Мудрый Юрист

Миграция населения

Дохунаева Т.Н., старший преподаватель юридического факультета ЯГУ.

Миграция (перемещение, переселение) - это перемещение людей, связанно, как правило, со сменой жительства.

История человечества - это во многом история миграции. Движимые надеждой или отчаянием, люди переселялись в другие места с единственной надеждой - найти лучшие условия для жизни и работы <*>. Стоит вспомнить хотя бы великое переселение народов IV - VII веков н.э. В прошлые времена миграция выражалась в форме кочевничества, военных и колонизаторских переселений. В настоящее время все в этой области изменилось.

<*> Костин Л. Миграция и мигранты // Человек и труд. 2001. N 8. С. 61.

Право на свободный переезд является одним из основных прав человека, как и свободное перемещение товаров, капиталов, услуг. Это право закреплено в различных международных актах (Всеобщая декларация прав человека от 1948 г. и др.).

Современная общемировая миграция является многогранным социальным явлением, влияющим на все стороны общественного развития: экономику, политику, демографическую ситуацию, национальный вопрос, идеологию, религию и т.д.

Глобализация экономической деятельности является одной из главных тенденций современной международной жизни, которая влияет и на рынок труда. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Миграция в наши дни - мировая проблема. В настоящее время, по данным ООН, 2% населения мира (140 млн. человек) проживают не в той местности, где родились <*>.

<*> Никольская Г.К. Иммигранты на рынке труда развитых стран // Трудовое право. 2002. N 4. С. 75.

Международное право имеет ряд нормативных документов, регулирующих вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы. Главным из них является то, что необходимо добиться баланса между прерогативами государства и правами мигрантов.

Почти все страны нуждаются в трудовых услугах мигрантов. Страны Европейского союза, США и РФ до середины XXI века планируют привлекать ежегодно по 1 млн. мигрантов.

Каждое государство имеет собственное национальное законодательство о миграции, исходя из своих конкретных экономических и социальных потребностей.

Проблемами мигрантов заняты в мировом масштабе Международная организация по миграции и в РФ Федеральная миграционная служба.

Миграция бывает разных видов, в том числе внутренняя и внешняя, политическая и экономическая (трудовая). Кроме того, миграция бывает брачной и армейской.

Миграционная политика всех государств строится на принципе дифференцированного подхода к различным профессиональным группам. Этот подход заключается в привлечении максимального числа высококвалифицированных специалистов при одновременном ограничении притока низкоквалифицированных работников. Миграция, кроме того, влияет на уровень жизни населения, социально-политическую и семейную обстановку, конкуренцию, уровень безработицы, общественную безопасность и др. Трудовая миграция является частью международных экономических отношений.

Разновидности миграции:

  1. по сроку действия: временная, долгосрочная и постоянная;
  2. по географическому фактору: региональная (внешняя - переезд в другую страну), приграничная (внутренняя - переезд внутри своей страны, но в другую местность), транзитная;
  3. по правовому регулированию: добровольная, законная, нелегальная, высылка, депортация, переселение, реэмиграция.

Часто грани между разными видами миграции стираются: законная миграция становится нелегальной, временная - постоянной и т.д.

Экономические причины миграции:

  1. перенаселение в своей стране, особенно в сочетании с высоким уровнем безработицы;
  2. экономические кризисы;
  3. перекосы в демографической ситуации;
  4. нет нормального развития науки и техники.

Причины трудовой миграции:

  1. поиск более высоких трудовых доходов;
  2. особенно мобильны высококвалифицированные специалисты (крупные деятели ТНК, творческие и научные работники), которые постоянно ездят по всему миру. В последние годы стал складываться так называемый международный рынок труда.

