Мудрый Юрист

О мерах противодействия незаконному обороту транспортных средств

Денисенко В.В., профессор Ростовского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор.

Попандопуло Д.В., старший преподаватель Ростовского юридического института МВД России.

Большинство научных исследований проблем преступности и преступлений, связанных с транспортными средствами (ТС), ведут речь о несомненно важных профилактических мерах, направленных на выявление и устранение причин и условий, и о первоначальных мероприятиях по раскрытию совершенных преступлений, в том числе их пресечении на этапе совершения. Также достаточно часто рассматриваются последующие следственные и оперативно-розыскные мероприятия, которые в основном связывают с выдвижением и проверкой версий.

Значительно меньше внимания уделяется собственно действиям сотрудников органа дознания или органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ОРД), при подтверждении оперативно-розыскной информации о наличии у лица предметов преступления либо при выявлении таких предметов при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по иным поводам, основаниям, с иной целью, а также при осуществлении работы управленческого или административного характера. Примером может служить фактически случайное обнаружение разыскиваемого или бесхозяйного ТС при проведении опроса при подворном обходе по факту убийства, квартирной кражи и т.п. или обследование территории предприятия по факту разбойного нападения на персонал. Если ТС показалось сотруднику милиции подозрительным, он визуально или с использованием технических средств осмотрел его, и проверка по имеющимся учетам дала положительный результат - например, разыскивается данный предмет (или его часть) более двух лет правоохранительным органом другого субъекта Российской Федерации либо другой страны. Или идентификационные номера полностью (частично) не соответствуют указанным в документах.

Почти всегда эта проверка делается гласно в присутствии фактического владельца, без которого не посмотришь документы и идентификационные номера (кроме регистрационных знаков). Вместе с тем случайность таких ситуаций требует наличия правовой процедуры задержания разыскиваемого ТС, типовой порядок работы по его изъятию <*>.

<*> Веременко В.М., Веременко М.В. Проблемы борьбы с противоправными посягательствами на автотранспортные средства и некоторые пути их решения // Вестник Калининградского ЮИ МВД России. Вып. N 1. Калининград, 2002. С. 124.

Показательна в этом плане формулировка Инструкции по розыску автомототранспортных средств (в ред. Приказа МВД РФ от 29 июля 1997 г. N 466). Ее п. 5 "Действия сотрудников ОВД при осуществлении мероприятий по розыску ТС" в сокращенном виде гласит, что при описанной ситуации документы, регистрационные знаки задерживаются, в ОВД направляется информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством; задержание ТС осуществляется в порядке, установленном законодательством. И оперуполномоченный УР или госинспектор ГИБДД решает: что он должен направить в свой ОВД и в каком законе искать порядок задержания разыскиваемого ТС, что подразумевает задержание регистрационного знака или документа?

Уголовно-процессуальный кодекс РФ вообще упустил вопросы использования результатов административно-правовой и оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, снизил правовую регламентацию деятельности сотрудников на стадии возбуждения уголовного дела. Когда ТС признано вещественным доказательством, тогда действительно особых проблем (правовых, но не технических) в действиях сотрудников криминальной милиции (КМ) и милиции общественной безопасности (МОБ) не возникает - решение принимает лицо, в производстве которого находится уголовное дело. Но до этого момента стоит ряд неправовых (в смысле неурегулированности процесса) вопросов - отождествление по различным учетам в ходе проверки "подозреваемого" ТС, недопущение его утраты (сокрытия, разукомплектования), исследование (или экспертиза) идентифицирующих признаков и сопроводительных документов, сроки принятия решений в отношении имущества и т.п.

При этом практика показывает, что провести исследование номерных агрегатов автомобиля, которые могут быть измененными, весьма непросто. Несмотря на то что проведение экспертизы по делам об административных правонарушениях, а также научно-технических исследований предметов и документов по материалам ОРД предусмотрено п. 12 ст. 10 Закона "О милиции", владелец ТС может возражать против применения средств, имеющихся в распоряжении экспертных подразделений, из-за возможного повреждения лакокрасочного покрытия места нанесения номеров <*> и снижения товарного вида ТС, а федеральным законодательством сам порядок доследственного экспертного исследования не предусмотрен.

<*> Напр., см.: Капитонов В.Е., Струков В.М., Чубченко А.Л. Технико-криминалистические средства и методы розыска автотранспортных средств: Учебное пособие. М.: ЭКЦ МВД России, 1997.

Ряд ученых и практиков предлагают рассматривать этап задержания разыскиваемого ТС как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Статья 27.1 КоАП РФ предусматривает, что в целях пресечения административного правонарушения, своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное лицо вправе применять меры обеспечения производства по делу, одной из которых является задержание ТС, запрещение его эксплуатации. Однако кроме того, что указанное относится исключительно к административным, а не к уголовным правонарушениям, на период в полтора года было установлено, что нормы ч. 1 и 2 ст. 27.13 КоАП не применяются <*>. Изданные 18 декабря 2003 г. Правила задержания ТС, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации <**> вновь разыскиваемых автомобилей не коснулись. Ведь факт розыска ТС сам по себе не является административным правонарушением.

