Мудрый Юрист

Взаимодействие субъектов орд в обеспечении безопасности УИС

Кутковский В.В., соискатель ВЮИ ФСИН России.

Одной из ключевых проблем жизнедеятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе является обеспечение ее безопасности.

Любое нарушение безопасности УИС свидетельствует о возможности наступления негативных последствий как для осужденных, так и для персонала пенитенциарных учреждений. Это объясняется той важной ролью, которую выполняет УИС в обеспечении внутренней безопасности общества и государства. Участие УИС в борьбе с преступностью, обеспечении правопорядка, безопасности общественных и государственных институтов, личной безопасности граждан подтверждается в ходе активно ведущейся в настоящее время Российским государством борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью.

Среди других, более конкретных, причин, которые побудили обратиться к анализу безопасности уголовно-исполнительной системы как одного из факторов внутренней безопасности России, можно выделить следующие.

Во-первых, за последние годы изменения в социально-экономической, политической, правовой сферах существенно повлияли на условия функционирования уголовно-исполнительной системы. Так, гуманизация лишения свободы, чему в немалой степени способствовала передача УИС из МВД в Минюст России, была воспринята осужденными как некоторая вседозволенность, снижение режимных требований; импульс к развитию криминальной субкультуры.

Увеличилось количество аутоагрессивных проявлений, а также насильственных действий осужденных, что также свидетельствует о необходимости совершенствования безопасности внутри уголовно-исполнительной системы.

Во-вторых, недостатки в организации производственной, учебной деятельности осужденных, воспитательной работы негативно влияют на безопасность учреждений уголовно-исполнительной системы.

Проблема безопасности имеет сложное и разностороннее содержание. Ее различные аспекты активно исследуются представителями самых разных отраслей знания: философии, социологии, религии, политологии, экономики, права, менеджмента, теории социального и государственного управления, конфликтологии, психологии, педагогики и других наук.

В юридической науке анализируются отдельные стороны и понятия, например, общественная безопасность, безопасность личности и другие. В науке уголовно-исполнительного права в первую очередь рассматриваются понятия "безопасность осужденных" и "безопасность персонала" УИС. Нетрудно заметить частный характер указанных понятий и отсутствие их связи с более общей категорией, которой, на наш взгляд, является "безопасность уголовно-исполнительной системы". Эти многообразные и разносторонние связи должны всесторонне учитываться и отражать проблематику безопасности в уголовно-исполнительном законодательстве, теории и практике. Поскольку в теории безопасность уголовно-исполнительной системы практически не изучалась, основное внимание в проводимых исследованиях чаще всего ограничивалось рассмотрением частных вопросов, например безопасности личности; последняя нередко понималась как всеобщая категория.

Сложившееся положение свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к исследуемой проблеме, недостаточном внимании к ее организационному, управленческому аспекту, способному обеспечить комплексное видение безопасности уголовно-исполнительной системы, показать ее роль и значение в безопасности общества и государства, а также отдельных граждан. Такая постановка вопроса имеет серьезные отрицательные последствия, так как не позволяет всесторонне и в полном объеме раскрыть проблему безопасности УИС.

Проблема безопасности уголовно-исполнительной системы - одна из важнейших составляющих уголовно-исполнительной теории и практики. С учетом ее многообразных внутренних и внешних связей она должна лежать в основе осуществляющейся в Российской Федерации реформы уголовно-исполнительной системы <*>. Такая позиция объясняется тем, что в конечном счете решение проблемы безопасности уголовно-исполнительной системы в целом и каждого пенитенциарного учреждения в отдельности является непременным условием их нормального функционирования и в итоге позволит обеспечить гарантированные государством права и законные интересы граждан, осужденных и персонала исправительных учреждений, их защиту от негативного влияния криминальной среды и отдельных преступников.

<*> Казак Б.Б. Безопасность УИС: Монография. Рязань, 2002. С. 14.

Безопасность уголовно-исполнительной системы занимает весьма важное место в структуре правопорядка. Она имеет охранительную направленность, выражающуюся в том, чтобы обеспечить нормальную деятельность персонала пенитенциарных учреждений, защитить интересы и права осужденных, а также лиц, причастных к деятельности и функционированию подразделений УИС.

Безопасность уголовно-исполнительной системы, к сожалению, не имеет адекватного нормативно-правового закрепления. В законе имеются лишь указания на необходимость обеспечения безопасности персонала, осужденных и иных граждан. Поэтому в теории уголовно-исполнительного права справедливо указывается на недостаточную разработанность этой проблемы.