Тенденции развития общемировой миграции:

  1. увеличение трудовой миграции;
  2. увеличение ее размеров. В ней участвуют почти все страны, даже те из них, которые являются относительно изолированными от мирового сообщества (Северная Корея, Куба). Миграция из временного фактора превращается в постоянный. Центрами притяжения иностранной рабочей силы являются страны Западной Европы, Саудовская Аравия, Сингапур, Малайзия, некоторые страны Латинской Америки. Своеобразным центром миграции является Израиль, население которого ежегодно увеличивается на 2/3 за счет мигрантов <*>;
<*> Ионцев В.А. Мировые миграции. М., 1992. С. 5.
  1. увеличение нелегальной миграции. Часто законная миграция (туристическая, по частным приглашениям) становится незаконной, такие лица трудоустраиваются как могут;
  2. увеличение в общемировой миграции доли высококвалифицированных специалистов (так называемая утечка мозгов).

По данным МОТ, в Европе проживают 30 млн. мигрантов, в Африке - 20 млн., в Северной Америке - 17 млн., в Латинской Америке - 12 млн., на Ближнем Востоке - 9 млн., в Азии - 7 млн. <*>.

<*> Ступин В. Утечка мозгов: мировые и российские тенденции // Человек и труд. 2002. N 7. С. 40.

Как показывает мировой опыт, работники средней квалификации и среднего возраста практически полностью привязаны к национальным рынкам труда (у них складывается профессиональная карьера и т.д.).

Низкоквалифицированные же работники достаточно мобильны. Перемещение таких работников объясняется в основном демографическими и экономическими причинами в странах "третьего мира".

Довольно мобильны также лица молодого и старого возраста (которые уезжают к своим детям). Миграция по срокам действия, в свою очередь, делится на:

  1. безвозвратную миграцию (со сменой гражданства, на ПМЖ);
  2. мигрантов, которые по окончании срока действия трудового договора должны покинуть данную страну;
  3. сезонную миграцию - перемещение в определенные периоды года;
  4. временную миграцию: по частным приглашениям, по туристическим поездкам, на учебу и отдых.

Движение людских потоков в мире не может регулироваться только миграционной политикой различных государств. Важными ограничителями мобильности трудовых ресурсов традиционно являются культурные, языковые, демографические, географические факторы, к этому добавляется соответствующая государственная миграционная политика принимающей страны.

Миграционная политика почти всех государств сводится к следующим принципам: привлечение квалифицированных специалистов, социальная и культурная ассимиляция приезжающих, сдерживание нелегальной иммиграции.

Эксперты МОТ указывают на следующие моменты в отношении прав мигрантов, которые необходимо соблюдать всем государствам:

Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы.

Положительные последствия:

Однако миграция обычно сопровождается усилением безработицы в принимаемой стране, осложнением жилищной ситуации, снижением уровня оплаты труда коренного населения (мигранты готовы работать за низкую зарплату).

В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка, увеличивается нелегальная миграция. Социальная защита мигрантов оставляет желать лучшего. Особую озабоченность для мирового сообщества вызывают мигранты во втором и в третьем поколении, которые уже оторвались от своей старой родины, но не стали полноценными гражданами новой родины. Они в какой-то мере оправдывают поговорку "свой среди чужих, чужой среди своих". Например, лицо арабской национальности во Франции во втором поколении является чужим и для муллы в мечети, и для работодателя - являясь подозрительным арабом, потенциальным террористом.

Особой проблемой является так называемая утечка мозгов и талантов. Уезжают крупные ученые, высококвалифицированные специалисты, известные артисты, выдающиеся спортсмены. Нередко они увозят не только свой личный опыт или научный потенциал, но и то, что создано и накоплено целыми коллективами, где они работали. Оценить эти потери невозможно, однако счет идет на миллионы долларов.

