Мудрый Юрист

Формирование и погашение кредиторской задолженности прошлых лет

Березин А.В., начальник финансово-экономического отделения ФГОУ СПО Пермская ССШ ФСИН России, капитан внутренней службы.

Как показывает практика обслуживания органами Федерального казначейства лицевых счетов бюджетополучателей, весьма часто приходится сталкиваться с проблемой правомерности и обоснованности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности, возникшей при исполнении денежных обязательств предыдущего года.

Действующим законодательством Российской Федерации установлено, что заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, производится в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и выделенного финансирования по соответствующим кодам экономической классификации с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств.

Статья 103 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" устанавливает, что заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, производятся в пределах установленных им лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых, но не исполненных ранее обязательств.

Это означает, что, например:

Объем превышения принятых обязательств над установленными лимитами не подлежит оплате за счет средств федерального бюджета и при заключении договоров на таких условиях является основанием для признания их судом недействительными.

Территориальные органы Федерального казначейства имеют право приостанавливать оплату расходов государственных учреждений, нарушающих порядок учета обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, установленный Правительством Российской Федерации.

Пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" установлена обязанность государственных учреждений при осуществлении закупок, начислении установленных денежных выплат, заключении договоров на поставку продукции (работ, услуг) и принятии иных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, исходить из утвержденных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на 2006 г.

Другое важное положение этой статьи заключается в том, что федеральные учреждения используют средства федерального бюджета в текущем году с учетом необходимости исполнения принятых и не оплаченных на начало года обязательств (т.е. кредиторской задолженности прошлых лет). Положения этой статьи позволяют сделать вывод о возможности организации решать самостоятельно о принятии новых денежных обязательств либо направлении бюджетных средств на оплату договоров, заключенных в прошлые годы.

Таким образом, основным критерием правомерности оплаты в текущем финансовом году кредиторской задолженности прошлых лет является наличие остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам экономической классификации предыдущего года. Кредиторская задолженность признается санкционированной или несанкционированной для возможности ее оплаты за счет средств текущего финансового года по итогам рассмотрения условий и причин возникновения кредиторской задолженности в прошлый период.

Руководитель бюджетного учреждения, подписывая тот или иной договор, порождающий денежные обязательства, обязан исходить исключительно из наличия установленных и доведенных главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, необходимых для реализации денежных обязательств. Важность данного положения заключается в том, что ответственность за финансовые последствия такого решения в порядке субсидиарной ответственности в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет главный распорядитель средств федерального бюджета.

При этом с точки зрения бюджетного законодательства договор, заключенный организацией (часть договора, устанавливающая повышенные обязательства федерального бюджета) с нарушением требований ст. 103 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", может быть признан судом ничтожным по иску главного распорядителя средств федерального бюджета или органа Федерального казначейства.

В случае отсутствия соответствующих расходов в сводной бюджетной росписи и соответственно отсутствия бюджетных обязательств из заключенного договора может и не возникнуть денежного обязательства, что делает невозможным оплату данного договора (денежного обязательства) за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения гражданского законодательства договор, заключенный с превышением лимитов бюджетных обязательств и не принятый органом Федерального казначейства к исполнению, сохраняет свою юридическую силу, если он не признан ничтожным в установленном законом порядке.

Исходя из действующих технологий исполнения федерального бюджета по расходам, договоры, заключаемые бюджетополучателями о поставке товаров, работ и услуг за счет средств федерального бюджета, не подлежат обязательному учету в органах Федерального казначейства (кроме договоров об оказании коммунальных услуг и договоров аренды за пользование имуществом).

К сожалению, приходится констатировать, что механизм оплаты кредиторской задолженности не отработан. С одной стороны, исходя из положений п. 56 Инструкции "О порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Минфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета" установлен перечень документов, являющихся основанием для правомерности проведения платежей по целевому назначению, которые бюджетополучатели представляют в органы Федерального казначейства. Вместе с тем для подтверждения правомерности оплаты кредиторской задолженности необходимо анализировать документы, подтверждающие учет кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, документы по фактическому исполнению лимитов бюджетных обязательств. Чтобы квалифицировать на стадии текущего контроля правомерность и обоснованность погашения кредиторской задолженности прошлых лет за счет средств федерального бюджета, выделенных в текущем бюджетном году, органы Федерального казначейства анализируют состояние бухгалтерского учета в части правильности отражения кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

В процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета органам Федерального казначейства, в том числе и при квалификации обоснованности оплаты федеральными учреждениями кредиторской задолженности прошлых лет, нередко приходится рассматривать правомерность возникших денежных обязательств по договорам, заключенным с нарушением механизма финансирования закупок для государственных нужд, который не предотвращает само возникновение кредиторской задолженности из договоров, заключенных с превышением финансовых полномочий.