Можно говорить о правовом институте безопасности уголовно-исполнительной системы, регулирующем правоотношения, возникающие при обеспечении безопасности:

Субъектами обеспечения безопасности в уголовно-исполнительной системе являются:

Безопасность в уголовно-исполнительной системе достигается проведением единой государственной политики в этой сфере, системой мер политического, экономического, правового и иного характера, направленных на устранение угроз безопасности защищаемых объектов.

Законодательство РФ предусматривает решение широкого спектра задач оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы, направленных на обеспечение правопорядка и законности в местах лишения свободы и борьбы с преступностью во взаимодействии с подразделениями спецслужб, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

После передачи уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Минюста России межведомственными нормативными актами определены следующие основные задачи по взаимодействию:

Представляет интерес классификация источников опасности, поскольку последние выступают и в качестве оснований классификации видов безопасности. По степени вероятности различаются реальная и потенциальная опасности. По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий выделяют:

По уровню (размаху и масштабам возможных негативных последствий) опасности могут быть: международные (глобальные и региональные в смысле регионов мира), национальные, локальные (или региональные в смысле регионов страны) и частные (организаций и личности).

Роль оперативных аппаратов в обеспечении безопасности в уголовно-исполнительной системе велика и направлена на решение такой задачи, как создание условий для нормального исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных.

В числе задач уголовно-исполнительной системы закон особо выделяет обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений <*>.

<*> Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы".

Без использования результатов оперативно-розыскной деятельности разрешение вышеуказанных задач невозможно или крайне затруднительно.

К числу наиболее опасных угроз, существующих в сфере общественной безопасности, а также непосредственно направленных против личности, следует отнести криминальные угрозы, формирующиеся в силу многочисленных и многообразных общественно опасных действий (бездействия) человека. Эти угрозы существенно возросли в результате криминализации многих сегментов экономики и политической деятельности, экспансии преступной субкультуры в общество, формирования системы организованной преступности и уголовного терроризма, а также резкого увеличения числа лиц, совершающих преступления индивидуально либо в составе групп с невысокой степенью сплоченности и развития, широкого распространения преступного отношения к экологии и обращению с техникой.

Криминологическая обстановка в учреждениях УИС, как и во всей России, характеризуется неблагоприятными структурными и динамическими тенденциями. Значительная часть всех осужденных к лишению свободы отбывает наказание за насильственные преступления. Практически каждый четвертый осужден за умышленное убийство или причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за разбой, грабеж, изнасилование. Более половины осужденных судимы неоднократно. Увеличивается число осужденных за бандитизм и участие в других организованных формированиях преступного мира. Наряду с омоложением контингента в учреждениях УИС происходит ухудшение его криминологических и пенитенциарных характеристик.

Анализ криминологической обстановки в учреждениях УИС, где совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления, показал, что в них активную роль играют осужденные с лидерскими качествами, которые формируют вокруг себя группировки противоправной направленности.

Анализ существующих тенденций, имеющихся статистических данных дает основание полагать, что группировки осужденных отрицательной направленности и в дальнейшем будут создавать сложности в поддержании порядка исполнения наказания, и это потребует активной работы оперативных подразделений и администрации учреждений по нейтрализации их влияния.

Уголовные элементы ориентируются на продолжительное ведение преступного образа жизни. Преступные организации, сообщества проводят целые комплексы противодействующих деятельности оперативных подразделений мероприятий.

Выполняя требования ФСИН России по предупреждению и пресечению противоправной деятельности лидеров преступной среды в местах лишения свободы, исправительные учреждения постоянно проводят мероприятия по нейтрализации влияния криминальных структур на осужденных. В ответ за последнее время усилилось их противодействие законным требованиям администрации ИУ.

Как результат этой деятельности в 2005 г. осужденными ряда колоний Республики Адыгея, Ленинградской, Иркутской, Челябинской областей проведены акции массовых отказов от приема пищи и членовредительства. В Челябинской области поддерживал и осуществлял информационное обеспечение групповых акций осужденных региональный благотворительный фонд "Уральская амнистия", а координировал их действия вор в законе, отбывающий наказание в тюрьме.

В целях предупреждения возможных массовых акций со стороны осужденных и участия в них недобросовестных общественных организаций и организованных преступных групп руководителям исправительных учреждений совместно с администрацией муниципальных образований, органами внутренних дел целесообразно разработать планы комплексных мероприятий, включающих в себя меры взаимодействия с общественными организациями, выявлению связей лидеров преступной среды с территориальными организованными преступными группами и нейтрализации их негативного влияния на осужденных; повышение оперативной информированности о деятельности лидеров и активных участников группировок осужденных и оказания оперативно-профилактического воздействия на них.

