Мудрый Юрист

Становление неформальных экономических отношений в странах западной европы и востока в докапиталистический период (историко-экономический аспект)

Гуров М.П., начальник кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук, доцент, полковник милиции.

Неформальная экономическая деятельность как явление возникает с появлением первых норм, регулирующих отношения в первобытном обществе, проявлявшихся в форме обычаев, традиций и т.д. Об общественных отношениях в этом обществе Ф. Энгельс писал: "Без солдат, жандармов и полицейских, без дворянства и королей, наместников, перфектов или судей, без тюрем, без процессов - все идет своим установленным порядком. Всякие споры и недоразумения разрешаются коллективом тех, кого они касаются, - родом или племенем, или отдельными родами между собой; и лишь крайнее, редко применяемое средство кровная месть" <*>. Уже и в этот период возникают первые формы неформальной экономики: грабительские набеги на другие народы, захваты территорий, имущества, рабов, наложение различных платежей и т.д. Первые формы неформальной экономики проявляются в форме силового ущемления социально-экономических интересов других народов в целях обогащения сильнейшего. Если первоначально такая система угнетения основывается на силе оружия, то в последующем она дополняется властными правомочиями.

<*> См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978. С. 105.

Огромное влияние на развитие всего мира оказал скотоводческий тип хозяйства, построенный на регулярных управляемых миграциях скота в места, где есть трава, из тех мест, где она уже выедена. Из просторов Великой степи стартовали миграции многих народов, осевших на просторах Европы <*>. Меняются и места проживания древних людей, о чем свидетельствуют раскопки, в этот период селища (неукрепленные поселения) сменяются городищами (поселениями, укрепленными стеной, валом и т.д.).

<*> Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 14.

С возникновением первых древних государств около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия произошло формирование первых командно-распределительных систем, основанных на централизованном управлении и учетно-распределительных органах, без которых невозможно было поддерживать гидромелиоративную сеть вдоль великих рек. Поскольку ручные земляные работы были исключительно трудоемкими (120 - 150 тыс. чел/час на 1 км канала), управление этими работами должно было быть не только централизованным, но и обожествленным. Отсюда - огромное значение в управлении хозяйством мифологии и жрецов как ее интерпретаторов, а также бюрократии - для контроля и учета <*>. Постепенно формировалась привилегированная социальная прослойка, стремившаяся к закреплению своего положения и реализации собственных интересов. Возникновение и существование частной собственности было тесно увязано с должностным положением чиновника, которое он мог потерять вместе с имуществом и нередко вместе с головой. В традициях восточной деспотии: царь не подчинялся закону, а его воля была законом для подданных. Поэтому система неформальных экономических отношений направлена на формальное закрепление положения привилегированных слоев, для чего использовались религиозные идеи, институт собственности, должностное положение, родственные связи и т.д.

<*> Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 16.

Возникшее социальное неравенство и эксплуатация человека человеком перестали казаться справедливыми. Участились нарушения древних обычаев, разрушался закрепленный веками и сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений периодически приходит в противоречие с их изменившимся содержанием, что приводит к многочисленным волнениям, гражданским бунтам и восстаниям, которые нередко заканчивались сменой правящей элиты. Для закрепления сложившегося положения и пресечения нарушений возникают новые правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. В результате процессы классообразования, формирования государств и возникновения законодательства протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Появляются новые источники и формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры и т.д., дополняющие обычаи и традиции. Таким образом, постепенно происходит процесс формализации в нормах законодательства сложившихся неформальных отношений и сложившейся социальной структуры общества. Это нашло отражение в Сводах законов и наставлениях по государственному управлению: "Поучения гераклеопольского царя своему сыну" (III тыс. до н.э.); "Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи" (II тыс. до н.э.); "Анналы Тутмоса III" и "Папирус Вильбура" (вторая половина II тыс. до н.э.); "Речение Ипусера" - и других документах.

