Мудрый Юрист

Финансовое обеспечение фсин России: проблемы и перспективы

Кузнецов Ю.Ю., начальник ФЭУ ФСИН России, генерал-майор внутренней службы.

Уголовно-исполнительная система представляет собой комплекс органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, которые расположены практически во всех субъектах Российской Федерации. Главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на их содержание, является Федеральная служба исполнения наказаний.

В последние годы объем финансовых ресурсов, выделяемых из федерального бюджета на содержание уголовно-исполнительной системы, постоянно растет. Только в 2005 году рост к уровню 2004 года составил более 40 процентов, и бюджет УИС достиг 68,8 млрд. рублей. Это позволило обеспечить нормальное функционирование всех учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, сохранить контролируемую и управляемую обстановку в местах лишения свободы, поддержать и развить материально-техническую базу уголовно-исполнительной системы.

В марте 2005 года Государственной Думой был принят законопроект, внесший изменения в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Они коснулись повышения гарантий личной безопасности осужденных - участников уголовного судопроизводства. В рамках проводимых реформ, направленных на совершенствование порядка и условий исполнения наказаний, дальнейшую гуманизацию уголовно-исполнительной политики, изменен порядок зачисления и расходования средств на лицевых счетах осужденных, включая приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Расширены возможности получения отбывающими наказание среднего и высшего образования, исключено положение о раздельном содержании в колониях-поселениях.

Средства, необходимые для реализации новых правовых актов, были государством учтены, и, наряду с дополнительным финансированием некоторых других нужд, фактические расходы по смете УИС за прошедший год составили более 68 млрд. рублей. На 2006 год в смету наших расходов заложена сумма в 86,1 млрд. рублей.

Следует выделить приоритетные цели, на достижение которых прежде всего направляются выделенные средства.

В 2005 году Правительством России были утверждены новые, более сбалансированные Нормы питания лиц, находящихся в местах лишения свободы. Они разработаны Научно-исследовательским институтом питания Российской академии медицинских наук, учитывают половые и физиологические особенности человеческого организма. В эти Нормы включены яйца, молоко, ими предусмотрено увеличение количества мяса. Расчетная стоимость питания на одного осужденного теперь составляет 38 руб. 22 коп. Этим же правительственным Постановлением утверждены новые Нормы вещевого довольствия. Предусмотрено обеспечивать осужденных изделиями улучшенной модификации, что должно увеличить срок их носки и улучшить внешний вид.

В 2006 году удалось добиться увеличения ассигнований для индексации затрат на приобретение топлива для котельных - на 52,7 млн. рублей; оплату медицинских обследований осужденных в сторонних организациях - на 40 млн.; обеспечение средствами личной гигиены и предметами первой необходимости - на 100 млн.; коммунально-бытовое и материально-техническое обеспечение учреждений начального и профессионального образования - на 300 млн.; коммунально-бытовые расходы, связанные с вводом в строй новых учреждений, - на 550 млн. рублей. На развитии материально-технической базы УИС стоит остановиться более подробно, ведь от ее состояния во многом зависят условия содержания граждан, лишенных свободы, и персонала, выполняющего свои служебные обязанности.

Еще совсем недавно многие исправительные колонии и все без исключения следственные изоляторы были переполнены и условия содержания в них ни в коей мере не отвечали установленным нормам. И на питание, вещевое имущество подследственных и осужденных государством выделялось гораздо меньше средств, чем требовалось. Недостающие деньги изыскивались где только можно, порой в ущерб некоторым направлениям служебной и производственно-хозяйственной деятельности.

В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. За последние пять-шесть лет бюджетное финансирование капитального строительства и ремонта, например, увеличилось более чем в 10 раз. В 2005 году введено в строй три новых исправительных учреждения с общим лимитом 920 мест, перепрофилировано 24 с общим лимитом двадцать с лишним тысяч мест, создано 69 изолированных участков различных видов режима (8114 мест). На свободных площадях колоний образовано 11 следственных изоляторов. Но и этого пока недостаточно. В среднем на одного человека в настоящее время приходится жилой площади в следственных изоляторах - 3,7 (по существующим нормам должно быть 4), мужских колониях - 2,73 (норма - 2), женских - 4,42 (3), лечебных учреждениях, включая туберкулезные больницы, - 5,73 (3), воспитательных колониях - 7,9 (3,5) квадратного метра.

За 2006 год планируется увеличить лимит наполнения СИЗО на 15 тыс. мест. В соответствии с федеральными целевыми программами в текущем году на строительство и реконструкцию объектов УИС выделено более 2,28 млрд. рублей, что должно позволить несколько улучшить положение дел в этой сфере. Не более того. Слишком много проблем накопилось, а их решение стоит весьма дорого. На балансе территориальных органов ФСИН России стоит немало старых, а порой ветхих, требующих сноса или капитального ремонта, зданий, сооружений и инженерных сетей. Именно туда в первую очередь направляются выделяемые средства. Подсчитано, что одно место в новом следственном изоляторе обходится в 1,5 млн. рублей. Нетрудно представить, сколько необходимо денег для капитального ремонта или восстановления зданий, являющихся памятниками архитектуры. Таких помещений на балансе УИС немало.