Во всем мире активно развивается отрасль информационных технологий, в связи с этим в данной отрасли постоянно появляется значительное количество рабочих мест. Удовлетворить такой повышенный спрос за счет внутренних трудовых ресурсов невозможно, поэтому экономически развитые страны (во главе с США) переманивают к себе высококвалифицированных специалистов из государств "третьего мира". США создали на своей территории огромный научно-исследовательский и образовательный комплекс, имеющий связи практически со всеми научными центрами мира. Кадровый состав этого комплекса, по существу, интернационален <*>. Общеизвестно, что зарплата в США в несколько раз превышает аналогичную зарплату в Индии, Китае, России и др. Даже во Франции зарплата молодого специалиста намного меньше аналогичной зарплаты в США. По весьма условным подсчетам, чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного ученого-гуманитария составляет 230 тыс. долларов, инженера - 253 тыс. долларов, врача - 646 тыс. долларов <**>.

<*> Никольская Г.К. Иммигранты на рынке труда развитых стран // Трудовое право. 2002. N 4. С. 74.
<**> Ионцев В.А. Мировые миграции. М., 1992. С. 6.

К данным специалистам добавляется проблема "утечки молодых умов", связанная со студентами, обучающимися в иных странах. Во время учебы они вместе с общепрофессиональной подготовкой впитывают их традиции в области культуры, экономики и др. Многие студенты по окончании учебы остаются в этих странах. Если даже они возвращаются, то сохраняют разные стабильные связи с данной страной, принимают решения в их пользу, организуют дома аналогичные производства.

В Европе в настоящее время наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация. Согласно данным ООН, для того чтобы компенсировать нехватку собственных трудовых ресурсов, Европейскому союзу к 2025 г. потребуется около 40 млн. мигрантов <*>.

<*> Никольская Г.К. Указ. соч. С. 80.

Если в 1960-е гг. мигранты в Европе занимали непрестижные и малооплачиваемые рабочие места, то в настоящее время они играют значительную роль в мелком и среднем бизнесе, создавая семейные предприятия, к тому же они работают интенсивнее местного населения: их предприятия работают на 2 - 3 часа дольше местных.

Предстоящее расширение Европейского союза может принести новые проблемы в этой области. Если новым участникам ЕС будут предоставлены обыкновенные европейские права (безвизовое передвижение граждан), то массовый приток мигрантов из этих стран неизбежен. Западноевропейские политологи в настоящее время высказывают опасение, что с участием в ЕС таких непредсказуемых и амбициозных стран, как Украина, Польша, Турция, прибалтийские государства, для их тихого и спокойного союза настанут трудные времена.

Перераспределение рабочей силы влияет на экономическое развитие своего региона. Страны, игнорирующие отток своей рабочей силы, в будущем обязательно столкнутся с их нехваткой.

Некоторые законодатели иностранных государств, ратующих за ужесточение своей миграционной политики, предлагают следующие меры: беженцы и мигранты должны приносить клятву верности принимающей стране, брать у них отпечатки пальцев.

Для уменьшения миграции специалисты предлагают следующую меру: не рекомендуется стимулировать семейную миграцию, надо, чтобы у мигранта дома оставалась семья, к которой он вернется.

В мировом сообществе видно, как государства относятся к трудящимся-мигрантам: плохое или несправедливое отношение к ним вызывает негативную реакцию у них самих и у мирового сообщества и создает плохую репутацию принимающей стране.

Трудовая миграция в Российской Федерации

В истории нашей страны миграция всегда играла особую роль. Великая Российская империя не была бы создана без миграции славянских народов во все районы страны. Распад СССР и другие перемены обусловили новые миграционные процессы внутри России, между новыми независимыми государствами и странами дальнего зарубежья.

При власти И.В. Сталина целые народы принудительно переселялись в разные регионы страны.

Советская миграция была в основном национальной и семейной, зачастую - вынужденной. Сначала из СССР уезжали лица еврейской национальности, потом - немцы, греки, армяне.

Среди причин российской миграции многие уезжающие указывают на нашу национальную и религиозную нетерпимость.

Миграция в Российскую Федерацию бывает из стран дальнего зарубежья и ближнего зарубежья.

