Мудрый Юрист

Выступление министра культуры РФ а.с. Соколова по итогам третьего заседания координационного совета по культуре при министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. 3 апреля 2006 г.

Поэтому на уровне Правительства был утвержден состав оргкомитета. Я являюсь председателем этого оргкомитета. В состав оргкомитета вошли ведущие деятели культуры, вдова Дмитрия Дмитриевича, его дочь и его сын, Максим Шостакович. Сейчас у нас уже есть план работы на сезон, хотя эпицентр придется на осеннее время. Но мы стараемся не ударить в грязь лицом и провести такого рода фестиваль, на котором мы могли бы по достоинству отметить все грани творчества Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Это первое, что произошло. Это была наша, заранее подготовленная, рассчитанная в финансовом отношении программа. Поэтому здесь все лаконично и ясно.

Далее утверждался режим финансирования форума творческой и научной интеллигенции стран СНГ, который также находится под нашей эгидой с организационной стороны. Хочу подчеркнуть, что эта очень крупная и значимая акция была определена в ноябре прошлого года на встрече творческой интеллигенции. То есть она не могла быть запланирована заранее. Но инициатива была признана очень важной и соответственно получила поддержку. И единственным поводом для дискуссий был механизм финансирования. Потому что изначально, когда утверждался оргкомитет этого форума, позиция Минфина была очень жесткой: мы должны в собственных, ранее выделенных средствах, найти те ресурсы, которые позволят провести это мероприятие. И я при Правительстве подчеркнул, что нельзя так смотреть на этот вопрос, потому что речь идет именно о дополнительном финансировании, поскольку и сама акция носит дополнительный характер в нашей плановой деятельности.

Сейчас, в силу того что к этому мнению прислушались, уже Министром финансов, Алексеем Леонидовичем Кудриным, на заседании Правительства было внесено предложение о выделении из резервного фонда Правительства 21000000 рублей на реализацию этого проекта. Это не совсем достаточная сумма для того, чтобы все сделать в полном объеме, но, во всяком случае, достаточная для того, чтобы, привлекая дополнительные внебюджетные средства (чем мы сейчас и занимаемся), провести это все достойно. Пожалуйста, 14 - 15 апреля обратите свое внимание на те события, которые будут происходить в Москве в рамках форума научной и творческой интеллигенции СНГ.

И последний, третий, вопрос, где мне также пришлось выразить свое мнение, был связан с блоком вопросов, выносимых на обсуждение Министерством обороны. Аспект, который нас затронул в первую очередь, - это отмена тех отсрочек, которые раньше определялись соответствующими указами Президента Российской Федерации. В том числе отсрочка от военной службы для особо талантливых и выделяемых в специальную квоту - 800 человек в год. Речь шла о молодых танцорах, музыкантах, актерах, то есть о том, к чему мы так привыкли. При обсуждении этого вопроса я обратил внимание на те специфические особенности нашей сферы, связанные с длительной профессиональной подготовкой с детского возраста, которая не терпит никаких интервалов: для музыкантов, прежде всего для музыкантов-инструменталистов. Руки - это тот инструмент, который не позволяет создавать такие перерывы в профессиональной деятельности. Это кульминация творчества у артистов балета, которая попадает как раз на этот возраст - собственно, это есть апогей их художественной реализации. И так далее.

Все это, конечно, было высказано, но на данном этапе просто принято к сведению. Этот вопрос нас очень тревожит. Я его рассматриваю как то исключение, которое подтверждает правило. Когда принимается какое-либо общее решение, надо очень отчетливо предвидеть все его последствия; и просто выяснить, где для государства больший выигрыш, а где больший ущерб. С такой точки зрения я и предлагал смотреть на данную проблему. Но пока по этому вопросу дополнительных решений не принималось.

Эти три вопроса и рассматривались в четверг. И в четверг же у нас стартовал Координационный совет, который два дня проходил в Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Об этом мы и хотим сегодня с вами поговорить.

