Мудрый Юрист

Исторический очерк становления этики как науки о морали

Ревина И.В., старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Курского государственного технического университета.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии.

С давних времен институты права, в том числе уголовно-процессуального, рассматривались сквозь призму их нравственной обусловленности, моральных категорий и принципов, общечеловеческих ценностей и идеалов, поскольку само право возникло на основе представлений общества о справедливости, о добре и зле, о правом и неправом.

Как справедливо отмечается в литературе, "нравственное измерение права - неотъемлемое условие его дальнейшего развития и совершенствования, усиления его личностной, гуманистической ориентации" <*>.

<*> Лукашева Е.А. Право, мораль, личность / Е.А. Лукашева. М.: Наука, 1986. С. 4.

Одна из попыток показать нравственное основание права принадлежит Сократу. Сократ подобно Конфуцию мораль и право сливает в единое целое; рассуждая о справедливости, он говорил так: "Я думал, что нежелание поступать несправедливо есть достаточное доказательство справедливости. Если ты с этим не согласен, посмотри, может быть, тебе больше понравится вот что: я говорю, что законно, то справедливо" <*>.

<*> Цит. по: Иванов В.Г. История этики древнего мира / Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1980. С. 146.

В этой связи определенный интерес представляет развитие этики как науки о морали.

История этической мысли удивительно разнообразна и противоречива. Ее противоположные тенденции, своеобразно отражающие борьбу основных философских учений, были представлены в истории этики многообразием школ и направлений. Не преследуя цели "объять необъятное", рассмотреть все существующие подходы по обозначенной проблематике, мы постарались учесть все то ценное, рациональное, что было достигнуто в данной области на основе анализа учений наиболее ярких представителей античности, средневековья и нового времени.

В целом античная этика является по преимуществу учением о добродетелях и добродетельной личности. Эта этика оптимистична, в ней утверждается нравственная самоценность и суверенность человека. Так, Демокрит первым из античных мыслителей обращается к внутреннему миру человека. При определении нравственной ценности поступка он считает необходимым учитывать единство желания и действия: "Быть хорошим человеком - значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого... Честный и бесчестный человек познается не только из того, что он делает, но и из того, что он желает" <*>.

<*> Там же. С. 135.

Начиная с софистов, Демокрита и Сократа, античная этика анализирует преимущественно понятие совершенной личности, вопрос о том, что является для нее высшим благом и каким образом это высшее благо реализуется. При этом этика исходила из предпосылки, что в той мере, в какой совершенными становятся индивиды, становится совершенным и общество, в котором они живут.

Важной вехой в истории этики, в частности в обосновании своеобразия моральной природы человека, явился сократовский тезис о том, что добродетель есть знание. "Есть просто жизнь, а есть жизнь хорошая: вторая выше первой, и человек должен жить хорошей жизнью, норму которой он может найти только в себе" <*>, - таков один из основных мотивов этики Сократа. В качестве задачи этики Сократ утверждал ее практическое воздействие на человека, на его поведение и всю его деятельность с целью обращения людей на путь добродетели.

<*> Гусейнов А.А. Этика Аристотеля. М.: Знание, 1984. С. 10.

Определенный познавательный интерес для изучения истории развития этики представляют сочинения Аристотеля. Его этическое наследие, дошедшее до нас главным образом благодаря созданным трудам (Никомахова этика, Большая этика, Эвдемова этика), включает в себя следующие три момента:

  1. Отталкиваясь от значения "ethos" как характера (темперамента), Аристотель образовал прилагательное "ethicos" (этический) для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями <*>. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин "этика". Так, в IV в. до н.э. этическая наука получает свое имя, которое носит до сих пор.
<*> Об этом см.: Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гайдарики, 2001. С. 573.
  1. Он подвел итог, суммировал все предшествующее развитие этического знания и оставил своеобразный свод этики античности, а вместе с тем и наиболее обширную, систематизированную картину нравов и ценностных ориентаций рабовладельческой эпохи.
  2. Следуя традиции, видевшей в этике учение о добродетелях, Аристотель дал развернутое, самое полное и богатое из известных в истории описание моральной личности. Так, по мнению философа, "нравственно прекрасный человек - это тот, кому присущи блага, прекрасные сами по себе, и кто осуществляет в своих поступках эти (нравственно) прекрасные блага ради них самих. Прекрасны же добродетели и дела, производимые добродетелью" <*>.
<*> Аристотель. Евдемова этика. Кн. 8. 1248 в. 35 // Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. С. 525.

