Мудрый Юрист

Понятие принципа права в контексте законотворческого процесса

Румянцева В.Г., кандидат юридических наук.

Ширяев Ю.Е., кандидат юридических наук, доцент.

Законотворческая деятельность представляет собой весьма значимое направление реализации полномочий государственной власти, и в связи с этим она должна строиться на основе рациональных, эффективных в своем действии принципов. Несмотря на обилие в последнее время в российской юридической науке исследований по проблемам федерального законотворчества, обобщающего анализа целей и принципов законодательного процесса до настоящего времени не предпринималось. Несомненно, предпринятое нами исследование в данном направлении не претендует на абсолютную полноту решения данного вопроса. Содержательно оно направлено на то, чтобы сформировать представление об общих тенденциях и закономерностях в научных подходах в данном направлении.

На современном этапе развития российской государственности цели законодательного процесса многоаспектны. Это объясняется отрицанием государством и как следствие - его государственно-властными институтами классового подхода в развитии общества, социальным феноменом которого и является государство. По мнению М.В. Платонова, в настоящий момент времени основной целью законодательного процесса является разрешение политических, экологических, социальных (в узком смысле), экономических проблем <*>. На наш взгляд, их приоритетное решение в значительной степени позволит стабилизировать социальные отношения, будет способствовать росту уверенности граждан в своем будущем, а это, несомненно, отразится и на государстве в целом.

<*> См.: Платонов В.М. Законодательный процесс в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 37.

Ранее существовавшая концепция правопонимания, в соответствии с которой праву отводилась роль инструмента поддержания господства одного класса над другим, в современных условиях демократических преобразований уже не рассматривается как догма. На смену ей приходят иные концепции, содержание которых свидетельствует о смене вектора в вопросе правопонимания. Как следствие этого - изменение в подходе определения целевых установок законодательного процесса. Законодательный процесс рассматривается уже не столько как способ обеспечения классовых целей и создания условий, выгодных господствующему классу, сколько как способ упорядочения и стабилизации существования самого общества, направленного на формирование социально необходимых отношений между людьми и их коллективными образованиями <*>. Указанные цели законотворчества могут быть достигнуты путем принятия своевременных и качественных законов по приоритетным проблемам в последовательности, наиболее рациональной с точки зрения логики взаимосвязей новых и действующих законодательных актов <**>. Это в свою очередь позволит стабилизировать содержание правовой системы государства, создать долговременные правила поведения, обеспечив тем самым целостность системы действующего законодательства. Данные факторы объясняют повышенное внимание общества к законодательному процессу.

<*> Об этом подробнее см.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1996. С. 31.
<**> См.: Селезнев Г.Н., Гневко В.А. Закон, власть, политика. Государственный и местный уровни. СПб., 1998. С. 136.

В настоящее время процедура создания нового закона предполагает соблюдение достаточно широкого спектра правовых требований, основная задача которых состоит в том, чтобы не допустить появления в правовой системе государства некачественных, неэффективных, а порой и не отвечающих потребностям времени правовых актов. Существенная роль в формировании самих правовых предписаний, отражающих объективные потребности общества в правовых регуляторах, принадлежит правовым принципам, которые сформулированы, по образному выражению Д.А. Керимова, "историческим опытом человечества и воплощают в себе представления о справедливости, гуманности, организации и порядке общественной жизнедеятельности" <*>. Именно поэтому вопрос о принципах права, в частности - принципах законодательного процесса, не носит абстрактно-теоретического характера, его разработка положительно влияет на практику создания законов и в силу этого является одной из актуальных проблем современной юридической науки. Следование принципам законодательного процесса помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц.

<*> См.: Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т. 1. Социология права. М.: Современный гуманитарный университет, 2001. С. 119.

Обращение к рассматриваемому вопросу невозможно без анализа содержания понятийного аппарата юридической категории "принцип права". При этом термины "принципы права", "юридические принципы", "основополагающие идеи", "отправные начала", "руководящие положения" используются нами как синонимы.

Устоявшаяся в юридической науке концепция свидетельствует о том, что под принципами права следует понимать его основополагающие начала, идеи, исходя из которых право функционирует как единый социальный организм. Указанное понимание рассматриваемой юридической категории мы встречаем у большинства исследователей как прошлого, так и настоящего <*>. Доктринальность данного подхода вполне обоснованно нашла отражение и в большинстве толковых словарей русского языка <**>.

<*> См., например: Градовский А.Д. Начала русского государственного права. В 3 т. СПб., 1875 - 1883; Гессен В.М. Основы конституционного права. Петроград, 1918; Ильин И.А. Теория права и государства. М., 2003; Керимов Д.А. Законодательная деятельность Советского государства (Основные принципы и организационные формы). М.: Госюриздат, 1955. С. 5 - 33; Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. С. 115; Законотворчество как вид социального прогнозирования // Журнал российского права. 1997. N 3; Чернобель Г.Т. Законотворчество и юридическая наука // Законотворчество в Российской Федерации (научно-практическое и учебное пособие) / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Формула права, 2000. С. 60.
<**> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд. М., 1993.

