Мудрый Юрист

Правовые основы составления и исполнения сметы доходов и расходов пограничных органов федеральной службы безопасности

Кирсанов Ю.И., адъюнкт МПИ ФСБ России, старший лейтенант.

Пограничные органы Федеральной службы безопасности относятся к бюджетным учреждениям, то есть финансируются за счет государства и получают средства из федерального бюджета согласно статье 221 БК РФ <*>. Иными словами, пограничные органы Федеральной службы безопасности являются объектом сметно-бюджетного финансирования. Пограничные органы Федеральной службы безопасности получают ассигнования из бюджета Федеральной службы безопасности и используют их на основе утвержденных финансовых планов - смет.

<*> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.). Ст. 221.

Смета по своему содержанию включает как экономическую, так и правовую составляющую. Экономическая составляющая сметы определяется содержанием статей сметы, ее разделов и подразделов, а правовая составляющая реализуется в круге прав и обязанностей участников бюджетного процесса, должностных лиц бюджетных учреждений, порожденных утверждением и исполнением сметы. То есть можно сделать вывод, что смета является разновидностью правового акта - финансово-правовым актом, который не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

В РФ смета также рассматривается некоторыми учеными в области финансового права <*> как вид финансово-планового акта, основа для определения величины расходов, финансируемых из бюджета. Сметы составляют и используют организации и учреждения в основном сферы нематериального производства, состоящие на бюджетном финансировании. До перехода РФ к рыночным отношениям смета традиционно включала раздел расходов, разделенный на отдельные виды в соответствии с бюджетной классификацией расходов (заработная плата, начисления на нее и др.). В рыночных условиях структура сметы и методы расчетов ряда статей ее значительно изменились, понятие сметы расширилось. Если ранее она охватывала только расходы, то в современных условиях смета должна включать в себя также доходы бюджетного учреждения <**>. Теперь бывшая смета расходов именуется как "Смета доходов и расходов" конкретного учреждения по соответствующему бюджету. Смета включает два раздела с прилагаемыми расчетами к ним.

<*> См.: Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2000. С. 107; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. Юристъ, 1999. С. 543; В.Н. Гирев, А.И. Землин. Финансовое право: Практикум. М.: Юриспруденция, 1999. С. 68; Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. С. 10; Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2001. С. 140; Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 1999. С. 58. и т.д.
<**> Куфакова Н.А. Финансовое право. Учебник. М.: Юрист. 1986. С. 269.

Составление сметы доходов и расходов бюджетного учреждения осуществляется каждым бюджетным учреждением после того, как бюджет утвержден и началось его исполнение. Иначе говоря, составление и исполнение смет бюджетных учреждений осуществляется на стадии исполнения бюджета.

Смета доходов и расходов составляется бюджетным учреждением по типовой форме. Последняя типовая форма сметы была утверждена Минфином России в 1999 г. Она состоит из двух частей. В первой части сметы указываются доходы и поступления бюджетного учреждения, а во второй - текущие расходы. Все доходы, учитываемые в смете бюджетного учреждения, составляют его внебюджетные средства. Среди них: доходы от предпринимательской деятельности и платных услуг бюджетного учреждения; целевые доходы и безвозмездные перечисления и т.д. Например, в соответствии с Законом РФ "Об образовании" к предпринимательской деятельности относятся: сдача в аренду имущества образовательного учреждения, торговля покупными товарами, оборудованием, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и т.д. Естественно, все эти доходы образовательного учреждения должны быть отражены в доходной части сметы школы, интерната и т.д.

Расходная часть сметы бюджетного учреждения построена в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета. Она включает в себя текущие и капитальные расходы бюджетного учреждения. Основными статьями текущих расходов сметы являются:

а) оплата труда государственных служащих;

б) начисления на оплату труда, т.е. уплата единого социального налога;

в) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

г) командировочные и служебные разъезды;

д) оплата транспортных услуг;

е) оплата услуг связи;

ж) оплата коммунальных услуг;

з) трансферты населению и т.д.

Статьи капитальных расходов сметы включают:

а) приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

б) капитальное строительство;

в) капитальный ремонт.

