Мудрый Юрист

Переходное общество: понятие и общая характеристика

Арзамаскин Н.Н., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Ульяновского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Исходя из смысла самого термина, переходность означает какие-либо изменения, трансформации, происходящие в том или ином явлении. Категория "переходный период" является базовой для различных философских, политологических или социологических направлений. У одних авторов понятие перехода применяется к процессам космических масштабов, в которых общественные изменения являются лишь этапом, составной частью развития Вселенной, органической жизни на Земле (И.Г. Гердер <*>), у других речь идет о нескольких переходах человеческого общества от одной исторической эпохи к другой (К. Маркс <**>), у третьих выделяются и анализируются переходные состояния внутри определенных общественных систем, культурно-цивилизационных общностей (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев <***>). Но сутью перечисленных концепций является анализ переходных ситуаций, во время которых происходят эволюционные процессы обновления, модернизации отдельных сфер в общественных системах.

<*> Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 104.
<**> Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1988. С. 34.
<***> Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 135; Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М., 1986. С. 87.

В марксистско-ленинской литературе переходность обозначается как перерыв постепенности. С точки зрения В.И. Ленина, это "перерывы в развитии - скачкообразные, катастрофические, революционные" <*>. В советской литературе данная мысль постоянно модернизировалась. В частности, В.М. Лесной характеризовал переходность следующим образом: "Этот перерыв постепенности - переход, но не в том смысле, что прекращается развитие, прогресс. Такой процесс совершается в соответствии с диалектикой жизни как отрицание отрицания" <**>.

<*> Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 26. Карл Маркс ("Диалектика"). М., 1966. С. 55.
<**> Лесной В.М. Социалистическая революция и государственный аппарат. М., 1968. С. 25.

Советские авторы связывали понятие переходности с двумя основными законами диалектики. Первый - закон отрицания отрицания, который характеризует направление развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Данные категории являются сторонами одного процесса, о чем речь пойдет в дальнейшем.

Второй закон - закон перехода количественных изменений в качественные <*>, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. При этом в развитие вносят вклад только те необратимые количественные изменения, которые обеспечивают преемственность со старым качеством по характеру способов отрицания старого и синтеза нового. Процесс коренного изменения качества, надлом "старого" и рождение "нового" происходит посредством скачка. Употреблением данного термина авторы старались придать природе переходности особую резкость, революционность.

<*> Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 488.

Исходя из концепции исторического материализма, переходный период не составляет какого-либо самостоятельного периода в истории общества. Он является началом упадка и кризиса общественно-экономической формации <*>. В широком смысле слова переходный период охватывает все время смены одной общественно-экономической формации. Переходный процесс включает в себя движение от устойчивости системы к ее неустойчивости, хаосу и затем к новой устойчивой системе <**>. Завершение переходного периода знаменует собой утверждение социалистической формации в качестве господствующей - не только экономически, но и политически - во всемирно-историческом масштабе. С точки зрения марксистов, переходная эпоха - это эпоха разрешения коренного, главного социального противоречия, развивавшегося в недрах отжившей формации, - противоречия между уровнем развития производительных сил и характером способа производства, в основе которого лежит социальная революция. Коммунистическая революция - это и упорядочение беспорядка, и преодоление хаоса, т.к. в результате нее возникает новый, более совершенный общественный строй; это и скачок, "перерыв постепенности", т.к. происходит одновременно и отрицание старого, и сохранение преемственной сущности общественной жизни; но это и формирование новой реальности, которая выводит общество на новую ступень развития <***>.

<*> Барг М.А. Великие социальные революции XVII - XVIII вв. / Е.Б. Черняк. М., 1989. С. 12.
<**> Олех Л.Г. Проблемы переходности. Россия в мире. Новосибирск, 2000. С. 25.
<***> Маркс К., Энгельс Ф. Указанное сочинение. С. 36.

