Мудрый Юрист

Проблемы правового воспитания в современных условиях казахстана

Нурпеисов Д.К., заместитель директора Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, кандидат юридических наук, доцент.

В современных условиях одними из наиболее важных задач правовой науки Казахстана являются разработка общегосударственной концепции правового воспитания - программы фактической реализации оказания всесторонней помощи правоохранительным органам в борьбе за снижение уровня преступности, в частности молодежной, а также выработка действенных средств социального контроля и профилактики правонарушений. Большинство базовых теоретических исследований по данной тематике относятся к советскому периоду, а это значит, что практические рекомендации, выработанные на их основе, характеризуются некоторой идеологической направленностью. Поэтому в плане своего общетеоретического и практического освоения состояние данной проблемы сегодня уже не соответствует новым существенно изменившимся условиям жизни.

Дальнейшее эффективное развитие концепции правового воспитания будет зависеть от уровня теоретической разработанности ее положений, разработки новых методик, адаптированных для различных социальных групп, и, что представляется немаловажным, от их прикладного внедрения в правовую практику в качестве устоявшейся и теоретически освоенной правовой категории. Существующая в нынешнем варианте концепция правового воспитания объективно нуждается как в пересмотре многих своих положений, так и в разработке принципиально новых, отражающих качественное состояние правового воспитания и правовоспитательного процесса в современном государстве и исходящих из особенностей современной ситуации. В основе реализации такого подхода к правовому воспитанию необходимы методические, организационные и общечеловеческие принципы. Методические принципы определяют характер правового воспитания как специфического, конкретно-предметного вида идеологической работы. Организационные позволяют обеспечить целенаправленность и упорядоченность функционирования различных субъектов правового воспитания. Общечеловеческие принципы являются определяющими всей этой работы <*>.

<*> Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики. Алматы, 2002.

Следует отметить, что в современном варианте теория правового воспитания более усложнилась по сравнению с более ранними исследованиями и сегодня предполагает свое двухаспектное рассмотрение: в широком и узком смыслах. Первый аспект (в широком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как общего процесса формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, нравственной атмосферы, системы законодательства и т.д. Практика подтверждает, что правовоспитательную деятельность невозможно планировать в отрыве от влияния вышеуказанных объективных факторов.

Второй аспект (в узком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как одного из видов общественной деятельности, которая выражается в целеустремленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитания законопослушных граждан. В современных условиях организуемую деятельность по правовому воспитанию только тогда можно считать целенаправленной, когда осознаны и приняты в расчет объективно существующие факторы. Взаимодействуя с ними, противодействуя застойным явлениям, деятельность по правовому воспитанию должна стать мощной силой в развитии общества.

Изменения в государственно-правовом пространстве повлекли за собой неустойчивость не только государственной, но и общественной жизни, обусловили социальные потрясения, радикально изменившие устоявшиеся годами условия жизни людей. Поэтому рядом с проблемами жизненно важного плана правовое воспитание и правовая культура приобретают эфемерный характер и для большинства людей приобретают второстепенное значение, постепенно утрачивая свою важность и актуальность. Это выразилось самым наглядным образом. Образовательные учреждения еще не успели перестроить свою учебно-воспитательную систему, правоохранительным органам в условиях резко обострившейся криминогенности общества стало "некогда" заниматься правовым воспитанием граждан, а правовая наука ввиду отсутствия заинтересованности государства в развитии данной проблематики практически перестала реагировать на дальнейшее изучение и внедрение идей правового воспитания, в результате чего за последнее время в научно-теоретической литературе фактически образовался правовой вакуум, не проводились исследования по проблемам правового воспитания и не разрабатывались новые методики его внедрения и применения, соотносимые с требованиями сегодняшнего дня.

Сама идея правового воспитания, существующая в концептуальном отношении как целенаправленная и организованная деятельность государственных органов, направленная на формирование правовой культуры и правосознания, лишилась в силу указанных обстоятельств своей методологической базы и фактически перестала быть деятельностью, подлежащей государственно-правовому регулированию, в силу чего возник разрыв между теоретической базой и практической формой ее реализации, что, в свою очередь, грозит сведением правовоспитательной деятельности как государственной, так и всей правоохранительной системы на уровень декларированных актов.

Недостатки в профессиональном образовании (как педагогическом, так и юридическом) также являются одним из решающих факторов, тормозящих дальнейшее развитие концепции правового воспитания. Здесь, на наш взгляд, можно выделить два аспекта: внешний и внутренний. Исходя из внешнего аспекта, необходимо подчеркнуть, что в самой системе юридического образования отсутствуют учебные курсы по правовому воспитанию и правовой культуре, а следовательно, не являясь предметом теоретического освоения и изучения, данная проблема не может рассматриваться в качестве научно-теоретической. Исходя же из внутреннего проявления данного аспекта, необходимо отметить, что в существующей концепции правового воспитания практически отсутствуют четко отработанные методики правовоспитательного процесса, применимые к различным социальным группам, и прежде всего к молодежи, которые учитывали бы возрастные и психологические особенности данных социальных групп. Отсутствие таких наработанных методик затрудняет реализацию всей системы правового воспитания.