Непосредственная работа бюджетного учреждения по составлению сметы доходов и расходов начинается тогда, когда оно получает от органа, исполняющего бюджет, уведомление о бюджетных ассигнованиях. Последнее содержит цифры, на которые ориентируется бюджетное учреждение при составлении сметы.

К смете должны быть приложены расчеты. Формы расчетов по смете утверждены Минфином РФ в 1999 г. Расчеты к смете предполагают обоснование каждой цифры, указанной в смете расходов. Например, расчеты расходов на оплату труда производятся исходя из числа ставок тех или иных должностей и средней ставки оплаты труда по этой должности. Кроме того, в ходе составления сметы бюджетное учреждение должно руководствоваться также нормативами финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг и нормативами расходов по отдельным статьям сметы. Нормативы расходов - это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (например, норма расхода хлеба на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме и т.д.).

Нормы затрат определяются по различным объектам постановлениями Правительства РФ, а в ряде случаев и самими бюджетными учреждениями по согласованию с вышестоящими органами. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20 июня 1992 г. определены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

Нормы расходов подразделяются на обязательные и необязательные (расчетные), материальные и денежные.

Обязательные нормы расходов - это такие, которые не подлежат изменению. К их числу относятся расходы на командировки, на питание, на спецодежду и т.д. Необязательные (расчетные) нормы - это такие, которые определяются индивидуально для каждого бюджетного учреждения исходя из его специфики. К их числу относятся расходы на освещение, на отопление и т.д.

Материальные нормы расходов - это такие, которые определяют количество материальных средств на единицу расходов. Например, определяется количество обуви, которая необходима в год на одного ребенка в детском доме, и т.д. Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения материальных норм. Они образуются путем умножения затрат в натуральном выражении на среднюю цену этих растрат. Именно денежные нормы непосредственно принимаются во внимание бюджетными учреждениями при составлении смет.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. "Если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие бюджетные ассигнования расходовать запрещено и любой их кассовый расход может быть признан нецелевым" <*>. Наличие установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей должностных лиц органов, осуществляющих составление и исполнение смет доходов и расходов, является важным элементом правового регулирования расходов на деятельность бюджетных учреждений, в частности пограничных органов ФСБ России.

<*> Артюхин Р.Е. Финансирование бюджетных учреждений из федерального бюджета // Налоговый вестник. 1998. N 1. С. 110.

Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете - составная часть бюджетного процесса, которая именуется сметным процессом.

В связи с тем, что сметный процесс как правовая категория, содержащая экономические механизмы, был выделен одновременно со становлением бюджетной системы России, и до настоящего времени имело место только лишь употребление данного термина без детальных характеристик, автор счел необходимым охарактеризовать данный процесс в целях детального рассмотрения проблем правового регулирования расходов на деятельность пограничных органов ФСБ России.

Как уже отмечалось автором, сметный процесс является составляющей частью бюджетного процесса и носит немаловажное значение в формировании бюджета (сметы доходов и расходов) как Российской Федерации, так и всех бюджетных учреждений.

Так, профессор М.М. Рассолов справедливо отмечает, что порядок составления, утверждения и исполнения сметы в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования <*>. Хотя, с другой стороны, данная классификация и выделение сметного процесса законодательно не закреплена в Бюджетном кодексе РФ и носит лишь теоретическое значение. Поэтому определение сметного процесса и его характеристика имеет ключевое значение для более полного толкования бюджетного процесса и обусловливается особенностями его элементов. Раскрыть содержание сметного процесса означает выявить характеристики составляющих, сравнить адекватность нынешнего правового регулирования сметного процесса со сложившейся практикой, исходя из принципов финансового и бюджетного права.

<*> Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2001. С. 150.

С.А. Муромцев, столкнувшись с проблемой определения права, сделал вывод о том, что, для того "чтобы сделать верное определение какого-нибудь института, надо открыть действительное соотношение его различных признаков" <*>. Хотя с тех пор минуло уже более ста лет, эта методика в общем виде применяется в современных научных исследованиях.

<*> Муромцев С.А. Определение и основания разграничения права. М., 1879. С. 40.

