Мудрый Юрист

Системный анализ внешних факторов, влияющих на эволюцию формы государства

Арзамаскин Н.Н., доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук.

Российское государство, представляя собой единое политическое целое, является далеко не однородным телом с точки зрения физических условий, территории, этнического состава населения, его экономической и духовной жизни. С этими особенностями необходимо серьезно считаться.

Однако нельзя сказать, что исследователи указанной проблемы пришли к единому мнению. Возможно, причина в том, что они имеют дело со слишком сложными, многофакторными процессами, исследование которых требует больших средств и адекватной методологии. Анализ литературы, посвященной этому вопросу, показывает, что чем большее количество факторов и взаимосвязей прослеживает исследователь, тем увереннее он приходит к выводу о решающей роли фактора разнообразия <*>.

<*> См.: Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. N 7. С. 21; Белов Г.А. Факторы кризиса и эволюции государства. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2003. N 6; Игнатов В.Г. Региональные аспекты укрепления российской государственности. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2004. N 2.

Система факторов может быть представлена набором внешних и внутренних взаимосвязанных обстоятельств. Но каждую из этих групп факторов следует рассматривать как сложную структуру, которые в разной степени влияют на кризис и эволюцию как формы в целом, так и на отдельные ее элементы.

Внешние факторы для каждой отдельно взятой страны и ее государства выступают по крайней мере на двух уровнях. Первый объединяет факторы, которые можно обозначить как факторы планетарного характера, глобально действующие относительно всех государств. Второй объединяет обстоятельства, складывающиеся для каждого отдельного государства на основе его внешних связей и их отношений с другими государствами и их союзами <*>.

<*> См., например: Топорнин В.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992.

К факторам первой группы относятся следующие (требующие международного внимания):

А) Защита прав человека и гражданина, права на развитие <*>.

<*> См., например: "Круглый стол" "Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека" // Государство и право. 1994. N 10. С. 3 - 31.

Конституция Российской Федерации закрепила широкий круг основных прав и свобод человека. Они признаются в качестве неотчуждаемых, принадлежащих ему от рождения. Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав, свобод и законных интересов, в том числе право обращаться в международные органы, если гражданину было отказано в защите его прав в российских судебных инстанциях.

Рассматриваемый фактор обеспечивается системой правоохранительных органов, и прежде всего органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности. Надзор за исполнением законов, за соблюдением законности на территории России, привлечением виновных в нарушении законов к ответственности возложен на органы прокуратуры. И если ранее официальная позиция Российского государства исходила из того, что соблюдение прав человека - сугубо внутреннее его дело и не подпадает под действие международного права, то на современном этапе Россия сотрудничает с другими странами по вопросам защиты прав человека, а также в решении глобальных проблем мирового значения. При этом провозглашается, что общепризнанные нормы международного права составляют часть российского права, установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом <*>.

<*> Факт вхождения Российского государства в Совет Европы с необходимостью влечет признание Россией демократических принципов организации власти внутри государства. Россия обязана привести свое законодательство в соответствие с нормами и принципами международного права, в первую очередь законодательство, ущемляющее права человека.

Б) Интеграция мирового сообщества по восстановлению здоровой среды обитания, экологической безопасности.

К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий в этой области осуществляется для: а) предупреждения промышленных аварий; б) готовности к чрезвычайным ситуациям и для раннего оповещения о них; в) снижения серьезных последствий катастроф.

Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиняемого токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами и др. Всеобщая озабоченность сохранением сырьевых и энергетических ресурсов привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных стран в области энергетики и ископаемого топлива <*>.

<*> См.: Тимошенко А.С. Глобальная экологическая безопасность - международно-правовой аспект // Советское государство и право. 1989. N 1; Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. Автореферат дис. ... на соискание уч. ст. доктора юрид. наук. М., 1992.

Что касается России, то влияние экологии на демографическую ситуацию выглядит не столь пессимистично, как для планеты в целом <*>. Средняя плотность населения России - 8,6 чел/кв. км (площадь суши - 17,1 млн. кв. км, численность населения 150 млн. чел.), причем в европейской части плотность населения составляет 27 чел/кв. км, в Уральском регионе - 10,7 чел/кв. км, в Сибири и на Дальнем Востоке - 3 чел/кв. км <**>. Проблема депопуляции в России практически не стоит (она идет стихийно, как в развитых странах), и в этом одна из особенностей ее перехода на путь экобезопасного устойчивого развития. Задача заключается в оптимизации демографических процессов и перераспределении размещения производительных сил и рационального использования возобновимых ресурсов. Переход России на путь устойчивого развития связан, скорее, с социально-экономическими, правовыми, технико-технологическими, образовательными и организационно-управленческими аспектами обеспечения экологической безопасности, что нашло свое выражение в Указе Президента России <***>. Приоритетной в концепции экобезопасности России является проблема обеспечения устойчивости развития биосферы общества. Именно с учетом этого будет формироваться государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

<*> Напомним, что в настоящее время средняя плотность населения планеты (плотность суши 149,1 млн. кв. км, численность населения - 5,6 млрд. человек) составляет 37,5 чел/кв. км.
<**> См.: Урсул А. На пути к экобезопасному устойчивому развитию цивилизации // Общественные науки и современность. 1994. N 4. С. 133.
<***> Указ Президента России от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".

