Мудрый Юрист

Содержание и структура правотворческой деятельности

Мамаева Е.А., заместитель руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Кировской области, заслуженный юрист Российской Федерации.

Машарова Т.В., проректор Вятского государственного гуманитарного университета, доктор педагогических наук, профессор.

Произошедшие в российском обществе изменения сделали юридическую профессию одной из самых востребованных, при этом не только в сфере правоприменительной, но и правотворческой деятельности.

Правотворческая деятельность юриста определяется нами как основанная на профессиональных знаниях, умениях и навыках система упорядоченных действий субъекта, направленных на осознание и решение проблем правового характера, возникающих в процессе жизнедеятельности общества и государства, в результате которых через взаимодействие с другими субъектами (специалистами) вырабатываются правовые нормы, закрепляемые в нормативных правовых актах.

При рассмотрении структуры правотворческой деятельности юриста за основу нами было взято определение структуры как строения и внутренней формы организации системы, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами.

Изучая правотворческую деятельность юриста, мы сталкиваемся с проблемой соотнесения структуры и процесса. Признавая правотворческую деятельность системой упорядоченных действий, по сути, процессом, мы как бы отнимаем у нее признаки структуры, поскольку процесс может быть зафиксирован только "здесь и сейчас". Поэтому мы считаем, что структура правотворческой деятельности не должна пониматься как нечто статичное. И полагаем, что структура правотворческой деятельности юриста - это форма локализации процесса правотворческой деятельности.

Исходя из того что процесс - это развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в его развитии, правотворческую деятельность можно представить как последовательную смену этапов подготовки проекта акта. Поэтому мы считаем, что процесс правотворческой деятельности может быть представлен в виде структуры. При этом каждая стадия может иметь собственную структуру, отличную от предыдущей и последующей, но с ними согласованную и взаимосвязанную, наполненную собственным, только ей присущим содержанием.

Правотворческая деятельность юриста тесно связана с управленческой функцией государства и носит общественный характер, а ее результат - нормативный правовой акт - имеет два основания: первое - результат правотворческой деятельности юриста субъективен и зависит от его профессионализма; второе - результат правотворческой деятельности юриста объективен и имеет общественно значимый характер.

В связи с этим при исследовании структуры правотворческой деятельности нами были рассмотрены три основные концепции управленческой деятельности.

Первая - выделяет результат деятельности как системообразующий (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), где процесс деятельности подчинен его конечной стадии.

Вторая - "управления производительностью" (А.И. Китов, В.Ф. Рубахин, А.В. Филиппов) - придерживается позиции, что формирование целей деятельности состоит в преобразовании имеющихся средств деятельности в цель.

Третья - "управления качеством" - при исследовании деятельности приоритет отдает системообразующей роли процессов целеполагания (Р.А. Белоусов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Пригожий, С.Л. Рубинштейн).

Принимая во внимание то, что правотворческая деятельность юриста, осуществляющего практическую реализацию обеспечения принятия нормативного правового акта (подготовка проекта, его сопровождение в процессе обсуждения и предварительного рассмотрения), по конечному своему результату фактически совпадает с управленческой деятельностью, нами за основу построения структуры правотворческой деятельности взята концепция "управления качеством".

Для определения структуры правотворческой деятельности юриста нами использован принцип разделения деятельности по отдельным единицам, который был предложен Л.С. Выготским и развит в работах Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и др.

Правотворческая деятельность юриста имеет вполне определенный механизм сознательной регуляции с четко выраженной системой функциональных блоков: мотивов профессиональной деятельности, ее целей, программ, информационной основы деятельности, принятия решений и т.д. Таким образом, субъективный процесс правотворческой деятельности связан со структурой психологического управления этой деятельностью, для которой свойственна определенная "общая архитектура" функциональных блоков психики, определяющих ее содержание.

Рассматривая содержание как единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, мы можем говорить о содержании правотворческой деятельности юриста как о совокупности различных действий, выполняемых юристом в сфере формирования норм права, на основе имеющихся у него профессиональных знаний, умений и навыков, опыта правотворческой деятельности, в соответствии с его эмоционально-ценностной позицией.

На основе положений психологической теории деятельности, заложенной трудами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, и положения о нормативности структуры деятельности П.Я. Гальперина нами сформулирован алгоритм правотворческой деятельности, который может быть представлен в виде иерархически связанных между собой уровней деятельности:

Правотворческая деятельность юриста, на наш взгляд, представляет собой иерархическую конструкцию, обусловленную необходимостью осуществления регламентации общественных отношений на том или ином уровне и в которой присутствуют соответствующие структурные элементы (этапы): "Цель" - "Проект" - "План" - "Результат" - "Экспертиза".

На этапе "Цель" происходит понимание и определение цели правотворческой деятельности, анализ объективных возможностей юриста (специалиста, субъекта), т.е. происходит программирование правотворческой деятельности, выступающее как обобщенная характеристика заданного продукта, позволяющего удовлетворить потребность в правовой регламентации общественных отношений через осуществление правотворческой деятельности.

На этапе "Проект" осуществляется стратегическое программирование получения желаемого результата (оценивается каталог возможных юридических средств, выбираются и комбинируются те из них, которые без побочных последствий позволяют подготовить качественный документ) и фиксируются задачи, связанные с самоорганизацией собственной деятельности юриста.

Если "Проект" отвечает на вопрос: "Что должно быть достигнуто?" (здесь предметным содержанием закладывается конкретная характеристика акта), то "План" отвечает на вопрос: "Как это может быть достигнуто?" (т.е. здесь определяются характеристики "способа действия", "образа действия").

На этапе "План" принимаются практические решения о выборе приемов и способов деятельности, инструментальных средствах, последовательности их использования и пространственного размещения в процессе правотворчества.

Предметное содержание компонентов "Проект" и "План" определяет характеристики будущего акта и воплощается на этапе "Результат", когда непосредственно идея будущего акта, обозначенная "Целью", определенная "Проектом" и конкретизированная в "Плане", воплощается в проекте акта. Именно на этапе "Результат" происходит максимальное приложение усилий специалиста, связанных с реализацией всех знаний, умений и навыков, направленных на получение желаемого результата. Применительно к правотворческой деятельности "Результат" - это реализованная в форме проекта нормативного правового акта цель деятельности.

После его получения на этапе "Экспертиза" разворачиваются: во-первых, процесс анализа (рефлексии) всей деятельности, во-вторых, процесс анализа соответствия (самооценки и оценки) полученного результата с ранее поставленной целью.

Полагая, что правотворческая деятельность имеет иерархическую структуру, мы считаем, что при ее регуляции "Цель" является определяющим (главным) структурным компонентом, а "Проект" и "План" - зависимыми от "Цели" уровнями.

Таким образом, необходимость и достаточность всех этапов нормативно-уровневой структуры правотворческой деятельности при многообразии ее предметного содержания есть гарантия получения нужного продукта деятельности.

В заключение можно сказать, что структурные элементы правотворческой деятельности "Цель" - "Проект" - "План" - "Результат" - "Экспертиза" связаны между собой по степени обобщенности информации о предстоящей деятельности и будущем результате и выступают как психологические программы, реализующие различные уровни управления процессом правотворческой деятельности, и обусловливают ее содержание.