Привлечением на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы занимается Федеральная миграционная служба на основании Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы" и ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г., которые предусматривают, что труд мигрантов в России используется, как правило, при наличии у работодателей соответствующей лицензии от Федеральной миграционной службы РФ.

После распада СССР Россия стала островом спасения для многих русских и русскоязычных лиц, гонимых из бывших советских республик: по данным специалистов, за восемь постсоветских лет в Россию из бывших союзных республик прибыло 5,9 млн. человек, а из России эмигрировали 0,8 млн. человек <*>. Другие специалисты называют иные цифры: за десять постсоветских лет к нам переехали 8,6 млн. человек <**>.

<*> Переведенцев В. Из нового зарубежья - в Россию // Человек и труд. 2001. N 9. С. 32.
<**> Иммиграция: беда или спасение? // Человек и труд. 2002. N 7. С. 17.

Необходимо отметить следующее: за последние годы после распада СССР приоритет в государственной миграционной политике отдавался опеке над вынужденными переселенцами и беженцами - жертвам этнических разборок. При отсутствии умения разбираться в подобных ситуациях Россия сумела в невероятно тяжелых условиях не оступиться в пропасть радикального национализма, проявила глубокое понимание и терпимость к людям, потерявшим кров. Страна приняла несколько миллионов вынужденных переселенцев, полтора миллиона людей без гражданства из дальнего зарубежья <*>.

<*> Черненко А. Миграционная политика: новые подходы // Человек и труд. 2002. N 7. С. 7.

Из них совсем малая часть мигрантов получает официальный статус беженцев, предоставляющий государственные льготы, так как эти льготы совсем малы, и большая часть мигрантов за ними даже не обращается.

Среди переселенцев почти нет жителей сельской местности, в основном это жители больших городов. Переселенцы в Россию, главным образом жители больших городов, - это интеллигенция и квалифицированные городские рабочие. У большинства из них высшее и среднее специальное образование <*>.

<*> Переведенцев В. Из нового зарубежья - в Россию // Человек и труд. 2001. N 9. С. 33.

Несмотря на то, что эти вынужденные переселенцы в большинстве своем желали бы проживать в городах, российское государство (в лице ФМС и МВД) пытается их заставить жить в сельской местности: многие высококвалифицированные специалисты вынуждены оседать в сельской местности и идти в скотники, трактористы, доярки, соглашаясь на маленькую зарплату. Была принята установка: силами вынужденных переселенцев поднять сельское хозяйство страны.

Но и там вынужденные переселенцы активно включаются в непривычную для них жизнь: сами возводят целые поселки, обустраиваются. Неприятно осознавать, что зачастую упорство, терпение, энтузиазм миллионов законопослушных нужных экономике страны мигрантов никак не были вознаграждены: они так и остаются изгоями.

В структуре деятельности легальных мигрантов распространены следующие виды: торговля, строительство, ремонтные работы, ресторанный бизнес. Мигранты заполняют такие рабочие места, куда неохотно идут работать россияне.

Привлечение малообразованной и низкоквалифицированной рабочей силы создает возможность для местного населения заниматься более интеллектуальной деятельностью, работать в организациях с высокотехническим производством и с более высокой зарплатой.

Надо отметить, что с начала 1990-х гг. Москва остается главным центром притяжения мигрантов, следующий по значимости район - Дальневосточный регион <*>.

<*> Вышегородцев М.М. Факторы, определяющие оптимизацию миграционной политики РФ // Трудовое право. 2003. N 10. С. 78.

Сегодня к нам приезжают ежегодно, по данным специалистов, по два-три десятка миллионов человек. Многие нелегально остаются и работают, не уплачивая налогов, бесплатно пользуются услугами российской общественной инфраструктуры.