В) Рост населения планеты. Несоответствие между потребностями и возможностями их удовлетворения <*>.

<*> Особый интерес в этом плане представляют размышления академика Н. Моисеева. См.: Общественные науки и современность. 1992. N 5; 1993. N 2, 4.

В данном общепланетарном факторе фокусируется множество проблем, каждая из которых имеет важное и самостоятельнее значение при формировании и функционировании любого государства. Первая из них - проблема демографии. Сегодня доля возобновимой энергии составляет лишь 10% общей энергии, которая производится человечеством. Значит, для того чтобы при современном уровне технологии вписаться в естественный круговорот веществ, человечество должно уменьшить в 10 раз либо свои потребности, либо население планеты, либо за счет новых технологий во столько же раз необходимо сократить душевое потребление энергии, либо найти некий средний вариант. В ближайшее десятилетие 10-кратное сокращение душевого потребления энергии за счет новейших технологий нереально. Значит, человечеству не обойтись без решения проблемы регулирования рождаемости <*>. Без сокращения населения планеты мировому сообществу не удастся обеспечить совместное развитие с биосферой, а следовательно, и перспективу выживания на Земле. Ученым и политикам придется открыто сказать об этом людям. Открыто, ибо только полное и отчетливое понимание проблемы способно обеспечить общепланетарное согласие по труднейшему вопросу выживаемости человечества.

<*> К примеру, в КНР уже сегодня существуют нормы, регулирующие рост населения.

Ограничения, которые начнут утверждаться в нашей жизни и регламентировать ее, окажут определяющее влияние на характер цивилизации, структуру отношений между государствами, народами и отдельными людьми.

Г) Повышение роли национальных экономик развитых стран и усиление экономических, идеологических форм борьбы за мировое господство.

Рассматривая положение России, следует исходить из того, что в результате распада СССР сложилась многополярная структура мира, где существует ряд крупных центров силы: США, Япония, Китай, консолидирующаяся Европа, в которой ключевую роль играет Германия.

Сегодня Россия не входит в список крупнейших центров силы, если не считать остаточного военного потенциала СССР, который наша страна быстрыми темпами утрачивает. Нельзя не отметить, что в системе международных отношений сформировался ряд крупных региональных объединений: расширяющийся Европейский Союз, Азиатско-Тихоокеанское и Североамериканское региональные объединения. Именно эти объединения, аккумулирующие потенциал различных государств, и начинают определять экономическую карту мира.

США четко определились в своем будущем, отведя себе роль научной лаборатории мира. Именно это привилегированное положение готовят себе США в устройстве миропорядка. Второе - это страны Западной Европы и Япония, которые считают технологическими реализаторами научных разработок США. Остальным странам, в том числе и России, отводится место промышленных придатков и источников сырьевых ресурсов.

Однако Россия в силу своего пройденного исторического пути, масштабов территории, ресурсной базы и того вклада в мировую культуру, который она внесла, не может находиться в иных категориях, кроме как в категориях планетарного масштаба.

Д) Формирование коллективного интеллекта и утверждение его ведущей роли в судьбах планетарного сообщества.

Коллективный интеллект - одно из важнейших цивилизационных понятий, смысл которого только сейчас начинает привлекать внимание специалистов-гуманитариев <*>. Сама цивилизация не могла бы возникнуть вне развития этого феномена. Коллективный интеллект появляется одновременно со становлением индивидуальных интеллектов при условии наличия обмена информацией между ними. Мозг отдельного человека прекратил развиваться со времен верхнего палеолита или мезолита. Но развитие коллективного интеллекта происходит со все возрастающей скоростью, особенно в XX в., когда средства обмена информацией качественно усовершенствовались. Скорость этого процесса резко возросла в последние годы с появлением персональных компьютеров, электронной почты, телематики и т.д.

<*> См.: Моисеев Н.Н. XXI век - век свершений // Политические исследования. 1993. N 4. С. 157.

Представляется, что в XXI в. будут интенсивно и параллельно развиваться два процесса: превращение человечества в биосоциальный организм и формирование общепланетарного Коллективного интеллекта <*>. Если эти два процесса сольются, то общество, возникшее в результате такого симбиоза, естественно назвать информационным. Преодолеть ожидающие нас трудности человечество сможет лишь при условии перехода его цивилизации в стадию информационного общества как новую стадию эволюции.