Таким образом, впервые среди греческих мыслителей Аристотель основой нравственности сделал волю, преодолев тем самым в значительной степени интеллектуалистическую этику Сократа и Платона.

Непосредственным и своеобразным преемником античности стала этическая мысль средневековья. Важнейшие нравственные проблемы на данном историческом этапе приобретают теологическую, религиозно-философскую догму <*>. Наиболее последовательные теоретики христианской морали склоняются к выводу, что мораль есть простое, невыразимое самотождество, которое достигается тогда, когда человек отрешается от всего земного, в том числе и прежде всего от самого себя как единичного, особенного существа, когда родовая сущность - богоподобие - становится его единственной, всепоглощающей характеристикой. Как видно, в частности, на примере этики Августина, идея божественного происхождения моральных норм фактически приводит к отрицанию возможности их существования, а тем более действенности. Смысл этики Августина - в безусловном подчинении человека воле бога и авторитету церкви.

<*> Подробнее о христианской этике см.: Д. фон Гильдебранд. Этика. СПб.: Алетейя, 2001. С. 554 - 566.

Таким образом, если античная этика до такой степени была увлечена идеей нравственной суверенности личности, что в итоге пришла к отрицанию всеобщего содержания морали, то средневековая этика, напротив, до такой степени подчеркивает всеобщее содержание морали, что игнорирует историческую и личностную определенность ее проявлений. В этике же нового времени заметно стремление преодолеть односторонности определений морали в античности и в средневековье.

Идея объективности этики нового времени получила отражение прежде всего в социально-договорной концепции морали Гоббса <*>. Мораль для Гоббса - это не продукт общества и государства, а их предпосылка, условие, основание. Моральные законы наряду с юридическими являются силой, соединяющей людей и умеряющей их агрессивно-эгоистические наклонности. Поскольку природа человека согласно Гоббсу изначально эгоистична, зла, поэтому мораль всегда остается внешней силой, ущемляющей свободу индивидов.

<*> Об этом см.: Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. 1. С. 536, 539.

Иначе, чем Гоббс, подходит к пониманию морали Спиноза. Для него нравственность покоится на природе человека, является определенной внутренней установкой личности. "Всякий по законам своей природы необходимо чувствует влечение к тому, что считает добром, или отвращение от того, что считает злом. Но это влечение есть не что иное, как самая сущность или природа человека" <*>.

<*> Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. Ч. 4. Теорема 19. С. 539.

Вместе с тем этика XVII - XVIII вв. не способна решить проблему индивида и общества, ей не удается соединить в единой теоретической схеме понимание морали как совокупности общезначимых общественных норм и как формы самоутверждения личности. С этой точки зрения исключительно большой интерес представляет этика И. Канта.

Своеобразие кантовского обоснования морали состоит в том, что он придает ей изначальный статус <*>. Она тождественна законодательному практическому разуму. Всеобщий закон практического разума - это и есть нравственный закон. Нравственный закон конкретизируется в категорическом императиве долга: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом" <**>.

<*> Этическую концепцию И. Канта раскрывает О.Г. Дробницкий в кн.: Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977. С. 182 - 238.
<**> Кант И. Сочинения. В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260.

Кант утверждал, что для правильной нравственной оценки поступка необходимо знать, чем он обусловлен, мотивирован, т.е. каковы были субъективные побуждения человека. "Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия... Этику называют учением о добродетели, так как добродетель состоит в правильных действиях, основанных на внутренних принципах" <*>. "Разумное существо может с полным основанием сказать о каждом своем нарушающем закон поступке, что оно могло бы и не совершать его" <**>. Этот важный момент не принимался во внимание материалистами XVIII в.