Сметный процесс, являясь частью бюджетного процесса, имеет ключевое значение для составления и исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Выделение сметного процесса в отдельную категорию обусловлено рядом факторов и условий, заставляющих устанавливать особенности как управления в сфере финансов, так и порядка составления и исполнения смет доходов и расходов, а также контроля за их исполнением.

Сметный процесс включает следующие стадии:

  1. составление сметы доходов и расходов;
  2. рассмотрение и утверждение сметы доходов и расходов;
  3. исполнение сметы доходов и расходов.

Перед сметным процессом стоят следующие задачи:

Организация сметного процесса построена на следующих принципах:

  1. единства - выражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм сметной документации, единстве денежной системы;
  2. самостоятельности сметного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти - обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определения направления их использования;
  3. балансовом методе, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами сметы. Важное условие данного метода - соответствие расходов сметы ее доходам, создание финансовых резервов.

Сметный процесс в пограничных органах ФСБ России строится с соблюдением всех задач, принципов и правовых основ данного процесса.

Сметный процесс состоит из нескольких стадий, автор подчеркивает, что в ходе сметного процесса применяются разнородные нормативные акты, необходимые для правового регулирования общественных отношений, возникающих на каждой из стадий, что, в свою очередь, свидетельствует о неоднородности правовых основ, применяемых в процессе сметно-бюджетного регулирования.

Бюджетное учреждение обязано составить и представить смету доходов и расходов на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях. Смета расходов бюджетного учреждения составляется по установленной форме и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить смету в течение 5 дней со дня ее представления. Утвержденная смета доходов и расходов бюджетного учреждения передается в орган, исполняющий бюджет, т.е. в Федеральное казначейство или в финансовый орган соответствующего субъекта РФ (см. ст. 221 БК РФ).

Правовые основы составления и исполнения сметы доходов и расходов пограничных органов Федеральной службы безопасности включают следующие составные элементы:

  1. Правовые основы планирования сметы расходов и доходов пограничных органов Федеральной службы безопасности, которые применяются на предварительной стадии - стадии планирования расходов и доходов на будущий период.
  2. Правовые основы составления сметы доходов и расходов пограничных органов Федеральной службы безопасности, применяющиеся в процессе формирования проекта сметы как финансово-планового акта и юридического нормативного акта.
  3. Правовые основы контроля за исполнением сметы доходов и расходов пограничных органов федеральной службы безопасности, имеющие немаловажное значение при исполнении сметы, реализующиеся органами и должностными лицами, уполномоченными осуществлять контроль за исполнением сметы доходов и расходов пограничных органов Федеральной службы безопасности.

Составление сметы - процесс подготовки сметы и приложений к ней, согласование запланированных средств по статьям расходов с действующим законодательством, нормами расходов, лимитами выделяемых денежных ассигнований.

Как мы видим, составление сметы - это составная часть сметного процесса, точнее одна из его стадий, которой предшествует предварительная стадия, не входящая в состав сметного процесса, - финансовое планирование. Составление сметы доходов и расходов пограничных органов федеральной службы безопасности строится на основе результатов финансового планирования, согласования проекта сметы в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, определяющими специфику сметно-бюджетного финансирования пограничных органов Федеральной службы безопасности.

Таким образом, бюджетное учреждение обязано составить и представить смету доходов и расходов на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях. Смета расходов бюджетного учреждения составляется по установленной форме и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить смету в течение 5 дней со дня ее представления. Утвержденная смета доходов и расходов бюджетного учреждения передается в орган, исполняющий бюджет, т.е. в Федеральное казначейство или в финансовый орган соответствующего субъекта РФ (см. ст. 221 БК РФ).

На основе установления состава финансовых ресурсов пограничных органов Федеральной службы безопасности формируются различные денежные фонды целевого назначения: амортизационный, фонд накопления и потребления, инвестиционный и т.д. Но обязательным элементом сметы доходов и расходов является определение движения денежных средств в порядке выполнения финансовых обязательств: расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчеты с кредитными организациями и т.д.