С расширением территорий сформировавшихся государств в связи с активными военными походами и захватом других народов начинает формироваться система рабовладения. В различных странах типы рабства существенно отличаются. Если на Древнем Востоке преобладало патриархальное рабство - сравнительно мягкий тип рабства, когда рабы не использовались в производстве, то в античных странах получает наибольшее развитие классический тип рабства, характеризующийся высокой степенью эксплуатации рабов в производстве. Система рабовладельческих отношений еще больше усиливает социальную дифференциацию в обществе, стимулирует постоянные войны, которые выступают основным источником рабов, втягивает в систему работорговли другие народы. Если в V в. до н.э. рабы составляли в Афинском полисе 25 - 35% всего населения, то в IV в. до н.э. - уже 40 - 50% <*>.

<*> См.: Доватур А.И. Рабство в Аттике. VI - V вв. до н.э. М., 1980. С. 56 - 57.

Труд в мелких крестьянских хозяйствах не мог конкурировать с дешевым трудом рабов. Крестьяне покидали свои земельные участки, уходили в Рим и другие города, где становились пролетариями, живущими за счет государства, обеспечивающего их бесплатным хлебом и зрелищами (цирковые бои рабов-гладиаторов). К концу I в. до н.э. в Италии проживало 500 - 600 тыс. пролетариев. Крестьянские земли рабовладельцы приращивали к своим владениям. Так возникли латифундии - обширные плантации, обслуживаемые трудом рабов, живших в казарменном режиме <*>.

<*> Там же. С. 23.

Постепенно происходит процесс формализации складывающихся рабовладельческих отношений. Так, в Вавилонском царстве создается кодекс царя Хаммурапи (около 1760 гг. до н.э.), направленный на укрепление положения рабовладельца, частной собственности, упорядочение товарно-денежных отношений. От Двенадцати таблиц (451 г. до н.э.) принято вести отсчет юридической истории Рима, законы еще более упорядочивают отношения частной собственности, детализируют долговое право, регулируют ростовщические операции. По существу, эти законы утверждают рабовладельческий строй, но при наличии стойких пережитков родовых отношений. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом.

Если первоначально государство занимало пассивную позицию в борьбе с нарушителями законов, сравнимую с ролью арбитра, то постепенно с осознанием необходимости поддержания общих правил как общественной ценности оно выступает в качестве активного участника регулирования общественных отношений. Начинают создаваться органы обеспечения правопорядка, которые, "отпочковываясь" от органов общей компетенции, приобретают судебные и полицейские функции <*>.

<*> Самые ранние свидетельства о существовании специальных органов такого рода относятся к цивилизации Востока. В период IV династии (2815 - 2294 гг. до н.э.) существовали должностные лица, ответственные за безопасность в провинциях Египта.

Таким образом, с возникновением государства нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый государством, в лице его специальных судебных и правоохранительных органов. В законах реализуется воля господствующих классов, вследствие чего все больше возникает противоречий между естественным правом и законом, который перестает выражать традиционную общинную справедливость и превращается в орудие реализации своих неформальных интересов правящим классом. Возникает корпоративная правовая неформальная экономика, которая посредством использования закона, т.е. формальных норм, реализовывала интересы меньшинства и ущемляла естественные права большинства граждан.

Сложившаяся система экономических отношений породила аналогичную систему неформальных отношений, включавшую должностные и имущественные злоупотребления господствующих слоев общества, формируются традиции коррупции государственных чиновников, привилегированное распределение продуктов и доходов, с одной стороны, а с другой - это уклонение от выполнения обязанностей эксплуатируемыми слоями общества (в форме общественных работ, налогов и т.д.), разнообразные покушения на собственность, мошенничество в сфере обмена, многообразные формы ограбления и закабаления других народов и т.д.

Для обеспечения удобства товарообращения постепенно развивается денежное обращение, первоначально в форме слитков металлов, а в дальнейшем для удобства денежного обращения правители начали чеканить монеты. В отличие от слитков металла монеты <*> были первым достаточно универсальным платежным средством. Поскольку их качество и вес удостоверялись пробой, они были узнаваемы, долговечны, делимы и транспортабельны. Монеты подобно флагу служили символом могущества. Первым государем, изобразившим свой профиль на монете, был Александр Македонский <**>. По мере распространения чеканки монет правительства вскоре обнаружили, что исключительное право на чеканку было не только заманчивым источником дохода, но и важным орудием власти. С рождением самих денег в виде монет исторически возникло такое явление, как инфляция <***>. Первой причиной проявления инфляции стала чеканка властями или фальшивомонетчиками избыточного количества неполноценных (по весу и качеству металла) монет и выпуск их в обращение по номиналу полноценных.