<*> См.: Там же. С. 158.

Поддержав тенденции, связанные с формированием общепланетарного биосоциального организма и особенно с формированием Коллективного интеллекта, с целью ускорения этого процесса можно во многом облегчить участь человечества в преодолении неизбежного кризиса.

Е) Формирование новых идеологий, поиск форм для их реализации <*>.

<*> См.: Кошкин С.Ю. Смена цивилизаций и конституция: формирование глобального идеала // Государство и право. 1992. N 11. С. 39, 44; Косолапов Н.А. Интегративная идеология для России: интеллектуальный и политический вызов // Вопросы философии. 1994. N 1. С. 3 - 24.

В современном мире созрело прочное понимание того, что для классовой конфронтации на международной арене появился объективный предел в виде угрозы уничтожения человечества. Отсюда отказ от трактовки мирного сосуществования государств с различным социальным строем как "специфической формы классовой борьбы". Должны объективно существовать и разумные пределы классовой конфронтации в масштабах каждого конкретного государства. Функцию поддержания и обеспечения гражданского мира в обществе и призвано осуществить современное социальное правовое государство.

Вот почему перспективы достижения той или иной степени конструктивного классового компромисса и даже консенсуса в рамках государства не выглядят в контексте современных реалий столь уж невозможными. В результате обострения глобальных проблем и начавшихся глубоких изменений постепенно формируется политическая культура, преодолевающая былую конфронтационность, это политическая культура консенсуса во взаимоотношениях классов, государств и наций <*>. Все это, конечно, не устраняет полностью конфликтов между классами, нациями, государствами, социальными системами, которые имеют свои специфические, в том числе противоречащие друг другу, интересы. Однако эти конфликты смягчаются, сталкиваясь с общими и человеческими интересами, а также под воздействием меняющихся условий, динамики жизни общества.

<*> См.: Волков А., Красин Ю. Социализм вчера и завтра: тот же самый или другой? // Коммунист. 1999. N 7. С. 17.

Представление о конституции как о своеобразном отражении консенсуса, как о специфическом "общественном договоре" <*>, думается, не исключает определенные исторические периоды классовой оценки Основного закона. При этом справедливо отмечают происходящее в настоящее время во многих странах "размывание" традиционных классов и смещение акцентов с конфронтационного, антагонистического их противостояния к возможному взаимоприемлемому социальному компромиссу, основанному на балансе интересов различных групп населения.

<*> Теория общественного договора, утратив свое научное значение с развитием исторической школы права, в настоящее время может дать позитивный импульс развитию отношений между обществом и государством. В гражданском обществе человек осознает свою принадлежность к социальной организации, которая в обмен на безопасность, защиту и возможность самореализации требует от гражданина подчинения властям и лояльности к законам. Права и обязанности граждан и государства носят, следовательно, обоюдный характер, и признание этой обоюдности и взаимовыгодности составляет отношение, которое по аналогии можно назвать общественным договором. Теория общественного договора есть своего рода теоретическая модель отношений общества и государства, конфликта между ними, а также способа разрешения этого конфликта.

Современная постиндустриальная цивилизация выходит на качественно новый уровень, ему должна соответствовать качественно новая конституция. В нынешний переходный этап существующая конституция носит как бы промежуточный (от прошлого к будущему) характер. Поэтому она совмещает в себе разной степени старую классовую конфронтационную, субординационную сущность с новым консенсуально-координационным, ненасильственным духом будущего, который только формируется и не приобрел еще достаточно четких очертаний.

Данный перечень факторов планетарного масштаба не ограничивается только тем, что указано. Однако их влияние на эволюцию формы государства очень велико. Публичная власть обязана учитывать их при определении политики, методов и структур своей деятельности <*>.

<*> Здесь еще раз повторим уже вышесказанную мысль о том, что внешние факторы с различной степенью влияют как на форму государства в целом, так и на отдельные элементы, например;

а) защита прав человека и гражданина, права на развитие больше влияет на политический режим;

б) интеграция мирового сообщества по восстановлению здоровой среды обитания, экологической безопасности влияет на политический режим;

в) рост населения планеты. Несоответствие между потребностями и возможностями их удовлетворения влияет на государственно-территориальное устройство и на политический режим;

г) повышение роли национальных экономик развитых стран и усиление экономических, идеологических форм борьбы за мировое господство влияют на все три элемента формы государства;

д) формирование коллективного интеллекта и утверждение его ведущей роли в судьбах планетарного масштаба влияют также на все три элемента формы государства;

е) формирование новых идеологий, поиск форм для их реализации влияют в целом на форму государства.