Мудрый Юрист

Ввоз (импорт) продукции военного значения на территорию России

Беляева Н.А., консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или покупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения, является военно-техническим сотрудничеством (статья 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Закон N 114-ФЗ)).

В соответствии со статьей 1 Закона N 114-ФЗ ввоз продукции военного назначения - перемещение продукции военного назначения на территорию Российской Федерации.

Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации продукции военного назначения при осуществлении военно-технического сотрудничества производятся в соответствии с решениями Президента РФ и (или) Правительства РФ либо в соответствии с решениями Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами по лицензиям, выдаваемым этим Комитетом.

Порядок лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения утвержден Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 года N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами" (вместе с Положением о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, Положением о порядке рассмотрения обращений иностранных заказчиков и согласования проектов решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения, Положением о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения). Данный Указ вступил в силу с 10 сентября 2005 года.

Федеральная таможенная служба в письме от 1 декабря 2004 года N 07-56/9263 "Об оформлении и выдаче лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения" разъясняет:

"В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1083 "Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству" на ФСВТС России возложены полномочия по принятию решений о выдаче в установленном порядке субъектам военно-технического сотрудничества лицензий на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее продукции военного назначения.

В связи с присвоением ФСВТС России кода "13162" по Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления (ОКОГУ) номер лицензии будет формироваться следующим образом:

1-я - 3-я цифры - цифры из кода ФСВТС России по ОКОГУ как органа, выдающего лицензии на ввоз (вывоз) продукции военного назначения;

4-я цифра - последняя цифра года выдачи лицензии;

с 5-й по 7-ю цифру - номер печати должностного лица ФСВТС России, подписавшего лицензию;

с 8-й по 11-ю цифру - регистрационный номер лицензии по учету ФСВТС России.

Учитывая изменения, связанные с утверждением структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", не подлежат применению письма ГТК России от 23.02.2001 N 01-06/7138, от 04.04.2001 N 01-06/12357, от 13.06.2001 N 01-06/23134, от 28.01.2002 N 01-06/3357".

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 года N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", для получения лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения организация-заявитель представляет в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству следующие документы:

Приказом МВЭС РФ от 11 июля 1997 года N 367 утверждены Методические указания о порядке приема заявлений, выдачи экспортных и импортных лицензий, ведения федерального банка лицензий;

Согласно пункту 2 Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 года N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения имеют право осуществлять следующие организации Российской Федерации:

Государственным посредником по экспорту (импорту) продукции военного назначения в соответствии с Указом Президента РФ от 4 ноября 2000 года N 1834 является федеральное государственное унитарное предприятие "Рособоронэкспорт", основанное на праве хозяйственного ведения;

Пунктом 6 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 года N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами", утвержден Перечень документов, представляемых организацией-заявителем в федеральное агентство, к сфере деятельности которого она относится, для подготовки к рассмотрению вопроса о предоставлении ей права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения:

"1. Заявление российской организации, являющейся разработчиком и (или) производителем продукции военного назначения (далее - организация), о предоставлении ей права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения (в произвольной форме) и проект соответствующего решения Президента Российской Федерации или Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, согласованный в установленном порядке.