Это Третье заседание Координационного совета за год. Первое было ровно год назад там же, в Академии Госслужбы. Второе - осенью в Петербурге. И сейчас только что завершилось Третье. По единодушному мнению участников, это был лучший Координационный совет вообще за все время, которое могли отследить на протяжении своей профессиональной деятельности те, кто туда съехался. Речь идет о том, что здесь удалось свести воедино и некоторое обобщение опыта - а мы уже работаем больше двух лет вместе, - и перспективы нашего дальнейшего сотрудничества. Причем это обоюдно ценное общение: с одной стороны, для тех, кто приезжает из дальних регионов, поскольку они из первых рук могут получить информацию, касающуюся и вопросов финансирования, и вопросов прохождения документации в нашей системе. С другой стороны, это чрезвычайно важно для нас, поскольку сейчас в регионах накапливается очень интересный опыт индивидуального подхода. Сейчас, возможно, есть некоторый дефицит стандартного представления ситуации, но он оказывается стимулом для поисков собственного решения. Сейчас, когда мы разговаривали и в кулуарах, и во время выступления в прениях различных наших коллег, то мы просто пришли к такому решению: в ближайшее время на президиуме Координационного совета (он сейчас переизбран, произведена ротация) мы специально обсудим этот опыт. И, обсудив его, вынесем в дальнейшем на заседание нашей коллегии. Я вообще сторонник всякого рода пилотных проектов. Вы знаете, что мы недавно на коллегии заслушивали отчет новосибирских деятелей культуры, поскольку там был пилотный регион по Федеральному закону N 131-ФЗ. И таким же образом, без объявления пилотных проектов, многие регионы сами ищут свои собственные пути.

Сейчас очень важно обобщить эту практику, потому что тем самым мы получаем аргументацию для нашей уже законопроектной деятельности и для обобщения каких-то оптимальных решений уже на федеральном уровне. Такой была основная атмосфера нашего общения. У меня в руках свежий документ - уже отредактированное решение Координационного совета по культуре при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое было принято на нашем итоговом собрании. Сегодня мы опубликуем его на сайте. Это четыре страницы текста. Думаю, их стоит сразу зачитать, чтобы вы сейчас могли задать вопросы о том, что стоит за этими формулировками. И тогда мы сможем дать комментарии и внести какие-то дополнительные оценки.

Участники Третьего заседания Координационного совета по культуре при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, заслушав и обсудив доклады Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколова и руководителей департаментов Министерства, отметили целенаправленную работу Минкультуры России в 2005 году по совершенствованию нормативно-правового обеспечения сферы культуры, разработке Федеральной целевой программы "Культура России 2006 - 2010 годы" и механизма ее реализации.

Координационный совет поддерживает разработку проекта основных направлений государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации на период до 2015 года и плана действий по их реализации и предлагает членам Координационного совета до 7 апреля 2006 года представить в Минкультуры России свои предложения по данному вопросу.

Координационный совет выражает пожелания, чтобы при реализации четырех приоритетных национальных проектов в регионах Российской Федерации учитывалась их культурная составляющая, оказывающая влияние на цели и конечные результаты этих проектов, на качество жизни населения.

Координационный совет считает необходимым разработать комплекс мер по повышению авторитета сферы культуры и предлагает руководителям органов культуры субъектов Российской Федерации в срок до 1 мая 2006 года внести свои предложения по данному вопросу.

Поддерживая план законопроектной деятельности Минкультуры России на 2006 год, Координационный совет рекомендует дополнить его с учетом высказанных на заседании представителями регионов предложений.

Координационный совет выражает поддержку плану мероприятий Министерства по разработке и внедрению системы стандартизации в сфере культуры на 2006 - 2008 годы.

Координационный совет рекомендует:

  1. Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с президиумом Координационного совета разработать концепцию приоритетного национального проекта по культуре и выйти с этими предложениями в Правительство Российской Федерации.

Членам Координационного совета представить до 1 мая 2006 года в Минкультуры России свои предложения по данному вопросу.

  1. Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Комитетом по культуре Государственной Думы Российской Федерации активизировать работу по разработке проекта федерального закона о культуре, в котором предусмотреть:

сохранение государственной гарантии обязательности культурных аспектов в федеральных и государственных программах социально-экономического развития страны и регионов (ст. 7 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре");

законодательное закрепление функций органов управления культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (муниципальных районов, городских поселений, городских округов);

меры государственной поддержки подготовки кадров для сферы культуры и искусства и социальной поддержки работников культуры и искусства.

Принять меры к законодательному закреплению за федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры ведомственной принадлежности системы художественного образования.

  1. Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральному агентству по культуре и кинематографии, совместно с президиумом Координационного совета провести анализ международных, общероссийских, межрегиональных и других приоритетных и наиболее значимых для отечественной культуры мероприятий, проводимых в 2006 году при поддержке федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры, кинематографии и массовых коммуникаций.
  2. Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:

сосредоточить усилия на обеспечении выполнения плана законопроектной деятельности Министерства на 2006 год и плана мероприятий по разработке и внедрению системы стандартизации в сфере культуры на 2006 - 2008 годы;

изучать опыт и проводить мониторинг работы учреждений культуры в условиях действия Федеральных законов N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", N 199-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", осуществлять научно-методическое сопровождение этой работы;

вносить предложения о присуждении грантов Президента Российской Федерации и премий Правительства Российской Федерации с учетом творческих достижений ведущих коллективов из всех регионов Российской Федерации;

целенаправленно отстаивать необходимость учета специфики отрасли в ходе административной реформы и реформирования бюджетной сферы.

