Мудрый Юрист

Совершенствование механизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога на прибыль организаций

Титов А.А., аспирант Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.

При формировании налоговой политики правительства важно обеспечить сочетание интересов налогоплательщиков и государства, не допуская снижения стимулов организаций к ведению активной предпринимательской деятельности и поступления налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сфере налогообложения прибыли, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов кризиса в экономике. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Не случайно одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций.

Приоритетным направлением на современном этапе является определение наиболее рационального соотношения фискальной и регулирующей функций налога на прибыль, поскольку регулирующая функция данного налога реализуется значительно в меньшей степени в отличие от фискальной. Влияние налога на прибыль на процессы регулирования деятельности организаций в экономике во многом зависит от его основных элементов - ставки, льгот, налоговой базы. Более полное использование таких элементов, как ставка и льготы, способно достаточно серьезно повлиять на налоговое регулирование в экономике, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов и увеличение ВВП.

В налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 г. поступления налога на прибыль составили 28,8%. Налог на прибыль организаций занимает первое место в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ. Высока его роль и в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он также занимает первое место в их доходных источниках.

Рассматривая место налога на прибыль в доходах бюджетной системы РФ, можно увидеть, что динамика изменений была следующей. Если в 1997 г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составляла 17,7%, федерального бюджета - 13,6%, в бюджетах субъектов - 20,9%, то в 2002 г. эта доля составляла 14,8; 8,5 и 26,4% соответственно. В 2005 г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составила 28,8%, федерального - 15,7%, в бюджетах субъектов - 42,9%. Данное изменение показывает, как в период бурных экономических преобразований в нашей стране происходили изменения и в области налогообложения, выразившиеся в переходе от превалирования чисто фискальной функции налога на прибыль в середине 90-х гг. к усилению регулирующей функции этого налога к 2002 г. Тем не менее данные 2005 г. свидетельствуют об усилении фискальной функции налога на прибыль, несмотря на то что Правительством РФ взят курс на снижение налоговой нагрузки на экономику.

Налоги в экономике выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную. Прочие функции, выделяемые различными авторами, являются производными от вышеназванных.

В настоящее время наиболее полно реализована фискальная функция налога на прибыль. Он является важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третье место, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.

Регулирующая функция налога на прибыль реализуется через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.

Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.

Оценить влияние налога на прибыль на развитие экономики страны можно лишь путем проведения комплексного анализа изменений, внесенных в законодательство по налогу на прибыль на протяжении всего времени его функционирования оценки макроэкономических показателей функционирования экономики (индекс инфляции, объемы инвестиций в основной капитал, показатели роста промышленного производства и т.д.) в целом и финансового состояния самих хозяйствующих субъектов.

До 2000 г. существовала выраженная тенденция роста прибыли (за исключением 1996 г.) и сокращения убытка в экономике. В 2001 и 2002 гг. наблюдалось снижение прибыли в экономике (на 0,2 и 6,2% соответственно) и рост убытка (на 27 и 61% соответственно). В 2003 г. рост прибыли составил 42%, в 2004 г. - 30%. Также в 2004 г. наблюдалось снижение суммы убытка на 23%. Рост прибыли в 2005 г. составил 39,4%, снижение суммы убытка на 2,8%, в I кв. 2006 г. - 33,2 и 2,4% соответственно.

Однако в 2001 г. доля убыточных организаций в экономике не увеличилась, произошел рост лишь общей величины убытка. При этом в 2002 г. рост числа убыточных организаций составил почти 15% от общего числа организаций в экономике. Этим объясняются и тенденции в поступлении налога на прибыль в бюджеты разных уровней. 2003 г. оказался по финансовым показателям успешным: рост прибыли и сальдированного финансового результата составил 42% и 57% соответственно по сравнению с предыдущим годом. В 2004 г. рост сальдированной прибыли составил 43%, в 2005 г. - 44%, в I кв. 2006 г. - 35,7% к соответствующему периоду 2005 г.

