Мудрый Юрист

История и тенденция развития юридической службы вооруженных сил Российской Федерации

Бабенко Р.В., помощник командира войсковой части 92910 по правовой работе - начальник юридической службы дивизии.

Правовая регламентация деятельности Вооруженных Сил России имеет свою давнюю и богатую историю. Но ее комплексное развитие справедливо соотносится с созданием Петром I новой системы государственного и военного управления, с которым связаны первые упоминания о введении в штаты строевых частей должности военного юриста-фискала, аудитора. В 1701 г. Петром I был учрежден Приказ военных дел, который ведал всеми правовыми делами. В 1706 г. Приказ военных дел был переименован в Военную канцелярию. В штате Военной канцелярии наряду с секретарями, архивариусом, нотариусом, актуариусом, переводчиком была предусмотрена должность и генерал-аудитора. Указом Петра I в 1711 г. в штатах регулярных полков была введена должность юриста-аудитора. Институт аудиторства, введенный по указанию Петра I, выполнял функции надзора за правильностью применения законодательства, в том числе и в судах. По мнению Петра I, в каждом коллегиальном воинском суде, состоящем из военных чинов, должен был присутствовать юрист-аудитор, знающий законы, чтобы решения выносились "добрым порядком".

Воинский устав 1716 г. закрепил функции воинского суда, его состав и порядок судопроизводства. Аудитор наблюдал за правильностью действия суда, за применением артикулов общего и военного права к конкретным деяниям военнослужащих. Аудитор (лат. Auditor - слушатель) по воинскому уставу Петра I - представитель закона в военных судах. Круг обязанностей аудитора был весьма сложен: аудитор был и судьей, и следователем, и прокурором. Аудиторы избирались из числа старших или младших прапорщиков. Если не было подходящих офицеров, то аудиторы назначались из унтер-офицеров и вахмистров. Во главе всех аудиторов поставлен был по Воинскому уставу генерал-аудитор, при котором в качестве помощников состояли генерал-аудитор-лейтенант и несколько обер-аудиторов. В 1797 г. аудиторы были переименованы в статские (гражданские) чины.

Воинским уставом от 30 марта 1716 г. были введены также должности фискалов и прокуроров. Фискал выполнял особые (тайные) обязанности. Он наблюдал за законностью действий учреждений и лиц главным образом в финансовой и судебной деятельности, выявлял случаи взяточничества, нарушений указов. Кроме того, фискал вправе был возбуждать через прокурора дела о преследовании.

Прокуроры военной и морской коллегии были обязаны смотреть, чтобы дела отправлялись по указам и регламентам, наблюдать, чтобы коллегия в судах и расправе поступала праведно, останавливать исполнение дел, не согласных с законом, смотреть за исполнением своей должности фискалами. Вследствие недостатка в армии аудиторов было решено в 1817 г. избрать из военно-сиротских отделений 100 человек способных кантонистов, а в 1819 г. - еще 80 для приготовления к занятию должности аудитора. За 14 лет (с 1832 по 1846 гг.) Аудиторская школа подготовила 142 чиновника юридической службы.

Военно-судебный устав 1867 г. закрепил требование о том, чтобы военные судьи обязательно имели высшее специальное юридическое образование. Подготовка юридически образованных офицеров в период с 1866 по 1867 гг. осуществлялась в офицерских классах при Аудиторском училище. В 1868 г. Аудиторское училище было преобразовано в перворазрядное специальное учебное заведение - Военно-юридическое училище. 17 июня 1878 г. на основании Положения, утвержденного Александром II, была создана Военно-юридическая академия для военных и гражданских слушателей с 3-летним сроком обучения. Одновременно было упразднено Военно-юридическое училище. После окончания академии офицеры получали аттестат и право на академический знак, затем поступали в распоряжение Главного военно-судного управления, которым прикомандировывались на один год к окружным военно-судебным учреждениям "для практического ознакомления с военно-судебной частью", и лишь после этого определялись на штатные военно-судебные должности. Офицеры, окончившие курс Военно-юридической академии, приравнивались по положению к офицерам, окончившим Академию Генерального штаба.

В 1836 г. при Военном министерстве впервые вводится должность юрисконсульта. В 1841 г. происходит изменение штатов Военного министерства. При Канцелярии вводится должность помощника юрисконсульта. В соответствии с обязанностями юрисконсульт проверял правильность изложения дела, полноту справочного материала и правильность вынесения решения по делу. Кроме того, юрисконсульту было предоставлено право изложения своего мнения о законности порядка производства по делу и соответствие вынесенного решения по делу. В случае несогласия юрисконсульта с мнением того лица, которое вышло с представлением, он был обязан изложить собственное заключение с подробным объяснением причин, по которым признает неправильным вынесенное решение. Юрисконсульт подчинялся непосредственно Военному министру и обязан был исполнять его поручения. Обо всех делах, которые находились на рассмотрении у юрисконсульта, он обязан был лично докладывать Военному министру, Военному Совету или Генерал-аудитору.

