Мудрый Юрист

Перспективы развития законодательства в информационной сфере

Зайцева А.А., заведующая учебно-методическим кабинетом Дальневосточного юридического института Хабаровского государственного технического университета.

За прошедшие пятнадцать лет, и в особенности в последнее десятилетие, отмечалось бурное развитие законодательства в информационной сфере. В настоящее время сформирован комплекс федеральных законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, включая указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты исполнительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов. Несмотря на обилие правовых актов, значительная часть проблем правового регулирования информационных отношений еще остается нерешенной.

Комплексный характер отношений в сфере информации и информатизации, частично или полностью регулируемых смежными отраслями (конституционным, гражданским, административным, уголовным, процессуальным и др.), существенно осложняет определение границ информационного законодательства <*>. При слишком расширенном подходе к определению информационной сферы и включении в нее смежных областей делает ее правовое регулирование практически безбрежным. При этом искусственное сужение рассматриваемой сферы повлечет отсутствие единого концептуального подхода, рассогласование правового регулирования, неувязке правовых терминов, что не позволяет сформировать качественную цельную систему правового регулирования <**>. В качестве способа решения указанной проблемы целесообразно разделить направления правового регулирования информации на два блока. В первый блок следует включить вопросы, которые составляют ядро сферы информации, правовое регулирование которых в основном не выходит за ее рамки. Ко второму блоку должны быть им отнесены вопросы, которые составляют предмет регулирования иных сфер, но имеющие принципиальное значение и для правового регулирования сферы информации и информатизации. Например, криминализация противоправных деяний в информационной сфере является предметом уголовного законодательства, однако имеет принципиальное значение для обеспечения соблюдения информационного законодательства.

<*> Терещенко Л.К. Концепция развития законодательства в сфере информации и информатизации // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2004. С. 317.
<**> Тихомиров Ю.А., Ноздрачев А.Ф., Терещенко Л.К. Концепция развития административного законодательства // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2004. С. 514.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в сферу полномочий таких федеральных органов исполнительной власти, как Минкультуры, Минсвязи, Минэкономразвития, и др. вошли различные аспекты информационных отношений, что обусловило включение вопросов информации и информатизации в сферу интересов и полномочий различных органов исполнительной власти, в том числе связанных с разработкой законопроектов. В целях предупреждения возникновения конфликта интересов между федеральными органами государственной власти целесообразна разработка государственной концепции развития законодательства в информационной сфере.

Одним из документов, направленных на выработку согласованной государственной политики в сфере информационного законодательства, является утвержденная 9 сентября 2000 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Доктрина информационной безопасности Российской Федерации <*>. В ее развитие был разработан документ рекомендательного характера под названием "Основные направления нормативно-правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации", одобренный на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности (решение N 5.4 от 27 ноября 2001 г.) <**>. Указанный документ определял первоочередные меры по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности по пяти основным направлениям.

<*> Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. письмом Президента Российской Федерации N Пр-1895 от 9 сентября 2000 г. // Рос. газ. 2000. 16 мая.
<**> Не публиковалась.

К числу первоочередных мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности в области конституционных прав и свобод человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, отнесена разработка законопроектов: "О персональных данных" (вариант законопроекта принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации); "О праве на информацию" (законопроект разработан в Минэкономразвития, кроме того, принят и вступил в силу аналогичный Закон Калининградской области); "О коммерческой тайне" (вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"); "О неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне" (не принят); "О защите нравственности" (в настоящее время в Комитете Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей находится в работе проект федерального закона о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию"); "О служебной тайне" (частично основы регулирования отношений в указанной области регулируются действующим Федеральным законом "О государственной гражданской службе в Российской Федерации"); "О средствах массовой информации" в части установления общественного контроля за деятельностью средств массовой информации (нет реализации), предотвращения монополизации рынка массовой информации (нет реализации), а также регулирования распространения массовой информации с использованием глобальных информационных сетей (осуществляется в рамках действующего законодательства); и др.