Но история последних десятилетий показывает, что процесс перехода не всегда связан с революционным путем развития. Эволюционные пути преобразований все больше занимают место в развитии государственности. В частности, политические реформы 1985 - 1990 гг. в России влекли за собой реорганизацию государственного аппарата, частичное ограничение его полномочий, трансформацию идеологической основы общества. Однако эти реформы не были связаны с "революционной ситуацией в стране". Коренные преобразования целого ряда восточно-европейских государств в конце 80-х - начале 90-х гг. осуществлялись преимущественно мирным, ненасильственным путем. Такова же история преобразований в Испании и Португалии 70-х гг. Эволюционный процесс развития положительно себя зарекомендовал в КНР. В Китае переход от маоистского политического режима осуществлялся при неизменных форме правления и форме государственного устройства.

В философии и политологии используют и несколько иные подходы к понятию "переходность". Американский ученый В. Банс предпочитает употреблять при характеристике переходных процессов такие понятия, как "неопределенность", "непредсказуемость" <*>. В этот период система становится более конкурентной, чем прежде, а результаты - еще более неопределенными. Переходный период отличается, следовательно, двойной неопределенностью и большой нестабильностью, будучи процессом становления классов, интересов, институтов, самой политической системы.

<*> Банс В. Элементы неопределенности в переходный период // Полис. 1993. N 1. С. 13.

В рамках концепции линейно-стадиального прогресса появляется теория философии истории <*>, которую понимают как новую теорию общества, объясняющую исторический процесс как поступательный и бесконечный прогресс, неуклонное улучшение и совершенствование системы общественных отношений. Механизм прогресса теория ищет внутри общества. Переходность - это неотъемлемая черта развития. Переход становится зависимым от специфических и конкретно-исторических условий, в которых могут сочетаться элементы как прогресса, так и регресса.

<*> Философия и методология истории. М., 1977. С. 86.

Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев выдвинули концепцию циклического прогресса. Суть новых идей заключалась в признании специфического общего закона развития, действие которого сводится к следующему <*>.

<*> См., в частности: Данилевский Н.Я. Указ. соч.; Леонтьев К.Н. Указ. соч.
  1. Развитие происходит как развитие замкнутых друг от друга общественных организмов или систем (культурно-цивилизационные или культурно-исторические типы). Общественные системы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой.
  2. Развитие - это бесконечный прогресс в одном направлении. Это последовательная смена стадий развития любого общества.

Они же выделяют несколько стадий циклического развития: возмужание ("первичная простота" у Леонтьева), дряхление ("цветущая сложность") и неизбежная гибель ("вторичное упрощение и смешение"). Переходность они связывают с неизбежным гибельным исходом определенных цивилизационных или культурных типов, катастрофами общественных организмов и одновременным возникновением новых. Обусловливается переход внешними событиями, внешним толчком.

В современных условиях приверженцы идеи циклической динамики <*> (Хемфри, Тоффлер, Пригожин) рассматривают переходные процессы в качестве необходимой составной части циклического чередования политических взлетов и падений, т.е. определенной фазы зарождения и упадка глобальных политических или социальных сдвигов в истории общества. Переход на новую ступень развития обусловлен технологической революцией, которая ведет к образованию постиндустриального общества. В соответствии с их воззрениями, различая длинные и короткие волны таких изменений, а также временные параметры их продолжения, можно выработать соответствующие технологии приспособления к этим промежуточным этапам.

<*> Toffler A. The third wave. Toronto, 1982. P. 13.

В настоящее время сформировался ряд новых теорий для определения понятия "переходность". Одной из таких концепций выступает "теория катастроф" <*>. Качественное развитие связано с неравновесием, конфликтами, скачками, кризисами, поскольку только в этой форме может осуществляться развитие сложных систем. В этом контексте переходные процессы рассматриваются как естественное, закономерное состояние общества в процессе его развития вследствие постоянно происходящих количественных и качественных изменений. Развитие происходит путем отрицания ранее сложившихся структур и связей в форме обострения противоречий, выражающихся в кризисе, потере устойчивости. Понятие "катастрофа" используется для обозначения качественных скачков, перерывов в линейном развитии, а также для фиксации стихийности, непредсказуемости изменений, происходящих в обществе и государстве. Данная теория является своеобразным отражением реальности. В большей или меньшей степени распад поразил весь бывший социалистический лагерь. "Бархатная" революция в Чехословакии ознаменовалась расколом страны. В Югославии социальные трансформации сопровождались не только распадом страны, но и гражданскими выступлениями. Социальная напряженность наблюдается и в других частях света, например на Востоке.

