Мудрый Юрист

Некоторые общеправовые вопросы информационного обеспечения экологического аудита предприятия

Груничева Г.А., кандидат юридических наук, полковник милиции, доцент кафедры боевой и физической подготовки Центра по подготовке сотрудников по противодействию терроризму и экстремизму ВИПК МВД РФ.

Основные нормативные правовые акты об аудите закрепляют общую норму о том, что руководство аудируемого предприятия обязано предоставить необходимую для проведения аудита информацию о предприятии и несет ответственность за ее полноту и достоверность.

Как свидетельствуют результаты анализа деятельности некоторых экоаудиторов, даже при обсуждении этих кажущихся очевидными условий договора возможны коллизии между заказчиком аудита и аудитором, по крайней мере, в силу следующих обстоятельств:

<*> См.: Информационная поддержка устойчивого развития. Международный конгресс ЕВРО 98. М.: Институт промышленного развития, 1998.

Перечисленные обстоятельства вынуждают более детально рассмотреть права, обязанности и ответственность участников аудиторской деятельности при организации информационного обеспечения экологического аудита предприятий, в частности, с тем, чтобы обеспечить "информационную" независимость аудитора и наличие достаточной для проведения аудита информационной базы.

Итак, рассмотрим особенности правового регулирования обеспечения экологически значимой информацией.

Прежде всего организации информационного обеспечения в экологической сфере присущи следующие особенности:

Отмеченные особенности информационного обеспечения подтвердила полемика во время работы круглого стола, проведенного в рамках Международного конгресса по урбанизации окружающей среды ЕВРО 98 <*>.

<*> Российская газета. 1997. 17 сент.

Относительно понятия "экологическая информация" специалистами высказываются различные суждения.

Термин "экологическая информация" используется в Законе "Об охране окружающей среды", в Постановлении Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 210 "Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр" <*>.

<*> СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1109.

В состав экологической информации некоторые специалисты включают сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях, о промышленной, технической, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической и т.д. безопасности на соответствующей территории. Однако эти сведения Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 6) отнесены к информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера <*>.

<*> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294.

Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" установлено, что информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2) <*>.

<*> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609; 2003. N 2. Ст. 167.

Федеральным законом от 19 июля 1998 г. "О гидрометеорологической службе" информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении определяется как сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей среды, ее загрязнения <*>. Под мониторингом окружающей среды, ее загрязнения понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения (ст. 1).

<*> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3609; 2002. N 26. Ст. 2516.

В приведенной формулировке понятие "мониторинг", по существу, тождественно понятию "наблюдение за состоянием окружающей природной среды" (ст. 69 Закона "Об охране окружающей природной среды").

Федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене" <*> (ст. 2) введено понятие "документированная информация" - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

<*> СЗ РФ. 1996. N 28. Ст. 3347; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700.

Следуя законодательству, информационное обеспечение в экологической сфере - это сбор, систематизация, обработка, анализ, хранение и выдача потребителю экологически значимой информации (информационной продукции) об экологической сфере органом власти, организацией, учреждением, информационно-технической системой.

Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" установлено, что имущественные отношения, возникающие в связи с использованием организационно-технических средств сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении при осуществлении деятельности гидрометеорологической службы, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданским кодексом РФ информация отнесена к объектам гражданских прав (ст. 128), и используется термин "обладатель информации" - применительно к информации, составляющей служебную и коммерческую тайну (ст. 139).

Правовое регулирование информационного обеспечения в экологической сфере рассматривается в трех взаимосвязанных и взаимозависимых направлениях: формирования информационных ресурсов; организации информационного обеспечения и выдачи информации потребителям ее собственниками; регулирования доступа к информационным ресурсам с учетом требований защиты сведений, составляющих государственную, военную, служебную, коммерческую, налоговую тайну.

Объектом правового регулирования является документ в целом. Основными компонентами экологически значимой информации являются:

Указанные сведения должны быть "привязаны" к хозяйствующему субъекту (предприятию, учреждению, организации - природопользователю) либо к территории, на которой расположены объекты производственной и социальной инфраструктуры.

Так как право на информацию - одно из основополагающих прав личности, то состав прав экологического аудитора на получение информации о состоянии окружающей среды и загрязнении, о степени опасности аудируемого предприятия для окружающей среды и населения определяется прежде всего его правами как гражданина Российской Федерации <*>.

<*> См.: Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении военно-оборонной деятельности Российской Федерации. М.: Военный университет, 1999.

Право на информацию закреплено ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. <*>

<*> Российская газета. 1998. 10 дек.

В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" участниками информационного обмена в Российской Федерации могут являться физические и юридические лица Российской Федерации, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. <1> ст. 31, Конституцией РФ (ст. 24, 29, 31, 33, 42) <2>, Законом "Об охране окружающей среды" (ст. 11, 12, 13), Федеральными законами "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 12, 13, 24); "О радиационной безопасности населения" (ст. 4, 12, 23, 24) <3>; "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ст. 9, 14); "О безопасности гидротехнических сооружений" (ст. 5) <4>; "Об использовании атомной энергии" (ст. 12, 13, 35) <5>; "Об уничтожении химического оружия" (ст. 20, 21) <6>, "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 6),"О средствах массовой информации" (ст. 3, 47) <7> устанавливаются права граждан на получение и распространение информации; устанавливаются обязанности государственных органов, местного самоуправления, учреждений и должностных лиц обеспечивать каждому гражданину возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

<1> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. N 52. Ст. 1865.
<2> Российская газета. 1993. N 237.
<3> Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.
<4> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.
<5> Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
<6> Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" // Российская газета. 1997. 6 мая.
<7> Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" // Российская газета. 1992. 8 февр.; послед. изм. Российская газета. 2003. N 131.

Если затронуть вопрос об обеспечении прав граждан и организаций на получение информации в экологической сфере, то права граждан и организаций на получение информации обеспечиваются путем:

<*> РГ. 1992. N 103; 2002. 30 июля.
<**> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2069; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 167.
<***> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
<*> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700.
<**> СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1545.
<*> Собрание постановлений Правительства РФ. 1992. N 1-2. Ст. 7; СЗ РФ. 2002. N 41. Ст. 3983.<*> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.<*> СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4407.

Несмотря на сказанное, известны случаи принятия (под предлогом сохранения коммерческой тайны) руководством предприятий нормативных актов, запрещающих выдавать информацию о чрезвычайных происшествиях на предприятии, представляющих угрозу для окружающей среды и населения.

Таким образом, в заключение статьи еще раз следует обратить внимание на то, что информационным обеспечением в экологической сфере следует считать сбор, систематизацию, обработку, анализ, хранение и выдачу потребителю экологически значимой информации (информационной продукции) об экологической сфере органом власти, организацией, учреждением, информационно-технической системой. При этом правовое регулирование информационного обеспечения в экологической сфере следует рассматривать в следующих аспектах: формирование информационных ресурсов; организация информационного обеспечения и выдачи информации потребителям ее собственниками; регулирование доступа к информационным ресурсам с учетом требований защиты сведений, составляющих государственную, военную, служебную, коммерческую, налоговую тайну.