Мудрый Юрист

Авторский договор в гражданском праве России

Елизаров Е.А., доцент кафедры гражданского и семейного права МГЮА.

В современном хозяйственном обороте все большее значение приобретают вопросы правового регулирования отношений, связанных с интеллектуальной собственностью. Обращение результатов интеллектуальной деятельности и прав на них обладают своими особенностями. Использование прав и их защита на объекты интеллектуальной собственности строится по системе частного права, т.е. производится правообладателем по его усмотрению. Непосредственная защита этих прав осуществляется в судах. Это означает, что правообладатель сам принимает решение об использовании своих прав, а передача прав другим лицам осуществляется на основе договоров, заключаемых на условиях юридического равенства правообладателя и пользователя.

Переход России к рыночной экономике и частной собственности потребовал реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Прежнее законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось рядом негативных моментов.

Прежде всего. в Советском Союзе отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности, и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в основном подзаконными актами. Исключение составляли нормы авторского права, которые с середины 60-х гг. были сосредоточены в особом разделе Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. Ранее законодательством закреплялся весьма низкий уровень охраны прав как непосредственных создателей творческих достижений, так и тех лиц, которые приобретали права на их использование. Так, срок охраны авторских прав на произведения науки, литературы и искусства составлял всего 25 лет после смерти автора (до 1973 г. - 15 лет); права исполнителей и иных обладателей смежных прав законом вообще не охранялись.

Существенной чертой законодательства в данной сфере было чрезмерное вмешательство государства во взаимоотношения создателей творческих достижений и их пользователей. Так, ранее в авторском праве существовали типовые авторские договоры, которые имели для сторон нормативный характер, и была строгая регламентация государством ставок авторского вознаграждения.

Реформа законодательства, посвященная охране интеллектуальной собственности, началась в период существования СССР. С принятием в 1990 г. Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" впервые нематериальные результаты творческого труда были приравнены по своему правовому режиму к материальным ценностям и были названы "объекты интеллектуальной собственности". В 1991 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, имевшие в своем составе разделы, посвященные авторскому праву, а в 1993 г. были приняты Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", который затем действовал в редакции 1995 г. и ряд других нормативных актов.

Окончательно термин "интеллектуальная собственность" в российском законодательстве был закреплен новой Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. Хотя ст. 44 Конституции РФ, посвященная свободе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, и не раскрывает содержания данного понятия, но подчеркивает, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

В настоящее время, когда рынок охватывает достаточно разнообразные сферы отношений, важную роль в регулировании этих отношений играют договоры на создание и использование объектов интеллектуальной собственности.

Договоры в сфере интеллектуальной деятельности являются сравнительно новыми в системе договорных обязательств. В настоящее время как международные акты, так и действующее российское законодательство содержат ограниченное число норм, регулирующих отношения, связанные с договорами в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности, несмотря на то что виды и формы договорных отношений в рассматриваемой области достаточно многообразны.

Проблемы, связанные с практикой заключения и исполнения договоров, а также их систематизацией, делают актуальными анализ договоров на результаты творческой деятельности.

Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. Столь позднее появление авторского права в нашей стране имело объективные основания: особенности общественно-политического устройства России и своеобразие ее исторического развития.

Книгоиздательское дело в России до конца XVIII в. считалось монополией государства. Первое разрешение на открытие частной типографии было выдано в 1771 г. одновременно с введением цензуры на иностранную литературу. Общее законодательное разрешение на устройство частных типографий во всех городах империи было дано лишь Указом в 1783 г., который в 1796 г. был отменен. Хотя в 1801 г. новый император Александр I вновь разрешает открытие частных типографий, но доминирующее положение государства в сфере издательского дела сохраняется до середины XIX в. Можно сделать вывод, что в условиях отсутствия конкуренции между издателями в России не было главных объективных предпосылок для возникновения авторского права.

Сначала отношения авторов с издателями вообще не были урегулированы правом. Привилегии на издание произведений были не у автора, а у издателей (казенные учреждения, научные общества и иные юридические лица публичного характера).

Важной особенностью авторского права России была тесная связь с цензурным законодательством. Первоначально, выдавая издателям разрешение на печатание книг, цензура совершенно не интересовалась тем, есть ли соответствующие права на произведения. Но были случаи явного мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг. В связи с этим в 1816 г. Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.