  1. Справка, выданная Федеральной службой государственной статистики, о включении организации в Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования.
  2. Справка, выданная российским банком, обслуживающим организацию, о наличии у нее рублевого и валютного счетов, которые будут использоваться организацией при осуществлении военно-технического сотрудничества.
  3. Справка организации о наличии у нее счетов в иностранных банках, в том числе в тех, услугами которых эта организация будет пользоваться при осуществлении военно-технического сотрудничества.
  4. Копии годовой бухгалтерской отчетности организации за предыдущий год и на последнюю отчетную дату перед представлением документов.
  5. Копии аудиторских заключений, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности, представленной организацией, в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации эта отчетность подлежит обязательному аудиту.
  6. Копии учредительных документов организации.
  7. Копии документов, подтверждающих факт государственной регистрации организации и внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельства о государственной регистрации юридического лица и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц).
  8. Копия лицензии на осуществление организацией деятельности по разработке, производству, ремонту, техническому обслуживанию и утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов.
  9. Копия лицензии на проведение организацией работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
  10. Свидетельство о постановке организации на учет в налоговые органы Российской Федерации.
  11. Справка, выданная Федеральной налоговой службой, об отсутствии у организации задолженности перед бюджетами всех уровней или о наличии такой задолженности с декларированием суммы этой задолженности и указанием банковских реквизитов организации - недоимщика.
  12. Справка, выданная Министерством юстиции Российской Федерации, о согласовании вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предлагаемой для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации.
  13. Номенклатура (перечень) продукции военного назначения, являющейся предметом производственной деятельности организации, согласованная с Министерством обороны Российской Федерации.
  14. Перечень выполненных организацией за предыдущий год контрактов о поставках на экспорт продукции военного назначения по заявляемой номенклатуре (перечню) с указанием объемов осуществленных поставок.
  15. Положительные заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной антимонопольной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, федерального агентства, к сфере деятельности которого относится организация-заявитель, о возможности предоставления ей права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
  16. Тактико-технические характеристики продукции военного назначения, основные параметры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по ее созданию (модернизации), предусматриваемые к передаче иностранным заказчикам, утвержденные Министерством обороны Российской Федерации.
  17. Документы, подтверждающие наличие у организации:

а) служб, обеспечивающих ведение валютных операций и осуществляющих работу в области внешнеторгового ценообразования;

б) нормативных и методических документов, регламентирующих деятельность в области военно-технического сотрудничества;

в) возможностей для осуществления контроля за состоянием реализованной на экспорт продукции военного назначения, ее технического обслуживания (ремонт, модернизация, обеспечение запасными частями), обучения военных кадров и технического персонала иностранного заказчика;

г) согласованного с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю плана мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну, при работе с иностранными делегациями в период их пребывания в Российской Федерации, а также при работе представителей организации за рубежом;

д) согласованных с Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации планов мероприятий по обеспечению правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предлагаемой для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации.

  1. Для организации, являющейся акционерным обществом:

а) выписка из реестра акционеров этого общества, содержащая сведения, подтверждающие закрепление не менее 51 процента акций (долей) акционерного общества в федеральной собственности и размещение остальных акций (долей) среди российских физических и юридических лиц, а также отсутствие проданных и отчужденных иным способом акций (долей) или акций (долей), переданных в залог и доверительное управление иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим и физическим лицам, а равно российским юридическим и физическим лицам, в отношении которых перечисленные субъекты являются их аффилированными лицами;

б) документ федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иного регистрирующего органа, определенного федеральным законом, о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг с указанием в нем присвоенного индивидуального государственного регистрационного номера".

Организация-заявитель обязана представить необходимые документы в виде подлинников либо заверенных копий (пункт 6 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 года N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами").

Руководитель организации-заявителя несет полную ответственность за полноту и достоверность представляемых документов и информации, а также за их согласование в необходимых случаях с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Если организации-заявителю отказано в предоставлении права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, то Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству обязана дать ей мотивированный ответ с обоснованием отказа (пункт 8 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 года N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами").

Пунктом 9 данного Положения установлено, если организация получила право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, то она включается в реестр организаций, получивших право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству осуществляет ведение такого реестра.

Включенной в реестр организации выдается соответствующее свидетельство, которое должно быть подписано руководителем Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству и заверено гербовой печатью (пункт 9 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 года N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами").

Согласно пункту 19 Положения о порядке предоставления организациям Российской Федерации права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 года N 1062 "Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами":

"19. По окончании действия срока, в течение которого организации предоставлено право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, решением Президента Российской Федерации либо Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству организации может быть разрешено завершение выполнения контрактных обязательств перед иностранным заказчиком на основании ее заявления без представления документов, указанных в приложении к настоящему Положению.