Теория и методика правового воспитания должны вобрать и освоить все важнейшие достижения педагогики, психологии личности и социальной психологии, криминологии, этики, эстетики, а также методы и формы различных видов и направлений воспитания: патриотического, трудового, семейного и т.д. Процесс правового воспитания должен включать в себя следующие аспекты:

Правовое воспитание предстает, таким образом, как способ трансляции правовой культуры, передачи правового опыта, норм правовой деятельности, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе. В то же время как некоторая деятельность, имеющая субъективную направленность, правовое воспитание ставит своей целью развитие самого человека, его правового сознания и правовой культуры. Большинство авторов, исследующих правовую культуру личности, видят специфическую цель правового воспитания в обеспечении юридической осведомленности граждан, формировании стойких правовых убеждений, правомерного поведения и высокой правовой активности <*>. Основной упор в правовом воспитании делается на трехзвенную цепочку: знание законов - убеждение необходимости их соблюдения - правомерное социально-активное поведение.

<*> Правосознание и правовое воспитание трудящихся в развитом социалистическом обществе. М., 1975; Кудрявцев В.Н. Правовое воспитание: норма и патология. М., 1982.

Многие исследователи обращают внимание на необходимость формирования у личности неразрывности этих звеньев. Право должно содействовать развитию самостоятельности в достижении таких необходимых взаимосвязей качеств личности, как творческая инициатива, социальная активность и ответственность. Излишняя зарегулированность общественных отношений снижает активность личности, нивелирует ее индивидуальность, способствует снижению уровня ответственности за принимаемые решения. Анализ практики правового регулирования показывает, что многие граждане знают свои права, но часто не имеют понятия, как их реализовывать, а если и знают, то по ряду причин не проявляют активности в борьбе за свои интересы. Поэтому в правовом воспитании нужно пропагандировать норму права как инструмент развития активности и самостоятельности, свободы человека в общем виде.

Следовательно, правовое воспитание есть деятельность по формированию у субъектов привычных положительных установок на правомернее поведение. Однако уровень правовой воспитанности - это не только понимание необходимости исполнять правовые предписания. В первую очередь правовая воспитанность определяется степенью сформированности отношения личности к закону как к высшей социальной ценности. Тем самым правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в правовой системе.

Особое место в правовом воспитании занимает профилактика правонарушений. В этой связи интересен вопрос о роли средств массовой информации в правовом воспитании, формировании правового сознания, уважения к закону и профилактике правонарушений. Скажем сразу, данную роль трудно переоценить, особенно в период перехода от тоталитарного государства к демократическому и правовому государству. Как известно, одним из важнейших средств правового воспитания является правовой всеобуч населения. Цель правового всеобуча - повышение правовой культуры граждан, осуществление правового воспитания населения и формирование традиции уважения к закону путем массовой пропаганды правовых знаний. Сегодня идея правового всеобуча реализуется в основном через разъяснительные меры, посредством лекций, бесед, встреч, статей и т.д. <*>. И в данном контексте роль средств массовой информации просто огромна.

<*> Организация и проведение правового всеобуча. В помощь организаторам правового всеобуча. Алматы: Жеты жаргы, 1996. С. 14.

Одной из проблем проводимого правового всеобуча является то обстоятельство, что в структуре Министерства юстиции Республики Казахстан отсутствует специальное подразделение, главной целью которого было бы проведение целенаправленной правовоспитательной деятельности в масштабах республики. Ранее подобная структура в составе Министерства существовала. К сожалению, для всех структур Министерства юстиции правовое воспитание не является основным определяющим направлением деятельности, что, конечно, не может не сказаться на эффективности проведения правового всеобуча. Данный вывод относится и к другим государственным органам страны, ответственным за проведение правового всеобуча.

Особое место в системе правового воспитания занимает юридическое образование. Современные реформаторы юридического образования в России Р.К. Русинов и Н.Н. Тарасов подчеркивают, что никакие новации в правовой системе, реформы юридических структур не дадут результатов в достижении поставленной цели, если не будет решена основная проблема - проблема юридического образования. Для того чтобы превратить юридическое образование в мощный фактор правового воспитания, необходима продуманная система организационных мер. Общество должно формировать социальный заказ на высококвалифицированного, ответственного и творческого специалиста-юриста, способного решать сложные задачи защиты прав человека и гражданского общества в целом. Стратегическая задача реформирования казахстанского образования видится в развитии новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности, в качественном переходе от модели "Образование для всех" к модели "Образование по выбору", от модели "Образование на всю жизнь" к модели "Образование на протяжении всей жизни" <*>. Таким образом, целью юридического образования в Казахстане должна стать подготовка высококвалифицированного специалиста, отвечающего современным национальным и международным стандартам.

