Мудрый Юрист

Рекомендации "круглого стола" на тему "нормативно-правовые аспекты строительства и эффективности использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений"

Заслушав доклады и выступления депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей органов государственной власти, законодательных собраний субъектов Российской Федерации, научных учреждений, архитектурно-проектных организаций, общественных объединений, руководителей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, предприятий спортивной индустрии, участники "круглого стола" отмечают следующее.

Экономике сферы физической культуры и спорта необходим мощный приток инвестиций для обновления материально-технической базы, в первую очередь физкультурно-спортивных сооружений, развития человеческого капитала (улучшения структуры кадров, повышения их квалификации, уровня дисциплины и качества образования), внедрения активной наступательной стратегии здорового образа жизни как важного фактора оптимизации жизнедеятельности человека.

В сфере физической культуры и спорта накопился ряд не решенных до настоящего времени проблем:

В России, по данным статистической отчетности, занимаются физической культурой и спортом только 15,5 млн. человек, что составляет 10,6% от всего населения страны;

Сегодня стержнем стратегического направления решения проблем развития физической культуры должна быть реализация Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", в которой предусматривается строительство более 4000 физкультурно-спортивных сооружений.

Развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в последние годы (с 1999 по 2006 г.) характеризуется увеличением общего их количества (прирост составил почти 17%), но пока не достигнут уровень 1991 г. (238,6 тыс. в 1991 г. и 221,1 тыс. в 2005 г.). При этом следует отметить особенно резкое сокращение числа плоскостных сооружений: с 216 тыс. в 1987 г. и 112 тыс. в настоящее время. При этом стабильно из года в год увеличивается количество плавательных бассейнов: за период с 1991 по 2005 г. включительно их количество возросло с 2194 до 3074, т.е. на 40%.

Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями составляет около 21% от норматива.

Велики различия по уровню обеспеченности между отдельными регионами России.

Тюменская область обеспечена спортивными залами на 23,1%, а крытыми бассейнами - только на 0,5%. В Омской области обеспеченность залами - 57,8%, бассейнами - 5,2%. Особенно отстает развитие сети спортсооружений в республиках: Ингушетия - 7,2%, Адыгея - 11,4%, Кабардино-Балкария - 13,9%, Удмуртия - 14,7%, Бурятская - 13,3%; краях: Приморский - 11,9%, Краснодарский - 14,8%; областях: Иркутская - 11,9%, Читинская - 13,7%, Камчатская - 12,5%.

Значительны различия в обеспеченности спортсооружениями городского и сельского населения. Сельские школы лишь на 50% обеспечены спортивными залами, практически отсутствуют бассейны для обучения плаванию дошкольников и младших школьников.

Наряду с вышеуказанными проблемами в использовании существующих физкультурно-спортивных сооружений, их технической эксплуатации существуют и специфические проблемы:

Основными факторами, которые необходимо учитывать при разработке стратегии развития сети физкультурно-спортивных сооружений, являются:

Помимо этих факторов необходимо учитывать специфику регионов и мест размещения, особенности территорий с экстремальными природными условиями и крупнейших городов.

Рассмотрев проблемы перспектив строительства и эффективности использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, участники "круглого стола" рекомендуют:

Правительству Российской Федерации поручить Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральному агентству по физической культуре и спорту разработать и осуществить внедрение системы технического регулирования (сертификации) физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, а также разработку национальных стандартов для этих целей.

Федеральному агентству по физической культуре и спорту:

Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству совместно с Общероссийскими физкультурно-спортивными общественными организациями:

обеспечить разработку нормативно-методической базы по техническому обслуживанию физкультурно-спортивных сооружений и обеспечению их экологической и эксплуатационной безопасности и конструктивной надежности.

Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

Комитету Государственной Думы Российской Федерации по физической культуре, спорту и делам молодежи:

внести в Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" поправку, касающуюся обеспечения общественной безопасности и правопорядка при проведении массовых спортивных мероприятий на физкультурно-спортивных сооружениях.