Мудрый Юрист

Понятие и содержание права на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью ребенка

Ларионов А.А., помощник судьи Тушинского районного суда г. Москвы.

Возможна ситуация, когда потерпевшим становится несовершеннолетний гражданин. Вред может быть причинен личности, здоровью, жизни либо имуществу ребенка.

Так, во время перемены в школе несовершеннолетнему И. другим несовершеннолетним Б. был причинен вред здоровью. На лечение И. было затрачено 15 тыс. рублей. Родители И. обратились в суд с иском к родителям несовершеннолетнего Б. о возмещении вреда здоровью. Суд иск удовлетворил <*>. Подобные дела в судах - не редкость. При разрешении таких дел возникает множество вопросов, подлежащих разъяснению. В основном они касаются исключений из общих правил. Представляется, что для разрешения этих проблем прежде всего необходимо изучить понятие и содержание права ребенка на возмещение вреда. В литературе этот вопрос не исследован. Труды посвящены изучению проблем осуществления прав совершеннолетних граждан.

<*> Семейный кодекс, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802; Федеральный закон "О прокуратуре РФ" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878; Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 3995; Закон Владимирской области "Об организации опеки и попечительства над несовершеннолетними во Владимирской области"; Положение о приемной семье от 17 июля 1996 г. N 829 // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721; Федеральный закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Основанием возникновения права на возмещение вреда является поведение причинителя вреда, нарушающее субъективные права ребенка, состоящее в правонарушении (действие (бездействие)), повлекшем причинение неблагоприятных последствий имущественного или неимущественного характера либо создавшем угрозу причинения таких последствий. Таким образом, основание ответственности вследствие причинения вреда и основание применения способа защиты совпадают. Потерпевший приобретает право на возмещение вреда в случае нарушения его имущественных или иных прав. Право на возмещение вреда следует понимать как юридическую возможность ребенка требовать от обязанного лица, в том числе путем обращения к управомоченному органу государства, полного восстановления нарушенного имущественного или личного неимущественного права, компенсации понесенных либо предстоящих потерь и возможность удовлетворения этого требования.

Содержание права на возмещение вреда составляет правомочия ребенка как потерпевшего. К ним следует отнести правомочия требовать полного возмещения вреда, правомочия обратиться к компетентным органам государства с требованием о возмещении вреда, правомочия на удовлетворение требования путем возмещения понесенных или предстоящих расходов, возврата, восстановления имущества, выплаты его стоимости, уплаты единовременных и (или) ежемесячных платежей, дополнительных расходов и т.д., в случае смерти кормильца одним из правомочий может быть признание иждивенцем. Реализовать большинство правомочий, составляющих содержание этого права, ребенок не может самостоятельно по известным причинам. В таких случаях в реализации его прав принимают участие родители (лица, их заменяющие). Родители (лица, их заменяющие) обязаны обратиться с требованиями о возмещении вреда к обязанному лицу, а в случае отказа в удовлетворении требований - в суд. Ребенок может реализовать такое право лишь по достижении возраста 14 лет (ст. 56 СК). В том случае, когда родители не исполняют эту обязанность, с требованиями в суд может обратиться представитель ребенка, назначенный ему органом опеки и попечительства, либо орган (организация), на который возложена обязанность по охране прав детей.

Органами, участвующими в реализации прав ребенка, являются органы опеки и попечительства, прокурор, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие органы и учреждения, на которые возложена такая обязанность государством. Все эти органы и учреждения действуют на основании множества нормативно-правовых актов <*>. Одними из основных органов, способствующих реализации прав ребенка, являются органы опеки и попечительства. В Семейном кодексе подробно определяются задачи органов опеки и попечительства.