Анализ экономических данных показал, что в 2002 г. финансовое состояние организаций-налогоплательщиков ухудшилось, показатели бухгалтерской прибыли имели тенденцию к снижению. Для 2003 г. характерен рост прибыли в экономике и снижение удельного веса убыточных организаций. В 2004 г. число убыточных организаций составило 38,1%, что на 4,9% меньше, чем в 2003 г. В 2005 г. число убыточных организаций сократилось на 4,6% и составило 33,5%. По данным I кв. 2006 г., наблюдается рост убыточных организаций на 5% до уровня 38,5%.

Данные о доходах консолидированного бюджета Российской Федерации за период с 1993 г. по I кв. 2006 г. свидетельствуют о том, что на протяжении последних 13 исследуемых лет динамика налога на прибыль была неоднозначной (рис. 1).

100¦
¦ --¬ --¬ --¬
¦ --¬ --¬ --¬ ¦¦ ¦¦ ¦¦ --¬
¦ ¦¦ --¬ --¬ --¬ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
80¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ --¬ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦--¬ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦¦¦ --¬ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦¦¦ ¦¦ --¬ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
60¦¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
40¦¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦¦+¬ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦¦¦¦ ¦+¬ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦¦¦¦ ¦¦¦ ¦+¬ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
20¦¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦+¬ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦
¦¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦+¬ ¦+¬ ¦+¬ ¦¦ ¦¦ ¦+¬ ¦+¬ ¦+¬
¦¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦+¬ ¦+¬ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦+¬ ¦+¬ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦
¦¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦
0¦¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦ ¦¦¦
L+-++-+-++-+-++-+-++-+-++-+-++-+-++-+-++-+-++-+-++-+-++-+-++-+-++-+-++
1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 1 кв.
2006
--¬ --¬
¦¦ Налоговые доходы ¦ ¦ Налог на прибыль
L-- L--

Рис. 1. Доля налоговых доходов и налога на прибыль в общей сумме доходов консолидированного бюджета в 1993 - I кв. 2006 г.

Пик поступлений налога на прибыль приходится на 1993 г., в котором доля поступлений в консолидированный бюджет РФ по налогу на прибыль составила 33,75%. За весь исследуемый период ни в одном году не был достигнут уровень 1993 г. В 2002 - 2003 гг. доля налога на прибыль в общей сумме доходов консолидированного бюджета РФ снизилась. В 2002 г. - в первый год действия гл. 25 НК РФ - поступления налога на прибыль снизились в составе налоговых доходов консолидированного бюджета и составили 13,16%. Как и ожидалось, изменения в налоговом законодательстве негативно сказались на поступлениях налога на прибыль в 2002 г.

В 2003 г. ситуация несколько изменилась: рост поступлений по налогу на прибыль составил 13,6%. Вряд ли можно данный показатель считать значительным, поскольку база сравнения (2002 г.) по абсолютным показателям является низкой. Если провести сравнение уровня 2003 г. с уровнем 2001 г., то выяснится, что рост налога на прибыль также был недостаточным - 2,5%. В 2004 г. рост поступлений по налогу на прибыль составил 65%, в 2005 г. - 53,7%, в I кв. 2006 г. - 52,6%.

Таблица 1

Удельный вес налоговых поступлений и налога на прибыль в ВВП и валовой прибыли экономики в 1999 - I кв. 2006 г. (млрд. руб.)

