Мудрый Юрист

Дайте сдачи!

"Фармацевтический вестник", 2014, N 4

Что же делать, если в кассе нет сдачи? Такое наверняка случалось и с вами, и, скорее всего, вы уже нашли несколько выходов из данной ситуации. Давайте вместе разберемся, чья же это проблема - покупателя или все-таки продавца и какие методы лучше применять в аптеке, чтобы повысить уровень обслуживания клиентов.

Строго по правилам

Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты покупателем товара (ст. 493 ГК РФ). Если представитель торговой организации отказывается от принятия предложенных средств в сумме, достаточной для оплаты, ссылаясь на отсутствие разменной монеты, это может быть расценено как отказ от заключения договора продажи. А при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения такого договора применяются соответствующие санкции. Примерные правила работы предприятия розничной торговли содержатся в письме Роскомторга от 17.03.94. В разделе "Расчеты с покупателями" указано следующее: "Кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя; печатает чек на контрольно-кассовой машине; объявляет покупателю общую стоимость покупок; называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком; после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик". В том же документе особо отмечено, что запрещается предлагать покупателю вместо сдачи какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги. Отсюда следует, что ответственность за наличие разменной монеты целиком и полностью ложится на плечи организации и является необходимым условием осуществления расчетов с покупателями.

Это подтверждают и типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Согласно этому документу перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями).

При этом кассиру запрещается иметь в кассе личные деньги или деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы). В случае отказа выдать сдачу или других манипуляций предприятие могут привлечь к ответственности по таким пунктам КоАП РФ, как "нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций" или "обмеривание, обвешивание, обсчет или иной обман потребителей". В последнем случае отказ выдать сдачу расценивается как обман и обсчет. Таким образом, совершенно ясно, что отсутствие сдачи не может быть основанием для отказа покупателю в продаже нужного ему товара.

Не такая уж и мелочь

По статистике конфликты в аптеке возникают чаще всего из-за некачественного обслуживания покупателей, в том числе из-за претензий по поводу отсутствия или недостаточного количества сдачи. Не дав сдачу всего в 50 коп. из-за отсутствия таких монет, вы рискуете получить официальную претензию, что повлечет за собой выплату штрафа.

Рассмотрим случаи из практики.

Пример N 1

Ситуация:

В небольшую сетевую аптеку пришла покупательница, женщина пенсионного возраста, за корвалолом, который стоил около 5 руб. 30 коп. В кассе аптеки не хватило всего 10 коп. до полной суммы сдачи. Провизор не придала значения "такому пустяку" и отпустила товар, выдала сдачу и не сообщила покупательнице, что в сдаче не хватает 10 коп. Женщина пересчитала сдачу сразу - и в аптеке разразился скандал. Обманутая посетительница сделала запись в Книге жалоб и предложений, во всех красках описав, как ужасно ее обслужили в этой аптеке.

Вывод:

Недаром говорят, что плохая слава всегда впереди бежит. Действительно, по статистике один довольный покупатель рекомендует вашу аптеку трем своим знакомым, а недовольный пожалуется на вас как минимум восьми. Кроме того, в данном случае имел место явный обсчет, что чревато штрафом. Не доводите до конфликта, будьте вежливы и максимально честны с покупателем.

Пример N 2

Ситуация:

Утро. Открытие новой аптеки рядом с метро, недалеко от стоянки маршруток и автобусов. Первые покупатели приходили с крупными купюрами, поэтому размен быстро закончился в кассе. Одна из фармацевтов, взяв крупную купюру, вышла из аптеки, дошла до маршрутки, разменяла деньги и вернулась на рабочее место. В результате открытие аптеки прошло на высшем уровне, без неловких ситуаций по поводу отсутствия сдачи.

Вывод:

С одной стороны, благодаря нестандартному решению в день открытия был заложен высокий стандарт сервиса, с другой - главное, чтобы отсутствие фармацевта на рабочем месте не вызвало недовольства руководства, во-первых, и скопления очереди из-за временно неработающей кассы, во-вторых.

Кто хочет, ищет возможности

Справедливости ради стоит отметить, что покупатели сегодня хорошо информированы, и все большее их число заявляет о своих законных правах в условиях даже мелких конфликтов. Итак, какие экстренные способы можно изобрести, когда разменных денег не хватает?

Возможно, первое, что придет в голову, это разменять деньги в кассе из своего кошелька или кошелька коллег.

Минус состоит в том, что у вас или у ваших коллег не всегда есть разменная монета в кошельке в количестве, равном какой-либо купюре из кассы. К тому же мы помним, что правила запрещают продавцу иметь в кассе личные деньги или деньги, не учтенные через кассовую машину, из-за чего есть риск двоякого понимания таких действий.

Второй способ - это предложить покупателю докупить какую-нибудь необходимую мелочь (пластыри, гематоген, жевательную резинку и т.д.) в счет сдачи.

Третий способ - разменять крупные деньги из кассы за пределами аптеки, причем лучше это сделать до начала смены или в момент, когда посетителей в аптеке не так много. Где можно разменять деньги? В ближайшем отделении банка, у водителя маршрутного такси, то есть в местах, где скапливается большое количество мелочи.

Однако для подобной процедуры необходимо время, и сотрудник, который возьмет на себя эту миссию, не только потратит его "не по прямому назначению", но и пойдет на некоторые неудобства. Такую роль человек может взять на себя только по собственной инициативе. Однако лучше, если этим вопросом займется заведующий или старший кассир.

Лучший способ - это профилактика

Известная фраза "лучший способ лечения - это профилактика" работает и в вопросах оптимизации процесса торговли. Долгосрочная стратегия в отношении формирования любых запасов, в том числе и запасов разменных денег, просто необходима. А в случае со сдачей это, пожалуй, единственный по-настоящему грамотный и действенный путь.

  1. Возьмите за привычку вежливо напоминать покупателям о том, что вы будете благодарны, если они заранее приготовят деньги за покупки без сдачи или поищут мелочь в кошельке. Кстати, если у покупателя окажется много мелочи, предложите ему обменять на бумажную купюру. В большинстве случаев человек согласится, ведь носить с собой большое количество монет неудобно. Кстати, бывают случаи, когда люди, накопившие мелочь, сами приходят в магазин с просьбой обменять свои запасы на купюры. Плюсы этого способа - быстрое накопление разменной монеты в кассе и профилактика конфликтов в аптеке.
  2. Правилом хорошего тона в коллективе является забота о комфортной работе всей организации. Достаточно в течение своей смены копить мелочь в кассе, чтобы оставить ее для размена следующей. Вторая смена делает то же. В итоге у вас всегда есть размен и рабочий день проходит без помех.
  3. Необходимо также создать резервный набор мелочи всех видов в сейфе. Этим способом пользуются многие аптеки. Главное - поддерживать и своевременно пополнять запас, например, каждый раз при инкассации. Обычно этим занимается заведующая аптекой.

Во избежание ненужных конфликтов, когда, несмотря на ваши ситуационные аргументы, клиент будет прав юридически, лучше дайте своевременный отпор при помощи вежливости и грамотного планирования, то есть дайте сдачи!

Провизор, бизнес-тренер

Е.МАЛИННИКОВА