Мудрый Юрист

Новые подходы к финансированию культуры и искусства в нидерландах

Абанкина И.В., кандидат экономических наук, заместитель директора Института развития образования Государственного университета - Высшая школа экономики.

Нидерланды имеют разветвленную и динамично развивающуюся сеть организаций культуры и искусства. За последние годы количество компаний и учреждений в культурном секторе Нидерландов возросло с 43 тысяч до почти 51 тысячи, что составляет около 7% общего числа компаний страны. В компаниях культурного сектора работает более 200 тысяч человек, что составляет примерно 3% от всего трудоспособного населения Нидерландов. Предпринимательство в области культуры Нидерландов неуклонно растет. Большое значение имеют средние и малые предприятия.

В среднем семьи в Нидерландах тратят на культуру и отдых 11% дохода домашних хозяйств. Следует отметить, что этот уровень практически не различается в разных по доходам группах семей, т.е. бедные и богатые тратят на культуру и отдых примерно одинаковую долю семейных бюджетов - более 10%, что считается в Европе довольно высоким уровнем.

Финансирование культуры и отдыха в Нидерландах регламентировано следующими документами:

Указ о культурных проектах различает три вида финансирования:

Основной поток финансирования - многолетние, а именно - четырехлетние субсидии учреждениям, - выделяется каждые четыре года на основании рассмотрения заявок на субсидии от различных секторов культуры. Субсидии предоставляются в форме единовременной или блочной субсидии, что дает учреждениям возможность сохранять любую операционную прибыль для дополнительной деятельности или для покрытия операционного дефицита.

Система распределения четырехлетних субсидий дает учреждениям больше свободы при определении их художественной и коммерческой политики. Учреждение пользуется достаточной свободой для осуществления своих политических планов до тех пор, пока оно осуществляет именно то, что задумано в плане. Например, учреждение может решить копить средства первые два года субсидии, чтобы на третьем году заняться дополнительной деятельностью. Сейчас стало возможным компенсировать дефицит отдельного года или сезона за счет остальных, если рабочий бюджет взаимопогашается в течение всего периода субсидии.

В четырех крупнейших городах (Амстердам, Гаага, Роттердам и Утрехт) и некоторых крупных муниципалитетах основные театральные учреждения субсидируются и центральным, и местным правительствами. Субсидии на краткосрочные проекты и гранты отдельным деятелям культуры и искусства выделяются национальными фондами, учрежденными при министерствах. Сами средства предоставляются на четыре года.

Провинции и муниципалитеты средних размеров получают целенаправленные гранты для поддержания местной политики. Размеры грантов определяются ежегодно.

Центральное правительство оказывает поддержку не только местным и региональным властям. В основном государство осуществляет финансирование через специально учрежденные фонды и организации, которые и предоставляют субсидии напрямую соискателям. Например, в 2000 г. было предоставлено субсидий на сумму 455 миллионов евро, что составило 31% суммарных затрат центрального правительства. Кроме того, выгоду от прямого государственного финансирования получают и средства массовой информации, которые являются единственным источником внебюджетных доходов. Так, в 2000 г. чистые расходы правительства на средства массовой информации составили 588 миллионов евро.

Сравнение суммарных и чистых расходов с бюджетом Министерства образования, культуры и науки на 2000 г. демонстрирует, что, несмотря на то что суммарные издержки превышают реальный бюджет, доходы достаточно высоки, чтобы покрывать чрезмерные затраты (табл. 1).

Таблица 1. Бюджет Министерства образования, культуры и науки на культуру в 2000 г.

In million Euro
 Искусства              
         238,1 
 Библиотеки и литература
          41,8 
 Управление культурой   
         197,2 
 СМИ                    
         749,5 
 Другие расходы         
           7,9 
 Всего на культуру      
        1234,5 

Источник: Министерство образования, культуры и науки, Голландия.

Финансирование организаций в области кино, архитектуры, дизайна, театральных и самодеятельных искусств, а также образования в области искусства включено в бюджет под заголовком "Искусство".

Центральное правительство сосредоточено на так называемой снабженческой стороне искусства, а именно на улучшении качества продукции кинематографа и мультипликации и мастерства артистов. Оно финансирует отдельных артистов, организации визуального искусства, в том числе так называемые мастерские и показательные организации, как напрямую, так и через культурные фонды и региональные и местные власти.

Институты в области сценического искусства, кино, архитектуры, дизайна, любительского искусства и образования в области искусства финансируются из бюджета на искусство.

