Мудрый Юрист

Свобода массовой информации: конституционное закрепление

Марзак Г.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государства Московского государственного открытого университета.

Необходимость в правовом регулировании свободы массовой информации, в обеспечении граждан общественно значимой информацией и других вопросов в данной сфере возникла с возрастанием роли и места информации в современном обществе, с повышением ответственности государств за распространяемую ими информацию.

Что же такое информация <*>? Большое количество подходов к определению понятия информации, существующее в настоящее время, бесспорно говорит о том, что наука и философия в этом вопросе находятся еще в состоянии поиска.

<*> Об информации см.: Урсул А.Д. Природа информации. М.: Полит. издат., 1968; Проблемы информации в современной науке. М.: Наука, 1975; Информация и управление. Философско-методологические аспекты. М.: Наука. 1985; др.

В 1928 г. А. Гарри рассматривал информацию как всякое сообщение, имеющее актуальный интерес, являющееся новостью <*>.

<*> Гарри А. Что такое информация // Журналист. 1928. N 1. С. 42.

В Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, в 1935 г. информация определяется как действие по глаголу "информировать" или как сообщение, осведомление и положении дел, как сведения о чем-либо.

Ю.М. Батурин в своей работе "Проблемы компьютерного права" отмечал, что информация не является чем-то самостоятельным, не представляет собой нечто абсолютное, но имеет информационный характер только в отношении к системе, воспринимающей информацию <*>.

<*> Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М.: Юрид. лит., 1991. С. 16.

Статья 2 Федерального закона РФ от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" закрепила следующее определение информации: информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления <*>.

<*> Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 8. Ст. 609.

Таким образом, информация - это совокупность сообщений, фактов, материалов, отражающих реальные, соответствующие действительности события, в адаптированной для человеческого восприятия форме.

Слово "свобода" в общественной жизни может употребляться как "пребывание вне заключения", "отсутствие какого-либо гнета". В науке это "возможность высказывать личную точку зрения". В обыденной жизни это "непринужденность", "независимость", "отсутствие обязательств", "раздолье" и т.д.

Итак, свобода в широком смысле слова - это отсутствие ограничений, препятствующих действию субъекта.

Понятие свободы массовой информации мы можем определить как возможность беспрепятственно распространять средствами массовой информации в адаптированной для восприятия форме сведения, отражающие реальные события и предназначенные для неопределенного круга лиц.

Вопрос о целесообразности правового регулирования отношений, складывающихся в сфере свободы массовой информации, возник уже давно. Высказывались мнения как в пользу такого регулирования, так и против него.

Противники правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере свободы массовой информации, обосновывают свою позицию тем, что законодательное регулирование свободы - это всегда определенного рода ограничения, устанавливаемые субъективной волей законодателя. В таком случае свобода массовой информации "загоняется" в строго очерченные законодательные рамки, которые могут быть сужены в зависимости от политических интересов.

К. Маркс в своей статье "Дебаты о свободе печати..." различал законы против печати и законы о печати <*>. Законы против печати в понимании Маркса - это законы, устанавливающие цензуру. По его мнению, закон о печати - "это мера самой свободы, которая делает себя мерилом для своих собственных исключений... В законе о печати карающей является свобода. В законе о цензуре свобода подвергается каре. Закон о цензуре есть закон, который берет свободу под подозрение. Закон о печати есть вотум доверия, который свобода выдает сама себе. Закон о печати карает злоупотребление свободой. Закон о цензуре карает свободу как некое злоупотребление.

<*> Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч., 2-е. изд. Т. 1. М., 1955. С. 37.

Отсутствие законодательства о печати следует рассматривать как изъятие свободы печати из сферы юридической свободы, т.к. юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона. Закон о печати есть, следовательно, законодательное признание свободы печати".

По нашему мнению, правовое регулирование свободы массовой информации необходимо. Необходимость заключается в том, чтобы установить правовые формы реализации данной свободы и запретить любые злоупотребления. Свобода массовой информации должна реализовываться в определенных законодательных рамках для того, чтобы выполнять все свои функции в обществе. Необходимо, чтобы право защищало свободу массовой информации от ограничений и различного рода ущемлений. Достигается это посредством закрепления соответствующих норм в конституции, а также в разработке действующего законодательства.

Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит целый ряд статей, посвященных свободе массовой информации. Конституция закрепила понятие "свобода массовой информации" и дала этой свободе высшую конституционную гарантию: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается" (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ).