В 1859 г. при Военном министерстве создается кодификационная комиссия, которая впоследствии преобразуется в кодификационный отдел при Военном совете (1887 г.), а затем кодификационное отделение Канцелярии Военного министерства.

Таким образом, к середине XIX в. в российской армии сложилась определенная структура юридических органов и должностных лиц, которая занималась не только общими вопросами управления в военном ведомстве, но и прежде всего обеспечением юридической стороны процесса руководства и управления армией.

В 1862 - 1864 гг. в России с целью укрепления военной власти на местах были учреждены военные округа.

К 1914 г. в России насчитывалось 12 военных округов. Высшим исполнительным органом военного округа являлся Военно-окружной Совет. В соответствии с Приказом императора Николая II от 31 марта 1903 г. N 122 при военно-окружных советах Петербургского, Московского, Виленского, Киевского и Кавказского округов учреждаются должности окружных юрисконсультов.

Первая мировая война стала своеобразным полигоном для российской военной промышленности. Существенно возросла в этот период и роль юрисконсультов. Армия нуждалась в поставках большого количества продовольствия, обмундирования и техники. Обеспечение военных поставок становится одной из важнейших задач Военного министерства. В целях эффективной работы по подрядам и поставкам, редактирования договоров и составления заключений по всем возникающим юридическим вопросам при главных управлениях Военного министерства учреждаются должности юрисконсультов. Должности юрисконсультов главных управлений могли замещаться гражданскими лицами с высшим юридическим образованием.

Большие изменения в развитии юридической службы произошли в послереволюционный период. После Октябрьской революции проходил процесс постепенной демобилизации старой армии, и в течение определенного периода сохранялся и аппарат прежнего Военного министерства.

В штатах канцелярии Военного министерства имелись законодательный отдел, кодификационный отдел и юрисконсультская часть. Впоследствии ряд сотрудников этого аппарата на добровольных началах были зачислены в создаваемые при Наркомате по военным и морским делам юридические подразделения.

В марте 1918 г. при Коллегии Народных Комиссариатов по военным делам образован Военно-хозяйственный Совет. В его состав (наряду с другими отделами) вошли юрисконсультский отдел и законодательное финансовое управление, которое, в свою очередь, имело кодификационную часть (Приказ Народного комиссариата по военным делам (Наркомвоен) от 20 марта 1918 г. N 223).

Учреждение соответствующих отделов в аппарате Наркомата по военным делам дает основание считать, что 20 марта 1918 г. является днем создания юридической службы Министерства обороны. В сентябре 1918 г. постановлением ВЦИК был учрежден Революционный Военный Совет Республики (РВСР), в непосредственное подчинение которому вошли Всероссийский Главный Штаб, Полевой Штаб РВСР, Центральное управление по снабжению армии, Военно-законодательный Совет и все органы Народного комиссариата по военным делам. Таким образом, уже к сентябрю-октябрю 1918 г. был сформирован центральный аппарат армии, куда вошли и подразделения юридической службы. Приказом РВСР от 18 апреля 1920 г. N 587 Военно-законодательный Совет преобразован в Военно-законодательное совещание при РВСР. В принятом положении о нем отмечено, в частности, что на Военно-законодательное совещание возлагается всестороннее освещение и согласование важнейших вопросов, выносимых на разрешение РВСР; рассмотрение и обсуждение законодательных, штатных, тарифных, хозяйственных и финансовых мероприятий и дел, имеющих общий или принципиальный характер.

В условиях сокращения армии контингент не только улучшался, но и расширялся, особенно в юридических подразделениях военного ведомства. Росла сфера деятельности юридических подразделений и в армии.

Так, Приказом РВСР от 23 февраля 1921 г. N 460 было установлено, что объединение и общее руководство всей работой по кодификации военного законодательства и по состоянию и выпуску соответствующих справочников и указателей сосредоточить в Законодательном отделе Управления делами РВСР.

Всем учреждениям Наркомата по военным делам, производящим подобные кодификационные работы, предписано было доводить это до сведения Законодательного отдела с сообщением ему планов и программ работ.