Нелегальная миграция имеет свои негативные последствия: бесконтрольное перемещение по стране, дисбаланс коренного и пришлого населения, нередко бывает социальная напряженность, этнические конфликты, часто растет преступность, расширяется теневая экономика. В ряде регионов мигранты "выдавливают" коренных жителей из наиболее прибыльных секторов местной экономики, способствуя обострению на локальных рынках труда <*>. Мигранты из СНГ согласны работать день и ночь за зарплату, в несколько раз меньшую, чем требуют местные жители.

<*> Черненко А. Миграционная политика: новые подходы // Человек и труд. 2002. N 7. С. 4.

К тому же миграция усиливает конкуренцию на рынке труда для отечественной рабочей силы: особенно для молодежи, семейных и пожилых работников. Данную категорию обычно устраивает простая работа в тех секторах экономики, где не надо иметь высокой квалификации. По данным СМИ, в некоторых организациях ЖКХ, торговли, общепита, созданных мигрантами, нет вакансий рабочих мест для местного населения.

К сожалению, ФМС РФ за годы своего существования не создала системы информирования потенциальных переселенцев в Россию. Многие вынужденные переселенцы нередко едут "вслепую", ошибаются в выборе места жительства и вынуждены переезжать с места на место.

По мнению специалистов, в России население ежегодно уменьшается на 1 млн. человек, и это сказывается на экономике, поэтому Россия не сможет успешно развиваться без притока мигрантов <*>. В РФ есть территории, где происходит одновременно и миграционная, и естественная убыль населения (районы Крайнего Севера). Миграция в них количественно дополняет естественные потери населения и тем самым ускоряет сокращение его общей численности.

<*> Там же. С. 8.

Любые государственные меры борьбы с нелегальной миграцией бесполезны, если работодателям выгодна подобная система найма рабочей силы, ее оплаты и налогообложения. По данным МВД, мимо государственной казны таким образом "пролетают" миллиарды долларов, оседающих в кармане подобных работодателей.

Выход из сложившейся ситуации: строгое соблюдение Трудового и Налогового кодекса, обеспеченное принудительной силой государства. Работодатель лишнего человека не наймет, если будет платить за него все положенные налоги.

Одна из главных трудностей в определении основных направлений миграционной политики любой страны, в том числе РФ, - проблема статистической отчетности миграции. Ее параметры и являются исходными для разработки тех или иных направлений государственной политики, в том числе и занятости населения. Получить достоверные данные миграции достаточно сложно, этим вопросом занимаются Госкомстат РФ, МВД РФ, МИД РФ, ФМС РФ. При подсчете этих данных к официальной миграции необходимо добавить неофициальную. По данным специалистов, объемы нелегальной миграции во много раз превышают официально зарегистрированную <*>.

<*> Вышегородцев М.М. Факторы, определяющие оптимизацию миграционной политики РФ // Трудовое право. 2003. N 10. С. 79.

Надо отметить, что государственному учету подлежат только те мигранты, которые прибывают на постоянное место жительства в РФ на длительный срок. Все остальные категории мигрантов не учитываются и остаются без контроля. Например, в столице насчитывается более 100 тыс. граждан Китая, а на налоговом учете состоят 200 человек <*>. Однако миграция имеет и плюсы: она способна в определенной мере восполнить нехватку местных трудовых ресурсов.

<*> Там же. С. 80.

По данным специалистов, волна миграции в Россию в ближайшем будущем сократится в силу различных факторов: из-за чеченской войны, безработицы, расхождения между изданными законами и их реализацией, трудностей адаптации в новых местах и др. <*>

<*> Переведенцев В. Из нового зарубежья - в Россию // Человек и труд. 2001. N 9. С. 34.

Нельзя допустить, чтобы мигранты чувствовали себя в России изгоями, но и мириться с миграционной вседозволенностью недопустимо.

Разработка оптимальной государственной политики должна принимать в расчет интересы и потребности и местного населения, и мигрантов.

