Мудрый Юрист

Институциональные аспекты правового регулирования налоговой системы Российской Федерации

Налоговым проблемам с точки зрения их правового содержания в недалеком прошлом уделялось незначительное внимание. Недостаточно проработаны и осмыслены были первые попытки нормативного регулирования происходящих в последние десятилетия Х в. рыночных преобразований и, как следствие - развившихся налоговых правоотношений. Формирование налоговой системы Российской Федерации не было подкреплено достаточным и комплексным реформированием системы российского законодательства, собственности, бюджетных взаимоотношений, судебной и правоохранительной систем. С появлением Основного закона на первый план стал выдвигаться вопрос о роли конституционного права в регулировании существующих общественно-экономических отношений, об обновлении и развитии законодательства, о соответствии происходивших в обществе реформ, в том числе и налоговой, действующему законодательству и общим принципам права.

Значимость для современного предпринимательства обозначенной проблематики заключается в наличии нерешенных проблем в сфере налоговых правоотношений и социально-экономических преобразований в стране. В условиях, когда доходы государства более чем на две трети покрываются за счет поступлений от налогов и сборов, формирование совершенной и эффективной налоговой системы является важнейшей задачей государства и его органов. Это обеспечение прав и интересов граждан, их социальной защиты, создание условий для роста материальной обеспеченности членов общества и развития экономики, обеспечение правопорядка и законности, а также укрепление обороноспособности и безопасности государства. Определение темы данного исследования связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, государственное регулирование налоговой системы представляет для Российского государства принципиально новое направление деятельности. Во-вторых, не может существовать методологии государственного регулирования налоговых правоотношений, пригодной для применения во всех странах, в силу специфики их условий, степени развития рыночных отношений, исторических традиций, правовой базы, развития институтов гражданского общества, национальной психологии и культурных особенностей. Следовательно, необходима разработка теоретически обоснованного и практически рационального механизма не просто государственного, а конституционного регулирования налоговой системы России. В-третьих, несмотря на то что период развития налоговых отношений насчитывает в России длительный срок, не существует единой методологии исследования конституционно-правового регулирования налоговой системы. В-четвертых, налоговая система помимо фискальной выполняет еще и опосредованно социальную функцию. Для реализации этой функции требуется определение политических условий государственной власти. В-пятых, отсутствие как в центре, так и в регионах методологически обоснованных программ государственного регулирования налоговой системы привело к тому, что применяемые органами государственной власти инструменты были и продолжают оставаться противоречивыми, непоследовательными, не опираются на единую методологию конституционно-правового регулирования налоговой системы, а следовательно, и соответствующего механизма ее реализации. Именно поэтому в данной работе предпринято комплексное и системное исследование всех аспектов конституционно-правового регулирования налоговой системы РФ.

Конституционно-правовое регулирование и установление общих начал в общественных отношениях в значительной мере способствовало постепенному наведению "нормопорядка" в законодательстве, установлению векторов его дальнейшего развития, росту правовой культуры граждан.

Оказав значительное влияние на формирование и упорядочение налоговых правоотношений, конституционно-правовые нормы должны способствовать процессу происходящего реформирования налоговой системы Российской Федерации.

Разработанный и предложенный автором концептуальный подход к дальнейшему развитию налоговой системы Российской Федерации заключается в необходимости соответствия существующих правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения, и институтов, отвечающих за конкретные области применения законодательства о налогах и сборах, конституционно-правовым положениям, идеям и ценностям.

Интенсивность развития в конце прошлого века в России конституционного и налогового права, изучение проблем действующего законодательства о налогах и сборах, появление новых правовых институтов, субъектов налоговых правоотношений характеризуется фактическим дефицитом научных трудов, которые носили бы системный, комплексный характер в сфере конституционного регулирования налоговых правоотношений. Отчасти это связано с тем, что российская Конституция крайне немногословна в отношении содержащихся в ней статей, посвященных конституционно-правовому регулированию налоговых правоотношений. Не случайно, что большая часть решений Конституционного Суда Российской Федерации пришлась на разрешение правовых конструкций, связанных с применением налогово-правовых норм.