<*> Согласно одной из версий слово "монета" берет свое начало от древнеримской богини Юноны Монеты (Юноны Советчицы), к предсказаниям которой прибегали в затруднительных случаях. Римляне на территории храма Юноны Монеты разместили мастерские для чеканки денег, на которых делалось ее изображение и надпись "Монета". Такие деньги и стали называть монетами. Впоследствии термин был распространен на все виды металлических денег.
<**> См.: Пашкус Ю. Деньги, прошлое и современность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
<***> "Инфляция" (от лат. inflatio - "вздутие") впервые ввел в оборот в 1864 г. американский экономист А. Делмар. Основанием явилось то обстоятельство, что в период Гражданской войны в США (1861 - 1865 гг.) Федеральное правительство для покрытия дефицита госбюджета выпускало в громадном количестве неразменные на золотые монеты банкноты и казначейские билеты - "гринбакс" ("green backs" - "зеленые спинки").

В течение многих столетий рабство истощало древний мир. Италия, главный очаг рабства и главная арена опустошительных гражданских войн, раньше всех была охвачена кризисом. Кризис все расширялся и начал охватывать провинции, так как он не был только местным явлением: это был кризис всей рабовладельческой системы. Римская империя отчаянно боролась за свое существование. В этой борьбе налоги оставались последним и единственным ресурсом, так как новые завоевания стали практически невозможны.

Осознавая глубокое кризисное положение, рабовладельческое государство постепенно приходит к решению двух взаимосвязанных проблем: изменению статуса рабочей силы, ее раскрепощению (что ведет к зарождению феодальных отношений) и оснащению труда более эффективными устройствами (техникой), а также способами обработки (технологией), что является необходимым условием развития товарного производства и обеспечения прогресса общества. Именно на этой стадии в Римской империи происходит зарождение феодальных отношений (от лат. feudum - феод, владение). Аналогичные процессы происходят и в других государствах Европы. Так, Салическая правда фиксировала зарождение частной собственности (аллода), передаваемой по мужской линии, предусматривала наказание за кражу крупного рогатого скота, рыболовных снастей, лодок, охотничьих собак, ульев и плодовых деревьев и т.д., т.е. древнейших форм неформальной экономики. Дальнейшее развитие эти правовые обычаи получают в Баварской Правде VI - VIII вв., Саксонской Правде IX в. <*> и других документах раннего средневековья.

<*> См.: работы Ф. Энгельса: "Марка", "К истории древних германцев", "Франкский период" // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Т. 19.

В ходе развития феодального общества увеличивалось число разнообразных повинностей. Так, во Франции, как и в других феодальных государствах, крепостное крестьянство облагалось все новыми повинностями и налогами по произволу феодалов. Крестьянин не был защищен законом, не мог ни жениться, ни переменить жилище, ни передать кому-либо свое имущество без разрешения своего сеньора. Следует отметить, что в период раннего средневековья многие государства были едиными только по названию, многие крупные феодалы были полными хозяевами на своих территориях и часто промышляли разбоем на дорогах, грабежом соседних народов - это все негативно сказывалось на развитии экономических отношений. К тому же феодалы вводили многочисленные феодальные монополии (баналитеты): печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в его винодельне и молоть зерно на господской мельнице и т.д. Поэтому вводимые феодалами монополии, с одной стороны, выступают как специфические формы неформальной экономики, а с другой - они порождают другие неформальные экономические явления - нелегальную экономическую деятельность: нелегальное производство и переработку продукции в целях неуплаты налогов и сборов и т.д.

На фоне начавшегося экономического подъема происходит процесс централизации королевской власти, которая устанавливала не только новые налоги, но и свои многочисленные монополии: на производство и продажу мыла, вина, угля, железа и т.д., что увеличивало цены на товары, порождало недовольство буржуазии и всего населения.