Первый Закон об авторском праве в России был принят в 1828 г. в новом "Цензурном уставе", который содержал специальную главу с названием "О сочинителях и издателях книг". Указанная глава, состоявшая всего из пяти статей, дополнялась "Положением о правах сочинителей", которое служило приложением к "Цензурному уставу". По этому положению, касавшемуся лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и распорядиться (продать) по своему усмотрению как "имуществом благоприобретенным" (§ 1 Положения). Срок авторского права был установлен в течение жизни автора и 25 лет после его смерти, после чего произведение "становилось собственностью публики" (§ 137 Цензурного устава). Защита авторского права ставилась в зависимость от соблюдения цензурных правил, поскольку напечатавший книгу без соблюдения правил "Цензурного устава" лишался всех прав на нее (§ 17 Положения).

В 1830 г. было утверждено новое "Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей", которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. Были признаны права сочинителей, которые приравнивались к правам собственности, и срок охраны произведения после смерти автора был продлен до 35 лет.

В 1845 и 1848 гг. было признано право собственности на музыкальные и художественные произведения. В 1875 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет. В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из "Цензурного устава" в гражданские законы.

В 1911 г. был принят Закон, который назывался "Положение об авторском праве". В нем раскрывались основные понятия: "круг охраняемых объектов", "срок действия авторского права", "вопросы правопреемства", "возможные нарушения авторских прав", "способы защиты" и т.п., а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, художественные, фотографические произведения.

Первым советским законом в этой области был Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. "О государственном издательстве". Декрет закрепил право объявлять государственную монополию сроком не более чем на пять лет на сочинения, подлежащие изданию.

В 1918 г. был издан Декрет СНК "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием". Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР уже любые произведения - опубликованные и неопубликованные, произведения умерших и живых авторов, произведения литературные, музыкальные, научные и т.д. За использование произведений, объявленных достоянием государства, пользователи обязывались выплачивать авторам гонорар по установленным ставкам. Были объявлены достоянием государства произведения 47 писателей и 17 композиторов. За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права по распоряжению ими.

10 октября 1919 г. принят Декрет "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства", который объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым произведения перешли в полную собственность издательств. Было закреплено, что издательства могут приобретать у авторов только право на издание произведения на ограниченный издательским договором срок.

Следующий этап развития российского авторского права связан с действием "Основ авторского права" 1925 и 1928 гг., а также принятого в их развитие Закона РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве". Указанные акты закрепляли право принудительного выкупа авторского права на произведение по решению Правительства СССР или союзной республики. За всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения, а с 1928 г. стало в отношении большинства произведений пожизненным правом автора. Предусматривался и переход авторских прав к наследникам на 15 лет после смерти автора. Использование произведений допускалось на основе договоров с авторами, условия которых регулировались законом.

Таким образом, "Основы авторского права" и Закон РСФСР "Об авторском праве" отвечали духу своего времени.

В начале 60-х гг. в ходе кодификации законодательства было включено законодательство об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и в гражданские кодексы союзных республик. В 1973 г., когда Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) Конвенции об авторском праве 1952 г., в советском законодательстве было впервые закреплено право автора на перевод произведения, до 25 лет возрос срок действия авторского права после смерти автора, расширен круг субъектов авторского права и т.д. А в 1991 г. был включен раздел "Авторское право" в Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. исключили свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия их авторов, расширили круг охраняемых произведений, срок действия авторского права после смерти автора продлили до 50 лет.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. должны были вступить в действие с 1 января 1992 г., однако в связи с распадом СССР этого не произошло и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик вступили в действие позже. А 3 августа 1993 г. вступил в действие Федеральный закон от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах".

В литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимное соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Хотя в литературе встречаются немного измененные определения. Так, М.Н. Бару считает, что договор представляет собой волевой акт, основанный на взаимном соглашении сторон, направленный на возникновение, изменение или прекращение юридических отношений <*>. Ю.Г. Басин определяет договор как двухстороннюю либо многостороннюю сделку, т.е. соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей <**>. Такое же определение дает Ф.И. Гавзе, а также он называет цель договора: это наилучшее удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его членов. Хотя если говорить об определении понятия содержания договора, то его толкуют по-разному: и как условия договора, и как права и обязанности, и как пункты текста договора <***>. Хотя, представляется, что содержание договора - это совокупность условий, на основе которых стороны согласны его заключить. Также здесь должен быть выражен и волевой момент, т.е. в договоре является основанием воля сторон, и только при этом условии он является соглашением.

