Мудрый Юрист

Программа ректора московского государственного университета культуры и искусств "мгуки: к устойчивому развитию!"

"Одним из важных конкурентных

преимуществ России на мировом рынке

является образование"

В.В. Путин

Речь на заседании Госсовета РФ

"Прежде всего следует объективно

оценить сделанное за эти годы и

напомнить, что мы должны будем сделать.

Необходимо определить, какими ресурсами,

какими возможностями мы располагаем.

Нам надо понять, на каком этапе

организационного и правового развития

сегодня находится наша отрасль, какие

перемены здесь возможны, чего мы хотим,

чего не хотим, что готовы сделать и что не готовы"

М.Е. Швыдкой

Речь на заседании 5-го Координационного совета

по культуре и кинематографии

Кротова Н.В., ректор МГУКИ, доктор экономических наук, профессор.

"Знаю как!" (Know how)

Вся моя трудовая жизнь неразрывно связана с университетом, в котором я прошла долгий путь, от старшего преподавателя до директора ИЭУП. Я всесторонне знаю вуз, многочисленные направления его деятельности, вижу его дальнейшие перспективы развития. Университет дорог мне тем, что в нем до сих пор работают мои учителя, мои ученики, коллеги и друзья. Мне хорошо знакомы не только многолетние традиции университета, но и его проблемы.

В сегодняшней ситуации очень важно сохранить не только преемственность традиций и достижений университета, но и обеспечить поступательное, эволюционное его развитие, избегая кризисных ситуаций и радикальных изменений.

Главная цель программы - обеспечить устойчивое развитие МГУКИ в условиях новых экономических отношений и реформы образования и науки! Поэтому данная предвыборная программа называется "МГУКИ: к устойчивому развитию!".

Программа базируется на достижениях университета:

Данный перечень наших достижений можно продолжить, но гораздо большего внимания заслуживают проблемы, которые ждут своего решения. Эти проблемы вам также хорошо известны:

Программу наших совместных действий я представляю как состоящую из двух частей - это программа-максимум и программа-минимум.

В рамках программы-максимум главная задача университета видится в разработке новой стратегии развития, на основе концепции развития институтов, факультетов, кафедр, библиотеки, всех структурных подразделений. Программа-максимум базируется на серьезной методологической основе, организационно-методическом обеспечении и требует для своей подготовки достаточно продолжительного периода времени. В этой связи выделю только ее ключевые задачи и направления.

Составными элементами данной программы являются:

  1. Учет современных тенденций развития образования в России и мире.

Одна из основных - глобальные факторы мирового развития, экономическая и культурная интеграция, становление информационного общества будут оказывать влияние на возрастание роли гуманитарного образования в России.

Последствия присоединения России к Болонской декларации, обязывающие принятие ряда мер:

Наряду с внешними будут оказывать влияние и внутренние социально-экономические факторы. К наиболее важным из них можно отнести следующие:

  1. Создание на базе МГУКИ университетского комплекса - новой модели университета культуры и искусств - университета третьего тысячелетия, конгломерата учебных заведений, научных лабораторий и структурных подразделений. Как государственное бюджетное образовательное учреждение, университет должен осуществлять свою деятельность в соответствии с законами РФ, при полной академической свободе реализации своих планов. Создание новой модели завершит строительство университетского городка, который явится для Левобережья градообразующим учреждением.

Развивая МГУКИ, можно рассматривать его как градообразующее учреждение для Левобережья, есть все основания развивать его как университетский город.

Инновационная структура университета МГУКИ как университетского комплекса:

образовательное многоуровневое учебное заведение, учебный центр традиционной культуры и искусства и новых управленческих технологий;

наукоград;

центр инновационного бизнеса.

За основу данной модели считаем целесообразным взять концепцию Всемирной конференции по высшему образованию в Париже, которая поменяла парадигму развития университетов (от классической схемы Гумбольдта "наука + образование" к схеме "наука + образование + инновационный бизнес". Так, университет, сохраняя фундаментальность образования, увеличивает поток финансовых средств не столько за счет платы за обучение или сдачи помещений в аренду, а в результате продажи творческих разработок и технологий, создаваемых учеными, аспирантами, студентами.

Позиционирование МГУКИ на образовательном рынке требует корректировки системы стратегической цели, существующих направлений высшей профессиональной подготовки, укрепления имиджа и активной рекламы бренда "Университет культуры" как уникального учебного заведения, ориентированного на подготовку интеллектуальной элиты общества, специалистов по развитию и сохранению многонациональной культуры, распространению культурных ценностей, организации и продаже культурных услуг, созданию социокультурных условий для самореализации личности, развитию культурно-творческого капитала России.

Нужно не только сохранить отраслевой профиль образовательной деятельности, но и поднять на новый технологический уровень подготовку кадров. Вместе с тем следует учитывать диверсификацию деятельности организаций культуры. Организации культуры - театры, библиотеки, музеи, концертные организации, выставочные, культурно-досуговые и продюсерские центры и др. - остро нуждаются в хороших менеджерах, продюсерах, экономистах, специалистах по рекламе, связям с общественностью в масс-медиа, умеющих сделать деятельность организации доходной, владеющих всеми приемами и технологиями, диктуемыми условиями рынка.

Современная парадигма образования - "образование для устойчивого развития" - требует подготовки эффективных специалистов, умеющих быстро принимать решения и добиваться успеха.

  1. Привнесение нового качества в образовательную деятельность вуза:
  1. Разработка новой концепции научных исследований и консалтинга на основе:
  1. Совершенствование методологии образования целесообразно вести в рамках:
  1. Развитие культуры профессиональной деятельности, что подразумевает:

Программа-минимум должна включать в себя решение следующих первоочередных задач:

провести анализ себестоимости оказываемых услуг, выделить факторы, влияющие на конечный результат, точки роста;

  1. выявить и предупредить лишние затраты университета за счет ликвидации ненужных расходов, непроизводительных затрат ресурсов, бесхозяйственности, потери рабочего времени; 2) определить неиспользованные резервы увеличения суммы прибыли и ее эффективного использования, роста рентабельности, улучшения финансового состояния университета;

Заслуживает всемерной поддержки развитие студенческого самоуправления и расширение участия студентов в жизни университета: создание студенческого (общественного) ректората, студенческой филармонии, продюсерского центра, оперного театра, студии дизайна, периодической консультации, клуба журналистов и поэтов, киностудии и т.д.;

Воспитание молодежи в совместных делах в духе преданности университету и Отечеству - залог преемственности поколений и гарантия того, что и в будущем МГУКИ останется флагманом образования в сфере культуры и искусства.

Будущее МГУКИ определяется тем, насколько быстро и успешно мы сможем реализовать намеченные планы:

мы обязаны подняться на качественно новую ступень развития образования;

проводить наступательную политику на мировом рынке образовательных услуг;

сохранить уникальность нашего университета по подготовке духовной элиты общества.

Уникальность Московского государственного университета культуры и искусств - заслуга всех, кто работал и учился в университете, его замечательных профессоров и преподавателей, выдающихся ученых и артистов, режиссеров и композиторов, дирижеров и библиотечных работников, всех его выпускников, прославивших университет.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы продолжаем святое дело служения образованию, науке, культуре и искусству. От нашей верности традициям, помноженной на творческий поиск нового и самоотверженную работу, зависит устойчивое развитие Московского государственного университета культуры и искусств.

Вместе мы все сможем!