Региональные и местные власти получают субсидии от центрального правительства только в данном секторе. В 2000 г. сумма таких субсидий составила 21 миллион евро. Прямые субсидии организациям культуры и отдельным лицам составили 178 миллионов евро, что составило примерно 70% всех расходов центрального правительства на искусство.

В июне 1999 г. был опубликован Основной меморандум культурной политики на 2001 - 2004 гг. (Культура как конфронтация), который конкретизировал новую политику в секторе искусства. План действий, который был частью этого Меморандума, выделил меры, стимулирующие область спроса на продукты и услуги в сфере культуры и искусства. Усиление плана обеспечивается предоставлением необходимых ресурсов под девизом "Новый ассортимент для новой аудитории".

Помимо перераспределения средств новый документ о культурной политике предоставляет новые возможности молодым талантам и свободный доступ новым инициативам, чем обеспечивает достижение целей межкультурного взаимодействия. Кроме того, организации культуры, фонды и консультативные органы получили задание содействовать доступу культурных меньшинств в советы и комитеты этих органов. В рамках новой политики было осознано, что инвестиции во "взгляды" молодежи крайне необходимы для жизнеспособности искусств и развития молодого поколения, для чего и были приняты конкретные меры, а именно - был увеличен объем гуманитарных и культурных предметов в программе среднего и профессионального образования.

В таблице 2 представлены расходы на культуру и искусство в 1999 г. в сравнении со среднегодовым объемом субсидий в 2001 - 2004 гг., которые распределяются в соответствии с принципами новой культурной политики на основе четырехлетних субсидий. В таблице 2 используются следующие обозначения:

Таблица 2. Сравнение расходов на культуру и искусство

  В голландских гульденах (x 1000) 
 В евро 
(x 1000)
 Предел 
субсидии
1999 г.
Запраши-
ваемая
субсидия
Рекомен-
дованная
субсидия
Субсидия
2001 -
2004
Субсидия
2001 -
2004
Оркестры                 
Всего оркестров          
 96,913 
 108,480
 86,258 
 86,258 
 39,142 
Всего маленьких оркестров
 10,713 
 25,697 
 15,458 
 13,889 
 6,280  
Музыкальные учреждения   
 10,968 
 27,557 
 19,541 
 17,360 
 7,877  
Музыкальные театры       
 57,145 
 67,729 
 58,720 
 58,220 
 26,418 
Танцы                    
 36,457 
 56,187 
 44,136 
 44,836 
 20,346 
Театры                   
 10,683 
 25,699 
 19,393 
 19,493 
 8,847  
Молодежные театры        
 395    
 3,411  
 1,915  
 1,915  
 870    
Podium Art               
 27,665 
 44,590 
 29,784 
 29,784 
 13,516 
Фильмы                   
 33,420 
 71,942 
 42,518 
 38,183 
 17,326 
Искусство скульптуры     
 91,858 
 125,781
 98,958 
 99,443 
 45,125 
Архитектура              
 13,330 
 24,137 
 19,294 
 19,294 
 8,756  
Молодежное искусство и   
образование
 16,769 
 31,482 
 25,583 
 25,592 
 11,615 
Общее искусство          
 885    
 2,681  
 1,316  
 1,316  
 598    
Библиотеки               
 37,193 
 45,240 
 41,038 
 41,038 
 18,168 
Литература               
 27,138 
 38,882 
 29,696 
 29,696 
 13,474 
Средства информации      
 1,058  
 8,963  
 5,207  
 5,207  
 2,363  
Археология               
 309    
 980    
 910    
 910    
 413    
Архивы                   
 5,382  
 6,449  
 5,978  
 5,978  
 2,713  
Общее наследие           
 703    
 3,755  
 2,302  
 2,302  
 1,043  

За рассматриваемый период чистые затраты центрального правительства существенно выросли по причине постоянного роста суммарных издержек и уменьшения доходов. Наиболее заметный рост расходов наблюдается по тем направлениям, которые выделены в качестве приоритетных направлений в новой культурной политике. Так, например, расходы на театры увеличены примерно в два раза, тогда как на молодежные театры в пять раз, причем в дополнение к девяти молодежным театрам добавилось еще шесть молодежных театров - новых получателей субсидий. В пять раз выросли расходы на средства информации.

Существенный рост вложений наблюдается и в молодежное искусство во взаимосвязи с образованием. Здесь тоже 40% общего объема субсидий передано новым организациям (см. таблицу 3).