То есть можно сделать вывод, что составление сметы - своего рода подведение итогов финансового планирования, реализующееся в составлении финансово-планового документа - сметы и обосновании результатов планирования, их оформлении в приложениях к смете доходов и расходов.

Немаловажной стадией сметного процесса является стадия исполнения сметы и вообще процесс контроля за исполнением сметы со стороны компетентных органов.

Исполнение сметы доходов и расходов пограничных органов ФСБ России включает в себя несколько различных составляющих, сходных по целям, но различных по своему содержанию.

Составление сметы доходов и расходов и строгое его исполнение способствует организации финансового контроля в пограничных органах Федеральной службы безопасности России.

Пограничные органы Федеральной службы безопасности используют бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. При этом виды расходов, содержащиеся в смете доходов и расходов, соответствуют направлениям расходов бюджетного учреждения, содержащихся в ст. 70 БК РФ. Согласно этой статье бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Бюджетное учреждение может перераспределять расходы в пределах сметы, т.е. может увеличивать один вид расходов по смете за счет другого. Однако права бюджетного учреждения перераспределять расходы при исполнении сметы определяются Федеральным казначейством РФ либо другим органом, исполняющим бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств (п. 6 ст. 161 БК РФ). В то же время бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, т.е. средств, полученных от предпринимательской деятельности, от безвозмездных поступлений и т.д.

Бюджетные учреждения ежемесячно, ежеквартально, а также по окончании года составляют отчетность об исполнении сметы в соответствии с Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной Приказом Минфина РФ от 15 июня 2000 г. Отчетность направляется каждой организацией вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки, который направляет ее главному распорядителю бюджетных средств либо сразу в орган, исполняющий бюджет.

Бюджетные учреждения помимо ассигнований из соответствующих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные средства. Внебюджетные средства бюджетных учреждений образуются сегодня главным образом за счет оказания бюджетными учреждениями платных услуг. Однако в ряде случаев внебюджетные средства могут образовываться у бюджетного учреждения и по иным основаниям.

Виды и правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреждений определены Положением, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 26 июня 1980 г., и Инструкцией Минфина СССР "О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним" от 12 июня 1981 г.

В соответствии с этой Инструкцией внебюджетные средства бюджетных учреждений подразделяются на четыре группы: специальные средства, суммы по поручениям, депозитные суммы, другие внебюджетные средства.

Специальные средства - самая широкая группа внебюджетных средств бюджетных учреждений. Ими являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности.

Специальные средства имеются у медицинских учреждений, некоторые помимо своей основной деятельности, финансируемой из бюджета, осуществляют и платные медицинские услуги в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" и Постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" от 13 января 1996 г. Кроме того, такие средства имеются у высших учебных заведений, учреждений культуры и искусства и др.

По специальным средствам бюджетные учреждения составляют смету доходов и расходов, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения. Суммы по поручениям - это средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений. К их числу относятся: суммы, полученные бюджетным учреждением на выплату стипендий студентам и учащимся за счет средств предприятий, направивших их в учебные заведения; суммы, переведенные предприятиями бюджетному учреждению на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством, и т.д.

Депозитные суммы - это средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителям или передаче по назначению. К ним относятся денежные средства больных, находящихся на лечении в лечебных учреждениях; денежные средства в виде заработной платы, не полученные работниками в срок, и т.д.

Депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хранятся в течение трех лет, предприятиям, организациям и учреждениям (кроме бюджетных учреждений) - в течение одного года, бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.

Другие внебюджетные средства - это средства, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм. К их числу относятся: плата за содержание детей в дошкольных учреждениях; плата за обучение детей в музыкальных школах; плата за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях; средства, образующие фонд всеобуча в образовательных школах для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся; средства, поступающие на питание детей в школах с продленным днем и в интернатах при школах, и др.

В настоящее время идет процесс расширения у бюджетных учреждений бюджетных средств за счет привлечения различных источников. В связи с этим значительно изменился правовой режим формирования и использования внебюджетных средств по сравнению с тем, который установлен в вышеназванной Инструкции Минфина СССР от 12 июня 1981 г. Фактически эта Инструкция в значительной мере утратила силу.