Основополагающие идеи права выступают не произвольными конструкциями человеческого разума, а особой формой выражения объективных социальных закономерностей. Фиксируя в своем содержании необходимые и существенные связи, имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить такой порядок общественных отношений, который в наибольшей степени способствует их упрочению и развитию.

Содержание теоретических подходов в учении о принципах права свидетельствует о том, что постепенно в нем сформировалось два основных направления, объясняющих как сферу действия, так и природу принципов права. В первом случае сфера действия принципов права ограничивается рамками правотворчества и правоприменения. В правотворчестве им отводится роль теоретической базы, определяющей содержание конкретных норм, а в правоприменении их функция ограничивается лишь потребностью в толковании все тех же норм <*>. Во втором случае под принципами права обычно подразумевают лишь те основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормах законодательства <**>. Как следствие - формулирование утверждения о том, что принципы могут обнаруживаться только в содержании указанных норм, следовательно, руководящие идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые в правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах, к их числу нельзя отнести.

<*> Спасов Б. Закон и его толкование. М.: Наука, 1986. С. 205 - 213.
<**> Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. М.: Юрид. лит., 1977. С. 15, 25, 33, 210 - 211.

Нам представляется, что оба направления в понимании принципов права не до конца учитывают то обстоятельство, что нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к которым принадлежит и правосознание <*>. Конкретным проявлением права, главным свидетельством его существования выступают не они, а правоотношения. Поэтому, не отрицая значимости воплощения принципов в содержании юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связь с правосознанием и правоотношениями.

<*> Явич Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. М.: Юрид. лит., 1990. С. 23.

К тому же конкретные юридические нормы по воле законодателя могут являться сознательным искажением объективных социальных закономерностей. Специфика же основополагающих идей права проявляется именно в том, что они наиболее правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают необходимое и существенное в социальной действительности в соответствии с достигнутым в обществе на данный момент уровнем ее познания <*>.

<*> Об этом подробнее см.: Иванов Р.Л. О понятии принципов права // Вестник Омского университета. 1996. Вып. 2. С. 116.

Помимо этого, принципы права в отличие от конкретных юридических норм больше зависят от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как правовые нормы в ряде случаев возникали стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей <*>. Принципы права исторически появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев.

<*> Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986. С. 13.

Провозглашение нормативного правового акта в качестве единственного источника принципов права не согласуется и с реалиями российской правовой системы. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы международного права являются составной частью правовой системы России, а следовательно, и принципами российского права. Общепризнанность же отправных начал международного права не означает их обязательного закрепления в международных договорах и иных формальных источниках юридических норм. Она проявляется не только в нормотворческой деятельности государств, но и во всеобщности и постоянстве их фактической практики.

Учитывая приведенные выше аргументы, можно сделать вывод о том, что принципами права являются не только те, которые закреплены в законодательстве и иных источниках права, но и основополагающие идеи правосознания, получившие общее признание в деятельности законодательных органов, органов правосудия, даже несмотря на отсутствие их формальной фиксации в позитивном праве. На основании изложенного можно предложить и следующее общее определение: принципы права - это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений в случае их пробельности и противоречивости.

Правовая наука указывает нам на то, что формулируемые ею правовые дефиниции должны быть дискурсивными, т.е. находиться в определенном логическом сцеплении с предшествующими общепризнанными дефинициями, основополагающими дефинициями действующего законодательства, а также с определенными дефинитивными потенциями, что, отражая историческую и логическую преемственность правового мышления, конструктивно "вписывает" эти определения в соответствующий нормативный контекст конкретного правового поведения, способствует стабилизации и совершенствованию правовых отношений. Все правовые понятия так или иначе взаимосвязаны. Одни понятия в процессе их правового дефинирования могут семантически сравниваться, другие - определенным образом пересекаться, третьи - соподчиняться и т.д. Каждое понятие, имея свои логические границы, находится в непрерывном логическом движении, что сопряжено с определенными смысловыми уточнениями, изменениями, известным образом корректирует действующую понятийную структуру. Задача заключается в том, чтобы в соответствии с поставленной целью найти такое правовое определение, которое последовательно отражало бы существенные признаки того или иного явления и, следовательно, гарантировало бы надежное пользование им в процессе законотворчества. Учитывая данное обстоятельство, считаем, что под принципами законотворчества (законотворческой деятельности) следует понимать закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике законотворческих органов общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей законотворчества и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений в случае их пробельности и противоречивости.