<*> Семейный кодекс, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802; Федеральный закон "О прокуратуре РФ" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878; Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 3995; Закон Владимирской области "Об организации опеки и попечительства над несовершеннолетними во Владимирской области"; Положение о приемной семье от 17 июля 1996 г. N 829 // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721; Федеральный закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Деятельность органов опеки и попечительства достаточно велика: они выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких людей, избирают формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, осуществляют последующий контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей, дают согласие на установление отцовства в случае смерти матери, признания ее недееспособной, лишения ее родительских прав, разрешают разногласия между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка; дают разрешение на изменение имени, фамилии ребенка; назначают представителя ребенка в случае разногласия между ними и детьми; вправе обратиться в суд с иском о взыскании алиментов на содержание ребенка, а также совершают другие действия, направленные на реализацию и защиту прав и интересов детей (п. п. 3, 4 ст. 48, п. 2 ст. 56, ст. 60, п. 2 ст. 64, п. п. 2, 3 ст. 65, ст. ст. 66, 70, 72, 77, 78, 79, 80, 121 - 123, 129, 147, 151 СК РФ). Так, в частности, органами опеки и попечительства Владимирской области установлена опека (попечительство) в отношении 3071 ребенка в 1995 г., 3340 детей - в 1996 г., 3467 детей - в 1997 г., 3479 детей - в 1998 г., на усыновление передано в 1995 г. 177 детей, в 1996 г. - 493 ребенка, в 1997 г. - 429 детей, в 1998 г. - 474 ребенка.

В правоприменительной деятельности возник вопрос о том, какие органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. На первый взгляд все, поскольку согласно ст. 34 ГК органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вместе с тем, как свидетельствует практика, имеются разные подходы к разрешению этого вопроса.

В одних случаях к таким органам относят главу местного самоуправления, в других - органы образования, здравоохранения.

Закон Владимирской области "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области" в отношении детей функции по опеке и попечительству возложил на органы образования. Однако четко не определены все функции этих органов. Например, может ли орган образования дать предварительное согласие на отчуждение имущества ребенка (ст. 37 ГК)? Думается, что нет. Такое решение должно быть принято главой районной (городской) администрации (местного самоуправления).

Как свидетельствует судебная практика, в деятельности органа опеки и попечительства имеются недостатки. Эти органы не всегда используют свое право на предъявление иска о взыскании алиментов на ребенка при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, в случае непредоставления содержания и при непредъявлении одним из родителей иска в суд, не в полной мере осуществляют профилактическую работу в отношении неблагополучных семей, нетщательно исследуют обстоятельства дела при даче заключения о лишении родительских прав, не проявляют должную заботу о сохранении жилья за ребенком, направленным в детское учреждение (ст. 60 ЖК), не в полной мере выполняют и требования Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Все эти вопросы требуют оперативного и эффективного разрешения.

Обязанность защищать права и интересы детей возлагается и на прокурора.

Деятельность прокурора по защите прав детей состоит:

во-первых, в предъявлении в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ"; ст. ст. 4, 41 ГПК РСФСР);

во-вторых, в непосредственном участии в разбирательстве дел о защите прав ребенка, даче заключений по этим делам (ст. 35 Закона "О прокуратуре РФ"; ст. ст. 72, 73 СК РФ; ст. 41 ГПК РСФСР);

в-третьих, во внесении предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представлений об устранении нарушений закона (ст. ст. 24, 25 Закона "О прокуратуре РФ");

в-четвертых, в опротестовании актов других административных органов, а также решений судов, постановленных по делам о защите прав детей, при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона "О прокуратуре РФ");

в-пятых, в контроле за исполнением решений о восстановлении прав ребенка.

Деятельность прокурора регламентируется помимо СК, ГПК и Федеральным законом "О прокуратуре РФ" <*>. Так, прокурор вправе в интересах детей обратиться в суд с заявлением, в частности, о признании брака недействительным; о лишении родительских прав, об отмене усыновления (ст. ст. 28, 70, 140 СК РФ; ст. 41 ГПК РСФСР). Прокурор также участвует в разбирательстве дел по спорам, связанным с восстановлением в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. ст. 72, 73 СК РФ). Органы опеки и попечительства обязаны уведомить прокурора об отобрании ребенка (ст. 77 СК РФ).

<*> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878.

Другим органом, осуществляющим защиту прав ребенка, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Деятельность комиссии регламентируется помимо СК, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, Федеральным законом РФ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <*>. Создаются комиссии при администрации района (города).