 1999 
 2000 
 2001 
 2002  
 2003  
 2004  
 2005  
 I кв. 
2006
Валовой     
внутренний
продукт
4757,2
7063,4
9039,4
10863,4
13304,7
16778,8
21598,0
6095,2 
Налоговые   
доходы
консолиди-
рованного
бюджета
1007,5
1707,6
2345,0
3136,8 
3357,7 
4942,1 
5703,48
1247,28
в том числе:
налог на
прибыль (до-
ход) пред-
приятий и
организаций
221,0 
398,8 
513,80
 463,3 
526,50 
 867,6 
 1334  
332,14 
Удельный вес
в ВВП, %:
налоговых
доходов кон-
солидирован-
ного бюджета
21,18 
24,18 
25,94 
 28,87 
 25,24 
 29,45 
 26,41 
 20,46 
Валовая при-
быль эконо-
мики и вало-
вые смешан-
ные доходы
2050,3
3033,2
3782,9
4371,2 
 5362  
6765,5 
8592,19
 2274  
Сальдирован-
ный финансо-
вый резуль-
тат (прибыль
минус
убыток)
723,2 
1190,6
1141,3
 923,3 
1342,8 
2083,9 
3004,4 
 903,5 
Отношение   
налога на
прибыль,% к:
валовой при-
были эконо-
мики и вало-
вым смешан-
ным доходам
10,78 
13,15 
13,58 
 10,60 
 9,82  
 12,82 
 15,52 
 14,6  
сальдирован-
ному финан-
совому ре-
зультату
(прибыль ми-
нус убыток)
30,56 
33,50 
45,02 
 50,18 
 39,21 
 41,63 
 44,40 
 36,76 
валовому    
внутреннему
продукту
 4,6  
 5,6  
 5,7  
  4,2  
  4,0  
  5,2  
  6,2  
  5,5  

В 2002 г. отношение налога на прибыль к ВВП составило 4,2%, что на 1,5 пункта меньше уровня 2001 г. (табл. 1). Такое снижение при общем росте ВВП, скорее всего, можно объяснить тем, что действительно из-за снижения финансового результата деятельности организаций произошло снижение поступлений налога на прибыль, а задолженность по налогу в бюджетную систему составила значительную величину. В 2003 г. данный показатель составил 3,96%. Однако в 2004 г. отношение налога на прибыль к ВВП выросло и составило 5,2%, что говорит об увеличении доли налога на прибыль в налоговой нагрузке на организации. В 2005 г. тенденция сохранилась и данный показатель составил 6,2%, в I кв. 2006 г. - 5,5%.

Отношение налога на прибыль к валовой прибыли экономики в последние годы в целом стало меньше, чем ранее. Так, в 2001 г. этот показатель составил 13,58%, в 2002 г. - 10,60%, в 2003 г. - 9,82%. Однако в 2004 г. этот показатель вырос до 12,8%. Кроме того, наблюдалось снижение показателя отношения налога на прибыль к сальдированному финансовому результату. До вступления в силу гл. 25 НК РФ этот показатель был равен в 2001 г. 45,02%. В 2002 г. этот показатель увеличился до уровня 50,18%. Данное увеличение могло произойти, на наш взгляд, за счет отмены льгот и перехода определения выручки методом начислений. Однако уменьшение в 2003 г. отношения поступлений налога на прибыль к сальдированному финансовому результату до уровня 39,21% свидетельствует о возможности масштабного уклонения от уплаты налога на прибыль, стимулируемой мягкими условиями отнесения на расходы ряда затрат. В то же время в 2004 г. этот показатель вырос до уровня 41,63%. В 2005 г. он составил 44,40%, в I кв. 2006 г. - 36,76%.

Еще одним из факторов, потенциально влияющих на поступления по налогу на прибыль, являются льготы. Отмена значительной части льгот, особенно льготы по капитальным вложениям, позволила избежать резкого сокращения налоговой базы по налогу на прибыль. В 2002 г. замедлились темпы инвестиций по сравнению с 2001 г. Об этом свидетельствует показатель отношения инвестиций в основной капитал к ВВП. В 2002 г. он составил 16,2% по сравнению с 16,6% в 2001 г.