К числу первоочередных мер по совершенствованию информационной безопасности в области государственной политики в указанном документе рекомендуется разработка проектов законов, обеспечивающих приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Европейской конвенции о трансграничном телевидении и других общеевропейских актов в сфере средств массовой информации, а также обозначена необходимость внесения и изменений и дополнений в ряд действующих законов в областях развития современных информационных и телекоммуникационных технологий, защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, включая поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, функционирования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Очевидно, что указанный документ достаточно верно отразил на момент его утверждения основные потребности в развитии законодательства в информационной сфере, что подтверждается соответствующими принятыми впоследствии федеральными законами и разрабатываемыми в настоящее время законопроектами.

Основные направления развития законодательства в сфере информации и информатизации

В связи с интенсивным развитием информационных технологий, средств и способов производства, хранения и распространения информации, а также в связи с ратификацией Государственной Думой 25 ноября 2005 г. Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. существует потребность в совершенствовании законодательства в сфере информации и информатизации.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится прошедший первое чтение проект Федерального закона N 217354-4 "Об информации, информационных технологиях и защите информации", который позволит приблизить российское законодательство к международной практике регулирования информационных отношений, установить правила и перечень способов защиты публичных и гражданских прав на информацию, законодательно закрепить принципы использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе при международном информационном обмене, а также заложить правовую основу создания и эксплуатации государственных и иных информационных систем.

Предусматривается, что в результате принятия указанного законопроекта утратят силу: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон от 4 июня 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" и другие нормативные правовые акты <*>.

<*> См.: пакет документов, представленных к рассмотрению в первом чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", "Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в связи с проектом Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации".

Кроме того, будут внесены изменения в Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (в части приведения в соответствие с новым законом понятийного аппарата и правил регулирования государственных информационных систем), в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другие нормативные правовые акты.

В связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" предполагается также принятие федеральных законов "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления", "О персональных данных", "О служебной тайне" и иных соответствующих нормативных правовых актов.

Основные направления развития законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации

Несмотря на происходившее начиная с 1990 г. бурное развитие информационного права Российской Федерации, законодательство о средствах массовой информации в последние 15 лет развивалось сравнительно медленно. Правовую основу деятельности средств массовой информации составляют сейчас ряд федеральных законов, соответствующих законодательных актов субъектов Российской Федерации, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовая база регулирования отношений в сфере средств массовой информации на федеральном уровне представляет собой отрывочный набор нормативных правовых актов, не обеспечивающих весь комплекс потребностей в правовом регулировании этой сферы правоотношений <*>. С одной стороны, значительное число проблем осталось нерешенным. С другой стороны, требуется существенная корректировка уже принятых законодательных актов, что подтверждается значительным количеством законодательных и иных нормативно-правовых актов в информационной сфере, принятых субъектами Российской Федерации, в том числе в целях компенсации пробелов в федеральном законодательстве <**>.

<*> Например: Тарбеев М. О трудностях и проблемах кабельного телевидения в России // Телевидение и радиовещание. Broadcasting. 2004. N 1. Январь - февраль. С. 35 - 39.
<**> Например, Закон Калининградской области от 29 ноября 2001 г. N 89 "О государственной поддержке информационных технологий" // Рос. газ. (г. Калининград). 2001. 14 дек.; Закон города Москвы от 28 января 1998 г. N 2 "О кабельном телевидении в городе Москве" и др.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О средствах массовой информации" является базовым для указанной сферы. Общепризнанно, что указанный закон требует существенной корректировки и приведения его в соответствие с действующим законодательством, и в первую очередь с Гражданским кодексом Российской Федерации. Об этом свидетельствует имеющаяся группа законопроектов "О внесении изменений о дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", находящихся на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по информационной политике, а также проекты новых версий федерального закона "О средствах массовой информации", подготовленные депутатами Государственной Думы, автором действующего закона о СМИ М.А. Федотовым, Индустриальным комитетом <*> и Минкультуры РФ <**> и др. Как показала практика, попытки написания нового Законопроекта "О средствах массовой информации" приводят к появлению законопроектов, в основном повторяющих действующий Закон. По-видимому, нецелесообразно принимать новый Закон "О средствах массовой информации", а следует внести необходимые изменения и дополнения для приведения его в соответствие с действующим законодательством. Учитывая продолжительную практику применения указанного закона, его существенные изменения нежелательны, так как могут привести к созданию значительных трудностей в деятельности средств массовой информации.