Опасность представляет отсутствие грамотной миграционной политики и государственного контроля за иммиграционными процессами. Будущее миграции в России будет зависеть от российского законодательства и правоприменительной практики. Люди всегда переезжают туда, где лучше. Чем привлекательнее станет жизнь в России, тем сильнее у граждан бывших союзных республик будет желание перебраться к нам.

Обратная сторона данной проблемы - миграция из России.

По данным Комиссариата ООН по делам беженцев, Россия находится на первом месте в мире по числу граждан, желающих навсегда уехать из страны <*>. Однако возможности их приема у зарубежных государств часто ограничены.

<*> Трухина Я. Потенциал трудовой миграции из России в страны Южной Европы // Человек и труд. 2004. N 2. С. 23.

Проблема нехватки специалистов решается в основном "точечно": отбор среди претендентов проводится строго по заданным критериям и в определенном количестве.

Россияне хотят работать за рубежом, чтобы приобрести опыт работы и жизни, удовлетворить желание к "перемене мест", самореализоваться. Потенциальные трудовые мигранты обладают и слабыми, и сильными сторонами. К их сильным сторонам можно отнести довольно высокую профессиональную подготовку, знание иностранных языков. К слабым сторонам следует отнести отсутствие реальных представлений о возможностях трудоустройства за границей. Многие хотели бы работать в качестве специалистов или менеджеров и получать высокую зарплату. Но такие ожидания россиян зачастую не оправдываются. Согласно разным социологическим опросам, среди причин неудовлетворенности работой российских мигрантов за границей были названы: ее несоответствие полученному образованию, опыту работы, низкая зарплата, непрестижность, плохие условия труда, культурные и языковые проблемы. Средняя зарплата мигрантов в европейских странах составляет 700 долларов, что по их меркам довольно мало <*>.

<*> Там же. С. 24.

Нелегальная миграция

Нелегальные мигранты - это лица, не имеющие рабочей визы и подписанного сторонами трудового договора. Произвести точный подсчет нелегальных мигрантов невозможно (по весьма условным подсчетам, в средней принимающей стране их насчитывается по несколько миллионов человек).

Возникают определенные проблемы при совместной деятельности людей, представляющих различные национальные культуры и отличающихся по образовательному уровню и этнической принадлежности.

Основное количество в их составе составляют низкоквалифицированные и низкообразованные лица. Их труд недорог, они трудятся в основном в сельском хозяйстве и в сфере услуг (часть рабочих мест уже называются мигрантскими из-за заполнения их мигрантами на целые годы вперед), к тому же они часто трудятся в криминальном бизнесе. Их проще уволить с работы. Им реже, чем коренному населению, предоставляется возможность профессионального обучения и повышения квалификации. Они находятся в очень уязвимом положении из-за своего нелегального статуса или из-за характера работы, которую выполняют. Они не имеют официального статуса мигранта, поэтому не являются субъектами социальной защиты. В некоторых странах (например, в США) официальные мигранты получают: единовременное солидное денежное пособие, помощь в посещении языковых курсов и в трудоустройстве, жилищные субсидии и др.

Наиболее опасные последствия нелегальной миграции - это проникновение вместе с мигрантами террористических и уголовных элементов.

Нелегальные мигранты во время работы часто не имеют минимальных трудовых прав (государственного минимума оплаты труда - МРОТ, установленных законом нормальной продолжительности рабочей недели и видов отдыха, ограничения права на увольнение, у них часто отмечается повышенная интенсивность работ, длительная задержка выплаты зарплаты и выплата ее в неполном объеме и др.).

Помощь им оказывает обыкновенно соответствующая этническая община. Эти мигранты легко попадают в сети организованной преступности. Они работают на таких низкоквалифицированных работах, которые:

  1. не выполняет местное население;
  2. не будь таких работников, были бы или автоматизированы, или ликвидированы.

Притом они работают за зарплату, меньшую, чем добились местные профсоюзы.