При отказе в продлении данного срока Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству принимает решение о передаче заключенных организацией контрактов на поставку продукции военного назначения государственному посреднику либо иному субъекту военно-технического сотрудничества для выполнения".

Порядок представления информации и документов, необходимых для регистрации контрактов, касающихся внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержден Приказом КВТС РФ от 3 июля 2001 года N 52.

Особенности НДС при осуществлении операций по ввозу товаров

Если организация ВПК, имеющая право на внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, приобретает продукцию за границей Российской Федерации, то при осуществлении ввоза такой продукции на таможне нужно будет уплатить НДС.

Одной из особенностей налога на добавленную стоимость является то, что данный налог взимается в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа. В связи с этим все налогоплательщики налога на добавленную стоимость разделяются фактически на две группы:

Плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. То есть при отнесении хозяйствующих субъектов к данной категории необходимо руководствоваться нормами таможенного права.

Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, согласно статье 318 ТК РФ является одним из видов таможенных платежей.

Следует иметь в виду, что поскольку плательщики НДС на таможне определяются по нормам таможенного права, то статьи 144 НК РФ "Постановка на учет в качестве налогоплательщика" и 145 НК РФ "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика" в отношении плательщиков НДС на таможне не применяются.

Необходимо отметить, что по некоторым видам товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, НДС на таможне не уплачивается. Список товаров, освобожденных от уплаты НДС на таможне, установлен статьей 150 НК РФ:

"Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации:

  1. товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
  2. товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства;
  3. материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
  4. художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
  5. всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
  6. товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
  7. технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
  8. необработанных природных алмазов;
  9. товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
  10. валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей;
  11. продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации".

Поскольку в данном перечне продукция военного назначения не указана, то ввоз данной продукции на территорию Российской Федерации облагается НДС в общеустановленном порядке.

Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности":

"импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе".

Нормы главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ в отношении операций по импорту содержат несколько моментов, на которые налогоплательщику НДС необходимо обратить внимание.

Во-первых, при осуществлении операций по импорту товаров порядок и сроки уплаты НДС несколько отличаются от обычного порядка. Так как при ввозе товаров из-за границы данный налог выступает в качестве таможенного платежа, плательщик НДС должен руководствоваться нормами таможенного права и действовать в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом ГТК РФ от 7 февраля 2001 года N 131 "Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" (далее - Инструкция N 131).

Согласно пункту 24 Инструкции N 131 при ввозе товаров на территорию Российской Федерации налог на добавленную стоимость уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации.

Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, то сроки уплаты налога на добавленную стоимость исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.

Статьей 129 ТК РФ установлено, что таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. В необходимых случаях, по мотивированному письменному обращению декларанта, таможенные органы могут продлить срок подачи таможенной декларации. Если окончание срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день таможенного органа, днем окончания этого срока считается следующий за ним рабочий день таможенного органа.

Кроме того, если плательщик НДС на таможне не заплатил НДС в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню, таможенные органы вправе начислить пени. Начисление пени производится в соответствии со статьей 349 ТК РФ.

По общему правилу пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты НДС на таможне, начиная со дня, следующего за днем истечения срока уплаты, по день исполнения обязанности по уплате либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты включительно. Пени начисляются в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы неуплаченного налога, при этом применяется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки.

Пример

Организация ОАО "Арсенал" осуществляет ввоз МПЗ, необходимых для производства продукции военного назначения. Товар поступил на таможенную территорию Российской Федерации 17 января. Организация не успела вовремя подать таможенную декларацию и заплатить НДС. В соответствии с Таможенным кодексом срок подачи декларации у организации истек 31 января, следовательно, начиная с 1 февраля, до того момента, когда организация заплатит НДС, таможня насчитает пени за просрочку платежа.

Во-вторых, при определении суммы налога необходимо руководствоваться статьей 160 НК РФ и положениями Инструкции N 131.

"Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

  1. При ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 3 и 5 настоящей статьи, и с учетом статей 150 - 152 настоящего Кодекса) на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма:
  2. таможенной стоимости этих товаров;
  3. подлежащей уплате таможенной пошлины;
  4. подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
  5. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.
  6. Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.

  1. В случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, налоговая база определяется как сумма:

стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы Российской Федерации;

подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).

  1. Налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории Российской Федерации либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации".

Таким образом, исходя из положений налогового и таможенного законодательства, при расчете НДС, который нужно заплатить на таможне, в отношении товаров, облагаемых таможенными пошлинами и акцизами, можно использовать следующую формулу:

    1. С    = (С  + П  + А ) x Н,
НДС Т С С
где С - сумма налога на добавленную стоимость;
НДС
С - таможенная стоимость ввозимого товара;
Т
П - сумма ввозной таможенной пошлины;
С
А - сумма акциза;
С
Н - ставка налога на добавленную стоимость в процентах.

В том случае, если из-за границы ввозится товар, который освобожден от таможенных пошлин, но облагается акцизами, при расчете НДС будет использована формула:

    2. С    = (С  + А ) x Н.
НДС Т С

Если завозится товар, который облагается таможенными пошлинами, но освобожден от акцизов, то

    3. С    = (С  + П ) x Н.
НДС Т Т

Если товар освобожден от уплаты таможенных пошлин и акцизов, то применяется формула:

    4. С    = С  x Н.
НДС Т

Налоговые ставки по ввозимым товарам устанавливаются в таком же порядке, что и в главе 21 НК РФ.

Третье, на что следует обратить внимание, это то, что НДС, уплаченный российским налогоплательщиком, можно принять к вычету. Это право налогоплательщика закреплено в статье 171 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ:

"2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

  1. товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
  2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи".

Таким образом, если выполняются требования налогового законодательства в отношении дальнейших операций, связанных с продукцией военного назначения, ввезенной на территорию России, то "входной" НДС, уплаченный на таможне, можно возместить из бюджета.

Причем в данном случае документами, подтверждающими право налогоплательщика на вычет НДС, будут внешнеэкономический договор (контракт), инвойс (счет) иностранного контрагента и таможенная декларация, где записана сумма НДС, уплаченного импортером на таможне.

Необходимо обратить внимание, что при осуществлении операций по импорту продукции военного назначения, уплатив на таможне сумму НДС, налогоплательщик должен сделать запись в книге покупок. Основанием для регистрации в книге покупок счетов-фактур являются таможенная декларация на ввозимую продукцию и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату налога на добавленную стоимость таможенному органу. Это требование закреплено в пункте 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Таким образом, НДС можно принять к вычету в том налоговом периоде, в котором товары, приобретенные по внешнеторговой сделке, были приняты к учету покупателем.

Мы уже неоднократно обращали внимание читателя на то, что с 1 января 2006 года факт оплаты сумм НДС, предъявленного к оплате поставщиками, для покупателя - налогоплательщика НДС роли не играет. Однако этот порядок не распространяется на операции по ввозу. Здесь по-прежнему действует прежнее правило: к вычету налогоплательщиками НДС могут быть предъявлены лишь суммы налога "фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов" (пункт 1 статьи 172 НК РФ).

Четвертый момент, на который следует обратить внимание организациям, осуществляющим операции по импорту продукции военного назначения, это то, что налоговое законодательство предусматривает случаи, когда НДС, уплаченный на таможне, не подлежит вычету, а включается в стоимость материальных ресурсов. На это указывает пункт 2 статьи 170 НК РФ:

"2. Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

  1. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
  2. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
  3. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
  4. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, для производства и (или) реализации (передачи) товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящей главой".

Таким образом, если при операциях по импорту товаров хоть одно из указанных положений имеет место, то в этом случае НДС, уплаченный на таможне, будет учтен в стоимости ввезенной продукции.