Мудрый Юрист

Защита авторских прав и рыночные инновации

В соответствии со Стратегией Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 г. <*> предпринимательский сектор экономики определяет спрос на передовые технологии, в которых одними из значимых составляющих являются программные продукты - объекты авторского права.

<*> Доклад о Стратегии РФ в области развития науки и инноваций до 2010 г. сделан на заседании Правительства РФ 15 декабря 2005 г. // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2006. N 2.

Защита авторских прав является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России. Согласно статистике от 5 до 8% всех товаров и услуг в мире - пиратские, контрафактные. Программные продукты в этом списке занимают первое место. Это наносит значительный материальный ущерб как авторам, правообладателям, так и государственной казне, лишаемой причитающихся ей налоговых поступлений от реализации исключительных имущественных прав в гражданском обороте.

В числе стран, в которых "интеллектуальное пиратство" получило наибольшее распространение, находится и Россия. По утверждению специалистов, она прочно занимает ведущее место, по ряду позиций даже обогнав Китай, уровень пиратского использования программных продуктов в котором создает угрозу применения международных санкций. Для иллюстрации: доля подделок на российских рынках программ для ЭВМ и баз данных достигает 80% от всего объема продаж. При этом общие потери России от пиратов составляют, по самым скромным подсчетам, 1 млрд. долларов США в год.

Несмотря на то что сегодняшнее законодательство имеет достаточно эффективные правовые механизмы защиты от незаконного внедоговорного использования объектов авторского права, тем не менее далеко не всегда эти механизмы эффективно реализуются на практике. Причины состоят не только в экономических, но и во внеэкономических факторах, которые порой влияют на уровень правозащищенности ничуть не меньше. Общественные отношения, возникающие в сфере авторского права, требуют при их правовом регулировании применения разнородных методов, присущих различным отраслям российского права.

Защита авторских прав в основном действует по принципу возмещения убытков авторам, обладателям исключительных имущественных прав на использование программных продуктов. В некоторых случаях применяются публично-правовые методы (административное право, уголовное право). Защита авторских прав - это сложный комплексный процесс, который предполагает осуществление специальной государственной политики и мероприятий, планируемых и реализуемых правоохранительными органами власти.

Данные обстоятельства определяют необходимость развития отношений авторского права в целом, а также вопросов реализации и защиты исключительных имущественных прав авторов, обладателей прав на программные продукты.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. определить правовые основы регулирования авторских правоотношений по поводу введения в гражданский оборот программных продуктов;
  2. провести анализ правозащищенности авторов при осуществлении ими предпринимательских отношений по поводу использования программных продуктов;
  3. обеспечить реализацию всех пунктов авторского договора;
  4. реализовать механизмы защиты исключительных имущественных и личных неимущественных прав авторов.

Инновационная политика России в контексте создания и использования новейших программных продуктов направлена на реформирование существующих предприятий и повсеместное создание наукоемких производств, направленных на рост валового внутреннего продукта страны за счет внедрения новых технологических решений и расширения рынков сбыта российских товаров, работ и услуг.

Эффективное использование программных продуктов обеспечит вытеснение прежних технологий и будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции отечественных промышленников. При этом будет широко применяться коммерческая форма взаимодействия науки и предпринимательства, основанная на изменениях институциональных и законодательных условий инновационной сферы экономики Российской Федерации.

Основными направлениями инновационной политики должны стать:

  1. государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов создания и использования в гражданском обороте программных продуктов за счет введения определенных налоговых льгот, предоставления специальных кредитов, грантов, государственных гарантий защиты авторских прав;
  2. совершенствование налоговой системы в отношении средств, финансируемых на создание и эффективное использование программных продуктов в инновационном предпринимательстве;
  3. получение квот в зарубежных кредитных линиях и реализация высокоэффективных инновационных проектов с использованием программных продуктов под гарантии государства;
  4. развитие лизингового механизма при покупке и использовании наукоемкого информационного оборудования;
  5. разработка правового механизма участия инновационно-активных предпринимателей в международных проектах;
  6. планирование в бюджетах разных уровней возможностей предоставления государственных инвестиций в программы и проекты, имеющие стратегическое значение для экономической самостоятельности России;
  7. развитие научно-технического потенциала страны с учетом информационной составляющей;
  8. формирование правовых и экономических условий осуществления предпринимательских отношений создания и введения в гражданский оборот программных продуктов;
  9. создание специальных коммерческих фирм (биржи инноваций), обеспечивающих реализацию и техническое обслуживание использования программных продуктов в предпринимательских отношениях;
  10. разработка приоритетных инновационных проектов на перспективу, сопутствующих изменениям основных производственных процессов;
  11. определение базовых отраслей и производств, которые обеспечат основные задачи инновационной программы реформирования предпринимательских отношений в России;
  12. создание методик мониторинга по определению потребности в программных продуктах на предпринимательских рынках.

Реализация основных направлений инновационной политики Российской Федерации обеспечит:

  1. формирование институтов инновационной деятельности на основе нормативно-правовой законодательной базы;
  2. расширение мероприятий экономико-правовой защиты авторских прав создания и введения программных продуктов в гражданский оборот;
  3. разработку механизмов предоставления налоговых льгот, государственных гарантий на возврат предпринимательских кредитов с использованием программных продуктов;
  4. создание системы финансирования на безвозвратной основе приоритетных инновационных проектов, признанных общенациональными и обеспечивающих экономическую безопасность <*>;
<*> См.: Янковский К.П. Введение в инновационное предпринимательство. СПб.: Питер, 2004. С. 35 - 42.
  1. развитие в целом информационной инновационной инфраструктуры, подтвержденной правительственными и отраслевыми нормативными документами;
  2. совершенствование системы защиты авторских прав;
  3. объединение организационных и финансовых ресурсов авторов, обладателей программных продуктов при их введении в гражданский оборот;
  4. увеличение количества совместно реализуемых проектов в области проблемно-определенных федеральных, региональных, международных задач инновационной информационной политики страны;
  5. концентрацию усилий органов власти по поводу управления и коммерциализации программных продуктов в предпринимательских отношениях;
  6. формирование сегментов национальной инновационной системы предпринимательства при создании и использовании программных продуктов;
  7. осуществление мер по обеспечению развития информационной, инвестиционной, нормативной инфраструктуры предпринимательских отношений авторов, обладателей программных продуктов;
  8. создание комплексных проектов Российской Федерации по внедрению новейших технологических информационных решений;
  9. разработку механизмов совместного финансирования инновационных коммерческих проектов с привлечением федеральных и региональных бюджетных средств, венчурного капитала, международных кредитов;
  10. увеличение количества и повышение качества подготовки специалистов в области защиты авторских прав и области коммерческого использования исключительных имущественных прав при введении программных продуктов в предпринимательский оборот <*>.
<*> См.: поручение Правительства РФ от 11 ноября 2000 г. N ИК-П8-30435.