<*> Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития. М., 1994. С. 7.

В концепции тектологии исходят из того, что переходность - это процесс преодоления кризиса и возникновения нового равновесия. А.А. Богданов утверждает, что в ходе каждой революции или эволюции можно уловить "переломы" <*>, где меняется темп, направление, соотношение организующих и дезорганизующих процессов. Переходное состояние общества - это необходимость, с помощью которой осуществляется социальный прогресс.

<*> Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Книга 2. М., 1989. С. 255.

Американский исследователь М. Макфол соединяет теории транзитологии и "рационального выбора" <*>. Последняя концепция сводится к тому, что политический процесс обусловливается деятельностью личностей, принимающих рациональные решения и преследующих свои интересы с целью увеличения ожидаемой выгоды. Соответственно, переходный период - это борьба между сторонниками сохранения старого порядка и приверженцами перемен. Иногда эти две группы договариваются о наборе новых правил, определяющих их политическое поведение, и тогда переход осуществляется спокойно и вполне успешно; когда договоренность не достигается, то и переход не начинается <**>.

<*> Цит. по: Лукин А.В. Переходный период в России: демократизация и либеральные реформы // Полис. 1999. N 2. С. 136.
<**> В частности, в 1992 г. в Российской Федерации был заключен Договор об общественном согласии, в соответствии с которым распределялась власть между доминирующими политическими силами. Однако дальнейший переход в России характеризуется наличием новых кризисов и противоречий (например, правительственный кризис 1993 г.).

Из теории демократического транзита, о которой речь пойдет в дальнейшем, М. Макфол обращает внимание на условия, при которых больше всего шансов именно на успешный переход от одной политической системы к другой. По его мнению, "чем уже сфера изменений, вокруг которой ведется борьба, тем более вероятно, что соглашение будет достигнуто" <*>.

<*> Цит. по: Лукин А.В. Указ. соч. С. 138.

Многие авторы исследовали переходность применительно к общественным явлениям, выделяя тем самым понятие переходного общества.

В данном случае необходимо определить, существует ли понятие "переходное общество". Безусловно, общество как исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности <*>, является более статичным явлением, нежели государство. Общественные отношения в меньшей степени подвержены качественным изменениям. Однако, на наш взгляд, отрицать факт существования некоторых черт переходности в процессе развития общества не стоит. Общество, равно как и государство, может переживать моменты нестабильности, в процессе которых утверждается совершенно иная система общественных связей и отношений.

<*> Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 469.

Общество может выступать в качестве катализатора происходящих в государственной системе изменений, инициировать процесс перехода в государстве. Однако переходное состояние общества и переходный период в государстве не всегда синхронны, одновременны. История развития государства не всегда совпадает с историей развития общества.

Таким образом, переходное общество - это неустойчивая, нелинейная система, которая имеет в своей структуре различные стационарные состояния, соответствующие различным возможным законам поведения этой системы <*>. Такая система быстро развивается. В ней постоянно возникают альтернативы развития, критические ситуации неустойчивости. Поэтому управление переходным обществом предъявляет к администрации и элите особые требования. Исследователи выделяют два типа переходных обществ <**>. Первый тип - креативный. Такие общества осуществляют переход к более высокой стадии модернизации, несмотря на риски и опасности, и в результате увеличивают свой креативный потенциал и жизненный ресурс. Второй тип переходных обществ - деструктивный, в котором идут процессы демодернизации и даже архаизации. Такие общества теряют потенциал и способность к позитивным социальным переменам. Их жизненный ресурс сокращается, и они исчезают с международной арены.

<*> Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества. М., 1999. С. 9.
<**> Яницкий О.Н. Модернизация в России в свете концепции "общества риска" // Куда идет Россия: Сборник статей / Под ред. Т.И. Заславской. М., 1997. С. 37.