Вместе с тем следует отметить, что пока еще слабо разработан понятийный аппарат конституционно-правового регулирования налоговой системы, в том числе таких категорий, как "принципы налоговой системы", "стратегия проведения налоговой политики", "конституционно-правовой статус субъектов налоговых правоотношений". Нет и трудов, специально посвященных роли конституционно-правовых факторов в становлении налоговой системы Российской Федерации. Работы, написанные ранее, ограничивались рассмотрением вопросов, касающихся основ налоговых правоотношений, и не затрагивали проблем влияния системы этих факторов на политическую систему, в том числе правовое, экономическое, социальное, психологическое состояние российского общества, с учетом возможностей конституционного регулирования налоговой системы. Они лишь фрагментарно затрагивали проблемы, поставленные автором данного научного исследования.

В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что общественные отношения, складывающиеся в ходе формирования налоговой системы, в том числе налоговые правоотношения, требуют большего нормативно-правового регулирования. Обществу сегодня насущно требуется комплексный конституционно-правовой подход, заключающийся в разработке правовых инструментов - способов воздействия норм Конституции Российской Федерации на процесс совершенствования налоговой системы РФ, в том числе совершенствование системы российского налогового законодательства, юрисдикции участников налоговых правоотношений, налоговой политики государства, налогово-правовой культуры россиян и регулирование существующих налогово-правовых отношений.

Но для этого необходимы:

Анализ возможностей влияния политико-правового регулирования на налоговые правоотношения позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время должен быть выработан комплексный подход к совершенствованию налоговой системы Российской Федерации в рамках существующего политического порядка.

Данная гипотеза основывается на следующих положениях и выводах:

Разработанный и предложенный автором концептуальный подход к дальнейшему развитию налоговой системы Российской Федерации заключается в необходимости соответствия существующих правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения, и институтов, отвечающих за конкретные области применения законодательства о налогах и сборах, конституционно-правовым положениям, идеям и ценностям. Для этого в работе предложены концепция конституционного развития налоговой системы, стратегия проведения реформирования налоговой системы и политико-правовой механизм, представляющий собой представленный автором политико-правовой подход, являющийся востребованным и адекватным существующему политическому порядку способом разрешения проблем налоговой сферы.

В Российской Федерации средства для финансирования государственных программ и реализации властных политических решений мобилизуются преимущественно за счет налоговых поступлений. Формирование бюджетов Федерации и ее субъектов за счет налогов и сборов является основным источником государственных доходов.

Специфика правового регулирования налоговых отношений в России обусловлена их новизной для существующей системы общественных отношений. Этим объясняется то, что Конституция России 1993 г. крайне коротко касается вопросов налогового регулирования. Однако эти немногочисленные конструкции Основного закона плюс 10-летняя практика работы Конституционного Суда Российской Федерации сформировали мощные предпосылки для укрепления федеративной основы государственного устройства, заложив фундамент наведения "конституционного порядка" на всем правовом пространстве Российской Федерации. Приведение законодательства о налогах и сборах, налоговой политики, задач и структуры - налоговых органов, судов, правоохранительных органов и органов исполнительной власти - в соответствие Основному закону позволит сформировать в Российской Федерации единую эффективно функционирующую налоговую систему. Основой базиса реформирования налоговой системы должно явиться существование концепции развития налоговой системы на последующие годы и соответственно механизма регулирования отношений и осуществления конкретных мероприятий для достижения поставленной цели. В настоящее время основной проблемой в развитии налоговой системы является отсутствие целостной стратегии ее развития.

Все это свидетельствует о том, что в России нет системной программы развития налоговой системы. В перспективе государству необходимо обрести четкую концепцию (стратегию) развития налоговой системы и выработать план действий (механизм) реализации этой стратегии, который должен учитывать необходимость реформирования налоговых органов, судебных, правоохранительных органов государственной власти и управления.