Органы Федерального казначейства в процессе кассового исполнения федерального бюджета при осуществлении текущего контроля при проведении расходов федеральных бюджетных учреждений в пределах установленных им лимитов бюджетных обязательств могут предотвратить оплату несанкционированной кредиторской задолженности.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации и федеральным законам о бюджете на соответствующий год государственные учреждения имеют право заключать договоры на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств, т.е. недопустимо заключать договоры на сумму, превышающую лимиты бюджетных обязательств. Из этого следует, что расходы по договорам на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров не могут превышать кассовые расходы при оплате фактически оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров в текущем бюджетном году.

Таким образом, в случае наличия кредиторской задолженности сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, т.е. превышения фактических расходов над кассовыми, возникает несанкционированная кредиторская задолженность. В этом случае обязательства, возникшие по договорам, принятым бюджетными организациями сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, не подлежат оплате за счет средств федерального бюджета.

Следует учитывать, что лимиты бюджетных обязательств не препятствуют заключению договоров на поставку продукции (работ, услуг) на срок, превышающий пределы финансового года, с разбивкой исполнения договора поэтапно на несколько лет и оплаты за этапы в пределах лимитов на текущий бюджетный год.

Например, при финансировании работ по договорам, заключенным на капитальное строительство и ремонт, лимиты бюджетных обязательств на текущий год не препятствуют заключению договоров на срок в пределах действия договора, при этом оплате в текущем году подлежит стоимость выполненных работ по календарному плану в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий год.

Кредиторскую задолженность следует признать санкционированной в случаях, если:

Если в результате рассмотрения документов кредиторская задолженность является несанкционированной, то органы Федерального казначейства не имеют правовых оснований для ее оплаты, иначе как по вступившим в силу решениям судов по вопросам взыскания задолженности бюджетных учреждений.

Исходя из положений ст. 103 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" следует, что оплата заключенного федеральным учреждением договора в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов федерального бюджета с учетом принятых и неисполненных обязательств в 2005 г. подлежит исполнению в 2006 г.

Согласно п. 4 Положения об учете территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 806 "О порядке учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета", договоры на поставку продукции, заключенные на срок, превышающий пределы финансового года, подлежат первоочередному учету в следующем году за счет лимитов бюджетных обязательств нового финансового года.

В соответствии с п. 16 Положения не завершенные в истекшем финансовом году обязательства по учтенным органами Федерального казначейства договорам на поставку продукции подлежат переучету в следующем финансовом году в пределах установленных учреждению лимитов бюджетных обязательств. Переучет обязательств осуществляется органами Федерального казначейства на основании представленных учреждением договоров на поставку продукции и расшифровок к ним. При переучете полностью или частично не исполненного в истекшем финансовом году договора со сроком исполнения, превышающим один финансовый год, к учету принимаются обязательства по договору, подлежащему оплате из средств федерального бюджета на следующий финансовый год.

Исходя из вышеизложенного, погашение кредиторской задолженности по обязательствам, принятым и не исполненным в прошлом году, осуществляется в пределах доведенных получателю лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на текущей год, соответствующих целевому назначению производимых расходов, учитывая следующие обстоятельства: необходимость исполнения не оплаченных на начало года принятых денежных обязательств (т.е. кредиторской задолженности прошлого года); принятое о недопущении государственным учреждением образования кредиторской задолженности в текущем году, так как расходы на погашение кредиторской задолженности учтены в смете расходов федерального органа на текущий год.

В итоге требуется разработка и принятие нормативных правовых актов (особенно в связи с переходом Российской Федерации на трехлетний бюджетный цикл), определяющих единственное решение оплаты кредиторской задолженности прошлых лет.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17 июля 1998 г., ред. от 2 февраля 2006 г.).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 10 января 2006 г.).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 2 февраля 2006 г.).
  5. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. от 22 декабря 2005 г.).
  6. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2006 год".
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 806 "О порядке учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета".
  9. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1997 г. N 477 "О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета".
  10. Приказ Минфина России от 7 февраля 2003 г. N 15н "Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации".