Мудрый Юрист

Трудности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

А. Багмет, заместитель прокурора Челябинской области, кандидат юридических наук.

Основная задача уголовного судопроизводства - защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Выполнить это требование закона возможно лишь при своевременном решении вопроса о возбуждении уголовного дела, закреплении доказательств, направленных на изобличение лиц, совершивших преступление.

Согласно ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять решение в срок не позднее трех суток.

При наличии обстоятельств, при которых следователь, дознаватель не могут разрешить материал в трехсуточный срок, прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству указанных должностных лиц продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток.

Таким образом, законодатель установил для органов, осуществляющих уголовное преследование, срок разрешения заявления либо сообщения о совершенном или готовящемся преступлении в течение трех либо десяти суток. Лишь при проведении документальных проверок или ревизий только прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить срок доследственной проверки до 30 суток.

На практике возникают коллизии, которые не разрешены законодателем и вызывают трудности в деятельности правоохранительных органов. Так, согласно ст. 148 УПК при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена заявителю. Ознакомившись с принятым решением, гражданин вправе обжаловать его прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК.

Прокурор рассматривает жалобу на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в течение трех суток со дня ее поступления. В исключительных случаях, когда для проверки доводов заявителя необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, ст. 124 УПК допускает рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

Прокурор, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело либо возвращает материал для дополнительной проверки.

Заявитель вправе без обращения к прокурору об отмене незаконного, на его взгляд, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела сразу обратиться в суд. Согласно ст. 125 УПК постановление дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано в суд по месту проведения доследственной проверки.

Судья проверяет законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного дознавателем, следователем или прокурором, не позднее чем через пять суток со дня поступления жалобы. При этом судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя. Прокурор, получив постановление суда, вступившее в законную силу, обязан отменить незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, возбудить уголовное дело либо направить материалы для проведения дополнительной проверки. Срок, в течение которого прокурор обязан принять процессуальное решение, уголовно-процессуальным законом не предусмотрен.

Следует заметить, что надзирающий прокурор в течение суток должен изучить каждый материал, по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Это требование регламентировано совместным Приказом Генерального прокурора РФ и Министра внутренних дел РФ N 18/350 от 16 мая 2005 г. "О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела". В процессе изучения материала, если прокурор усматривает признаки преступления, он возбуждает уголовное дело и направляет его по подследственности согласно ст. 151 УПК. Когда по материалу проведена неполная доследственная проверка, не выяснены существенные обстоятельства совершенного деяния, прокурор отменяет незаконное либо необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материал для дополнительной проверки.

Анализ практики показывает, что граждане, не согласные с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, в первую очередь обращаются с заявлением к прокурору. А в суд, как правило, после того, как прокурор согласился с решением об отказе в возбуждении уголовного дела.

Данные о работе прокуратур Челябинской области за 2005 г. показывают, что прокурорами городов, районов и специализированных прокуратур после отмены незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела возбуждено 2515 уголовных дел. В то же время остается серьезной проблемой дальнейшее разрешение материалов, по которым отменены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением их для дополнительной проверки.

В 2005 г. прокуроры городов и районов области отменили для дополнительной проверки 31389 незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и возвратили их органам дознания. Ввиду отсутствия установленных уголовно-процессуальным законом сроков дополнительной проверки на практике встречались и продолжают встречаться неединичные факты, когда дополнительная проверка дознавателями или следователями проводилась в течение нескольких месяцев. Учитывая то, что ст. 148 УПК не обязывает прокурора уведомлять заявителя о возвращении материала для дополнительной проверки, тот в течение этого времени не знает о принятом прокурором решении и местонахождении материала.

Не исключены факты, когда по одному и тому же материалу проводится несколько дополнительных проверок после неоднократных отмен прокурором незаконных либо необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе и после признания судом решения незаконным. В результате доследственные проверки проводятся в течение нескольких месяцев, полугода и даже более. Безусловно, такая волокита способна причинить ущерб конституционным правам и свободам, затруднить доступ граждан к правосудию. По материалам утрачиваются доказательства.

В связи с этим есть основания для законодательного ограничения количества и сроков проведения доследственных проверок. По окончании проверки должностные лица обязаны возбудить по факту преступления уголовное дело и провести всестороннее расследование с принятием законного решения.

В связи с изложенным полагаем целесообразным внести изменения в ст. 148 УПК РФ. В частности, часть шестую изложить в следующей редакции: "Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в порядке, установленном настоящей статьей, либо возвращает материалы для дополнительной проверки, о чем в обязательном порядке извещает заявителя с указанием даты отмены постановления и органа, в который направлено уголовное дело для расследования или материалы для дополнительной проверки".

Часть седьмую изложить в следующей редакции: "Орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор, получив материалы с постановлением об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, обязаны незамедлительно принять материалы к производству и в течение пяти суток провести проверку с принятием решения, установленного настоящим Кодексом. Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела должны быть в течение суток представлены надзирающему прокурору".

Часть восьмую изложить в следующей редакции: "Прокурор, изучив представленные материалы и выявив неустраненные противоречия, должен возбудить уголовное дело. Повторная отмена постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с возвращением материалов для дополнительной, проверки не допускается".

Ныне действующую часть седьмую считать частью девятой ст. 148 УПК РФ.

Не менее острой остается проблема длительности сроков проведения доследственных проверок по фактам нарушений лицами, управляющими автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

В связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г., существенно изменившего редакцию ч. 1 ст. 264 и ряда других статей УК РФ, в настоящее время указанные лица несут уголовную ответственность только при условии причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Установление степени тяжести вреда здоровью отнесено законом к компетенции судебно-медицинского эксперта. Во многих случаях судебно-медицинский эксперт в течение трех, десяти и более суток по результатам освидетельствования не может определить тяжесть причиненного вреда здоровью потерпевшего, делая вывод о том, что заключение о тяжести вреда можно дать лишь после полного выздоровления пострадавшего.

В этих случаях органы, рассматривающие сообщение о преступлении, вынуждены принимать в предельный 10-дневный срок заведомо незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Надзирающие прокуроры такие постановления отменяют. Неурегулированность этого вопроса приводит к утрате доказательств, порождает обоснованные жалобы потерпевших.

Основания для возбуждения уголовного дела по наступившим последствиям определены также в ст. ст. 263, 266, 269, 143 и ряде других статей УК.

На наш взгляд, по такой категории дел, где для оценки преступности деяния требуются специальные познания, в ч. 3 ст. 144 УПК РФ необходимо внести дополнения, позволяющие следователю или дознавателю продлевать срок проверки с согласия прокурора до окончания экспертного исследования и получения заключения эксперта.