<*> Письмо ГУГИБДД МВД России от 29 июня 2002 г. N 13/4-3000 "О мероприятиях по реализации Кодекса РФ об административных правонарушениях" (п. 2).
<**> Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N 759 // Российская газета. 2003. 23 дек.

Можно, конечно, подыскать ряд вариантов для решения проблемы в рамках административного процесса. Например, очень условно здесь может подойти ч. 1 ст. 12.3 КоАП: "Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца".

Определенный выход из этой патовой ситуации можно найти путем применения других административно-правовых мер обеспечения, например изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении (ст. 27.10 КоАП). Или использовать арест транспортных средств, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключающийся в составлении описи ТС с объявлением лицу, в отношении которого применен арест, о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими, если транспортные средства изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. ТС, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест (ст. 27.14 КоАП РФ). Однако, с точки зрения практических руководителей, такое положение правовых мер предупреждения правонарушений является неудовлетворительным, требует каждый раз искать какие-то обходные (но именно законные) пути решения задач, возложенных государством на правоохранительные органы. Фактически создаются условия для трудностей в работе правоохранительных органов и открывается путь для злоупотреблений, который, как известно, сопровождает двойные подходы, двойные стандарты.

Как же принять меры к сохранности имущества, возможно, незаконно изъятого из чужого владения и являющегося важным источником информации для процесса доказывания в расследуемом другим ОВД уголовном деле? Ведь в задачи ОВД согласно Закону "О милиции" (ст. 2) входит и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в соответствии с компетенцией, но что и особенно каким образом защищают, законодателю, наверное, стоило бы уточнить. В идеале сотруднику необходимо в соответствии с ведомственными нормативными актами немедленно доложить рапортом руководству, задержать ТС, доставить его на место хранения, произвести изъятие документов и/или регистрационных знаков, исследование документов, знаков и идентификационных номеров в целях подтверждения визуального или инструментального осмотра, зарегистрировать факт обнаружения в дежурной части ОВД, направить запросы по месту учета и уведомление инициатору розыска и, конечно, получить объяснения по существу выявленного от тех лиц, кто управляет, владеет или распоряжается автомобилем. Возможно, провести осмотр ТС как осмотр места происшествия, если это связано с отдельным составом преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ.

Однако сложность состоит в том, что:

Что остается? Составить и зарегистрировать рапорт о выявлении соответствующих признаков, уведомить инициатора о своем подозрении (мол, что-то похожее нашли - принимайте меры) и ждать от него процессуальных решений в рамках уголовного дела, если таковое существует. В своей практике автор сталкивался с тем, что в розыск автомобиль объявлен, но преступники давно установлены и осуждены, и что делать с таким ТС, инициатор розыска просто не знает, так как все материалы в архиве суда. А с иностранными органами еще сложнее, так как направлять "примерную" информацию вообще нельзя.

Временной фактор для охраны материальных предметов немаловажен, особенно когда в нашем случае фактическому владельцу стало известно о криминальном происхождении имущества (если он, приобретая, был в неведении) или о том, что об этом известно правоохранительным органам (если он соучастник преступления). Последующая утрата автомобиля для настоящего собственника в нашей стране - не исключение, а, скорее, правило. Например, транспортное средство просто разбирается и продается по частям. Никого не останавливает "сохранная расписка", так как никакой ответственности за нарушение такого обязательства не предусмотрено.

Не принимая во внимание это, а также уголовное законодательство (см. ст. 326 УК РФ), подп. "ж" п. 12 упомянутого Положения о ГИБДД МВД РФ вместо задержания предусматривает "запрещать эксплуатацию ТС, которые имеют... поддельные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки... со снятием государственных регистрационных знаков (поддельных?!) до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения" (как - снова сделать подлинными?!). А что делать оперативному сотруднику или участковому уполномоченному, не обладающим такими правами? Только сообщить и ждать ГИБДД, но и госавтоинспектор не может задержать автомобиль, относящийся к преступлению, основываясь на предположениях. То есть все они не могут воспользоваться ни правами, предусмотренными ст. 11 Закона "О милиции", ни правами в соответствии со ст. 15 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" при проведении административных или оперативно-розыскных мероприятий, так как не предусмотрен "процессуальный механизм" реализации этого права.

Согласно п. 17 Правил регистрации автомототранспортных средств (АМТС) при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки либо подделки документов, регистрационных знаков, а также наличии сведений о нахождении ТС, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) ТС тоже не задерживаются. Задерживаются только документы и регистрационные знаки. С документов снимаются копии, а их оригиналы (регистрационные знаки) вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передаются в ОВД по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ. Правда, следующий пункт Правил (п. 18) (т.е. независимо от обнаруженных признаков, указанных в п. 17) предусматривает, что задержание ТС осуществляется в порядке, установленном законодательством (каким?) Российской Федерации.