  1. Федеральным органам исполнительной власти в сфере культуры и массовых коммуникаций активнее использовать:

практику государственного заказа на создание высокохудожественных произведений;

рыночные механизмы и меры контроля над соблюдением законодательства в целях противодействия проникновению низкопробных программ и фильмов, засилью рекламы на телевидении.

  1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить необходимое финансирование республиканских, краевых, областных и окружных целевых программ развития культуры региона;

развивать и совершенствовать систему социального партнерства.

  1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

принять меры по эффективному использованию действующей сети учреждений и организаций культуры в условиях разграничения полномочий и реформирования органов местного самоуправления в целях сохранения и развития видов и объемов услуг, предоставляемых учреждениями культуры и художественного образования детей;

активнее внедрять в практику государственный и муниципальный заказ на создание и реализацию социально значимых творческих проектов;

обеспечить условия для развития и поддержки детского и юношеского творчества;

содействовать созданию условий для подготовки и закрепления работников культуры, особенно молодых специалистов, в учреждениях культуры в городах и селах.

Координационный совет предлагает Министру культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александру Сергеевичу Соколову проинформировать Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Ефимовича Фрадкова о результатах обсуждения актуальных вопросов государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации на Третьем заседании Координационного совета по культуре при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и направить данное решение руководителям субъектов Российской Федерации.

Вообще, как вы знаете, у нас с Беларусью достаточно тесные контакты, поэтому здесь ничего подстегивать не приходится. Есть прямые контакты между творческими организациями, между учебными заведениями. У нас есть очень много обменных, гастрольных планов. Безусловно, мы очень дорожим этой практикой и будем ее развивать впредь.

Скоро я еду в Минск на "Славянский базар". Традиционно там появляется Министр культуры, зачитывается приветствие Президента Российской Федерации. В мае там пройдет административного характера акция, на которую поедут наши представители. Так что контакт интенсивен и непрерывен.

Сейчас мы обращаем на это внимание и стараемся выровнять общероссийскую ситуацию. И такого рода мнение Координационного совета для нас является еще одним аргументом.

Там тоже есть свои стимулирующие факторы: допустим, при подведении итогов первого этапа работы в случае подтверждения взятых на себя обязательств, дофинансируется программа в полном объеме со стороны федерального центра. А в отсутствие подтверждения перебрасывается на другие объекты. Таким образом, стимул становится еще более очевидным.

Все это, вместе взятое, и есть та документация, которую мы разрабатывали в течение почти года и которую в любой момент готовы будем представить на утверждение. Естественно, само утверждение будет зависеть уже от общего государственного подхода. И сроки здесь я комментировать не берусь.

Обратите внимание на одно из поручений Координационного совета - поручение, связанное с ответственностью за сферу художественного образования нашего Министерства. Ведь как раз здесь у нас разногласия с Министерством образования, которое объявило общий подход, то есть общую эгиду Минобразования над всеми отраслями образования. В этом мы и видим большое осложнение для себя, особенно на том этапе, когда реформируется вся система образования и когда наше специфическое непрерывное образование (система "школа - училище - ВУЗ") просто не прописано в этих стандартах. И когда мы говорим о том, что категория "дополнительное образование" не должна распространяться на школы искусств, детские и музыкальные школы, то мы понимаем, что имеется в виду. Но это как раз нам приходится разъяснять. В этом дискуссионность самого понятия "стандарт", то есть стандарт - это многоуровневое представление о правилах и о нормативах. Естественно, наша инициатива здесь важнее всего.

Конечно, когда сами регионы нас опережают, то, с одной стороны, это для нас укор, а с другой - мы говорим им спасибо. В отношении тех же музейных проблем... Например, тем, что сделали в прошлом году в Псковской области в отношении музея-заповедника "Изборск", еще при старой команде, нам показали опережение неприятных событий. Когда защитили ландшафтную территорию вокруг Изборского музея-заповедника и затормозили тот процесс, который в других регионах уже принял необратимые очертания - это строительство ландшафтных зон, коттеджных поселков и прочих коммерчески привлекательных учреждений. Такого рода инициативы всегда интересны.

