотворческая деятельность юриста - это основанная на профессиональных знаниях, умениях и навыках система упорядоченных действий субъекта, направленных на осознание и решение проблем правового характера, возникающих в процессе жизнедеятельности общества и государства, в результате которых через совместную деятельность с другими субъектами (специалистами) вырабатываются правовые нормы и осуществляется формирование позитивного права.