<*> Советское гражданское право. Киев, 1977. С. 389.
<**> Гражданское право Казахской ССР. Ч. 1. Алма-Ата, 1978. С. 271.
<***> Гражданское право БССР. Т. 1. Минск, 1975. С. 283.

Понятие авторского договора начало формироваться в юридической литературе 30 - 40-х гг. Это был издательский договор, т.е. один из видов авторских договоров. Его определение было дано в Законе "Об авторском праве" 1928 г. В нем издательский договор трактовался как соглашение, "в силу которого автор уступает на определенный срок исключительное право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого произведения" <*>.

<*> СУ РСФСР. 1928. N 132. Ст. 861.

В настоящее время в области авторского права сложились две основные концепции отчуждения таких прав. Первая - теория "разрешения" - характерна для континентальных стран, другая - теория "уступки" - господствует в англосаксонской системе. Для англосаксонской системы права характерно то, что авторские права - это движимое имущество и может быть переуступлено полностью или частично третьим лицам, т.е. правопреемник становится обладателем авторских прав. А для континентальной системы права - права не могут передаваться полностью или частично третьему лицу. Они могут только предоставляться путем специального разрешения на использование произведения. Российское законодательство в большей степени привержено континентальной системе права.

Б.С. Антимонов критиковал концепцию "уступки", так как у автора исключительный характер прав, который состоит в их неотчуждаемости от личности автора в течение всей его жизни и срока, установленного законом <*>.

<*> Антимонов Б.С. Авторское право. М., 1957. С. 59.

В 50-е гг. в СССР возникла теория "разрешения". А.И. Ваксберг считал, что по договору автор разрешает опубликование произведения <*>. Издательства могут осуществлять издание и распространение произведения только с разрешения автора, которое выражено в форме издательского договора, т.е. соглашения об использовании произведения.

<*> Ваксберг А.И. Некоторые вопросы советского авторского права // Советское государство и право. 1954. N 8. С. 40.

Однако нельзя исключать полностью и возможность передачи имущественных прав и некоторых личных неимущественных прав, включая право давать разрешение на использование произведения. Подобные отношения могут быть урегулированы с помощью договора доверительного управления исключительными правами (ст. 1013 ГК РФ) или договором о передаче права на уступку исключительных прав.

Так, автор, создавая произведение, может передать право на обнародование произведения с последующим разрешением определения порядка его использования. В этом случае будет иметь место переуступка исключительных прав на использование произведения.

После кодификации гражданского законодательства в 1964 г. утвердилось единое понятие авторского договора. В ст. 503 ГК РСФСР давалось определение авторскому договору: "По авторскому договору автор передает или обязуется создать и в установленный договором срок передать свое произведение организации для использования обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору вознаграждение...". К разновидностям авторского договора, перечисленным в ст. 504 ГК РСФСР 1964 г., были отнесены: сценарный договор, постановочный, издательский и др.

Значительные изменения были внесены в ст. 503 ГК РСФСР 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. <*>. Там не было единого определения авторского договора, законодатель выделил два типа авторских договоров: авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор.

<*> ВВС РСФСР. 1974. N 10. Ст. 286.

За первым типом авторского договора сохранялось определение, которое охватывало все виды авторских договоров, все они рассматривались как договоры о передаче произведения для использования. Авторский лицензионный договор - это такой договор, по которому автор или его правопреемник предоставляют организации право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязывалась уплатить вознаграждение за предоставление этого права.

Выделение типов договоров говорило о наличии между ними определенной разницы. Так И.В. Савельева усматривала ее в том, что по договору о передаче произведения для использования оно должно было воспроизводиться в том виде, в каком создано автором, а по авторскому лицензионному договору использование произведения допустимо и в измененной форме <*>.

<*> Савельева И.В. Авторский лицензионный договор: Автореферат диссертации к.ю.н. М., 1980.

В Основах гражданского законодательства 1991 г. авторский договор был определен как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение (ст. 139). В настоящее время в Законе "Об авторском праве и смежных правах" отсутствует определение авторского договора. Однако анализ норм этого Закона позволяет сформулировать следующее определение: авторский договор - это договор, по которому правообладатель передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

По общему правилу авторский договор носит консенсуальный, взаимный и возмездный характер. Вместе с тем не исключены реальные, односторонне обязывающие и безвозмездные авторские договоры. Реальным авторский договор является тогда, когда одновременно с достижением сторонами соглашения по всем необходимым условиям договора осуществляют и предоставление друг другу всего причитающегося по договору. Примером служит случай, когда автор передает пользователю права на использование уже созданного им творческого произведения, которое готово для использования и одобрено пользователем, а пользователь одновременно с этим выплачивает автору все обусловленное договором вознаграждение. При условии, что на автора не возлагается никаких дополнительных обязательств, такой договор носит односторонне обязывающий характер. Закон не запрещает передачу авторских прав по договору на безвозмездной основе.