Таблица 3.

  В голландских гульденах (x 1000) 
 В евро 
(x 1000)
 Предел 
субсидии
1999 г.
Запраши-
ваемая
субсидия
Рекомен-
дованная
субсидия
Субсидия
2001-
2004
Субсидия
2001-
2004
Молодежное искусство и         
образование
Artisjok/Nultwintig            
  277   
  837   
  315   
  315   
  143   
Искусство любителей скульптуры 
  1,182 
  1,519 
  1,290 
  1,290 
  585   
Buitenkunst                    
  251   
  375   
  351   
  351   
  159   
Культурная коалиция            
  107   
  226   
  107   
  107   
   49   
Фонд любительского искусства   
  2,117 
  6,665 
  3,500 
  3,700 
  1,679 
Большой приз Нидерландов       
  111   
  514   
  150   
  150   
   68   
Netherlands Youth Orchestra    
  181   
  270   
  220   
  220   
  100   
Jeunesses Musicales Nederland  
   20   
   60   
  15    
   15   
   7    
Центр любительского танца      
  1,430 
  1,554 
  1,430 
  1,430 
  649   
LOKV, Нидерландский институт   
художественного образования
  7,543 
  4,000 
 34,000 
  4,000 
  1,815 
Kunstbende (Meer doen met      
Cultuur)
  619   
  1,495 
  848   
  848   
  385   
Национальный молодежный оркестр
  498   
  742   
  742   
  742   
  337   
Нидерландский центр фольклора  
  821   
  1,173 
  821   
  821   
  373   
NKT Театральное производство   
  160   
  526   
  162   
  162   
   74   
Фестиваль Orlando              
   94   
  247   
  94    
   94   
   43   
Prinses Christina Concours     
   36   
  331   
  250   
  250   
  113   
Ансамбль Ricciotti             
  175   
  566   
  235   
  235   
  107   
Композиция                     
  555   
  1,435 
  600   
  600   
  272   
Театр STUT                     
   76   
   98   
   50   
   76   
   34   
Всемирный музыкальный конкурс  
Kerkrade
  246   
  303   
  355   
  303   
  137   
Итого по перечисленным         
организациям
 16,769 
 23,451 
 14,805 
 15,979 
  7,252 
Новые финансируемые организации
Beestenbende                   
  200   
  200   
  200   
   91   
Boeng Diepie                   
  450   
   50   
   50   
   23   
BZO                            
  550   
   50   
   50   
   23   
Davina van Wely                
   30   
   10   
   10   
   5    
Фестиваль Storm                
  1,138 
  315   
  615   
  279   
Iordens Viooldagen             
   30   
   30   
   30   
   14   
Молодые музыкальные таланты    
  130   
   55   
   55   
   25   
Театральная молодежная группа  
DOX
  101   
  100   
  100   
   45   
Kleurrijk Centrum Rotterdam    
  500   
  100   
  100   
   45   
Koor Nieuwe Muziek             
  225   
  150   
  150   
   68   
Национальный детский и         
молодежный хор
  169   
  100   
  100   
   45   
Национальные молодежные        
оркестры и оркестры
  515   
  300   
  300   
  136   
Rotterdams Wijktheater         
  150   
   50   
   50   
   23   
Фонд театральных работ         
  1,529 
  1,529 
  1,500 
  1,500 
  681   
Planet jr. Productions         
  685   
  100   
  100   
   45   
Sahne                          
  165   
  100   
  100   
   45   
Talens Palet                   
   50   
   50   
   50   
   23   
Театральная группа Toetssteen  
   35   
   20   
   20   
   9    
UNISONO                        
  1,341 
  4,500 
  4,500 
  2,042 
VKV                            
  2,960 
  1,500 
  681   
Всемирный фестиваль Parade     
Brunssum
  2000  
   38   
   38   
   33   
   15   
Итого по новым финансируемым   
организациям
  8,031 
 10,778 
  9,613 
  4,363 
Всего молодежное искусство     
и образование
 16,769 
 31,482 
 25,583 
 25,592 
 11,615 

В 1999 г. правительство Нидерландов потратило на искусство и культуру приблизительно 2,8 миллиарда евро. Учитывая, что доход составил 1,2 миллиарда евро, то чистые затраты составили 1,6 миллиарда евро (см. табл. 4).

