Мудрый Юрист

О соотношении гражданского и земельного законодательства в регулировании и охране вещных прав на земельные участки

Писарев Г.А., соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин (РГПУ им. С.А. Есенина).

Одной из важнейших проблем для понимания природы права собственности и других вещных прав граждан на земельный участок является их определение прежде всего как гражданских, цивильных. Остро дискуссионным в связи с этим является вопрос о размежевании и взаимодействии гражданского законодательства с земельным, природоохранным и другим специальным законодательством. Значение этого состоит в том, что выбор соответствующих норм при правоприменении имеет немаловажное практическое значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на земельные участки, границ их осуществления, решения экологических и иных насущных проблем. Все вместе это будет служить безопасному, долгому и наиболее полному осуществлению права собственности и других вещных прав на земельные участки.

Следует вспомнить то, что мы относимся к континентальной правовой системе, которая подразделяется на две подсистемы: частную и публичную, причем основы разграничения лежат в методе и области правового воздействия на общественные отношения <*>. Каждая из отраслей в пределах своей области правового воздействия имеет приоритет над другой в методах и принципах воздействия на объект правового регулирования. Назначение земельного, природоохранного, специального законодательства - ограничить свободу усмотрения субъектов прав на землю в общественных интересах. Так, цель земельного права состоит в организации рационального землепользования в соответствии с природным назначением, что составляет специфику предмета отрасли. Она и выносится как бы за скобки права пользования как института гражданского права, получает предметную и методологическую самостоятельность. Поскольку организация землепользования как природной основы жизнедеятельности народа - задача всего общества, то ее решение не может быть поставлено в зависимость от доброй воли отдельных участников. Поэтому предмет земельного права использует уже не метод юридического равенства сторон, а властно-императивный, с преобладанием запретов и предписаний, присущих для публичных отраслей.

<*> См.: Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Теис, 1996. С. 3 - 12, 60 - 61.

Важным является видеть отличие между понятиями "отрасль права" и "отрасль законодательства". Как известно, институт права собственности является институтом гражданского права. В связи с этим отношения по поводу владения, пользования, распоряжения и регистрации прав граждан на землю возникают в сфере, основанной на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов права, следовательно, регулируются и охраняются специфическими методами гражданского права. Отношения, возникающие по поводу привлечения граждан к административной ответственности за нарушения в области землепользования, входят в предмет земельного и других публичных отраслей права. Причем правила, которые нарушены, устанавливаются нормами земельного или другого публичного права, регулирующего отношения по использованию земель. Поэтому логично вывести запрет на привлечение к ответственности, в частности, по нормам земельного законодательства, за нарушения в области землепользования, урегулированного нормами гражданского права, хотя и содержащиеся в актах земельного законодательства.

Нормы гражданского права могут содержаться в актах земельного законодательства, и наоборот. Такой прием юридической техники широко распространен в действующем законодательстве. Так, нормы гражданского права получили развитие и конкретизацию в ЗК РФ и посвящены институтам владения, пользования, распоряжения и регистрации прав, применительно к особенностям такого объекта прав, как земельный участок. Такие нормативные положения, содержащиеся в ЗК РФ, развивают положения гл. 17 ГК РФ <*>. Поэтому мы не вправе не использовать нормы земельного законодательства, посвященные объектам гражданских прав. Нормы актов гражданского законодательства применяются с учетом того, что они носят бланкетный характер, отсылают к нормам гражданского права, содержащимся в актах земельного законодательства. Нормы земельного и других публичных отраслей законодательства представляют собой изъятия, ограничения, приспособления и дополнения к общим правилам, регулирующим осуществление права собственности и других вещных прав на землю. В этом смысле следует понимать п. 3 ст. 3 ЗК РФ <**>, согласно которому имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и другими указанными в статье отраслями законодательства.

<*> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
<**> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Итак, земельное законодательство носит комплексный характер, содержит как свои специфические нормы, так и нормы гражданского права, регулирующие и охраняющие отношения, складывающиеся в области землепользования своим особым методом, с соответствующими бланкетными изъятиями, ограничениями, приспособлениями, которым в актах земельного законодательства придается специальный характер. Такой вывод не противоречит положениям п. 1 ст. 3 ЗК РФ о регулировании земельным законодательством отношений по использованию и охране земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также, например, правилам ст. 260 ГК РФ, допускающей ограничения осуществления права собственности на землю на основании закона. Так, в частности, гражданским законом ограничивается пользование земельным участком пределами его назначения.