Мудрый Юрист

Срок годности: юридический аспект

"Фармацевтический вестник", 2014, N 9

Под сроком годности лекарственных средств понимается время, в течение которого данная продукция полностью отвечает всем требованиям нормативной документации. Начальной датой отсчета срока годности является дата выпуска. При этом рекомендуемые условия хранения должны соблюдаться не только при хранении, но и при транспортировке и продаже. Обычно продукция может реализовываться с таким расчетом, чтобы остаточный срок годности позволил покупателю полностью использовать его до окончания его срока годности. В связи с реализацией лекарственных средств возникает много вопросов, в т.ч. юридического характера, связанных и с политикой поставщиков и с тем, какой период следует считать достаточным для использования ЛС по назначению.

Большинство поставщиков предлагают утвердить в договоре тот остаточный срок годности ЛП, какой им выгодно. Обычно этот предел варьируется от 80 до 50%. Но может ли срок годности в этих пределах, после прохождения огромной цепочки фирм-посредников, которые при этом могут находиться на разных концах страны, обеспечить качество конечному потребителю? При прохождении товара возникает возможность возврата, срок прохождения товара при этом увеличивается. Единственное указание по сроку годности существует в п. 5.9 ОСТа 91500.05.005-2002, абзац по возврату товара: "оставшийся срок годности является приемлемым". Остается вопрос: а какой срок годности является приемлемым? Как вести себя аптечным организациям при заключении договоров?

Согласно Гражданскому кодексу РФ сроком годности признается "срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению". Законодательство определяет и перечень таких товаров, в который входят, в частности, ЛП. В свою очередь, необходимость строгого правового регулирования обращения лекарственных средств обусловлена их высокой социальной значимостью как объектов гражданского оборота. Крайне важно, чтобы до конечного потребителя лекарственные средства доходили не только эффективными, но и безопасными для здоровья.

Необходимо и достаточно

Одним из важных параметров, влияющих на качество фармпродукции, является срок годности. Однако в российском законодательстве данная проблема остается без должного внимания. Так, единственным закрепленным положением, касающимся срока годности препарата, является обязанность продавца "передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности" (ст. 472 ГК РФ). До 2010 г. в Правилах оптовой торговли лекарственными препаратами было еще одно указание на срок годности: в п. 5.9 закреплялось понятие "приемлемый срок годности", однако конкретных критериев, которые бы позволяли определить, какой срок считается приемлемым, закон не предусматривал. Более того, в Правилах оптовой торговли, утвержденных приказом Минздравсоцразвития и действующих по сегодняшний день, такого понятия в принципе не существует. Порядок же отпуска ЛП вообще обходит данный аспект характеристик отпускаемых препаратов стороной.

Таким образом, на сегодняшний момент главный вопрос заключается в том, какой период следует считать достаточным для использования по назначению, особенно в контексте ЛП. Большинство из них, в отличие от продуктов питания, например, не может быть использовано в течение короткого промежутка времени, поскольку рассчитаны на определенный курс лечения, в рамках которого пациент должен принимать это средство. Можно ли считать "использованием по назначению" ситуацию, когда пациент до окончания срока годности может принять только половину таблеток?

При этом суд, основываясь на ст. 472 ГК РФ, может встать на сторону поставщика, признавая даже непродолжительный срок достаточным для реализации товара, а ссылку на этот срок - недостаточным основанием для неисполнения покупателем своих обязанностей по оплате товара. Это делает аптечные организации самым уязвимым звеном в цепи обращения лекарств.

Помочь решить данную проблему могут стандарты, принятые за рубежом, о внедрении в российскую практику которых все активнее говорят в последние годы. Прежде всего к ним можно отнести стандарты надлежащей производственной практики (GMP), надлежащей дистрибьюторской практики (GDP) и надлежащей аптечной практики (GPP). Стандарты GMP распространяются на фармпроизводителей. Соблюдение ими стандартов GMP позволит с большей уверенностью говорить, что заявленный на упаковке препарата срок годности соответствует действительному. Еще большее значение при обращении лекарств имеют стандарты GDP, регулирующие деятельность оптовых продавцов. Так, касательно срока годности можно выделить положение об оборачиваемости ЛП на складе, а также уже закрепленный в российской правовой системе компьютеризированный учет препаратов с ограниченным сроком годности. Оборачиваемость позволяет минимизировать нахождение препарата на оптовом складе, а значит, увеличить время, которое препарат будет находиться непосредственно у конечного потребителя. Кроме того, регламентируется процедура возврата, позволяющая осуществить ее в кратчайшие сроки. Наконец, стандарты GPP позволяют достичь таких же результатов на уровне аптечных организаций. Соблюдение этих норм всеми участниками обращения ЛП будет гарантировать качество лекарств, вне зависимости от оставшегося срока годности.

Помимо внедрения указанных стандартов необходимо и совершенствование собственно российского законодательства. Так, необходима конкретизация понятия "приемлемого срока" для разных категорий товаров. В частности, для препаратов, по нашему мнению, такой срок должен быть как минимум не меньше, чем период, на который рассчитан курс лечения данного лекарства, указанный в инструкции. Это же условие можно включить и в договор с каждым конкретным поставщиком.

Давайте договоримся

Если говорить о сегодняшней ситуации, то единственным спасением аптечных организаций является свобода договора и способность диктовать условия, выгодные им. Так, чтобы снизить риски, необходимо включение в договор условий, которые помогут сбалансировать интересы сторон. Во-первых, установить в договоре ответственность поставщика при поставке товара за рамками установленного срока годности (например, менее 50%), вплоть до отказа от приемки товара. Во-вторых, возможно включить в договор условие о возврате поставщику товара, не реализованного до истечения срока годности. При этом существует точка зрения, согласно которой в этом случае, учитывая добросовестное исполнение обязательств продавцом, возврат оформляется в виде нового договора поставки, где стороны меняются ролями. В свою очередь, обязательство покупателя по оплате товара по первоначальному договору может быть на основании ст. 410 ГК РФ полностью или частично прекращено зачетом встречного требования об оплате поставщиком возвращенного товара.

Подводя итог, стоит отметить, что на данный момент не существует механизмов, которые бы позволили эффективно защищать интересы аптек в отношениях с поставщиками. А на фоне недостаточной разработанности правовых норм о сроке годности очевидно, что эта проблема требует скорейшего решения на законодательном уровне. Это позволит сбалансировать интересы организаций оптовой торговли и аптек, а значит, и гарантировать качество лекарств для конечного потребителя.

Управляющий партнер юридической фирмы "БРАС",

эксперт Центра исследований нормативной среды

фармацевтики и биотехнологий

Р.ШАБРОВ

Стажер Центра исследований нормативной среды

фармацевтики и биотехнологий

А.ШАДРИН