Таблица 4. Валовые и чистые расходы на культуру и искусство в 1999 г. (млн. евро)

          Валовые расходы           
        Чистые расходы       
Гос-во
Прови-
нции
 Муни- 
ципали-
теты
  Сов- 
местн.
учрежд.
 Итого
Гос-во
Про-  
винции
Муни-  
ципали-
теты
  Сов- 
местн.
учрежд.
Итого
Театральные     
искусства:
 295,4
 53,1 
 559,5 
 34,0  
 942,0
 290,9
 41,3 
 440,2 
  0,5  
772,8
Профессиональные
театральные
искусства
 151,6
 12,7 
 64,9  
  0,0  
 229,2
 151,6
 12,3 
 60,4  
  0,0  
224,2
Любительское    
искусство
 8,2  
 1,4  
 20,4  
  0,0  
 29,9 
 8,2  
 1,4  
 19,1  
  0,0  
 28,6
Центры культуры 
 0,0  
 0,5  
 230,1 
  2,3  
 232,8
 0,0  
 0,5  
 157,0 
  0,0  
157,5
Изобразительное 
искусство
 92,6 
 19,1 
 42,2  
  0,0  
 153,8
 92,6 
 11,3 
 25,4  
  0,0  
129,3
Формирование    
музыки и
культуры
 12,3 
 8,6  
 159,3 
 31,8  
 211,9
 12,3 
 7,7  
 140,7 
  0,5  
161,1
Прочее          
 30,9 
 10,9 
 42,7  
  0,0  
 84,4 
 26,3 
 8,2  
 37,7  
  0,0  
 72,2
Культура:       
1164,9
 149,7
 606,7 
 15,4  
1936,7
 297,7
 80,3 
 518,2 
  0,0  
896,2
Музеи           
 129,3
 27,7 
 132,5 
  0,5  
 290  
 121,2
 24,1 
 104,8 
  0,0  
250,0
Памятники       
 65,3 
 23,1 
 88,0  
  0,0  
 176,5
 64,9 
 21,3 
 69,4  
  0,0  
155,6
Библиотеки      
 45,8 
 28,1 
 332,6 
 10,4  
 417,0
 45,8 
 27,2 
 298,1 
  0,0  
371,2
Средства        
информации
 890,8
 70,3 
 5,9   
  0,0  
 967,0
 32,7 
 7,3  
 3,6   
  0,0  
 43,6
Архивы          
 33,6 
 0,5  
 47,6  
  4,5  
 86,2 
 33,1 
 0,5  
 42,2  
  0,0  
 75,8
Итого Культура  
и Искусство:
1460,3
 202,8
 1166,2
 49,5  
2878,8
 588,6
 121,6
 958,4 
  0,5  
1669,
0

Источник: Центральное статистическое бюро, Нидерланды.

В 1999 г. все уровни правительства вместе потратили на искусство около 940 миллионов евро. Доход в данном секторе составил приблизительно 179 миллионов евро. Средняя сумма, выделенная на одного жителя, составила 49 евро. Наибольшая средняя сумма на одного жителя приходится на профессиональное театральное искусство, т.е. на музыку, оперу, танцы и театр (14,1 евро). Тогда как в области любительского искусства эта цифра составляет только 1,8 евро на человека.

Что касается изобразительного искусства, центров культуры и формирования музыки и культуры, на одного жителя было в среднем потрачено между 10,4 и 8,2 евро. Наибольшая сумма валовых издержек приходится на центры культуры (15,4 евро на одного жителя).

Наибольшую поддержку искусству оказывают муниципалитеты. Исключением являются изобразительное и театральные искусства, которым основную помощь оказывает центральное правительство. На эти два вида деятельности центральное правительство выделяет примерно 2/3 всех своих отраслевых затрат.

Валовая сумма расходов на культуру, а именно: на библиотеки, литературу, управление культурой и средствами массовой информации, значительно отклоняется от чистых расходов, поскольку расходы центрального правительства на средства массовой информации в размере 890 миллионов евро на 96% покрываются прибылью этого сектора (см. таблицу 5).

