Мудрый Юрист

Информация о V всероссийском конкурсе "российская организация высокой социальной эффективности"

Непрерывное развитие и совершенствование, нацеленность на будущие свершения при сохранении лучших традиций и достижений дня сегодняшнего - вот реальное содержание политики развития предприятий, которая на данный момент успешно реализуется и, без сомнения, принесет свои положительные плоды в самое ближайшее время.

В 2000 г. по распоряжению Правительства Российской Федерации начал проводиться конкурс "Российская организация высокой социальной эффективности". Его появление было смелым решением Правительства Российской Федерации - ведь в то время мало кто задумывался всерьез о формировании цивилизованного предпринимательства. Организаторами конкурса стали Минэкономразвития России, Минтруд России, Минздравсоцразвития России, федеральные органы исполнительной власти, общероссийские объединения работодателей и профсоюзов.

Задача конкурса - оценить социальную политику предприятий и предпринимателей в Российской Федерации, на примере лучших социальных проектов продемонстрировать взаимосвязь социальной и экономической эффективности бизнеса. Конкурс также призван содействовать распространению имеющегося позитивного опыта управления предприятиями. Конкурс проводится Правительством Российской Федерации в целях распространения положительного опыта социальной работы на корпоративном уровне, создания стимулов для развития социального партнерства. Конкурсу оказывают внимание федеральные, региональные и местные средства массовой информации.

Практика проведения конкурса свидетельствует о его широкой популярности среди организаций, поддержке идеи конкурса со стороны органов власти всех уровней. Конкурс позволяет выявить лучшие социальные проекты предприятий и организаций, способствует созданию позитивного социального имиджа многих российских организаций. Конкурс - одна из составляющих высокой общественной оценки социально ответственного бизнеса в стране.

Социально эффективное предприятие должно отвечать двум равнозначным критериям. Первый - предприятие является экономически эффективным, то есть рентабельным, и выполняет обязательства перед государством и своими тружениками. И второй - предприятие проводит в отношении своих работников и членов их семей такую социальную политику, которая способствует повышению уровня благополучия общества в целом.

Результаты проведенных конкурсов показывают, что в российском обществе существует большой интерес к теме социальной ответственности бизнеса. Сегодня не возникает вопроса, зачем государству нужно заниматься исследованием социальной активности предприятий - это направление стало одним из векторов стратегии российских преобразований. Количество предприятий и организаций (от крупнейших фирм до малых предприятий), участвующих в конкурсе, растет год от года. Конкурс охватывает коллективы, в которых трудятся более 6 млн. человек - это порядка 10% всего занятого населения страны.

Сегодня в современном мире вопросы развития экономики рассматриваются совместно с решением социальных проблем. При этом бизнесу вполне достаточно для развития социальной сферы создать рабочие места, обеспечить их достойными условиями труда и заработной платой, а также не загрязнять окружающей среды. Однако каждый работодатель должен понять, что от уровня качества жизни работника, его социального статуса, его образа жизни и отношения к миру зависит в первую очередь будущее предприятия, а следовательно, и будущее России.

На наш взгляд, государству необходимо направить свои усилия на повышение уровня жизни своих граждан посредством развития предпринимательской деятельности.

База социальной ответственности государства уже существует, и ее основы прописаны в Конституции Российской Федерации. Дело остается за малым - обеспечить исполнение конституционных истин.

Социальная эффективность, вообще говоря, - понятие многогранное. С одной стороны, ее можно определить аналогично известному со школы определению коэффициента полезного действия - как отношение полезной работы к затраченной, то есть как отношение всех затрат на развитие культурно-социальной сферы к суммарной прибыли на заданном отрезке времени. С другой стороны, социальную эффективность можно определить как эффективность расходования имеющихся средств под социальные, кадровые и культурные нужды, то есть перераспределение их между затратами, например на переподготовку и повышение квалификации персонала, на охрану здоровья и безопасные условия труда, на реализацию социальных программ, на природоохранную деятельность и, что актуально для добывающих компаний, ресурсосбережение.

При этом можно выделить несколько основных аспектов социальной эффективности организаций и проводимой ими работы социальной направленности вообще.

Все затраты организаций на социально-культурную сферу можно условно подразделить на две основные группы: затраты для собственных работников и развитие местного сообщества. Естественно, что для предприятий и организаций первое является наиболее стратегически важным. Однако опыт прошедших конкурсов показывает, что из года в год растет как число предприятий-участников, затрачивающих значительные средства для развития и поддержания социального и культурного уровня незащищенных и малообеспеченных слоев населения, так и объем затрачиваемых такого рода средств.

