Мудрый Юрист

Порядок избрания и деятельность совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества

Алиева Камилла Магомедовна

Кандидат юридических наук, специалист по гражданскому праву.

Родилась 8 сентября 1980 г. В 2002 г. окончила юридический факультет Дагестанского государственного университета; в 2005 г. - аспирантуру Московской государственной юридической академии.

Автор ряда публикаций по акционерному праву.

В акционерных обществах с количеством акционеров - владельцев голосующих акций не менее 50 обязательно создание совета директоров (наблюдательного совета). В Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <*> (далее - ФЗоАО) используется два понятия "совет директоров" и "наблюдательный совет", которые рассматриваются как синонимы.

<*> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Для создания совета директоров необходимо выполнение двух условий: 1) факт избрания; 2) соответствие порядка избрания законодательным положениям. При рассмотрении второго условия возникает вопрос о правовой основе деятельности совета директоров. Нормы, регулирующие правовое положение совета директоров юридических лиц различной организационно-правовой формы, содержатся в законодательных актах (например, ГК РФ, ФЗоАО, Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1>, Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <2>, Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <3> и т.д.); в подзаконных актах (например, Приказе ФСФР от 15 декабря 2004 г. N 04-1245/пз-н "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг" <4> и т.д.); в локальных актах юридического лица (например, положение о совете директоров и т.д.).

<1> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
<2> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.
<3> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.
<4> Российская газета. 2005. N 7.

Кроме того, положения о совете директоров содержатся и в Кодексе корпоративного поведения <*> (гл. 3), где детально рассматриваются вопросы избрания членов совета директоров, требования к кандидатам в члены совета директоров, вопросы организации его деятельности, функции совета директоров, вопросы вознаграждения и обязанностей его членов и т.д.

<*> Распоряжение ФКЦБ России от 4 апреля 2003 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" // СПС "КонсультантПлюс".

Члены совета директоров акционерного общества избираются кумулятивным голосованием на общем собрании акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров с предоставлением им права переизбираться неограниченное количество раз (п. 1 ст. 66 ФЗоАО). При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. В отличие от акционерного общества в обществе с ограниченной ответственностью и производственном кооперативе совет директоров (наблюдательный совет) избирается простым голосованием.

При избрании члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации необходимо в письменной форме уведомить территориальное учреждение Банка России о принятом решении. Данное уведомление, наряду с информацией о персональном составе совета директоров (наблюдательного совета), должно содержать информацию об отсутствии оснований, препятствующих избранию указанных в уведомлении лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета) <*>. Кроме того, в соответствии с п. 6 ст. 18 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <**> хозяйствующие субъекты, суммарная стоимость активов которых по последнему балансу превышает 2 миллиона установленных федеральным законом МРОТ, или хозяйствующие субъекты, внесенные в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, обязаны уведомить антимонопольный орган об избрании физических лиц в совет директоров (наблюдательные советы) в течение 45 дней с момента избрания.

<*> См.: Часть 7 ст. 11.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // ВСНД и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357, с изм. и дополн. от 23 декабря 2003 г.; Письмо ЦБ РФ от 27 декабря 2002 г. N 180-Т "Об отдельных вопросах применения законодательства об уведомлении Банка России об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций" // Вестник Банка России. 2003. N 1.
<**> Ведомости СНД РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.

Количественный состав совета директоров (не менее 5 членов) устанавливается в уставе или решением общего собрания акционеров. Согласно п. 3 ст. 66 ФЗоАО в обществах с числом акционеров - владельцев обыкновенных и иных голосующих акций более 1000 количественный состав совета директоров не может быть менее 7 членов, а для обществ с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более 10000 - менее 9.

Закрепление в ФЗоАО нечетного минимального количества членов совета директоров имеет своей целью избежание конфликта при равенстве голосов по результатам голосования. Поэтому в уставе общества также следует предусмотреть нечетное количество членов совета директоров.

Существуют различные точки зрения на оптимальный размер совета директоров: 1) размер совета директоров не имеет существенного отношения к результатам деятельности фирмы; 2) чем больше число членов совета директоров, тем сложнее менеджерам в нем доминировать и добиваться консенсуса для принятия решений, противоречащих интересам акционеров; 3) большие советы директоров менее эффективны и легче поддаются контролю со стороны менеджеров. Эмпирические исследования свидетельствуют о неэффективности больших советов директоров <*>. Однако, на наш взгляд, большое количество членов совета директоров не будет отрицательно сказываться на результатах деятельности общества, если в совете директоров будут превалировать независимые директора.