<*> См.: Воинов А. Сравнительный анализ новых проектов закона о СМИ; Шевердяев С. Основные проблемы проектов федеральных законов о средствах массовой информации // Законодательство и практика массмедиа. 2003. Февраль. С. 3 - 36.
<**> Вокруг принятия планов развития СМИ до 2010 г. глава Минкультуры не ожидает скорого появления новой редакции закона о СМИ // Законодательство и практика массмедиа. 2005. Сентябрь. С. 4.

Среди нерешенных проблем правового регулирования средств массовой информации следует выделить следующие вопросы:

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что для обеспечения прав телезрителей и радиослушателей необходим базовый закон, который бы устанавливал правовые основы телевещания и радиовещания. Соответствующий законопроект более шести лет назад при участии всех ведущих юристов и представителей крупнейших российских телерадиокомпаний разработан и в настоящее время находится в Государственной Думе. По непонятным причинам он "заморожен" в Комитете Государственной Думы по информационной политике.

Недопустимым является отсутствие в российском законодательстве установленных законом норм, устанавливающих порядок лицензирования организаций, осуществляющих телевещание, радиовещание и вещание дополнительной информации в Российской Федерации. В отсутствие закона, который бы конкретизировал порядок лицензирования телерадиовещания, предоставление соответствующих лицензий производится по правилам, установленным исполнительной властью посредством нормативно-правовых актов. Это способствует необъективности и коррупции в принятии решений о выдаче или приостановлении лицензий, препятствует опротестованию принятых решений в суде.

В отличие от Российской Федерации последнее десятилетие законодательство о средствах массовой информации государств Центральной и Восточной Европы развивалось бурными темпами, в частности, практически везде государственные телерадиокомпании были преобразованы в общественные. В республиках Прибалтики, Румынии, Молдове, Грузии, Азербайджане, Киргизии действуют внутригосударственные законы, устанавливающие порядок учреждения, организации и осуществления общественного вещания <*>. Готовится к принятию закон об общественном вещании на Украине.

<*> См. переводы законов об общественном вещании государств - бывших республик в составе СССР на сайте Института проблем информационного права: http:// www.medialaw.ru

В Концепции развития телерадиовещания в России на период 2006 - 2015 годов, подготовленной Департаментом массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2005 г. <*>, в числе первоочередных мер указано совершенствование законодательства в сфере телерадиовещания. В документе обозначена потребность в правовом обеспечении права на граждан Российской Федерации на доступ к информации, необходимость подготовки и принятия федерального закона о телевидении и радиовещании, отсутствие законодательной базы для кабельного телевидения, актуальность создания национального общественного телевидения и радиовещания. Разработка законопроекта "Об общественном телевидении и радиовещании" предусмотрена проектом среднесрочной программы экономического развития на 2005 - 2008 гг., внесенным Минэкономразвития России на рассмотрение Правительства РФ <**>.

<*> Концепция развития телерадиовещания в России на период 2006 - 2015 гг. Департамента массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации // Законодательство и практика массмедиа. 2005. Сентябрь. С. 23 - 26, а также на сайте Минкультуры РФ в сети Интернет: htth:/www.mkmk/info/ federalprogramms.
<**> Там же.

В ближайшие годы планируется переход на новый технологический уровень вещания, включая замену аналогового телерадиовещания цифровым и распространение цифровой приемной аппаратуры, что потребует подготовки и утверждения ряда нормативно-правовых актов для обеспечения такого перехода и функционирования новой системы телерадиовещания. Концепция рекомендует осуществить разработку и принятие специального Федерального закона "О Федеральной комиссии по телерадиовещанию в Российской Федерации", в компетенцию которой могли бы входить помимо функции предоставления лицензии на телерадиовещание, регулирующие полномочия по установлению стандартов качества вещания, контрольные полномочия в области соблюдения законодательства РФ и лицензионных условий, рассмотрение жалоб по вопросам, связанным с нарушением законодательства и другие.

Как видно из представленного анализа, основные направления развития законодательства в информационной сфере определены, в основном соответствуют зарубежной практике правового регулирования информационных отношений и осуществляются в соответствии международно-правовыми требованиями к обеспечению свободы слова и иных прав и законных интересов граждан в области производства, хранения и распространения информации.