<*> Утверждено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., с последующими изменениями и дополнениями // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. N 23. Ст. 536; 1969. N 4. Ст. 89; 1977. N 12. Ст. 259; 1986. N 33. Ст. 919; СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Задачами комиссии являются: во-первых, предупреждение безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних; во-вторых, устройство детей на работу или учебу; в-третьих, охрана прав детей; в-четвертых, координация деятельности государственных органов и общественных организаций; в-пятых, рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и др. Согласно ст. 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции обеспечивают:

  1. осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
  2. организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  3. осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  4. подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  5. рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения при исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";
  6. оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  7. применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 70 СК комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вправе обратиться в суд с заявлением о лишении родительских прав. В других нормах СК о полномочиях комиссий не говорится. Не названы они и в ст. 56 СК, определяющей круг лиц и органов, уполномоченных защищать права ребенка. Однако это не свидетельствует о том, что комиссия не уполномочена на защиту семейных прав детей.

Защиту прав и интересов ребенка, в том числе семейных, осуществляет и нотариат России, который выполняет эту обязанность путем совершения нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах и занимающимися частной практикой, нотариальных действий от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате, далее - Основ). Перечень нотариальных действий содержится в ст. ст. 35, 36 Основ. Этот перечень не является исчерпывающим.

Законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия. Наиболее распространенными нотариальными действиями с участием детей являются удостоверение сделок, выдача свидетельств о праве на наследство и некоторые другие.

В настоящее время нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, и в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для данного вида эта форма не требовалась (ст. 163 ГК РФ). Так, в соответствии с законом обязательному нотариальному удостоверению подлежат соглашение об уплате алиментов (ст. 100 СК РФ), договор ренты (ст. 584 ГК РФ), доверенность на право заключения сделок, требующих нотариального удостоверения (ст. 186 ГК РФ), доверенности, выдаваемые в порядке передоверия (ст. 187 ГК РФ), уступка требования и перевода долга (ст. ст. 389, 391 ГК РФ) и т.д. В нотариальной форме может быть удостоверено согласие родителей на усыновление ребенка (ст. 129 СК РФ). Защиту прав ребенка могут осуществлять и другие органы.

Как свидетельствует практика, административные органы действуют от имени государства либо муниципальных образований, однако их деятельность разобщена, не согласована. Процедура деятельности является упрощенной, должным образом не урегулированной. Способы, применяемые для защиты прав несовершеннолетних, неэффективны и не позволяют окончательно и в полном объеме восстановить права ребенка. Вместе с тем нельзя отрицать, что эти органы своими действиями способствуют восстановлению прав ребенка.

Для деятельности этих органов характерно следующее.

Во-первых, они выступают по поручению государства и (или) муниципального образования.

Во-вторых, самостоятельно в рамках полномочий решают вопросы, касающиеся прав детей.

В-третьих, дают заключения по вопросам прав детей, которые принимаются во внимание судом при разрешении спора.

В-четвертых, отсутствует надлежащая процедура их деятельности.

В-пятых, способы и средства восстановления прав ограничены.

В-шестых, постановленное ими решение может быть обжаловано в суде.

В-седьмых, несогласованность, отсутствие координирующего органа.

В-восьмых, несовершенство нормативной базы, регулирующей деятельность этих органов.

В-девятых, отсутствие ясности и четкости в определении компетенции.

В-десятых, участие в нормотворческой деятельности.

В-одиннадцатых, отсутствие аппарата исполнения решений.

В.И. Данилин отмечает, что деятельность государственных органов осуществляется в определенных организационных и правовых формах, в частности: 1) нормотворческой; 2) правоохранительной; 3) правоисполнительной <*>.

<*> Семейный кодекс, Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802; Федеральный закон "О прокуратуре РФ" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; СЗ РФ. 1999. N 7. Ст. 878; Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 919 "Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей" // СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 3995; Закон Владимирской области "Об организации опеки и попечительства над несовершеннолетними во Владимирской области"; Положение о приемной семье от 17 июля 1996 г. N 829 // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721; Федеральный закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Представляется, что деятельность этих органов касается вопросов, связанных с реализацией прав ребенка до их нарушения.