Данную свободу можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как свободу организаций средств массовой информации от вмешательства как со стороны государства, так и со стороны граждан. Во-вторых, означает индивидуальное право и свободу человека и гражданина на получение и распространение мнений и информации с помощью средств массовой информации".

Конституция РФ провозглашает: гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается (ч. 5 ст. 29). Достоинством нормы, по нашему мнению, является то, что она состоит из двух самостоятельных положений. Первое - это гарантированность свободы массовой информации. В данном случае свобода провозглашается как принцип. Второе - запрет цензуры. Таким образом, свобода провозглашается как принцип, а не как независимость от цензуры. Этот подход представляется правильным, поскольку понятия "свобода массовой информации" и "запрет цензуры" не тождественны. Также ч. 1 ст. 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова, в ч. 3 идет речь о недопустимости принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, ч. 4 закрепляет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Несмотря на то что перечисленные понятия по тексту статьи выступают как самостоятельные, они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Необходимо отметить, что положения Конституции Российской Федерации о свободе массовой информации соответствуют международным стандартам, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 19), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 18, 19), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10).

Содержание ст. 29 Конституции Российской Федерации положено в основу законодательных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации в России.

Проанализируем указанные конституционные положения.

Мысль как результат, продукт мышления человека отражает познание им окружающего мира и самого себя в этом мире и воплощается в его представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством.

Свободу мысли можно считать абсолютным правом человека, потому что его невозможно нарушить в принципе. Мысль, не выражаемая вовне, не поддается контролю. Нет необходимости юридическими средствами гарантировать наличие у человека мыслей, как нет необходимости гарантировать наличие у него рук или ног. Право может регулировать общественные отношения, но не физиологию человека. Таким образом, самостоятельного юридического значения свобода мысли не имеет. Поэтому свобода мысли и слова считается как одна свобода.

Свобода слова - это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свои мнения и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средствами.

Конституционная свобода мысли и слова означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, свое мнение, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет, предусмотренный ч. 3 ст. 29, обязаны соблюдать все - государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности, в том числе право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности, свободных дискуссий.

Право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своего мнения неотделимо от права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом <*>.

<*> См. подробнее: Михайлов В. Право на информацию // Закон. 1999. N 10. С. 36 - 43.

Это право может осуществляться различными способами: посредством межличностного общения, учебных заведений, на собраниях, митингах, фестивалях, выставках и т.д. Но прежде всего это право реализуется через средства массовой информации, так как они являются наиболее значимым и влиятельным источником информирования личности и общества.

Конституция Российской Федерации устанавливает как общие, так и специальные основания ограничения прав и свобод граждан, в том числе и свободы массовой информации. К общим основаниям относятся: необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции Российской Федерации). Это установление в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. квалифицируется в качестве принципа соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод <*>.

<*> "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы". Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 16. Ст. 1909.

Специальные ограничения свободы массовой информации касаются запрета пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрета пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).

Еще одно ограничение свободы массовой информации, а именно - запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, вытекает из ч. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации.

Законный способ поиска, получения, передачи и распространения массовой информации предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ: "Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом"), личную и семейную, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ). Согласно ст. 56 Конституции РФ возможно ограничение свободы массовой информации в условиях чрезвычайного положения. Итак, конституционные границы свободы массовой информации достаточно ясны. Это личная, семейная, государственные тайна, условия чрезвычайного положения и так называемая речь ненависти.

Конституция РФ предусматривает ряд гарантий свободы массовой информации. Прежде всего это запрет цензуры (ч. 5 ст. 29).

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается".

Конституция к гарантиям свободы массовой информации также относит:

Итак, являясь главным принципом функционирования средств массовой информации, свобода массовой информации получила в Конституции РФ правовое утверждение. Так, Конституция Российской Федерации устанавливает правовые основы свободы массовой информации, определяет общие и специальные основания ограничения свободы массовой информации, предусматривает ряд гарантий свободы массовой информации, запрещает цензуру. В этом состоит достоинство конституционной нормы, которая не только провозглашает свободу слова, но и запрещает злоупотребление ею.

Однако положения Конституции Российской Федерации должны быть подкреплены правовыми и организационными механизмами для более полного выполнения провозглашенных в ней норм. Наиболее важными и сложными представляются при этом правовые механизмы, регулирующие взаимоотношения государственных органов власти и средств массовой информации, общества и средств массовой информации.