<*> См.: Перевалов Ю.В., Басаргин В.Ф. Акционерная собственность и корпоративный контроль на приватизированных предприятиях в переходной экономике: теория и методология анализа. Екатеринбург, 1999. С. 20.

Членом совета директоров акционерного общества может быть и член исполнительного органа общества, однако такие члены не должны составлять более одной четвертой состава совета директоров. Такое ограничение связано с тем, что полномочия органов управления акционерного общества не должны дублировать друг друга.

Членом совета директоров акционерного общества может быть только физическое лицо, в том числе и не являющееся акционером данного общества (п. 2 ст. 66 ФЗоАО).

На практике в ряде случаев суды рассматривают данную норму как диспозитивную, которая действует постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий поведения. Подобное понимание позволяет закрепить в уставе положение о том, что членом совета директоров акционерного общества может быть только его акционер <*>, что представляется не совсем верным, т.к. законодательная формулировка позволяет быть членом совета директоров акционерного общества любому физическому лицу, в том числе и не его акционеру <**>.

<*> См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 декабря 2004 г. N А19-11261/04-9-Ф02-5290/04-С2 // СПС "КонсультантПлюс".
<**> См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 сентября 2004 г. N Ф08-3303/2004 // СПС "КонсультантПлюс".

Ряд законодательных актов устанавливают определенные ограничения на избрание тех или иных лиц в совет директоров. Представляют интерес нормы Федерального закона "Об инвестиционных фондах" в части перечисления лиц, которые вообще не могут быть членами совета директоров акционерного инвестиционного фонда: работники специализированного депозитария, регистратора, оценщика, аудитора, их аффилированные лица, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ по гражданско-правовым договорам; лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушение лицензионных требований, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет; лица, на которых было наложено взыскание за административное правонарушение в области финансов и рынка ценных бумаг, если с момента наложения такого взыскания прошло менее одного года; лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", ст. 10.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <*>); лица, имеющие непогашенную судимость за корыстные преступления (п. 2.8 Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утв. Постановлением ФКЦБ России от 20 мая 1998 г. N 10 <**>). Кроме того, необходимо иметь в виду и ряд общих законодательных ограничений и запретов для определенных категорий лиц. Например, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <***> государственный служащий не вправе быть членом органа управления коммерческой организации.

<*> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
<**> Вестник ФКЦБ России. 1998. N 3.
<***> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

В соответствии с действующим законодательством в случаях, когда акции акционерных обществ находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, их представители должны входить в совет директоров указанных акционерных обществ. Так, представители РФ в совете директоров акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права РФ на участие в управлении им ("золотой акции"), назначаются Правительством РФ по представлению Министерства экономического развития и торговли РФ, подготовленному Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом по согласованию с федеральным агентством или федеральным органом <*>. В данном случае представителем РФ, субъекта РФ может назначаться только государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

<*> См.: Статья 38 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")" // СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5073.

Представителями интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в совете директоров открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, могут быть как лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, так и иные лица.

Представители интересов РФ в совете директоров осуществляют голосование по вопросам повестки дня заседания совета директоров на основании письменных директив Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Директивы представителям РФ в совете директоров общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении им ("золотой акции"), и представителям интересов РФ в совете директоров акционерных обществ, входящих в специальный перечень, по ряду вопросов (например, рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты, одобрение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность), утверждаются Председателем Правительства РФ или по его поручению заместителем Председателя Правительства РФ.

Примерная форма директив и доверенности представителям интересов РФ в совете директоров на общем собрании открытого акционерного общества, акции которого находятся в собственности России, примерная форма решения единственного акционера открытого акционерного общества, 100% акций которого находится в собственности РФ, рекомендации для формирования позиции РФ по вопросу об утверждении годового отчета и о согласовании сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, и крупной сделки открытого акционерного общества, акции которого находятся в собственности РФ, форма паспорта заседания органа управления открытого акционерного общества, акции которого находятся в собственности РФ, утверждены Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26 июля 2005 г. N 228 "Об упорядочении деятельности Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в сфере корпоративного управления" <*>.

<*> См.: http://www.rosim.ru.

Исследователи вопроса отмечают, что институт представителей государства как форма управления государственными пакетами акций неэффективен. Существующее положение выработки мнения представителями в совете директоров характеризуется бюрократичностью и затянутостью во времени, что не гарантирует принятия эффективных и быстрых решений <*>. Представление интересов государства для государственных служащих является дополнительной нагрузкой к служебным обязанностям. Кроме того, на эффективности управления сказывается и слабая подготовка представителей к деятельности в условиях экономических реформ, незнание законов рынка, основ менеджмента и маркетинга, а также отсутствие материальной заинтересованности в результатах управления. Для решения указанной проблемы предлагается:

<*> См.: Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Управление государственной собственностью на акции: Учеб. / Под ред. В.А. Галанова. М., 2004. С. 242; Черкаев Д.И. Проблема корпоративного управления: разделение функций собственности и управления. Новые требования бизнеса к совету директоров // Корпоративное управление как фактор конкурентоспособности на мировом рынке / Под ред. А.Н. Крылова. М.: Изд.-во Национального института бизнеса, 2004. С. 46.
  1. создать институт профессиональных менеджеров, привлекаемых по контракту. При этом размер вознаграждения должен находиться в зависимости от показателей работы предприятия, наличия эффекта для государства и т.д.;
  2. совершенствовать систему передачи пакетов акций в доверительное управление на основе конкурса предпринимательских проектов <*>.
<*> См.: Миренская М.В. Управление государственными пакетами акций в промышленности. Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. С. 19, 28; Целовальников А.Б. Особенности управления и контроля в акционерных обществах, созданных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества: эволюция современного законодательства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 8.

В отличие от других стран в России законодатель исключает возможность установления каких-либо дополнительных требований к лицам, предлагаемым в состав совета директоров.

Организует работу совета директоров его председатель, который, согласно п. 1 ст. 67 ФЗоАО, избирается членами совета директоров из их числа большинством голосов, если иное не предусмотрено уставом.

Несмотря на то что законодатель немногословен в отношении председателя совета директоров (ст. 67 ФЗоАО), на практике его значение велико. Все функции председателя совета директоров условно можно разделить на три группы:

  1. функции, осуществляемые им внутри совета директоров. Председатель совета директоров общества созывает заседания совета директоров общества и председательствует на них, организует на заседаниях ведение протокола, подписывает его (кроме того, необходимо подписание протокола заседания совета директоров всеми его членами <*>). Кодекс корпоративного поведения рекомендует предусмотреть обязанность председателя совета директоров принимать все необходимые меры для своевременного предоставления членам совета директоров информации, необходимой для принятия решений по вопросам повестки дня, поощрять членов совета директоров к свободному выражению своих мнений по указанным вопросам и к их открытому обсуждению, брать на себя инициативу при формулировании проектов решений по рассматриваемым вопросам;
<*> См.: Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ: Учеб.- практ. пособие. М.: Дело, 2004. С. 281.
  1. функции, осуществляемые председателем совета директоров внутри самого акционерного общества. Так, председатель совета директоров председательствует на общем собрании акционеров, если иное не установлено уставом. Основная работа по организации процесса созыва общего собрания лежит на председателе совета директоров; именно он должен организовать работу по подготовке к проведению общего собрания; председатель совета директоров подписывает от имени общества договор с единоличным исполнительным органом. Таким образом, председатель совета директоров обеспечивает функционирование наиболее важных органов общества (общего собрания, совета директоров);
  2. функции, осуществляемые председателем совета директоров вовне акционерного общества, т.е. "внешние" функции. Председатель совета директоров имеет право решающего голоса при принятии решений советом директоров в случае равенства его членов (если такое право предусмотрено уставом общества). Таким образом, председатель совета директоров может определять то или иное решение, принимаемое советом директоров.

В случае отсутствия председателя совета директоров общества его функции осуществляет один из членов совета директоров общества по решению совета директоров общества.