Еще один аспект. В современной России существует целый пласт нерешенных задач социального характера, решение которых в рамках партнерства представляет собой широкое поле деятельности для государственных, коммерческих и общественных структур. Так, в ходе прошедших конкурсов было продемонстрировано стремление предприятий и организаций к корпоративному сотрудничеству в решении задач социально-культурного значения. Приоритетом социальной политики вышеобозначенных структур, в частности, является рост инвестиций в человеческий капитал, прежде всего в образование, здравоохранение, создание для трудоспособного населения таких условий работы, при которых граждане за счет собственных доходов смогут обеспечить более высокий уровень социального потребления, покупательской способности, а как следствие - дальнейшие развитие и рост экономики страны в целом.

Еще одним важным аспектом проводимой социальной работы в условиях высокого уровня инфляции является положительный дифференциал основных социально-экономических показателей, который, например, для средней заработной платы не должен быть ниже уровня инфляции.

Увеличение числа регионов, где располагаются предприятия-участники, свидетельствует о проведении большого объема работ администрациями субъектов и органами местного самоуправления по привлечению к участию в конкурсе перспективных и успешных с позиций социальной работы предприятий, их тесном корпоративном сотрудничестве в решении социально-культурных вопросов, желании продемонстрировать свои достижения и результаты, а также поделиться опытом с другими организациями и представителями власти.

Минимум социальной ответственности российского предпринимательства и бизнеса обеспечивается законодательно, в частности Трудовым кодексом. В рамках же конкурса нами рассматривается и оценивается дополнительная работа предприятий по решению социальных проблем собственных сотрудников и местного сообщества, фактически дается объективная оценка их инициативы.

Безусловно, объем неразрешенных проблем в социально-культурной сфере огромный, и одной из генеральных линий политики Правительства Российской Федерации является решение этого рода проблем, поиск выходов из сложившихся в переходный период в нашей стране затруднений. Эта работа, учитывая все многообразие различных позитивных и негативных факторов, влияющих на принятие тех или иных решений, очень кропотливая, но она ведется. И поэтому очень важно для решения проблем в социально-культурной сфере как корпоративное партнерство организаций и их обмен опытом, так и сотрудничество государственных, коммерческих и общественных структур.

14 февраля 2006 г. в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное мероприятие по подведению итогов и награждению победителей участников конкурса.

В торжественной церемонии награждения победителей конкурса приняли участие более 2 тыс. руководителей предприятий и организаций (в том числе крупнейших) 75 регионов Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, администраций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представители научных и общественных организаций. В конкурсе приняли участие организации и предприятия различных форм собственности, в том числе: 73% акционерных обществ, 16% государственных организаций, 8% муниципальных и 3% кооперативных.

Территория страны, охваченная конкурсом, растет из года в год. Активное участие в конкурсе приняли предприятия и организации Свердловской, Самарской, Тюменской, Московской областей, г. Москвы, Краснодарского края, Республик Татарстан и Башкортостан. Руководители и администрации этих территорий приняли самое активное участие в организации проведения конкурса. Интересна динамика к расширению отраслевого состава участников. Когда мероприятие проводилось в первый раз, среди конкурсантов доминировали представители добывающих отраслей - в основном крупные объединения, занимающие монопольное положение на рынке. На сегодняшний день значительно вырос процент компаний, работающих в иных сферах (металлообработка и машиностроение, "оборонка", пищевая и сельскохозяйственная промышленность).

По итогам V Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" победителями по основным номинациям стали:

Учитывая большое внимание, которое уделяется развитию малого и среднего бизнеса, была введена номинация "Малое предприятие высокой социальной эффективности", в которой победителями стали 6 организаций.

Победителями в дополнительных номинациях ("Реализация социальных программ для ветеранов Великой Отечественной войны", "Организация и реализация системы дополнительного пенсионного обеспечения", "Развитие систем образования и профессиональной подготовки", "Организация работы с молодежью", "Охрана материнства и детства" и др.) признаны 38 организаций.

Впервые в истории проведения конкурсов конкурсная комиссия приняла решение организациям ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "НК "Роснефть", добившимся наиболее высоких результатов в социальной сфере и получившим высокую оценку по двум номинациям, присвоить почетное звание "Российская организация высокой социальной эффективности".