Бывают инициативы и двустороннего характера на основе пилотного представления решения вопроса: как в Ханты-Мансийске, в Вологде, в Якутске - я привожу примеры уже подписанных двусторонних соглашений между регионом и Министерством. В каждом таком соглашении есть своя, особенная, сфера, в которой мы считаем необходимым друг друга поддержать.

В более широком плане - это соглашение по переходу на цифровое вещание. Есть уже с тем же Ханты-Мансийском подобное соглашение, есть с Мордовией. Мы, таким образом, учитывая готовность регионов, разумеется, самое главное - готовность регионов, чтобы она была фактически подтверждена, создаем некоторый режим особого благоприятствования, ускоряя для них прохождение этапов, которые общим фронтом в таком темпе, конечно, пройти нельзя.

Сейчас речь идет о том, в какой степени мы готовы совместить эти две задачи. Их надо решать именно совместно. То есть, передавая церкви определенный объект, мы должны гарантировать, что освобождающая этот объект организация, учреждение культуры, не будет выброшена на улицу. В этом наша ответственность и наше устремление.

В том, что эта тенденция необратима, в том, что она будет развиваться, сомнений нет. Самое главное, чтобы мы в этой ситуации не прыгали через две ступеньки.

Как территориально близкий пример я могу вам рассказать о судьбе Ново-Петровского монастыря, который передается Русской Православной Церкви и в котором находится несколько учреждений культуры - это и ансамбль "Березка", и Литературный музей, и другие. И для каждого из них найдено место, то есть никто в обиде не остается. Для каждого есть соответствующие перспективы, и более того, превышающие то, чем они привыкли располагать.

Аналогичное решение было принято в Костроме. В Астрахани точно так же договорились на самом высоком уровне - это была договоренность между Президентом Российской Федерации и Святейшим Патриархом. Сейчас делается аналогичная попытка решить эту проблему в Рязани. В каждом случае были осложняющие обстоятельства, не исключение они и в Рязани. Их надо решать. Я на это смотрю спокойно, потому что всегда возникают те или иные волнения, и они объяснимы. Но как раз от Государства и зависит, в каком режиме и как скоро все это будет осуществляться.

То же самое можно сказать и о народных промыслах. Недавно на оперативке мы обсуждали уровень той выставки народных промыслов, которая готовится к саммиту (это будет в Петербурге). И почему-то нас тревожит то, как это выглядит. Потому что ответственность даже за селекцию, за представление этой экспозиции в таком панорамном виде, выведена за скобки нашей компетенции. А это отнюдь не правильно. Я напоминаю, что за промыслы отвечает Министерство промышленности и энергетики. Естественно, все художественные аспекты - и передача мастерства, и критерии ценности, потому что подделки, суррогаты в сфере художественных промыслов уже достигли невероятного уровня... Конечно, это полномочия Министерства культуры. Но формально мы от этого дистанцируемся. Поэтому за каждым таким, казалось бы, частным моментом стоит целая проблема, целая сфера. Этим мы стараемся заниматься планомерно.

Причем они сами так говорят. На Координационном совете были такие выступления... Приведу пример с автоклубом. Автоклуб - это новая возможность на шасси либо "Газели", либо "КамАЗа" установить современное оборудование, включающее киноустановку и различного рода звуковоспроизводящие устройства. То есть охватить то пространство, которое иным образом не охватишь. Просто построить там клуб нельзя и по финансовым причинам, и потому, что демографические условия не предполагают такого решения. А вот создать такую распространенную сеть можно, и это легко. Допустим, краеведческие музеи - то, что мы чуть было не потеряли из-за 131-го Закона, а потом, что называется, подхватили падающими на лету. Опять же, чтобы сделать такого рода протекционистскую программу, есть соответствующие методики, которые используют возможность виртуального музея. То есть то, что преодолевает огромные российские пространства. И таких проектов очень много. И они проседают именно потому, что не вписываются в эту гарантированную и рассчитанную по всем позициям федеральную целевую программу в должной мере. А выделение их из общего контекста и придание им особой значимости - это и есть смысл программы. И, конечно, речь идет о зарплатах. Потому что вне национального проекта поднять зарплаты нельзя. Тогда начинает довлеть общая картина: и тарифная сетка, и отраслевая система. А то, что уже сделали в медицине, то, что сделали уже в образовании, подняв эти зарплаты... На какой основе? На основе национального проекта - он дает этот приоритет. И конечно, нам это нужно.