Давая общую характеристику авторского договора, следует упомянуть о типовых авторских договорах, которые были неотъемлемой чертой советского авторского законодательства. Их основное значение состояло в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить в интересах участников договора нормативную базу для регулирования наиболее типичных вопросов в их взаимоотношениях, а с другой - гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав.

На практике часто возникают ситуации, когда произведение создается не в порядке осуществления авторских договоров, а на основе выполнения трудового договора. В связи с этим возникает вопрос о правовом режиме служебных произведений.

Закон не содержит понятия "служебное произведение". В литературе есть следующее определение. "Служебные произведения - это произведения, создаваемые при наличии между автором и другим лицом трудовых отношений, то есть отношений, подпадающих под нормы трудового права" <*>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Закону "Об авторском праве и смежных правах" Э.П. Гаврилова включен в информационный банк согласно публикации - Экзамен, 2005 (издание четвертое, переработанное и дополненное).

<*> Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону "Об авторском праве и смежных правах". М., 1996. С. 61.

Думается, что основными критериями для отнесения произведения к служебному должны быть следующие положения:

а) создание произведения при выполнении служебных обязанностей;

б) создание произведения при выполнении служебного задания.

Если произведение создано в случае выполнения служебного задания, то права по его использованию принадлежат работодателю. Издательства, научные, учебные и другие организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки, в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая согласия авторов. Поэтому работодатель заинтересован в том, чтобы отношения с авторами рассматривать как трудовые.

Когда договор, заключенный между сторонами, не содержит указания на его трудовой характер при создании произведения, то вывод об этом может быть сделан при наличии ряда условий. Предметом трудового договора является трудовая деятельность работника, которая соответствует его должности и квалификации. Трудовая деятельность может быть творческой. Например, штатный переводчик издательства, но при этом подразумевается, что исполняется определенная трудовая функция, а не достижение конкретного творческого результата, который определен соглашением сторон. Бывают случаи, когда трудовой договор заключен на выполнение творческой работы, связанной с созданием конкретного творческого произведения, например на выполнение оформительских работ. Здесь важно установить, был ли автор включен в трудовой коллектив, подчинялся ли правилам внутреннего распорядка, были ли у него трудовые права и льготы и т.д. Также важно установить, входило ли создание данного творческого произведения в трудовые обязанности автора. Если нет, то автор пользуется всеми правами, которые предусмотрены законом. Так, Ч., который был режиссером фильма, по согласованию со сценаристом написал дикторский текст к фильму. Студия отказалась выплатить Ч. вознаграждение, ссылаясь на то, что Ч. является штатным работником и получает заработную плату. Но Ч. доказал, что в обязанности режиссера не входит написание дикторского текста, и суд удовлетворил требование <*>.

<*> Архив Замоскворецкого межмуниципального суда г. Москвы.

Можно отметить следующее.

  1. Если произведение создано в порядке осуществления служебных функций или служебного задания, то приоритет должны иметь нормы трудового права.
  2. В отношении вознаграждения действует презумпция того, что заработная плата за выполнение служебных функций предусмотрена трудовым договором. Конечно, это ущемляет права автора, но закон предоставляет возможность сторонам определить размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты в самом трудовом договоре или в дополнении к нему.
  3. Увольнение работника не должно нарушать его прав как автора служебного произведения.
  4. Работодатель по общему правилу не может обладать личными неимущественными правами, так как является юридическим лицом. Но если работодателем является индивидуальный предприниматель, то все равно автором является физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Передача таких личных неимущественных прав индивидуальному предпринимателю как право авторства, право на имя влечет признание договора недействительным по причине противоречия закону.
  5. Спорным является вопрос о передаче по трудовому договору некоторых неимущественных прав, которые в принципе могут передаваться. Это право на обнародование, право на отзыв и некоторые другие. Думается, что если при создании произведения автор заявит о том, что с его точки зрения произведение не пригодно для обнародования, или автор захочет реализовать свое право на отзыв, то в этом случае приоритет должно иметь мнение автора. Однако при этом он должен нести соответствующую материальную ответственность.
  6. При использовании служебного произведения возникает вопрос, чье имя указывать на произведении. Законодательство его четко не регулирует. В проекте третьей части Гражданского кодекса предполагалось, что работодатель вправе при использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания <*>. Однако при этом не следует забывать о праве автора на имя. Думается, что правильнее бы было указывать как имя автора, так и название работодателя. Имя автора должно указываться всегда, кроме тех случаев, когда он желает, чтобы его произведение использовалось анонимно. Но это вправе решать сам автор, а не работодатель.
<*> Российская газета. Приложение: Бизнес в России. 1997. 12 июля.