<*> Русинов Р.К., Тарасов Н.Н. Юридическое образование: проблемы и перспективы // Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации советского общества. Свердловск, 1991. С. 75 - 92.

Для того чтобы высшее юридическое образование республики соответствовало общепринятым мировым стандартам, необходимо смелое введение новых методик преподавания, приближение учебного процесса к практическим целям. Также должен быть пересмотрен и обновлен перечень учебных дисциплин на основе отбора тех областей права, которые оказываются наиболее значимыми в современный период. Изучение общеобразовательных социально-гуманитарных дисциплин должно напрямую зависеть от избранной студентами специальности, как это принято в таких развитых государствах, как США, Англия, Германия и т.д. Требование овладения иностранными языками также является одним из важных. Необходимо добиться утверждения специального курса иностранного языка для юристов. Для Казахстана это особенно актуально в связи с ростом деловой внешнеэкономической активности граждан нашей страны, а также быстрым распространением зарубежных правовых моделей. В ходе реформы юридического образования внимание должно уделяться даже таким "мелочам", как увеличение или уменьшение количества часов, отводимых на ту или иную дисциплину, введение различных режимов посещения занятий, графиков обучения, появление возможности выбора ряда предметов, перекройка и подновление курсов, экстернат и т.д.

К концу XX в. получили распространение методы юридического образования, разработанные как раз с целью научить будущих юристов систематически усваивать знания в ходе практической работы и в то же время расширить сферу юридического анализа и практических знаний по сравнению с ранее существовавшим учебным курсом. Этот подход получил название "клиническое юридическое образование". Формы его различны, но в целом техника сводится к следующему: студентов выводят на юридические ситуации, с которыми юристы сталкиваются на практике. В одних случаях это ситуационные игры, в которых часть студентов выступает в роли юрисконсультов, а другая - в роли клиентов. В других случаях студентам поручается представлять реальных клиентов и консультировать клиентов под наблюдением и руководством руководителей "клиники".

Студенческие юридические клиники получили широкое распространение в России, Киргизии, Узбекистане. В Республике Казахстан подобные клиники функционируют во многих вузах: КазНУ имени аль-Фараби, КазГЮА, ВШП "Адилет", АГУ имени Абая. Бесплатное оказание юридических услуг малоимущим гражданам помогает студентам осознать социальную роль юридической профессии в демократическом обществе, строящем правовое государство. Для вузов, выполняющих наряду с образовательной работой научно-исследовательскую, подобная практика студентов дает также своеобразную эмпирическую базу. Открытие бесплатных студенческих юридических клиник-консультаций не может, конечно, решить все проблемы правового просвещения. Такие консультации могут выступать лишь в качестве дополнительного способа, прежде всего из-за отсутствия необходимой массовости.

Являясь наиболее грамотной в правовом плане частью молодежи, именно студенты-юристы и молодые специалисты должны принять на себя обязанность по пропаганде идей правового государства среди сверстников. В связи с этим нельзя не обратить внимание на то, что будущий юрист не получает профессиональной подготовки в области воспитания. К сожалению, в юридических вузах страны курсы по правовому воспитанию, педагогике и психологии не проводятся. Следовательно, юристы не получают знаний и тем более практических навыков для выполнения исключительно важной функции - правового воспитания <*>.

<*> Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики. Алматы, 2002.

Следует предусмотреть и такую форму правового воспитания и просвещения, как распространение среди населения правовых знаний в воспринимаемой ими форме, содержащих как начальные сведения о различных правовых вопросах, так и ответы на конкретно постановленные задачи. Для социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения, а также для несовершеннолетних такие брошюры должны распространяться бесплатно.

В качестве эффективнейшего средства решения проблем правового воспитания и правовой культуры видятся институты гражданского общества (профессиональные и иные ассоциации, образовательные и научные учреждения и т.д.). Сегодня в нашей стране наблюдается рост подобных структур, и государство должно всемерно поощрять и поддерживать их деятельность. Важная роль среди институтов гражданского общества должна отводиться общественным объединениям. К примеру, уже несколько лет в Казахстане функционирует общественное объединение "СтритЛо" (уличное право). Основной миссией данной организации является обучение правам и свободам человека. Данная программа получила распространение более чем в 40 странах, в средних школах Казахстана она введена в качестве обязательного предмета по обучению правам человека. Отличительной особенностью обучения в соответствии с данной программой является применение интерактивных методов, позволяющих обучать практическому праву. Интерактивные методы подразумевают обучение через опыт и практику, когда преподаватель и обучаемый находятся на равных ситуационных позициях.

Таким образом, вытекает только один вывод: каких-либо ощутимых результатов в вопросах правового воспитания можно добиться только в том случае, когда будут объединены усилия государства и общества, государственных органов, научных и образовательных организаций, общественных объединений и отдельных граждан. Только осознание того, что вклад каждого может изменить сложившуюся ситуацию, позволит добиться поставленной высокой цели - построения правового государства и формирования гражданского общества.