Согласно Правилам оформления и выдачи в 2005 г. разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденным Приказом Минфина России от 2 февраля 1999 г., к внебюджетным средствам бюджетных учреждений, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, относятся:

К средствам, полученным от предпринимательской деятельности, например, в сфере культуры, относятся:

К безвозмездным поступлениям относятся добровольные взносы предприятий, кооперативов, общественных организаций, населения.

К целевым средствам, полученным на выполнение поручений, относятся: поступления из централизованных отраслевых фондов на определенные цели; средства по поручениям согласно Инструкции Минфина СССР от 12 июня 1981 г. Бюджетным учреждениям, имеющим внебюджетные средства, открываются в банках текущие счета. Эти счета изолированы от бюджетных счетов бюджетных учреждений. Согласно п. 6 ст. 161 БК РФ бюджетные учреждения при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельны в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

В соответствии с Инструкцией Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 170 отчетность бюджетного учреждения по средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется отдельно от отчетности по смете доходов и расходов.

В соответствии с бюджетным законодательством главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств. Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью и законом (решением) о бюджете не более чем на 10 процентов утвержденных бюджетных ассигнований. Объемы бюджетных ассигнований для получателя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью не более чем на 15 процентов утвержденных объемов бюджетных ассигнований. Орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10 процентов бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю бюджетных средств. Уведомление о перемещении бюджетных ассигнований производится органом, исполняющим бюджет, при доведении уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.

В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Это положение не распространяется на зачет налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ.

Если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств <*> не финансируется в полном объеме, получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Недофинансирование означает разницу между лимитом бюджетных обязательств, доведенных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита бюджетных обязательств. Компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом.

<*> Лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.

Наибольшее число вопросов, связанных с практическим применением Бюджетного кодекса Российской Федерации и новой Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, возникает в учреждениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Например, насколько положение о том, что бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161), соответствует положению п. 2 ст. 42 Кодекса, в котором говорится, что все доходы, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, отражаются в доходах соответствующего бюджета, которые должны быть перечислены в бюджет. Отсюда следует, что бюджетное учреждение теряет право самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников.

Затруднения в практике работы воинских частей вызывает применение положений ст. 42, 51, 55 и 60 БК РФ, которыми предусмотрено включение в доходы бюджета доходов, полученных от использования имущества, и доходов от оказания бюджетными учреждениями платных услуг. Поскольку в соответствии с действующим законодательством получение указанных доходов является дополнительным источником финансового обеспечения бюджетных учреждений (который хотя и отражается в смете доходов и расходов, но не уменьшает объем бюджетного финансирования), а полученные от осуществления предпринимательской деятельности средства используются бюджетными учреждениями на хозяйственные нужды, то их включение в доходы бюджетов противоречит действующему законодательству и ущемляет права бюджетных учреждений. Такая схема оплаты расходов, при которой бюджетным учреждениям решительно запрещено самостоятельное управление финансовыми ресурсами, может привести к ограничению инициативы коллективов по оптимизации и сокращению затрат. Причина тому - отсутствие экономической заинтересованности в каждом конкретном случае.

Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Формирование и исполнение сметы расходов бюджетных учреждений осуществляется на основании нормативных актов. Деятельность государственных организаций и учреждений по формированию и исполнению смет расходов неотрывна от стадий бюджетного процесса и носит название сметного процесса. Составление смет - это часть составления проекта бюджета. Лишь после утверждения бюджета, из которого будут финансироваться расходы по смете, смета приобретает юридическую силу.

Таким образом, соответственно каждой сфере финансовых отношений, их специфическим чертам, а также в соответствии с конкретными задачами каждого уровня финансового обеспечения пограничных органов ФСБ России необходимо применение различных норм расходов денежных средств. Для осуществления расчетов на высших и средних уровнях финансового обеспечения нужны укрупненные нормы, а на низовом уровне необходимы индивидуальные нормы, отражающие особенности функционирования воинских частей. Также необходимо наиболее полное, но в рамках действительной необходимости и реальных ограничений по ресурсам, обеспечение в соответствии с нормами потребностей пограничных органов Федеральной службы безопасности.