Заседания совета директоров проводит его председатель в порядке и в сроки, которые установлены в учредительных и внутренних документах общества. Правом требовать проведения заседания совета директоров обладают: член совета директоров, член ревизионной комиссии, аудитор, исполнительный орган акционерного общества, а также иные лица, указанные в его уставе (п. 1 ст. 68 ФЗоАО). К последней категории лиц относят акционеров, владеющих, например, 5% голосующих акций <*>.

<*> См.: Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002.

Срок, в течение которого должен быть созван совет, законом не установлен, поэтому его следует записать в уставе общества.

В требовании о созыве совета директоров, подаваемом в письменном виде, должны быть определены цели и основания созыва, чтобы председатель мог немедленно назначить заседание.

На практике рекомендуется заседания совета директоров проводить по мере необходимости (как правило, не реже одного раза в 6 недель) и в соответствии с утвержденным советом директоров планом проведения заседаний совета директоров на срок его полномочий, содержащим перечень вопросов, которые будут рассматриваться на соответствующих заседаниях. Такой перечень, который может изменяться и дополняться, должен формироваться с учетом мнения лиц и органов, имеющих в соответствии с законодательством и уставом общества право требовать созыва заседания совета директоров.

Не позднее одного месяца с даты проведения общего собрания акционеров, на котором был избран совет директоров, рекомендуется проводить первое заседание совета директоров для определения, подтверждения либо корректировки приоритетных направлений деятельности совета директоров, формирования его комитетов и избрания председателей комитетов (п. 4.2.1, 4.2.2 Кодекса корпоративного поведения).

Согласно п. 2 ст. 68 ФЗоАО кворум для проведения заседания совета директоров общества определяется уставом общества, но не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров общества. В случае, когда количество членов совета директоров общества становится менее количества, составляющего указанный кворум, совет директоров общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава совета директоров общества. Оставшиеся члены совета директоров общества вправе принимать решение только о созыве такого внеочередного общего собрания акционеров. Кроме того, уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрена возможность учета при определении наличия кворума и результатов голосования письменного мнения члена совета директоров, отсутствующего на заседании, по вопросам повестки дня.

При этом голоса отсутствующих членов совета директоров, высказавших свое мнение в письменном виде, не следует учитывать при определении кворума на заседании совета директоров (п. 4.3.1 Кодекса корпоративного поведения).

По общему правилу, заседания совета директоров проводятся в очной форме, однако ФЗоАО допускает указание в уставе возможности принятия решения заочным голосованием. В этом случае во внутренних документах общества необходимо предусмотреть порядок и сроки направления бюллетеней членам совета директоров, принимая во внимание промежуток времени, необходимый для получения указанной информации и принятия решения.

Представляется, что наиболее важные вопросы должны решаться на заседаниях в очной форме.

Решения на заседании совета директоров общества принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании, если ФЗоАО, уставом общества или его внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров, не предусмотрено иное. Так, согласно п. 1 ст. 79 ФЗоАО решение об одобрении крупной сделки принимается членами совета директоров единогласно, в соответствии с п. 2 ст. 28 ФЗоАО решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается единогласно членами совета директоров и т.д.

При решении вопросов на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества каждый член совета директоров (наблюдательного совета) общества обладает одним голосом.

Необходимым условием эффективного осуществления функций совета директоров является создание комитетов совета директоров, что приведет к разделению управленческих и контрольных полномочий членов совета директоров, их профессионализации.

В действующем законодательстве устанавливается возможность обжаловать решение совета директоров. Часто институт обжалования решений совета директоров используется не для защиты прав акционеров, а для ведения корпоративных войн. Условно можно разделить:

  1. решения совета директоров, которые могут обжаловать его члены;
  2. решения, возможность обжалования которых закреплена за акционерами.

Пункт 5 ст. 68 ФЗоАО устанавливает возможность члена совета директоров обжаловать его решение. Для этого необходимо одновременное наличие следующих условий:

  1. отсутствие данного члена совета директоров на голосовании либо голосование против соответствующего решения;
  2. нарушение установленного порядка принятия данного решения;
  3. нарушение данным решением прав и законных интересов члена совета директоров.

Данные условия практически идентичны условиям обжалования акционером решения общего собрания, за исключением срока обжалования. Так, заявление об обжаловании указанного решения может быть подано в течение одного месяца со дня, когда член совета директоров узнал или должен был узнать о принятом решении. Кроме того, при обжаловании решения общего собрания суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру, а при обжаловании решения совета директоров его членом законодатель не устанавливает такого положения.

В связи с применением п. 5 ст. 68 ФЗоАО может возникнуть ряд проблем. Так, ФЗоАО указывает в качестве одного из условий возможности обжалования решения совета директоров нарушение прав и законных интересов члена совета директоров. Однако при широком толковании данного обстоятельства возможно обжалование решения совета директоров при нарушении любых прав и интересов его члена. Представляется, что в данном случае законодатель имеет в виду права и законные интересы, которыми наделен член совета директоров, находясь в указанной должности.

ФЗоАО прямо предусматривает возможность акционера обжаловать решения совета директоров общества об отказе во включении вопроса в повестку дня общего собрания акционеров или кандидата в список кандидатур для голосования по выборам в соответствующий орган общества, уклонение совета директоров общества от принятия решения (п. 6 ст. 53 ФЗоАО), а также возможность обжаловать в суд решение совета директоров общества об отказе в созыве внеочередного общего собрания акционеров (абз. 2 п. 7 ст. 55 ФЗоАО).

ФЗоАО не предусматривает возможности обжалования акционером в суд иных решений совета директоров, соответственно, на практике возник вопрос о допустимости заявления требований в суд об оспаривании иных решений. Согласно п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <*> обжалование решений совета директоров возможно и при отсутствии соответствующего указания в законе, если принятое решение не отвечает требованиям ФЗоАО и иных нормативных актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера.

<*> Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.

Члены совета директоров общества несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные их виновными действиями (ст. 44 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <*>, ст. 71 ФЗоАО), а также перед обществом или акционерами за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), нарушающими порядок приобретения крупного пакета акций <**>. В первом случае с иском в суд могут обратиться общество или акционер (акционеры), владеющие в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества; во втором - общество или акционер независимо от количества принадлежащих ему акций.

<*> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
<**> Данные изменения были внесены Федеральным законом от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ и вступают в силу с 1 июля 2006 г.

В случае если ответственность несут члены совета директоров, то их ответственность перед обществом (или перед акционерами при нарушении норм о приобретении крупного пакета акций) является солидарной.

При этом не несут ответственности члены, голосовавшие против принятия решения, которое повлекло причинение обществу или акционеру убытков, или не принимавшие участия в голосовании.

Основная проблема в применении норм об ответственности члена совета директоров заключается в том, чтобы найти грань между допустимым предпринимательским риском, без которого эффективная предпринимательская деятельность невозможна, и риском, признаваемым чрезмерным, когда действия (или бездействие), повлекшие для общества ущерб, признаются виновными <*>. ФЗоАО избрал объективный критерий: при определении оснований и размера ответственности должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Это предполагает оценку в каждом конкретном случае всех обстоятельств, с которыми связаны рассматриваемые действия (бездействие) и наступившие последствия <**>. Дополнительно в данном случае можно применить и ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо считается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

<*> См.: Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: Практ. пособие / Под ред. Е.П. Губина. М., 1999. С. 160.
<**> См.: Там же. С. 160.

В соответствии с Кодексом корпоративного поведения России акционерному обществу рекомендуется за счет собственных средств осуществлять страхование ответственности членов совета директоров, с тем чтобы в случае причинения убытков обществу или третьим лицам действиями членов совета директоров эти убытки могли быть возмещены за счет средств страховой компании.

По общему правилу полномочия совета директоров действуют до следующего общего собрания. Если общее собрание акционеров не было проведено в сроки, то полномочия совета директоров прекращаются, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания (п. 1 ст. 66 ФЗоАО) <*>.

<*> См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 сентября 2002 г. N А10-2463/01-6388/01-Ф02-2573/02-С2 // СПС "КонсультантПлюс".

По решению общего собрания полномочия всех членов совета директоров могут быть прекращены досрочно. Если общее собрание акционеров не принимало решения о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров, подавших заявление о сложении своих полномочий, то нет оснований считать, что полномочия этих лиц как членов совета директоров прекращены <*>.

<*> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 23 мая 2000 г. N 6066/99 // СПС "КонсультантПлюс".