Государство требовало, чтобы население покупало только казенный товар, однако нерадивые подданные упорно предпочитали приобретать контрабанду, которая отличалась меньшей ценой и лучшим качеством. Первая известная в истории дискуссия по экономическим проблемам касалась именно негативных последствий казенного монополизма. Это "Янь те лунь" - "Спор о соли и железе", который состоялся в 81 г. до н.э. при дворе китайского императора <*>. Именно в Древнем Китае был впервые открыт этот легкий источник доходов государственной казны - монополизация относительно редких, но пользующихся широким потребительским спросом разнообразных товаров.

<*> См.: Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь). Т. 1. СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1997.

Во Франции в XVII - XVIII вв. одним из наиболее ненавистных для народа сборов стал габель - налог, включенный в цену соли, легальную торговлю которой с XIV в. монополизировала корона. Естественно, "народ защищался, прибегая к массовой контрабанде" <*>. "Война" между контрабандистами и жандармами стала постоянным лейтмотивом социально-экономической истории как своеобразная форма сопротивления режиму. Конец массовой контрабанде пришел только вместе с концом казенных монополий (в частности, во Франции габель был отменен в 1790 г.) <**>.

<*> Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М.: Прогресс, 1992. С. 280.
<**> См.: Латов Ю.В. Теневая экономика: экономический и социальный аспекты: Пробл.-темат. сб. М.: ИНИОН, 1999. С. 13 - 29.

В этот период происходит быстрое развитие городов, ремесла и торговли, происходит возникновение ремесленных цехов и купеческих гильдий. На первых этапах цеховая организация ремесла имела прогрессивное значение, так как защищала ремесленника от произвола феодалов, обеспечивала благоприятные условия конкуренции для развития ремесла. С развитием ремесла возникает такая форма неформальной экономики, как коммерческий шпионаж. Если первоначально шпионаж осуществлялся в основном сугубо в военных и политических целях, то с развитием международной торговли в зону его интересов попадает информация о товарах, ценах, рынках сбыта, потребительском спросе, о конкурентах и т.д. Лидирующее место в международной торговле в XII - XV вв. захватывают Венеция и Генуя, которые вели активную торговлю с Востоком через гавани Сирии и Египта, куда привозились товары из Китая и Индии.

Активная внешняя торговля в бассейнах Средиземного, Балтийского и Северного морей столкнулась с многочисленными случаями пиратства <*>, являвшимся одной из древнейших форм неформальной экономики. Для борьбы с этим явлением, вредившим развитию торговли, купцы отдельных городов объединялись в союзы-гильдии для обеспечения безопасности и установления монополии оптовой торговли. С середины XIV в. для борьбы с пиратством и развития торговли создаются союзы городов. Так, например, Великая немецкая Ганза (Ганза - союз купцов за границей) - союз северных городов объединял более 70 городов Европы, организовавших широкую посредническую торговлю и получавших огромные прибыли. Обычно пиратство и торговля шли вместе и использовались в зависимости от соотношения возможностей и целей. К примеру, финикийцы заслужили среди народов Средиземного моря славу не только торговцев, но и работорговцев и морских разбойников. В средние века с именами пиратов связаны множество географических открытий, ибо профессия превращала их в лучших моряков своего времени.

<*> "Пират" (по-латыни - pirata) происходит, в свою очередь, от греческого peirates, с корнем peiran - "пробовать, испытывать".

Дальнейшее развитие хозяйства, подъем городов и рост товарно-денежных отношений происходили на фоне усиления борьбы народных масс против феодальных порядков и ослабления личной зависимости. В Англии крепостная зависимость исчезла фактически в конце XIV столетия, когда основу населения составляли свободные крестьяне. Такие же процессы происходят и в других частях Европы, уже XIV - XV вв. отдельные города по берегам Средиземного моря получили статус вольных городов.