С образованием СССР РВСР был преобразован в Революционный Военный Совет СССР (РВС СССР). Соответственно был образован союзный Народный комиссариат по военным и морским делам (Наркомвоенмор), введены временные штаты центральных учреждений Народного комиссариата.

В числе других создано Главное управление Рабоче-крестьянской Красной Армии (ГУРККА), в составе которого находился юридический отдел, преобразованный чуть позже в Юридическо-статистический отдел (на правах управления). На него возлагалось руководство общими и специальными вопросами, касающимися Наркомвоенмора, дача разъяснений и заключений по тем же вопросам, руководство деятельностью юрисконсультов всех управлений Наркомата, кодификация военного законодательства, издание приказов РВС и др. (Приказ РВС СССР от 11 июля 1924 г. N 909).

Почти во всех главных и центральных управлениях Наркомвоенмора и его местных органах были введены юридические подразделения.

Задача по составлению Свода Военных постановлений возлагалась на Приказно-кодификационную часть Юридического отдела Главного управления РККА (Приказ РВС СССР от 28 июня 1925 г. N 687).

В ноябре 1925 г. Юридическо-статистический отдел ГУРККА преобразован в Управление по военному законодательству и статистике (Приказ РВС СССР от 13 ноября 1925 г. N 1100).

В 1936 г. был создан военно-юридический факультет РККА при Всесоюзной правовой академии (Приказ Народного Комиссара Обороны (НКО) от 11 мая 1936 г. N 30) с последующей реорганизацией его в Военно-юридическую академию Красной Армии (Постановление Совета Народных Комиссаров от 5 ноября 1939 г., Приказ от 5 марта 1940 г. N 47). В тот же период наметилось оживление деятельности юрисконсультов управлений Народного Комиссариата Обороны. Приказом от 29 октября 1940 г. N 385 введено в действие Положение о юрисконсультах учреждений Наркомата Обороны СССР, которое в основном воспроизводило содержание прежних, отмененных в свое время положений и вместе с тем внесло некоторые новации. Отмечено, в частности, что юрисконсульты учреждений НКО подчиняются непосредственно начальникам этих учреждений, а в специальной своей деятельности юрисконсульты руководствуются указаниями Главного юрисконсульта Наркомата Обороны СССР, который непосредственно подчиняется Начальнику Управления делами НКО СССР.

В Управлении делами была образована юрисконсультская часть. Довести до конца формирование намеченной структуры юрисконсультской службы не удалось в связи с развязанной фашистской Германией войной против СССР.

С началом Великой Отечественной войны должности юрисконсультов почти повсеместно были упразднены. Управление делами при НКО СССР было реорганизовано в Канцелярию НКО СССР, в составе которой из юридических подразделений остался один отдел. Только в 1944 г. было воссоздано Управление делами НКО СССР, в состав которого вошла Канцелярия. В штате Канцелярии имелись приказный и юридически-кодификационный отделы. В первый послевоенный год с преобразованием НКО в Министерство обороны СССР состав Управления делами не изменился.

Длительное время в послевоенный период должности юрисконсультов имелись только в некоторых центральных довольствующих органах, и они действовали самостоятельно без централизованного специального руководства, так как в составе Управления делами Министерства обороны то появлялся, то исчезал юридический отдел. В таком положении юрисконсультская служба находилась почти три десятилетия.

Приказом Министра обороны СССР от 23 апреля 1968 г. N 100 было утверждено и введено в действие Положение о юридической службе Министерства обороны СССР. Данное решение о юридической службе при всех недостатках имело положительное значение хотя бы в том, что оно восстанавливало юрисконсультский аппарат. В Приказе определялись основные задачи юридической службы: укрепление законности в деятельности органов военного управления, воинских частей, учреждений, заведений, предприятий и организаций Министерства обороны СССР; содействие правовыми средствами улучшению их деятельности; юридическое обеспечение договорно-претензионной работы.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. N 467 было введено в действие новое Положение о юридической службе Министерства обороны СССР (Приказ МО СССР от 19 января 1973 г. N 15). Оно более четко определило задачи и функции юридической службы, однако в вопросах полномочий юридического отдела положение не изменилось. Правда, позднее главный юрисконсульт стал именоваться начальником юридической службы Министерства обороны СССР.

На последнем этапе развития структуры юридической службы ВС СССР - РФ ее становление связано со следующими решениями:

Таким образом, к 1995 г. завершился процесс по созданию в Вооруженных Силах целостной структуры юридической службы, в целом отвечающей потребностям современного этапа развития ВС России. Вместе с тем проблемы в ее деятельности показывают, что необходимо постоянное совершенствование ее деятельности.