Налоги всегда играли для государства важную роль, ибо их отсутствие не может свидетельствовать в настоящее время о существовании любого политического государственного образования. Наряду с территорией, населением, органами власти и управления налоги являются базовым звеном существования государства. Именно поэтому в условиях недостаточной экономической стабильности и экономического роста, несбалансированности функционирования административных органов власти и управления, обострения внешнеполитической обстановки в связи с угрозой терроризма, существующих этнонациональных противоречий России необходимо существование целостного конституционно-правового поля, укрепляющего налоговую систему страны, - основной источник путей реализации отмеченных проблем. Решение ряда существенных проблем правового регулирования налоговой системы требует:

Отмеченные выше предложения способствуют формированию в России единого конституционно-правового пространства, соответствующей Основному закону системы законодательства о налогах и сборах, юрисдикции и статуса участников налоговых правоотношений, определению вектора дальнейшего проведения государством налоговой политики (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ).

Предложения, касающиеся изменения структуры законодательства, системы органов власти, выработки концепции осуществления налоговой реформы, должны стать основанием системного процесса реформирования, направленного на то, чтобы налоговая система Российской Федерации стала более совершенна и конституционна.

Но для этого требуется тщательно изучить и проработать проблемы и противоречия в отдельных институтах налоговой системы. Предлагаемый же конституционно-правовой подход приведет к дальнейшему развитию налоговой системы РФ, заключается в необходимости соответствия существующих правовых норм, регулирующих налоговые отношения, и институтов, отвечающих за конкретные области применения законодательства о налогах и сборах, конституционно-правовым положениям, позволяя сформулировать научную гипотезу о необходимости разработки Концепции развития налоговой системы, которая должна стать основой проведения государством налоговой политики в данной сфере.

Конституционно-правовое развитие государства позволяет рассматривать процесс налогового реформирования как последовательность реализации принципов и норм Основного закона в налоговой системе Российской Федерации. Являясь продуктом сознательной человеческой деятельности, Конституция РФ способна формировать налоговое законодательство, правовое сознание граждан на всей территории Российского государства. Для этого необходимо утверждение авторитета Конституции, ибо хорошие законы, низкие налоги, высокие инвестиции в обществе, в котором присутствует негативное и отрицательное отношение к праву, существуют попытки искажения федеративного устройства государства, теневизация экономики, не способны решить существующие проблемы. Нетерпимо положение, когда весомая часть внутреннего валового продукта все еще находится в теневом секторе и причиной тому конечно же слабость государственных институтов. Реформированию налоговой системы должно быть уделено государством должное внимание. От эффективности налоговой системы зависят прочность государственных институтов, будущее страны и ее граждан. Немаловажная роль в ликвидации этого отводится как самому государству, так и гражданскому обществу.

Предложенный конституционно-правовой подход является универсальным способом регулирования налоговых отношений, в том числе проведения налогового контроля, производства по делу о налоговом правонарушении, судебного взыскания налоговых платежей и их взимания, реализации участниками налоговых правоотношений своих компетенций согласно их правовому статусу и юрисдикции.

Несмотря на множество недостатков, налоговая система Российской Федерации доказала свою жизнеспособность. Ее дальнейшее развитие будет представлять собой поэтапное эволюционное развитие в сторону сближения с мировыми, прежде всего европейскими, системами налогообложения. В значительной мере это зависит от конституционно-правовых факторов, воздействующих на налоговые правоотношения.

Формирующееся в рамках российского правового пространства конституционно-правовое поле должно способствовать процессу конституционализации всех существующих общественных отношений и правовых институтов, в том числе и налогово-правовых, а предложенный автором конституционно-правовой подход регулирования налоговых отношений позволит сделать налоговую систему Российской Федерации более совершенной.

Анализ законодательства о налогах и сборах, структуры и функций участников налоговых правоотношений, состояния общественного сознания позволяет сделать заключение о возможностях реализации в налоговой системе Российской Федерации содержащихся в научной работе выводов и предложений.

Появление в Российской Федерации публично-правовых механизмов, одним из которых будет совершенная конституционная налоговая система, позволит государству реализовывать свое непосредственное назначение - быть демократическим, правовым, федеративным, социальным государством.

Литература

Конституция РФ. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

Налоговый кодекс РФ (часть первая и вторая) 1998, 2000 гг.