Мудрый Юрист

Психология исправительного воздействия на осужденных в местах лишения свободы

Антонян Е.А., кандидат юридических наук, доцент.

В последние годы были осуществлены психологические исследования в отношении отдельных категорий осужденных, находящихся в местах лишения свободы, в том числе отбывающих длительные сроки лишения свободы или пожизненно. Эти исследователи отмечают, что такие опасные преступники замкнуты, погружены в себя, пессимистичны, испытывают трудности в общении и адаптации. Они чувствительны, раздражительны, склонны к аффективным реакциям и вербальной агрессии, мнительны, у них пониженный, подавленный фон настроения. Уровень интеллекта ниже среднего, мыслительная активность снижена, логическое мышление часто тормозится аффективными переживаниями. Среди отбывающих пожизненное лишение свободы преобладают психопаты, алкоголики, лица с остаточными явлениями травм черепа. По мере нарастания времени пребывания в тюремных камерах увеличивается доля лиц с расстройствами психической деятельности <*>.

<*> См.: Рыбалко М.И., Детков А.П. Особенности личности осужденных, отбывающих сверхдлительные сроки лишения свободы: Сб. науч. тр. Вестник алтайской науки. Барнаул, 2004. С. 133 - 134.

Сама личность осужденного является единственным объектом исправительного воздействия. От того, насколько оно достигает цели, зависит оценка эффективности функционирования всей уголовно-исполнительной системы. Все это означает необходимость максимально полного и всестороннего изучения личности осужденного с использованием всех достижений психологии, психиатрии, философии, социологии, криминологии и других наук в познании личности в целом. Понять осужденного, природу и мотивы совершенного им преступления, поведения в период отбывания наказания и после него невозможно без детального изучения его психологических, нравственных, социально-демографических и иных характеристик, имеющих пенитенциарное значение. Необходимо также знание той среды, в которую включен осужденный в местах лишения свободы, тех малых неформальных социальных групп, членом которых он является, т.е. очень важны социально-психологические исследования и учет социально-психологических факторов в практической деятельности исправительных учреждений.

Во многих случаях необходимо принимать во внимание факт длительного нахождения в местах лишения свободы, особенно это касается тех осужденных, которые отбывают наказание за тяжкие преступления против личности. Об этом известно со времен Р. Крафт-Эбинга, который еще в XX в. установил, что чем больше лет провел человек в заключении, тем выше вероятность обнаружения у него расстройств психической деятельности. Последующие исследования в этой области (Е.К. Краснушкин, Ю.М. Антонян, С.В. Бородин, Ц.А. Голумб) подтвердили такой вывод. Сама атмосфера исправительных учреждений, условия отбывания там наказания способствуют возникновению психических расстройств, а еще чаще - обострению имеющихся.

Проблема личности осужденного является частью проблемы личности преступника, которая давно привлекает внимание российских и зарубежных криминологов и активно исследуется. Личность осужденного невозможно понять, если не опираться на результаты многолетних исследований личности преступника, поскольку именно в последних заложены методологические и теоретические основы познания личности тех, кто совершил преступление. Собственно говоря, личность преступника по большей части изучалась на базе личности осужденного (либо по рассмотренным судом уголовным делам, либо путем изучения "живых" людей чаще всего в исправительных учреждениях).

Личность осужденного отличается от личности преступника тем, что первая включает в себя не только наиболее характерные и типичные свойства второй, но еще и те особенности, которые она приобретает в новом правовом статусе и главное - в новых социальных условиях, условиях исправительного учреждения. Последними могут быть повышение уровня тревожности и занятие оборонительной позиции по отношению к среде, восприятие и усвоение ее негативных влияний и в связи с этим изменение нравственной структуры личности и т.д. Если личность преступника исследуется главным образом для того, чтобы понять природу, причины и механизмы преступного поведения, то внимание к личности осужденного продиктовано двумя обстоятельствами: для определения путей и средств эффективного воспитательного воздействия на преступника и для недопущения совершения им новых преступлений, в том числе в период отбывания наказания.

Естественно, что в теории и личности преступника, и личности осужденного надо учитывать научные достижения в познании личности вообще <*>.

<*> См., например: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1968; его же. О проблемах современного человекознания. М., 1977; Демин М.В. Проблемы теории личности. М., 1977; Платонов К.К. Психологическая структура личности. М., 1968; Айзенк Г. Структура личности; Бэрон Т. Теории личности. М., 2002.

Личность является объектом научного познания не только психологии, как может показаться на первый взгляд, но и ряда других наук, прежде всего философии, а также социологии, психиатрии, этнологии и ряда других, в том числе юридических, например криминологии и криминалистики.

В любом преступном поведении участвуют все структуры личности преступника, но одни могут быть выражены очень ярко, другие - слабо или очень слабо. Хочет того человек или нет, но, попав в места лишения свободы, он ни в коем случае не способен стать другой личностью в смысле полного освобождения от всего, что способствовало, породило его преступное поведение, даже если он искренне осуждает его. Прежний жизненный опыт, прежние представления и ориентации сознательно или бессознательно останутся при нем, хотя могут и никак не проявляться.

Попытки привлечь для объяснения преступного поведения, как и любого другого, такие категории, как дефекты морально-нравственной сферы, ненадлежащие социальные установки, антисоциальная направленность и т.д., не могут обеспечить адекватное объяснение не только потому, что это слишком общие категории, которые с трудом поддаются индивидуализации. Дело еще и в том, что подобные схемы вообще плохо применимы именно к личности осужденного. Ведь его характерными чертами являются как раз морально-нравственная ущербность, ненадлежащие социальные установки, антисоциальная направленность и т.д., т.е. они уже выступили в качестве причин совершения преступления, за что человек и осужден. Эти черты свойственны почти всем или очень многим осужденным.