Внесение изменений в законодательство по налогу на прибыль в части амортизационной политики повлияло на изменения в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В 2002 - 2005 гг. наблюдалось заметное снижение доли прибыли в составе источников финансирования по сравнению с 2001 г. (24%) и было равно 19,1% - в 2002 г., 17,8% - в 2003 г., 19,2% - в 2004 г. и 19,3% - в 2005 г. В то же время за счет получения возможности списывать на затраты амортизацию в более значительных размерах доля амортизации в составе источников финансирования увеличилась за этот период до 21,9; 24,2; 22,8 и 23,1% соответственно. В целом данная ситуация привела к снижению доли собственных средств в составе источников финансирования инвестиций, что может свидетельствовать об усилении инвестиционной нагрузки на экономику. Данный факт также мог быть следствием отмены инвестиционной льготы, послужившей снижением стимулов и возможностей к инвестированию. В результате организации были вынуждены заимствовать средства для осуществления инвестиций. Так, в 2002 г. доля привлеченных средств организаций увеличилась на 4,4%, в 2003 г. на 4,2%, 2004 г. на 4%, в 2005 г. на 3,9% по сравнению с 2001 г.

В естественных условиях получение прибыли в различных отраслях экономики происходит неравномерно. Поэтому реформирование ставки налога на прибыль необходимо, во-первых, для выравнивания возможностей налогоплательщиков функционировать в рыночных условиях в рамках принципа справедливости налогообложения, а во-вторых, для выполнения функции пополнения доходов бюджета.

Проведенный Институтом экономики переходного периода <1> расчет средней эффективной ставки налога на прибыль (представляющей собой ту ставку, по которой уплачивается налог с учетом всех льгот) и отношения поступлений налога на прибыль к прибыли организаций показал, что обложение прибыли организаций различных отраслей экономики происходило неравномерно, т.е. применение единой ставки по налогу на прибыль ставит организации в неравные условия хозяйствования.

<1> Налоговая реформа в России: проблемы и решения. Материалы официального сайта Института экономических проблем переходного периода www.iet.ru.

Авторский подход дифференцированного определения ставок налога на прибыль для организаций различных отраслей основан на оценке основных показателей их деятельности, оказывающих влияние на формирование налоговой базы и поступления по налогу на прибыль организаций. Для оценки деятельности отраслей были выбраны следующие показатели:

В рамках авторского подхода эти показатели заложены в основу анализа оценки отраслей, на основании которого можно будет сделать выводы о возможностях дифференцирования ставки налога на прибыль. Для этого в зависимости от значений указанных показателей необходимо ранжировать отрасли по уровню потенциальных возможностей формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

На основании данных по всем перечисленным показателям по итогам работы организаций по отраслям экономики РФ в 2005 г. (табл. 2) можно сказать, что наиболее перспективными и рентабельными отраслями экономики являются: топливная, черная металлургия, цветная металлургия, связь, торговля и общественное питание, банковский сектор.

К наименее рентабельным отраслям экономики РФ относятся: электроэнергетика, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, промышленность строительных материалов, легкая, пищевая, сельское хозяйство, транспорт, строительство.

В результате ранжирования отраслей экономики автором сделан вывод, что организации разных отраслей находятся в отличном друг от друга финансовом положении. Анализ показателей их деятельности позволяет обоснованно предположить, что организации исследованных отраслей имеют разный потенциал своего развития, и как следствие - финансовые показатели, что непосредственно влияет на уровень их платежеспособности. В соответствии с уровнем платежеспособности необходимо установить механизм повышенного налогообложения организаций связи, торговли и общественного питания, банковского сектора. Справедливое требование многих экономистов о перераспределении налогового бремени из сферы производства в сферу обращения подтверждается результатами исследования.

Таблица 2

Показатели деятельности организаций по отраслям экономики в 2005 г.