<*> Там же. С. 574.
<**> Там же. С. 427.

Таким образом, Кант подытожил весь предшествующий исторический путь этической науки, ее достижения. В принципиальном плане он сказал почти все о морали, понимаемой и как свойство единичного индивида, и как составная часть идеологии общества. Дальнейшее развитие этики, связанное прежде всего с именами Гегеля и Фейербаха, было фактически выходом за установившиеся в течение 2,5 тысячи лет гносеологические и социальные рамки.

В частности, Гегель положил начало историческому пониманию нравственности, т.е. осуществил выведение и объяснение морали посредством анализа общественно-исторических определений человека; впервые в истории развития этики противопоставляет категории "мораль" и "нравственность" <*>. Понятием морального охватывается определенность внутреннего содержания воли независимо от его моральной оценки как доброго или злого, т.е. в гегелевском понимании это прежде всего субъективная мораль.

<*> Мораль и нравственность как формы общественной воли в работах Гегеля проанализировали: Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. С. 239 - 246; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. С. 165 - 169.

В "Философии права" Гегеля мораль является результатом развития абстрактного права. Абстрактное право и мораль в своем содержании одинаково односторонни, ибо праву недостает момента субъективности, а мораль, рассуждает Гегель, обладает единственно лишь субъективностью, и таким образом, оба момента сами по себе не обладают действительностью. Их единство достигается лишь в нравственности, является высшей ступенью развития идеи свободной воли <*>.

<*> Перерва В.В. Этические взгляды Гегеля. М.: Знание, 1988. С. 24.

Нравственное выступает как всеобщий образ действия индивидуумов, как нравы. Объявляя нравы, по существу, особым духовным миром, Гегель подчеркивает их объективно закономерный характер: "Подобно тому как природа имеет свои законы, так и нравы суть закон духа свободы. Нравы являются тем, чем не является еще право и мораль, а именно духом" <*>. Высшей ступенью, венцом развития нравственной идеи является государство.

<*> Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2 т. М.: Мысль, 1972. Т. 1. С. 186.

Таким образом, по мысли Гегеля, нравственность в целом представляет собой как бы социальную этику, этический аспект жизни социально организованного целого, общности, взаимосвязи структурных компонентов социума. В ней должны быть сняты односторонности абстрактного права и морали, синтезированы моменты объективного и субъективного, достигнута гармония личного и общественного интересов.

Философы морали XX в., представители, с одной стороны, экзистенциализма (Камю, Сартр), а с другой - неопозитивизма (Хеар), из тезиса о формальном содержании нравственной свободы сделали вполне определенный вывод о том, что в нравственности не может быть никаких общезначимых норм, принципов и решений. Смысл нравственности, как утверждал Сартр, состоит не в том, чтобы "быть", стать чем-то, а в том, чтобы "делать", что-то предпринимать и совершать. По мнению Камю, нравственность - это как бы непрестанное экспериментирование над собой, проверка своих внутренних возможностей без надежды на их реализацию. Мораль, - был глубоко убежден Ясперс, - это "рыцарское желание борьбы", "воля к самоиспытанию, каковая стремится испытать и удостоверить себя тем, что она способна выдержать... Нравственность - это не исполнение должного, а самовыражение себя (или же бытия) как собственного проекта (или судьбы)" <*>.

<*> Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. С. 190.

Таким образом, резюмируя проделанный нами исторический очерк, следует отметить, что этика как теоретическое обоснование и объяснение морали формируется только в эпоху рабовладельческого строя. Она не только описывает и объясняет мораль, но и учит морали. С одной стороны, этика, подобно другим наукам, решает сугубо теоретическую задачу: пытается правильно понять свой собственный предмет, воспроизвести нравственность идеально как совокупность абстрактных определений. С другой стороны, этика дает критически ценностный анализ реальных нравов и моральных представлений, одни из которых утверждает, другие отрицает, сама формулирует определенные нормативные выводы. Этика не ограничивается выяснением того, как ведут себя люди, но и стремится объяснить, как они должны себя вести.