Для разработки мер предупреждения новых преступлений необходимо в максимальной степени использовать все то, что исследовано криминологией в вопросах личности преступника, природы и причин совершения преступлений. Не следует забывать, что основная масса осужденных, особенно те, которые уже не впервые находятся в исправительном учреждении, отличаются ограниченностью, примитивностью потребностей, низким уровнем сознания, недостаточностью интеллектуального и эстетического развития, что решающим образом влияет на характер, мотивацию и механизм их поведения в местах лишения свободы. Сами мотивы отличаются односторонностью и узостью, что в немалой степени определяется самими условиями жизни в этих местах, необходимостью особого внимания в первую очередь к удовлетворению материальных потребностей, обеспечению своей безопасности, чести и здоровья.

Перечисленные особенности проистекают из-за отсутствия сдерживающих нравственных начал, неоднократного или систематического, причем безнаказанного, совершения антиобщественных действий. Последние даже могут вызывать одобрение у таких же, как они, рецидивистов. Однако привыкли плыть по течению, давно утратили общественно полезные связи, не имеют семьи, близких, даже постоянного места жительства.

Особые трудности вызывает такая группа осужденных, как рецидивисты. В первую очередь надо отметить, что асоциальные рецидивисты в силу своей пассивности не отличаются противоречивостью мировоззрения и в целом мировосприятия, они не способны к психическому перенапряжению и склонны по возможности упрощать свою жизнь, обходить препятствия и процесс принятия решения. Большинство из них не ставят перед собой цели исправиться, приобрести навыки социально одобряемого поведения, напротив, пытаются уклониться от соблюдения правил отбывания наказания. Они не проявляют интереса ни к работе, ни к учебе, что, впрочем, естественно для людей, средний возраст которых находится в пределах 30 - 35 лет.

Часто они совершают новые преступления еще в период нахождения в исправительном учреждении. Возможность совершения нового преступления в период отбывания наказания во многом зависит от отношения осужденного к тому преступлению, за которое он наказан, и к самому этому наказанию. Эти отношения могут не совпадать друг с другом.

Из всех элементов отношения осужденных к наказанию осужденные больше всего связаны с первым - переживанием наказания, теми условиями его отбывания, которые накладывают наиболее серьезные правоограничения и лишают свободы. Именно это переживается острее всего и вызывает страдания. Осознание необходимости отбыть наказание прежде всего определяется тем, насколько человек чувствует свою вину, считает себя виновным, ощущает раскаяние. Если всего этого нет, то и мысль о необходимости отбыть наказание не приходит. К тому же осужденные вряд ли стремятся структурировать на составные части свое отношение к преступлению и наказанию, однако на одной плоскости видят и то и другое: преступление уже не актуально, оно было давно, иногда очень давно, оно вытесняется другими, очень важными событиями. А вот наказание, точнее - его исполнение, оно чрезвычайно актуально, оно сейчас и здесь. Если оно вызывает возмущение, то и протест может принять форму правонарушения.

Следует признать: изучение личности осужденных нельзя признать ни глубоким, ни всесторонним, в основном превалируют социально-демографические описания. Попытки исследования внутренних, сущностных характеристик осужденных очень редки, недостаточны знания об их поведении в местах лишения свободы, в том числе преступном, что особенно важно. До сих пор сохраняются примитивные классификации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, эти классификации мало что дают науке и практике.

Говоря о важной роли факта попадания в места лишения свободы, мы имеем в виду не только специфику последних и их существенное влияние на человека, но и то, что условия этих мест вступают в тесное взаимодействие с ним. Известно, что в таких случаях результат - поведение - во многом зависит от личности.

При исследовании личности осужденного, совершающего преступление в исправительном учреждении, необходимо акцентировать внимание на то, во-первых, что он лишен свободы, и во-вторых, то, что влияние на него там среды более концентрированное и суровое, чем в нормальных условиях. Человек, помещенный в места лишения свободы, естественно, застает там сложившуюся социальную среду, отличающуюся от той, в которой он жил ранее. Особенности этой социальной среды определяются прежде всего действием следующих факторов: изоляцией от общества, регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности, сложившейся стратификацией среды и действием неформальных норм поведения, бытующих в этой среде, и т.д.

Значимость средовых влияний на личность в исправительных учреждениях, их концентрированный и суровый характер надо оценивать не только в аспекте взаимодействия с личностью осужденного. Есть еще одна сторона в среде осужденного: не только другие осужденные, но и представители администрации, непродуманные или несправедливые действия которых могут даже спровоцировать уголовно наказуемое поведение осужденного. Он поневоле вступает в контакт со всеми элементами среды, причем воздействие на него администрации может иметь не менее жесткий характер, чем со стороны других преступников. Разумеется, ко всей такой обстановке он должен адаптироваться, если же адаптация не имела места, осужденный в числе прочих вариантов поведения может избрать свой, в том числе и совершение нового преступления.

Среда, конечно, может быть особенно неблагоприятной для адаптации для данного конкретного преступника, но гораздо чаще бывает так, что он не способен приспособиться именно к этой обстановке. Отсюда не только преступное поведение, но и нарушения требований режима отбывания наказания, иногда многочисленные, систематические. Их наличие представляет собой неопровержимое свидетельство неудовлетворительной адаптации, причем она может иметь место и вследствие психических нарушений человека, особенностей его характера, если эти особенности выступают в качестве акцентуаций или патологий психики. Таким образом, можно констатировать среди осужденных достаточно распространенный тип личности - неадаптированный.