Организации       
отраслей
экономики:
Индекс   
физичес-
кого
объема
продукции
(услуг),
% к пре-
дыдущему
году
Динамика 
сальди-
рованного
финансо-
вого ре-
зультата
в % к
предыду-
щему году
Рента- 
бель-
ность
продук-
ции,
% в те-
кущем
году
Рента- 
бель-
ность
капита-
ла,% в
текущем
году
Доля при-
быльных
организа-
ций в об-
щем числе
организа-
ций, % в
текущем
году
Электроэнергетика 
  101,0  
  139,0  
  6,8  
  2,0  
  51,5   
Топливная         
  109,3  
  107,4  
 21,0  
 17,5  
  53,4   
Черная металлургия
  108,9  
  240,0  
 21,5  
 32,4  
  59,9   
Цветная           
металлургия
  106,2  
  149,6  
 35,7  
 21,3  
  57,4   
Химическая        
и нефтехимическая
  104,4  
  148,6  
  6,1  
  9,9  
  59,8   
Машиностроение    
и металлообработка
  109,4  
  86,4   
  8,9  
  8,5  
  62,1   
Лесная, деревооб- 
рабатывающая
и целлюлозно-
бумажная
  101,5  
  97,0   
  7,6  
  7,5  
  46,0   
Промышленность    
строительных
материалов
  106,4  
  122,0  
  9,6  
 15,8  
  57,0   
Легкая            
  97,7   
  82,2   
  1,7  
 -5,8  
  50,8   
Пищевая           
  105,1  
  109,5  
  9,4  
 16,1  
  58,6   
Сельское хозяйство
  101,5  
  120,9  
  3,7  
  4,0  
  49,8   
Транспорт         
  104,1  
  186,9  
 10,2  
  3,8  
  53,1   
Связь             
  116,6  
  176,5  
 37,2  
 16,4  
  68,0   
Строительство     
  112,1  
  101,0  
  6,4  
  3,0  
  65,1   
Торговля и общест-
венное питание
  108,0  
  198,2  
 12,6  
 14,8  
  73,4   
Банковский сектор 
  135,1  
  138,4  
 20,0  
 15,8  
  87,5   

В целях исследования предлагаемых изменений налогообложения прибыли организаций отдельных отраслей автором был проведен анализ и сделан расчет поступлений налога на прибыль в 2005 г. в консолидированный бюджет РФ по отраслям экономики (табл. 3).

Таблица 3

Поступление налога на прибыль в 2005 г. в консолидированный бюджет РФ по отраслям экономики

Организации отраслей экономики:         
млрд. руб. 
 % к итогу 
Промышленность                          
    760    
   57,0    
Энергетика                              
    53     
    4,0    
Строительство                           
    35     
    2,6    
Транспорт                               
    67     
    5,0    
Сельское хозяйство                      
     5     
    0,4    
Торговля и общественное питание         
    133    
   10,0    
Связь                                   
    27     
    2,0    
Банковская деятельность                 
    67     
    5,0    
Посредническая деятельность             
    187    
   14,0    
Итого:                                  
   1334    
    100    

В связи с принятием гл. 25 НК РФ произошло ослабление системы льгот по налогу на прибыль. Такое изменение привело к частичной утрате регулирующих свойств налога на прибыль. Политика снижения ставки по налогу на прибыль при всей ее значимости не может эффективно влиять на определенные сферы и направления экономической деятельности.

Вопрос предоставления льгот в налоговой системе сложен и неоднозначен, поскольку здесь вступают в антагонизм фискальная функция пополнения бюджета и стимулирующая функция развития производства.

В вопросе отмены инвестиционной льготы по налогу на прибыль существует несколько точек зрения. РСПП неоднократно высказывался за восстановление инвестиционной льготы <2>. Специалисты Центра развития считают предпочтительным совершенствование порядка ускоренной амортизации <3>.

<2> Белоусов Д.Р. Макроэкономический и структурный аспект налоговой реформы. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Материалы официального сайта www.forecast.ru.
<3> Налоговая реформа. Комментарии. Аналитические материалы Центра развития. Материалы официального сайта Центра развития www.dcenter.ru.