При заключении договоров на создание произведений искусства возникает вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Комплекс прав автора и подрядчика разный. Подрядчик выполняет работу на свой риск, результат работы передается в собственность заказчика, который не несет перед подрядчиком никаких дополнительных обязанностей в связи с дальнейшим использованием результата. Автор находится в лучшем положении, чем подрядчик, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть вознаграждения, предусмотренного договором, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение и т.д. Разграничение договора подряда и авторского договора происходит по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского права является произведение науки, литературы и искусства как результат творческой работы автора.

Разновидностью договора подряда является договор на выполнение проектных и изыскательских работ (гл. 37 ГК РФ), а договор о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38 ГК РФ) хотя и рассматривается как самостоятельный вид договора, но имеет с подрядом общее происхождение и правовое регулирование.

Предметом договора на выполнение проектных и изыскательских работ будет создание и передача заказчику готовой технической документации и результатов изыскательских работ. Предмет договора на НИР и ОКР - это проведение обусловленных техническим заданием заказчика научных исследований или разработка и передача конструкторской документации. В то же время вместе с передачей технической документации не происходит передачи исключительных прав заказчику на созданные при этом охраноспособные объекты. ГК РФ не предписывает каких-либо условий и пределов использования этих результатов. Об этом стороны договариваются между собой дополнительно, но это уже не чисто подрядные отношения. В п. 4 ст. 769 ГК говорится, что условия договоров на НИР и ОКР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности). Вместе с тем Кодекс устанавливает презумпцию: "Если иное не предусмотрено договором, заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, в том числе способные к правовой охране, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд" (п. 2 ст. 772 ГК РФ ).

На практике бывает трудно отграничить творческую работу от исполнительской. Вопросы возникают при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы. Однако в литературе утверждается, что копия - это результат простой работы, которая не имеет творческого подхода и по поводу выполнения которой должен заключаться договор подряда <*>. В.Я. Ионас отмечал, что копия одной и той же вещи может иметь разные художественные достоинства. Она может быть и ремесленной поделкой, и произведением копировального искусства <**>. Представляется, что нет никаких оснований, чтобы не признавать высокохудожественные копии, которые по своим достоинствам могут превосходить оригинал, объектами авторского права. Соответственно, как авторский, а не подрядный должен рассматриваться и договор, заключенный на изготовление копии, если только последняя не создается с помощью технических средств, не требующих никак творческих усилий.

<*> Клык Н.А. Охрана интересов сторон по авторскому договору. М., 1958. С. 18 - 19.
<**> Йонас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972. С. 71.

По субъектному составу авторские договоры отличаются и от некоторых других договоров, связанных с использованием произведений.

Авторские договоры отличаются от некоторых других договоров, которые связаны с использованием произведений по субъектному составу. В качестве примера можно привести отношения между организациями, которые занимаются кинопрокатом, строятся по типу договора купли-продажи. Договоры, заключаемые киностудией по поводу показа кинофильма по телевидению, носят характер купли-продажи или имущественного найма в зависимости от длительности показа фильма по телевидению.

Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует довольно много критериев, опираясь на которые можно провести классификацию существующих авторских договоров. Авторские договоры подразделяются на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, архитектурных и других произведений.

В зависимости от того, является ли предметом авторского договора готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо создать, их можно подразделить на авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. По договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику, а заказчик - принять произведение и оплатить вознаграждение автору. Автор имеет право на получение аванса и несет ответственность за нарушение принятых на себя обязательств. В соответствии с п. 5 ст. 31 Закона "Об авторском праве и смежных правах" предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Чтобы будущее произведение не попало под этот пункт, стороны обязуются согласовать как можно более точно и конкретно все условия договора: название, вид, объем, жанр, сфера применения и т.п. В тех случаях, когда предметом авторского договора является готовое произведение, оно обычно одобряется пользователем до заключения договора.

Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения. Это оказывает существенное влияние на такие условия авторского договора, как размер гонорара, форма его выплаты. Авторы необнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое ознакомление публики с произведением. Например, по ранее действовавшему типовому постановочному договору автор произведения за его создание и уступку права первого публичного исполнения имел право получить от театра вознаграждение в размере: а) при подписании договора (аванс) - 25%; б) по принятии театром произведения - 50%; в) после первого спектакля (премьеры) - 25%. Театры, которые осуществляли постановку уже обнародованного произведения, выплачивали автору вознаграждение за каждый спектакль.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве в советском законодательстве было закреплено деление авторских договоров на два типа - авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор. По авторскому договору о передаче произведения для использования автор или его правопреемник передавал либо автор обязывался создать в установленный договором срок и передать произведение организации для использования обусловленным в договоре способом, а организация обязывалась осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору или его правопреемнику вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе. По авторскому лицензионному договору автор или его правопреемник предоставлял право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязывалась уплатить вознаграждение за предоставление этого права или за использование произведения в форме, предусмотренной договором.

Авторские договоры подразделяются на договоры о передаче исключительных прав и договоры о передаче неисключительных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. По авторскому договору о передаче неисключительных прав пользователю разрешается использование произведения наравне с самим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом. Это деление впервые закреплено Законом "Об авторском праве и смежных правах". Раньше пользователь приобретал исключительные права на произведение. Хотя некоторые типовые авторские договоры, например Типовой издательский договор на литературные произведения, предоставляли авторам возможность выдавать разрешения на использование произведения указанным в нем лицам, например редакциям газет. Согласно п. 4 ст. 30 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не установлено иное.

Большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. В ранее действовавшем законодательстве выделялись отдельные виды авторских договоров: издательский, постановочный, сценарный и т.п. В Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" такое деление авторских договоров отсутствует.

Наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. В рамках данного договора осуществляется издание и переиздание любых произведений, которые могут быть зафиксированы на бумаге, т.е. произведений литературы (научных, художественных, учебных и т.п.), драматических, сценарных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства и т.п.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка оперы, балета, оперетты, музыкальной комедии, музыка к драматическому спектаклю и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т.д.) путем постановки на сцене. До последнего времени постановочный договор мог иметь своим предметом только неопубликованные сценические произведения. Такой договор заключался автором с той театрально-зрелищной организацией, которой передавалось право на первую постановку произведения. До премьеры произведения или истечения срока, установленного на постановку, автор не мог без письменного согласия организации передать свое произведение для использования тем же способом другим театрально-зрелищным организациям того же города. После премьеры, а также обнародования сценического произведения иным способом право на публичное исполнение произведения приобретали любые заинтересованные лица, которые должны были лишь выплачивать соответствующие поспектакльные сборы автору (ст. 495 ГК РСФСР 1964 г.). В настоящее время постановочный договор должен заключаться в отношении любых произведений, как необнародованных, так и обнародованных.

Сценарный договор - это договор, который регулирует отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается фильм, делается радиопередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т.д. Сценарный договор имеет какие-то общие черты с постановочным договором. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий в отличие, например, от драматического произведения используется не в своем неизменном виде, а является основой для создания более приближенного к нуждам телевидения или радио режиссерского сценария, по которому и ставится фильм или делается передача. В этом смысле сценарный договор предполагает, что произведение может быть использовано в измененном виде.

Договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов. По запросу заинтересованных лиц им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

Договор художественного заказа регулирует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц. Владельцы произведений (материальных носителей) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии соблюдения авторских прав создателей произведений.

Договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства имеет своей задачей правовое регулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение за сам факт создания произведения декоративно-прикладного искусства, принятого к использованию, а также за последующее тиражирование в зависимости от объема использования

Договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Подобные договоры в форме выдаваемых пользователям лицензий заключаются чаще всего организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон требует, чтобы условия таких лицензий были одинаковыми для пользователей одной категории. Кроме того, указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований. Названными видами авторских договоров не исчерпывается все многообразие, которое определяется способами использования произведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведений, являющихся его предметом, так и способами их использования.