Таблица 5. Суммарные правительственные расходы на культуру в расчете на одного жителя в 1999 г., евро/1 жителя

          Валовые расходы          
           Чистые расходы          
Гос-во
 Про- 
винции
 Муни- 
ципали-
теты
 Сов-  
местн.
учрежд.
Итого
Гос-во
 Про- 
винции
 Муни- 
ципали-
теты
 Сов-  
местн.
учрежд.
Итого
Культура: 
 74,0 
 9,5  
 39,0  
  1,0  
123,5
 19,1 
 5,0  
 33,6  
  0,0  
 57,7
Музеи     
 8,2  
 1,8  
 8,6   
  0,0  
18,6 
 7,7  
 1,3  
 6,8   
  0,0  
 15,8
Памятники 
 4,1  
 1,4  
 5,4   
  0,0  
10,9 
 4,1  
 1,4  
 4,5   
  0,0  
 10,0
Библиотеки
 2,7  
 1,8  
 21,3  
  0,5  
26,3 
 2,7  
 1,8  
 19,1  
  0,0  
 23,6
Средства  
массовой
информации
 56,7 
 4,5  
  0,5  
  0,0  
61,7 
 2,3  
 0,5  
 0,5   
  0,0  
 3,3 
Архивы    
 2,3  
 0,0  
  3,2  
  0,5  
 6,0 
 2,3  
 0,0  
 2,7   
  0,0  
 5,0 

Источник: Центральное бюро статистики, Голландия.

Политика в области культурного наследия охватывает музеи, исторические здания, памятники, объекты, археологические и общественные документы.

В музейном секторе основная обязанность министерства и правительства заключается в управлении и обращении с национальными коллекциями. Эти полномочия были переданы наполовину приватизированным национальным музеям и контролируются Инспекторатом за культурным наследием. Институт культурного наследия Нидерландов (INC) оказывает услуги и предоставляет информацию всему мировому музейному сообществу. В 1999 г. был основан Музыковедческий фонд по закупкам, целью которого является покупка произведений искусства в рамках Акта о сохранении культурного наследия и приобретении для музеев через Фонд Мондриана.

Работа в секторе исторических зданий и объектов сосредоточена на обязанности сохранить исторические здания и объекты, а также защитить городские заповедные зоны. Данные полномочия были переданы Департаменту защиты и сохранения исторических зданий и объектов (RDMZ). В соответствии с Актом о памятниках и исторических зданиях предоставляются субсидии на реставрационные и обслуживающие работы.

В 2000 г. на "исторические шедевры" была выделена сумма в 45 миллионов евро. Эти деньги предназначены для реставрации более 100 памятников, которые не могут быть реставрированы за счет существующих фондов. Памятники будут распределены между фондами на основании Указа о крупномасштабной реставрации.

В секторе археологии основная обязанность министерства и правительства состоит в том, чтобы обеспечить сохранность важных археологических объектов. Если сохранению объекта мешает экономическая деятельность, то следует принять меры по осуществлению раскопок и документирования объекта. Эти полномочия были переданы Государственной службе археологических исследований (ROB), чья работа основывается на Акте о памятниках и исторических зданиях.

В секторе государственных архивов основная обязанность заключается в том, чтобы организовать документацию центрального правительства, Высшего Государственного Совета и т.д., а также обеспечить доступ к ним общественности. Эту задачу выполняет Департамент Государственных архивов (RAD), основанием для его работы служит Акт о Государственных архивах.

Большая часть средств на культурное наследие передается четырем правительственным службам (INC, RDMZ, ROB и RAD) и финансируемым организациям. Наибольшая часть средств направляется в сектор музеев и в сектор исторических зданий и объектов. Кроме того, предоставляются субсидии учреждениям, занятым в области государственных архивов и археологии.

Что касается исторических зданий и объектов, то большая часть средств субсидий идет на реставрационные работы. По мере необходимости муниципалитетам и провинциям предоставляются многолетние бюджеты, в рамках которых они могут предоставлять индивидуальные субсидии владельцам исторических зданий и объектов, которые затем официально предоставляются Министерством. Фактические выплаты осуществляет национальный Фонд Реставрации.

Начиная с 2000 г. Министерство образования, культуры и науки Нидерландов осуществляет постепенный переход на бюджетирование, ориентированное на результат. Эта политика, применяемая сначала для финансирования университетов, с 2005 г. начинает применяться и для отраслей культуры. Принципы такого бюджетирования обеспечивают прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и общественной значимостью ожидаемых конечных и непосредственных результатов в соответствии с установленными приоритетами государственной политики в области культуры и искусства. Переход к формированию бюджета, ориентированному на результат, - итеративный процесс, рассчитанный на достаточно длительный период. В течение этого периода основным объектом внешнего контроля будет постепенно становиться результативность, т.е. социальная и экономическая эффективность расходования бюджетных средств.