Отмена инвестиционной льготы и введение механизма ускоренной амортизации неэквивалентны по следующим причинам:

В целях стимулирования инвестиций было бы выгоднее применение и инвестиционной льготы, и механизма ускоренной амортизации.

Восстановление инвестиционной льготы в нашей стране целесообразно в первую очередь из-за большой изношенности основных производственных фондов и необходимости стимулирования организаций для их обновления. Наибольшая изношенность основных фондов характерна для организаций транспорта и промышленности (57,8 и 52,9%). Кроме того, эффект от повышения норм амортизации основных производственных фондов в первые годы реформы (2002 - 2003 гг.) постепенно исчезнет, темпы роста инвестиций попадут в жесткую зависимость от темпов обновления основных фондов.

На основе проведенного исследования предлагается ввести инвестиционную льготу для основных средств со сроком полезного использования до 20 лет и только для организаций производственного сектора. Льгота на капитальные вложения может быть предоставлена в размере, не превышающем 20% налоговой базы. При этом необходимо установить дополнительное ограничение на использование данной льготы: ограничить период, в течение которого организация может реализовать основные производственные фонды, по которым была использована льгота, - пять лет.

В случае введения инвестиционной льготы необходимым источником покрытия бюджетных потерь могут стать дополнительные поступления по налогу на прибыль за счет увеличения ставки налога на прибыль для организаций связи, торговли и общественного питания, организаций банковского сектора и осуществляющих посредническую деятельность, до уровня 30%, а также увеличения ставки налога для всех остальных налогоплательщиков до уровня 26%.

В целях диссертационного исследования автором был проведен расчет и оценен экономический эффект от внедрения в практике налогообложения прибыли организаций дифференцированных налоговых ставок и введения инвестиционной льготы:

НП = ((НБ1 - (НБ1 x 0,20)) x 26%) + (НБ2 x 30%), где

НП - сумма налога на прибыль в консолидированном бюджете РФ;

НБ1 - налоговая база организаций отраслей: промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и транспорт;

НБ2 - налоговая база организаций отраслей: связь, торговля и общественное питание, банковский сектор, посредническая деятельность.

Основываясь на прогнозах развития экономики России, сделанных МЭРТ РФ, используя данный расчет, была получена примерная сумма поступления налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ в 2006 г., составившая 1388,37 млрд. руб. Полученная цифра больше аналогичного показателя за 2005 г. на 4,1%. Также был сделан расчет поступления налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ в 2006 г. исходя из действующих норм гл. 25 НК. Сравнивая полученные цифры, автор установил, что предложенные изменения позволят получить в консолидированный бюджет РФ дополнительно 109,18 млрд. руб. от отраслей: связь, торговля и общественное питание, банковский сектор, посредническая деятельность - а также за счет введения инвестиционной льготы снизить налоговую нагрузку на промышленность на 129,6 млрд. руб. Данные предложения создадут более справедливые условия деятельности для организаций промышленности. Кроме того, внедрение данных предложений позволит снизить налоговую нагрузку на экономику на 0,8%.

Основные предложения автора по совершенствованию механизма формирования налоговой базы следующие.

Выделение гл. 25 НК РФ налогового учета в отдельный самостоятельный вид учета привело к ситуации, когда организация вынуждена вести два параллельных вида учета. Это положение является не совсем оправданным. Позиция автора по данной проблеме выражается в необходимости пересмотра принципов налогового учета в пользу формирования налоговой базы на основании бухгалтерского учета с применением корректировок.

В рамках существующей в настоящее время системы налогового учета следует установить единые унифицированные регистры, что снимет проблему отсутствия единых подходов к отражению данных налогового учета налогоплательщиками и упростит контроль налоговым органам.

Таким образом, предложенные мероприятия по совершенствованию налога на прибыль организаций позволят усилить регулирующее влияние налога на прибыль на экономику и эффективно перераспределить налоговую нагрузку между организациями различных отраслей экономики.