Работа по нейтрализации криминального влияния лидеров (авторитетов) группировок отрицательной направленности в местах лишения свободы должна осуществляться одновременно по нескольким направлениям. С одной стороны, необходимы мероприятия по выведению осужденных из-под влияния лидеров, устранению тех условий, которые создают им авторитет; с другой - постоянный оперативный контроль за лидерами и реализация мер по их развенчиванию.

Постоянно должен осуществляться оперативный поиск. Каждого осужденного из вновь поступающих в места лишения свободы требуется проверять, выявляя его криминальное прошлое, намерения на период отбывания наказания, личностные характеристики. В частности, следует обращать внимание на данные об участии в преступных группировках на свободе или во время предыдущего пребывания в исправительном учреждении; совершение преступления в группе; неоднократное пребывание в ШИЗО и ПКТ за сопротивление или неповиновение администрации; разрешение конфликтов по правилам (обычаям) уголовной среды; противоборство с активом осужденных; употребление спиртного, наркотиков и пр.; внешнее проявление авторитета этих лиц над другими; совершение действий, свидетельствующих о намерении сформировать новую или вступать в уже существующую группировку осужденных <*>. Получение такой информации осуществляется с помощью конфиденциальных источников, целенаправленных бесед, изучения личных дел осужденных и других документов, в том числе ориентировок и запросов оперативных аппаратов криминальной милиции, а также СИЗО и ИУ, где данные лица содержались до прибытия в колонию.

<*> Горяинов К.К., Хромов И.Л. Нейтрализация криминального влияния группировок отрицательной направленности на осужденных. М., 2005. С. 15.

Современные преобразования российского общества сопровождаются расширением масштабов экономических преступлений, огромным ущербом от них на фоне недостаточной эффективности государственных правовых мер борьбы с указанными преступными деяниями и как следствие - снижением авторитета государственной власти, в том числе судебной, падением доверия населения к правоохранительным органам, неверием в способность государства обеспечить охрану прав граждан и защиту от преступных посягательств.

Экономическая преступность выступает мощным негативным фактором, подрывающим экономическую и иную безопасность. Соответственно угрозой безопасности является экономическая преступность и ее особая форма - служебно-экономическая преступность как системно-структурное образование, ибо "любая система обладает определенной структурой, в которой отражены ее качественно-количественные характеристики, общие как для зарегистрированной, так и для латентной" <*>.

<*> Доронин А.И. Бизнес-разведка. М.: Изд-во "Ось-89", 2003. С. 16.

В связи с этим актуализируется комплексный подход субъектов оперативно-розыскной деятельности в решении задач борьбы с экономическими преступлениями, в частности оперативных подразделений ОВД и ФСИН России. Во всех территориальных органах ФСИН были созданы отделы по борьбе с экономическими преступлениями. Несмотря на определенный опыт сложившегося межведомственного взаимодействия, еще не реализованы все его организационные возможности и не решены отдельные проблемы.

Следует указать, что характеристика современного состояния взаимодействия убедительно свидетельствует о готовности оперативных подразделений исправительных колоний УИС оказывать значительную помощь ОВД в борьбе с экономическими преступлениями и в наращивании усилий в данном направлении работы. В то же время отдельные показатели оперативно-служебной деятельности взаимодействующих служб, по нашему мнению, свидетельствуют о том, что ОВД не считают оперативные подразделения исправительных колоний реальным инструментарием, который может существенно повысить уровень борьбы с экономическими преступлениями.

Важное значение в рассматриваемой проблеме имело бы консолидированное оперативное обслуживание отдельных объектов экономики взаимодействующими органами.

Эффективность уголовно-правового воздействия на криминогенную ситуацию в социально-бюджетной сфере УИС во многом зависит от того, насколько адекватно в уголовном законе отражаются объективно существующие общественные отношения и криминальные реалии. Следовательно, необходимы поиск и определение основ уголовно-правового и криминологического обеспечения безопасности в социально-бюджетной сфере УИС и определение системы уголовно-правовых средств ее охраны.

Для развития промышленного сектора уголовно-исполнительной системы правильная организация процесса взаимодействия с государственными, коммерческими и инвестиционными структурами, использование потенциальных возможностей деловых партнеров в интересах УИС приобретают важное значение.

Знание и соблюдение оперативными аппаратами мест лишения свободы и другими субъектами ОРД условий взаимодействия позволяют правильно организовать и эффективно осуществлять согласованную деятельность по борьбе с преступностью как среди осужденных, так и за пределами исправительных учреждений.