Однако становление капитализма все более обостряло экономические противоречия между буржуазией и христианской церковью. Церковные суды, по мнению Папы, считались недостаточно сильным орудием для искоренения ереси, так появилась инквизиция. Обвинение в ереси распространили в первую очередь на колдовство. Жертвой святой инквизиции стали беззащитные женщины, которым дьявол якобы передает потаенные знания. В действительности их вина состояла в том, что природа одарила их красотой, умом и состоянием. Папа Иннокентий VIII "прославился" тем, что по его булле уничтожили сотни тысяч женщин в разных европейских странах. Процессы против ведьм прекратились только в 90-х гг. XVIII в. Нередко ведовское доносительство являлось последним средством лишить человека его имущества, что можно рассматривать как одну из специфических форм правовой неформальной экономики. В то время появилась "самая роковая книга" человечества - "Молот ведьм". Это практическое руководство по борьбе с ведьмами. Ее написали монахи-инквизиторы Генрих Инститорис и Яков Шпренгер, лично казнившие сотни женщин.

Важную роль в ответ на усиление инквизиции, увеличение богатств церкви и поддержку в становлении капитализма сыграла Реформация, начавшаяся 31 октября 1517 г. с объявления 95 тезисов пастором Мартином Лютером, которого Маркс назвал "старейшим немецким политико-экономом" <*>. Эти тезисы стали ответом на развитие хозяйственной деятельности церковью, включавшей: продажу светским лицам церковных должностей, участие в доходных операциях купцов по приобретению банков и торговых домов, выдаче ссуд под грабительские проценты, а особенно широко распространившуюся торговлю индульгенциями на все случаи жизни, даже впрок. Идеи Лютера быстро распространились и получили поддержку основным большинством общества <**>. Вспыхнувшая Великая крестьянская война (1524 - 1526), ставшая ответом крестьянства на усиление феодального гнета, была жестоко подавлена. Результатами войны воспользовалась феодальная верхушка, присвоившая церковные земли и ужесточившая гнет крестьян. Однако эти процессы коренным образом меняют облик феодального общества и создают предпосылки развития капитализма.

<*> См.: Маркс К., Энгельс Ф. СС. Т. 46. Ч. II. С. 430.
<**> См.: Гаков В. Великая октябрьская Реформация // Деньги. 2002. N 42. С. 85 - 89.

Подводя итоги краткого историко-экономического анализа развития неформальных отношений в докапиталистический период, можно сформулировать следующие выводы.

  1. Возникновение неформальных экономических отношений - это, с одной стороны, процесс становления классового общества и формального закрепления складывающихся имущественных отношений, ущемляющих экономические интересы большинства населения, а с другой - это разнообразные формы экономического протеста обездоленных слоев населения против своих угнетателей.
  2. Развитие правовых форм неформальных экономических отношений связано с разнообразными способами эксплуатации зависимого населения и варварскими методами использования труда рабов и зависимых крестьян в целях процветания господствующей элиты.
  3. Постепенно в сферу правовых неформальных отношений частично попадает система государственного регулирования экономики в форме расширения монопольных прав и полномочий, а также система налогообложения, используемые для обогащения господствующих слоев, а как следствие - расширение нелегальных форм торговли и хозяйствования.
  4. Дальнейшее развитие неформальных экономических отношений отражает процесс развития производительных сил и все больше перемещается в сферу силовых методов эксплуатации господствующими классами населения колониальных территорий. С другой стороны, рождаются и распространяются новые внеправовые формы неформальных экономических отношений как своеобразный вид промысла различных слоев населения, проявляющиеся в формах воровства и грабежа, работорговли, пиратства, проституции, неуплаты налогов, подпольного производства товаров, коммерческого шпионажа, разных махинаций и т.д.
  5. Особый расцвет внеправовых форм неформальных экономических отношений приходится на кризисные периоды развития общества, когда субъекты неформальных экономических отношений выступают основной движущей силой революционных преобразований.
  6. Формирование новой системы экономических отношений происходит на основе сложившихся форм неформальных отношений, многие из которых приобретают формальный характер, они подкрепляются системой нравственных норм на основе идей протестантства и духа этики капитализма. Так возникает новая система капиталистических формальных и неформальных экономических отношений.