Заглядывая в будущее, мы подготовили проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы на 2007 - 2016 годы, который в виде федеральной целевой программы прошел необходимые согласования и подписан председателем Правительства России. Принятие и реализация программы позволит существенно укрепить материально-техническую базу УИС.

Укреплению и развитию материально-технической базы УИС, жилищному строительству, улучшению условий содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных способствует принятие ряда Федеральных целевых программ, таких как "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002 - 2006 годы", "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)", "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской республики (2002 год и последующие годы)" и других. В 2005 году на развитие УИС было выделено более 1,3 млрд. рублей, в том числе на указанные Программы - около 1,1 млрд. рублей. На 2006 год финансирование по ряду программ увеличено. Так, по ФЦП "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" - в 4 раза, "Дети России" - на 33 процента, "Комплексные меры противодействия наркотикам" - на 46,7 процента, "Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002 - 2006 годы" - на 17,3 процента.

ФСИН России целенаправленно проводится работа по обеспечению прав осужденных на охрану здоровья. Созданы условия для организации эффективной борьбы с социально значимыми заболеваниями. Ежегодно в учреждения УИС поступает 20 тыс. больных туберкулезом. За счет улучшения качества медицинской помощи за последние 5 лет количество больных активной формой туберкулеза уменьшилось со 100 до 48 тыс. человек. А показатель смертности на 100 тыс. человек в местах лишения свободы в 3,5 раза ниже, чем в целом среди населения России. Кроме того, ведется конструктивная плодотворная работа с Министерством здравоохранения и социального развития России: на базе исправительных учреждений открываются филиалы кафедр медицинских институтов - по фтизиатрии, психиатрии, дерматовенерологии, хирургии, медико-социальной экспертизе. Недавно решен вопрос об открытии специального факультета в Московском государственном стоматологическом университете по подготовке врачей для пенитенциарной системы.

Выделяемые на медицину средства складываются из базового финансирования УИС и целевых программ. И хотя их объем из года в год растет, он не покрывает имеющихся потребностей. Находящаяся в учреждениях медицинская техника в основной своей массе морально и физически устарела. Например, из 714 рентгеновских аппаратов в замене или модернизации нуждаются более 300. С 2003 по 2005 год включительно впервые было выделено 239 млн. рублей на приобретение оборудования. В 2006 году на это запланировано уже 270 млн. рублей. Всего же за период действия программ на медицинские нужды было выделено около 1,3 млрд. рублей, что позволило обеспечить современными лекарственными средствами осужденных, больных туберкулезом, половыми заболеваниями, на 30 процентов обновить оборудование в лечебно-профилактических учреждениях инфекционного и туберкулезного профиля.

В текущем году в УИС впервые начнут поступать антиретровирусные препараты за счет средств, предусмотренных ФЦП "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 гг.)". В перспективе на 2007 - 2011 годы Министерством здравоохранения и социального развития России разработана концепция новой, аналогичной федеральной, целевой программы на реализацию которой выделено 8,639 млрд. рублей, из них 1,741 млрд. рублей составят капитальные вложения.

Еще одна проблема - предоставление работы осужденным с целью возмещения ими причиненного материального и морального ущерба по исполнительным листам. В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный обязан трудиться - с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и специальности. Это положение базируется на международно-правовых нормах. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными говорится, что "все осужденные и заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями". С другой стороны, тот же Закон обязывает администрацию учреждений УИС привлекать к труду своих подопечных. А это значит, что должны быть созданы условия не только для реализации права на труд, но и с целью дать возможность людям зарабатывать. В условиях рынка сделать это совсем не просто, учитывая социальный состав лиц, находящихся в местах лишения свободы, отсутствие у большинства из них каких-либо профессий, порой элементарных трудовых навыков, а также тот факт, что основные производственные фонды предприятий УИС изношены на 80 процентов.

Правительством страны было принято решение о реформировании государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и создании на их производственно-технической базе центров трудовой адаптации и учебно-производственных мастерских, а также лечебно-производственных участков. Расширяется сеть профессиональных училищ, большое количество осужденных обучаются и получают специальность непосредственно на производстве. Конечно, еще имеется масса проблем и вопросов, которые надо решать, в том числе на законодательном уровне, чтобы реформируемое производство выполняло задачи трудовой адаптации. Это уже вопрос времени.

В заключение отметим, что УИС - это 800 с лишним тысяч осужденных к лишению свободы и подозреваемых, находящихся в следственных изоляторах, свыше 380 тысяч человек персонала, а также более одного миллиона лиц, осужденных к исполнению наказаний без изоляции от общества, в течение года проходящих по учетам уголовно-исполнительных инспекций. ФСИН России планирует продолжить реализацию мероприятий, направленных на улучшение условий содержания в следственных изоляторах, исправительных учреждениях и обеспечение прав содержащихся в них лиц. А эта работа потребует надежного и стабильного финансового обеспечения.