Мигранты выполняют эти работы по необходимости и в надежде получить более привлекательную работу. Отсутствие таких шансов ограничивает миграцию: замечено, что люди неохотно мигрируют в те регионы, где практически нет шансов на профессиональное продвижение, получение более привлекательной работы, поскольку такая ситуация означает длительное сохранение невысокого статуса мигранта.

Все это вместе взятое вызывает неприязнь местного населения и социальные конфликты (недавние погромы во Франции, производимые мигрантами, - подтверждение этому).

Многие нелегальные мигранты не имеют письменного трудового договора с нанимателем, у многих таких нелегальных мигрантов отмечается сверхэксплуатация их труда, использование элементов принудительного труда и дискриминация.

Зачастую хаос на рынке труда и коррупция властей ведут к массовой маргинализации мигрантов, возрождению рабства и феодальной практики применения принудительного труда, в том числе и бесплатного. В отношении таких мигрантов отмечаются различные элементы насилия - от обмана и шантажа до похищения людей, принуждение женщин к сексуальным услугам, ограничение свободы перемещения, изъятие личных документов, физическое и психологическое насилие и др. Некоторые СМИ называют подобное положение дел "невольничьим рынком труда".

Такие ужасающие факторы возможны на фоне коррупции государственного аппарата, недоверия к ним со стороны трудящихся-мигрантов, неверия в то, что можно добиться справедливого наказания для эксплуататоров-преступников. Это проявление низкого уровня правосознания мигрантов и объективной слабости механизмов защиты потерпевших, особенно в российской правовой системе.

Во всех странах Европы отмечается рост преступлений, совершаемых мигрантами. В списке таких преступлений - незаконное ношение оружия, грабежи, угоны, кражи <*>. Попытки локализовать таких людей в специальных лагерях успеха не имели.

<*> Никольская Г.К. Указ. соч. С. 82.

Считается, что самый эффективный способ бороться с нелегальной миграцией - ее легализовать. Любому государству выгоднее получать в казну налоги от иностранных работников, чем их депортировать и преследовать штрафами.

Миграционную амнистию широко применяют во всем мире (среди ее мер указываются следующие мероприятия: создание единой информационной базы данных - работ для мигрантов, миграционных бирж труда). Если настоящих преступников амнистирует государство, то тем более применима эта гуманная мера к зачастую просто несчастным людям, которые вынуждены спасаться таким образом от нищеты.

Заключение

Миграция - такое явление, бороться с которым невозможно. Она всегда была, имеет место в настоящем и будет в будущем.

Разные международные организации (ООН, МОТ, ЕС, СНГ и др.) пришли к выводу, что надо не бороться с различными миграционными организациями (этническими общинами), а сотрудничать с ними. Предлагаются следующие меры <*>.

<*> Никольская Г.К. Указ. соч. С. 82.

Необходимо грамотно координировать законодательные процессы в этой области с соответствующей правоприменительной практикой. Поощрять миграцию из экономически слаборазвитых перенаселенных регионов. Поощрять временную миграцию, которая покажет, как надо работать в другой стране, - отправление в научные стажировки, работа по срочным трудовым договорам. Не допускать превалирования одной этнической группы над другими. Направлять мигрантов в те отрасли экономики, где они наиболее востребованы. Оказывать помощь в адаптации мигрантам, но и не забывать о коренном населении. Не поощрять семейной миграции. Надо, чтобы мигрант обязательно возвратился домой. Переводимые деньги использовать не только для личных нужд, но и для экономического развития. Регулярно проводить миграционные амнистии и хотя бы частично легализовать нелегальных мигрантов. Вводить квоты не на приглашения иностранцев, а на разрешения на работу, чтобы мигрант, получивший такую квоту, обладал трудовой правосубъектностью в полном объеме (включая право на свободный поиск работы, обжалование действий работодателя и т.д.).