Пункт 2.29 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ <*> устанавливает, что при подтверждении признаков подделки документов, государственных регистрационных знаков, изменения заводской маркировки машин, при несоответствии номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при подтверждении оснований о нахождении машин (номерных агрегатов) или представленных документов в розыске главный государственный инженер-инспектор Гостехнадзора соответствующего региона регистрации обязан направить для расследования материалы в следственные органы, а при необходимости уведомить начальника горрайоргана внутренних дел о необходимости задержания машины.

<*> Утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 16 января 1995 г. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 1995. N 5.

Устанавливаются указанные в предыдущем абзаце обстоятельства при проведении технического осмотра, порядок которого не предусматривает проверки машин (номерных агрегатов) или представленных документов на предмет их розыска. При обнаружении признаков подделки государственных регистрационных знаков, регистрационных документов или документов на право владения, пользования или распоряжения, или управления машиной, расхождения номеров агрегатов с записями в регистрационных документах и паспортных данных машин, признаков уничтожения или несанкционированного нанесения номеров на агрегатах предусматривается изъятие документов, которые и рассматриваются указанным должностным лицом <*>. В трактовке Правил техосмотра начальник ОВД уведомляется о целесообразности задержания машины.

<*> Пункт 4 Правил проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора), утв. Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 31 мая 1995 г. N 2-21/862 // Российские вести. 1995. N 124.

Правила регистрации воздушных и водных судов, включая маломерные суда, вообще не предусматривают осмотра транспортных средств и проверки их по учетам разыскиваемых или утраченных предметов и документов.

Только в нормативных актах Министерства обороны четко определен порядок задержания транспортных средств, предусматривающий их препровождение на гарнизонный сборный пункт задержанных машин и проведение административного или уголовного расследования <*>.

<*> Пункт 11 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ВАИ МО РФ и п. 21 Правил проведения годового технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в ВАИ МО РФ // Приложения 1 и 3 к Приказу МО РФ от 26 февраля 1999 г. N 88.

Дополнительно здесь возникает интересная проблема, связанная с учетами транспортных средств и документов, и в первую очередь розыскными.

Разыскиваемые транспортные средства наряду с лицами, объявленными в федеральный и межгосударственный розыск, находятся на централизованном розыскном учете системы ИЦ МВД России. АИПС "Автопоиск" функционирует в интересах подразделений всех правоохранительных органов России и государств - участников СНГ в соответствии с Соглашением о взаимоотношениях МВД в сфере обмена информацией от 3 августа 1992 г.

Федеральному учету ГИЦ МВД России подлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, прицепы к грузовым автомобилям, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных работ отечественного и иностранного производства. В местных учетах ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ к указанным транспортным средствам добавляются мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, прицепы к легковым автомобилям и тракторам.

В базе данных АИПС "Автопоиск" содержится информация о транспортных средствах, разыскиваемых органами внутренних дел, органами прокуратуры, таможенными органами, органами безопасности, судами.

Однако розыскные учеты предназначены лишь для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования преступлений. Данная информация используется в следственной, оперативно-розыскной и криминалистической деятельности ОВД и иных правоохранительных органов только как ориентирующий и диагностический материал, а также в целях идентификации <*>. То есть статус этой информации для действий по наложению каких-либо ограничений на имущество не соответствует целям и задачам правоохранительной деятельности - нельзя на основе ориентирующих сведений задержать ТС. А ведь еще в 1991 г. при введении в действие Закона "О милиции" предлагалась разработка Закона "Об учетах в правоохранительных органах" <**>.

<*> См.: Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 12 июля 2000 г.
<**> См.: п. 5 Постановления ВС РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-1.

Такие межведомственные и межгосударственные учеты должны получить конкретный правовой статус официального документа, содержащего и решение уполномоченного органа (например, производящего предварительное расследование) о судьбе учитываемого предмета при его обнаружении - арест, осмотр, проведение судебной экспертизы и т.п.

Также необходимо повысить правовой статус информации о производстве и регистрации транспортных средств, что обосновано не только нуждами правоохранительной, оперативно-розыскной деятельности, но и вопросами налогообложения, страхования, избирательной системы и т.д.

Рассмотренный подход к решению проблемы задержания и пресечения оборота криминальных автомобилей, таким образом, сводится к:

  1. законодательному определению правового статуса учетов правоохранительных органов, установлению в нем понятия криминальных ТС, на которые право собственности может быть ограничено (в т.ч. временно);
  2. установлению федеральным нормативным актом административной процедуры задержания криминальных транспортных средств, а также созданию материально-технической базы, соответствующей требованиям такой процедуры (стоянки, эксперты и т.п.).

К правовым мерам противодействия незаконному обороту транспортных средств (НОТС) также можно отнести необходимость установления и усиления ответственности за предоставление услуг по изменению внешнего вида и индивидуальных признаков похищенного ТС; усиление ответственности за изготовление и использование поддельных документов при совершении преступлений, связанных с ТС; разработку единого для правоохранительных структур нормативного документа, регламентирующего все стороны борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом ТС, и компетенцию подразделений.