Мудрый Юрист

Научно-практическая конференция "комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований - правовая и экономическая основа. Практика взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований"

г. Екатеринбург

16 - 18 февраля 2006 года

Рекомендации

Участники научно-практической конференции отмечают, что с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) значительно изменились принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления, принципы формирования доходов местных бюджетов, а также предоставления финансовой помощи местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Социально-экономическое развитие муниципальных образований в первую очередь зависит от наличия в местных бюджетах финансовых ресурсов, за счет которых органы местного самоуправления могут эффективно решать вопросы местного значения.

Анализ финансового положения муниципальных образований свидетельствует о том, что практически во всех субъектах Российской Федерации доходы местных бюджетов не соответствуют потребностям органов местного самоуправления для реализации ими собственных полномочий, осуществления капитальных вложений для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и других объектов социальной инфраструктуры.

Нестабильность доходных источников местных бюджетов, менявшихся в последнее десятилетие практически ежегодно, привела к потере органами местного самоуправления мотивации к среднесрочному и долгосрочному планированию социально-экономического развития муниципальных образований.

Положения Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" расширили полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. При этом решение указанных вопросов не обеспечено соответствующими источниками финансирования.

В этих условиях необходимо укреплять финансовую базу муниципальных образований за счет развития их экономического потенциала, а также увеличения числа местных налогов и нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов.

Социально-экономическое развитие муниципальных образований сдерживается неэффективностью правового регулирования вопросов формирования и разграничения муниципального имущества.

Порядок разграничения государственной собственности на землю предусматривает достаточно длинную и сложную процедуру оформления права собственности муниципальных образований на земельные участки и требует значительных финансовых затрат из местных бюджетов.

Незавершенность процесса разграничения государственной собственности на землю не позволяет органам местного самоуправления эффективно использовать земельные участки в хозяйственном обороте. Так, за период с 2002 г. Правительством Российской Федерации не принято ни одного распоряжения по земельным участкам, в отношении которых у муниципальных образований Свердловской области возникает право собственности.

Исчисление земельного налога с использованием государственной кадастровой оценки земли привело к тому, что доходы от этого налога снизились в ряде муниципальных образований более чем в два раза, а по отдельным муниципальным образованиям - от 5 до 10 раз.

В связи с этим необходимо усовершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, а также ввести периодический пересмотр оценки их стоимости.

Предусмотренные в ст. 50 Федерального закона закрытые перечни имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, ограничивают возможности муниципальных образований по разработке и реализации планов и программ социально-экономического развития территорий, увеличению доли неналоговых доходов местных бюджетов, а также созданию условий для развития малого и среднего бизнеса.

Данные перечни муниципального имущества требуется привести в соответствие с перечнями вопросов местного значения муниципальных образований.

Остается нерешенной проблема погашения задолженностей муниципальных образований в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В местных бюджетах отсутствуют необходимые средства для финансирования расходов на проведение капитального ремонта муниципального жилого фонда. Данные проблемы тормозят проведение жилищно-коммунальной реформы и модернизацию предприятий коммунального хозяйства.

Рост экономического потенциала муниципалитетов, необходимый для обеспечения их социально-экономического развития, может стимулироваться за счет развития органами местного самоуправления конкуренции и привлечения инвестиций в экономику муниципальных образований, развития малого бизнеса. Органам местного самоуправления необходимо активно применять новые рыночные механизмы для эффективного использования муниципального имущества и финансов, вовлекать предпринимателей и частный бизнес для предоставления социальных услуг населению, используя с этой целью концессионные соглашения.

Заключение концессионных соглашений может стать одним из механизмов, позволяющих более эффективно эксплуатировать объекты коммунальной инфраструктуры, автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, объекты, используемые для осуществления медицинской деятельности, организации отдыха граждан, образования, культуры и спорта.

Для оказания методической помощи органам местного самоуправления, муниципальным предприятиям и учреждениям целесообразно использовать опыт отдельных регионов и муниципальных образований, в том числе Свердловской области, по разработке и реализации региональных и муниципальных программ социально-экономического развития территорий.

Участники научно-практической конференции считают необходимым рекомендовать:

  1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации:

1.1. В кратчайший срок разработать и принять проекты федеральных законов:

1.2. В целях улучшения финансовой обеспеченности муниципальных образований, рассмотреть возможность внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих:

  1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проекта Федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (в части введения местного налога на недвижимость), принятого в первом чтении.
  2. Правительству Российской Федерации:

3.1. Предусмотреть в проекте Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" средства на компенсацию расходов местных бюджетов по реформированию жилищно-коммунального комплекса, обеспечению проведения капитального ремонта муниципального жилого фонда, а также зданий, принадлежащих муниципальным учреждениям образования и здравоохранения.

3.2. Усовершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, а также ввести периодический пересмотр оценки стоимости земельных участков.

3.3. Определить состав информации, необходимой для прогнозирования и планирования органами местного самоуправления социально-экономического развития муниципальных образований и порядок ее предоставления налоговыми органами, а также порядок взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления в целях улучшения администрирования местных налогов.

3.4. Ускорить разработку мер по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса и реструктуризации их кредиторской задолженности.

3.5. Разработать методику расчета расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с реальными потребностями органов местного самоуправления в финансировании каждого из вопросов местного значения.

3.6. Определить приоритеты в отношении установления минимальных государственных социальных стандартов.

3.7. Усовершенствовать методики предоставления финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации в целях увеличения в ее составе доли средств, направляемых на капитальные расходы местных бюджетов и наращивание инвестиционного потенциала территорий.

3.8. Предусмотреть в федеральном бюджете на 2007 год финансовые средства на профессиональную подготовку и переподготовку выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих.

3.9. Рассмотреть возможность формирования территориальных органов Федеральной налоговой службы в соответствии с территориями муниципальных образований - в муниципальных районах, городских округах и поселениях.

3.10. Разработать комплекс мероприятий по оказанию органам местного самоуправления необходимой методической помощи по разработке и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований с учетом опыта работы в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе Свердловской области.

  1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

4.1. Оказать методическую и организационную помощь:

4.2. Предусмотреть проведение в 2006 году семинаров и иных мероприятий для выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих по вопросам реализации Федерального закона и обеспечить координацию деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации ими собственных полномочий.

4.3. Предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2007 год финансовые средства на профессиональную подготовку и переподготовку выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих.