Мудрый Юрист

Принцип законности в арбитражном судопроизводстве

Петрова И.Г., судья Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, кандидат юридических наук.

В настоящее время учеными весьма активно обсуждается проблема формирования гражданского общества и правового государства.

Но в условиях системного кризиса, переживаемого нашей страной, все эти рассуждения останутся благими пожеланиями без надлежащего уровня законности.

В настоящее время признание верховенства права и закона придает проблеме законности особую актуальность. Ведь законность - важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан.

Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Разносторонний и многоплановый подход к определению законности находит поддержку у многих исследователей. Так, В.С. Афанасьев и Н.Л. Гранат пишут, что законность - это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений <*>.

<*> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.А. Катаева, В.В. Лазарева. Уфа, 1994. С. 389.

Другое определение законности сформулировал Н.В. Витрук: "Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве" <*>. В данном перечне к объектам, выражающим право, следует добавить и правоприменение.

<*> Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 523.

Исследуя вопросы законности, В.И. Шинд раскрывает данное понятие как "определенное состояние безопасности, стабильности, "общественного здоровья" государства" <*>. Из подобной трактовки законности вытекает следующее правило: учитывая ограниченность ресурсов и времени, следует в первую очередь анализировать те нарушения законов, которые особенно беспокоят общество, и принимать все возможные меры, чтобы ликвидировать эти нарушения или по крайней мере существенно их сократить.

<*> Шинд В.И. Некоторые вопросы управления в органах прокуратуры (Методический аспект) // Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора: Сборник научн. трудов. М., 1994. С. 27 - 29.

Наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности, получил тот момент, что законность неотторжима от общеобязательности права. Главное здесь - требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных правовых актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т.е. обеспечения правомерного поведения всех их участников.

Термины "законность" и "принцип законности" нередко употребляют как синонимы. Серьезных возражений это не вызывает. В то же время, как правильно подчеркивал А.Т. Боннер, "понятие законности шире понятия "принцип законности". Далее автор указывает, что принцип или идея законности входит в качестве одного из составных компонентов в более широкое понятие законности <*>.

<*> Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 8.

Принцип законности, провозглашенный Конституцией Российской Федерации (п. 1 ст. 120), одновременно является общеправовым и межотраслевым принципом права. Поэтому он подвергается исследованию как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках <*>.

<*> Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Изд-во "Юридическая литература", 1976. С. 70.

В работах по общей теории права под законностью понимается принцип права, выражающий демократический режим жизни общества и состоящий в требованиях строгого и неукоснительного соблюдения всеми субъектами правового общения и основанных на них подзаконных актов, полного и реального осуществления субъективных прав, надлежащего, обоснованного и эффективного применения права при исключении малейшего произвола в деятельности государственных органов и должностных лиц <*>.

<*> Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 104.

От общего понятия законности, от общеправового принципа законности следует отличать процессуальный принцип законности, который в судопроизводстве имеет свои самостоятельные правовые гарантии и, следовательно, может рассматриваться как принцип отрасли права.

Поскольку, как уже отмечалось, принцип законности включает в себя требование точного исполнения закона, то следует учитывать, что одним изданием закона нельзя обеспечить необходимый правопорядок. Важно не только создать хороший закон, всесторонне учитывающий потребности общественного развития в той или иной области отношений, но и обеспечить правильное применение этого закона на практике, точное исполнение его всеми обязанными лицами. Поэтому, по глубокому убеждению А.Т. Боннер, сущность принципа законности в арбитражном процессе "заключается в требовании к арбитражу и другим участникам производства в процессе рассмотрения хозяйственных споров строго руководствоваться предписаниями закона и соблюдать их" <*>.

<*> Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 19.

Согласно статье 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статье 11 Гражданского процессуального кодекса РФ принцип законности в гражданском и арбитражном процессах по своему содержанию включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) права и совершать процессуальные действия, руководствуясь законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В связи с этим ученые считают, что следует различать два компонента, интегрированных в состав законности как процессуального принципа: материально-правовой и процессуальный. Материально-правовая сторона этого принципа сводится к требованию при разрешении каждого конкретного дела строго руководствоваться нормами действующего материального права. Это означает, что, разрешая спор, суд должен прежде всего правильно квалифицировать взаимоотношения сторон, правильно найти нормы, регулирующие данное правоотношение, верно истолковать эти нормы и правильно их применить. Процессуальную же сторону принципа законности составляют требования, обеспечивающие суду правомерность всего разбирательства споров, вынесение правильных решений, а также возможность надлежащего их исполнения.

Оба компонента обладают относительной самостоятельностью, но в то же время они неразрывно связаны между собой. Нарушение или несоблюдение процессуальных норм нередко ведет к неправильной квалификации спорных материально-правовых отношений, порождает ошибки в применении норм материального права <*>.

<*> Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 19 - 20.

Отличительную черту процессуального принципа законности можно также рассмотреть и на вопросе о соотношении законности и целесообразности.

С точки зрения осуществления процессуального принципа законности недопустимо противопоставление ему так называемой целесообразности, тем более недопустимы попытки формирования целесообразности как принципа процесса, поскольку творить справедливость в отрыве от закона суды никто не уполномочивал <*>.

<*> Фурсов Д.А. Указ. соч. С. 327.

Особое внимание процессуалистов к проблеме соотношения принципа законности и целесообразности при применении норм права не случайно. Известно, что в материальном и процессуальном праве есть немало норм с содержанием, допускающим возможность принятия различных решений по одному и тому же вопросу. При этом целесообразность в судопроизводстве может означать лишь одно: избрание в каждом конкретном случае наиболее оптимального действия (решения) в рамках закона, на основании закона и в соответствии с законом <*>.

<*> Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 23.

Хотя некоторые авторы полагают, что требование целесообразности имеет самостоятельное значение <*>. В еще более определенной форме необходимость выделения целесообразности в качестве самостоятельного принципа процесса проводится в работах А.Т. Боннера <**>.

<*> См.: Элькинд П.С. Толкование и применение норм уголовно-процессуального права. М.: Юридическая литература, 1967. С. 173.
<**> Боннер А.Т. Судебный надзор за действиями органов управления и дела, возникающие из административно-правовых отношений // Труды ВЮЗИ. Том 2. М., 1966. С. 182; Законность и целесообразность в гражданском судопроизводстве // Советская юстиция. 1979. N 1. С. 20.

"По многим вопросам хозяйственной деятельности, - отмечает В.П. Ефимочкин, - не издаются законы, так как решаться они должны с учетом конкретных обстоятельств... В таких случаях хозорганы и госарбитраж руководствуются принципом хозяйственной целесообразности" <*>.

<*> Ефимочкин В.П. Вопросы работы государственного арбитража. Вопросы правового регулирования народного хозяйства. М.: Госюриздат, 1962. С. 166.

Здесь стоит указать автору, что действующее процессуальное законодательство требует, чтобы споры разрешались в точном соответствии с законом (ст. 11 ГПК РФ и ст. 6 АПК РФ). И если суд сталкивается с пробелами в праве, он должен разрешить дело на основе аналогии закона или аналогии права (п. 3 ст. 11 ГПК РФ и п. 6 ст. 13 АПК РФ).

М.Г. Авдюков при рассмотрении вопроса о соотношении законности и целесообразности отмечал: "Отступление от требований закона под предлогом целесообразного решения вопроса не только открывает возможность для произвола. И при добросовестности сторонника целесообразности интересы дела будут страдать, так как в правосудии и управлении будут преобладать субъективные моменты. Закон выражает коллективную волю, он принимается на демократической основе после тщательного обсуждения, при его создании учитывают мнение специалистов и во внимание принимаются многообразные интересы. Когда дела рассматривают, руководствуясь целесообразностью, то в решении проявляются кругозор, интерес и личные качества только данного состава суда и администратора" <*>.

<*> Авдюков М.Г. Принципы законности в гражданском судопроизводстве. Изд. Московского университета, 1970. С. 23.

Таким образом, проанализировав различные точки зрения, можно сделать вывод, что любое решение арбитражного суда должно строго соответствовать требованиям закона и вместе с тем быть наиболее целесообразным в рамках закона, т.е. обеспечивать такое разрешение экономических споров, которое полностью отражало бы требования закона и в максимальной степени учитывало интересы спорящих организаций.

В определении места принципа законности в системе процессуальных принципов ученые также высказывают различные мнения.

М.Г. Авдюков отмечал, что законность является одним из принципов, непосредственно конкретизирующих задачи судопроизводства. В то же время он считал, что "в общей системе принципов гражданского процесса законность не занимает особого положения" <*>.

<*> Авдюков М.Г. Указ. работа. С. 4.

С его мнением не согласен, и, думается, правомерно, А.Т. Боннер: "Ведь все иные принципы гражданского судопроизводства имеют более узкий и в достаточной степени специализированный аспект действия. Принцип же законности в этом отношении является универсальным. Какая бы норма гражданского процессуального права не применялась в судебной деятельности, одновременно соблюдается принцип законности" <*>.

<*> Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 16.

Иная точка зрения приводится в работах В.М. Семенова. С одной стороны, он считает, что принцип законности пронизывает все право, его отрасли и претворяется в жизнь в деятельности всех органов государства, в том числе судов. Но с другой стороны, полагает: "Данный общеправовой принцип применительно к правосудию имеет специфическое выражение и содержание. Вот почему, в частности, в гражданском процессуальном праве закреплен и осуществляется в гражданском судопроизводстве один единый принцип - независимости судей и подчинения их только закону". Таким образом, заключает ученый, "в правосудии осуществляется и общеправовой принцип социалистической законности, и принцип независимости судей и подчинения их только закону, при этом второй принцип вытекает из первого" <*>.

<*> Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М.: Юридическая литература, 1982. С. 78 - 79.

Указанный вывод весьма противоречив, поскольку, отрицая самостоятельное существование принципа законности, автор, тем не менее, вынужден признавать, что данный принцип пронизывает все право и находит свое осуществление и в области гражданского судопроизводства.

Принцип законности имеет особое проявление в судебной деятельности как строго определенной правовой деятельности. Процессуальные отношения в отличие от иного правомерного поведения могут иметь место исключительно в правовой форме.

Принцип законности провозглашен в качестве основного принципа деятельности арбитражных судов в Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды разрешают споры на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

При рассмотрении и разрешении споров арбитражные суды руководствуются законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах (статья 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Это законодательство находится в ведении Российской Федерации. Субъекты Федерации не имеют права принимать нормы, регламентирующие процесс в арбитражных судах.

Пункт 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ включает принципиальную норму о том, что порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральным конституционным законом об арбитражных судах, Арбитражным процессуальным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами.

Все арбитражные процессуальные нормы трудно или невозможно включить в Закон об арбитражных судах или в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. С точки зрения содержания принципа законности важно отметить, что процессуальные нормы расположены и в актах материально-правового характера, но они также должны приниматься, во-первых, только на федеральном уровне, во-вторых, соответствовать законодательству о судопроизводстве в арбитражных судах (ст. 3 АПК РФ).

Это связано с тем, что решение должно приниматься в строгом соответствии с законом при обязательном соблюдении правил арбитражного производства.

Следовательно, принцип законности применительно к деятельности арбитражных судов означает прежде всего их обязанность:

Более полный ряд основных признаков действующего в арбитражном процессе принципа законности, определяющих его содержание, дает Д.А. Фурсов, а именно:

  1. соответствие законов, на основании которых подлежат рассмотрению и разрешению заявленные требования, Конституции Российской Федерации;
  2. правильная оценка собранных в установленном законом порядке доказательств по делу;
  3. установление фактических обстоятельств дела, исходя из закрепленного процессуальным законом соотношения активности суда и состязательности сторон, моментов истины - объективной и формальной;
  4. точное установление смысла подлежащих применению норм материального и процессуального права;
  5. применение норм материального права, направленных на восстановление нарушенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, с учетом фактических обстоятельств дела <*>.
<*> Фурсов Д.А. Предмет, система и основные принципы арбитражного процессуального права. М., 2000. С. 329.

Также хочется отметить, что важным условием осуществления принципа законности в арбитражном процессе является не только правильное, но и единообразное применение законодательства при разрешении экономических споров. Единообразное применение норм права имеет большое значение для укрепления законности в экономических отношениях в целом. Неслучайно согласно ст. 304 АПК РФ одним из оснований к отмене или изменению судебного акта в надзорной инстанции является нарушение единообразия в толковании и изменении арбитражными судами норм права.

Непременным условием законности является и постоянное совершенствование законов. В.И. Ремнев указывает, что понятие законности охватывает не только исполнение и соблюдение законодательства, но и его постоянное совершенствование в соответствии с назревшими потребностями общества.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации вправе вносить предложения по совершенствованию правового регулирования экономических отношений, и этим правом он активно пользуется, внося предложения по вопросам совершенствования хозяйственного законодательства. Об этом говорят красноречиво следующие цифры. За период с 1995 по 2000 год в аппарате Высшего Арбитражного Суда РФ по обращению Совета Государственной Думы было рассмотрено свыше полутора тысяч законопроектов, касающихся регулирования отношений в экономической деятельности <*>.

<*> Ермошин Г.Т. Проблемы обеспечения независимости судебной власти. Сб.: Судебная реформа в России. М.: Городец, 2001. С. 27 - 28.

А.Т. Боннер как весьма важный аспект в осуществлении принципа законности выделяет "необходимый уровень культуры в судебной деятельности" <*>. В частности, одним из сравнительно распространенных недостатков судебных решений является отсутствие в них ссылки на нормы материального права <**>.

<*> Боннер А.Т. Принцип законности в советском гражданском процессе. М., 1989. С. 13.
<**> Бюллетень Верховного Суда СССР. 1962. N 4. С. 19.

Идея о строгом соблюдении процессуальных законов прививалась с трудом в теории гражданского процесса <*>. В то время, когда был принят ГПК РСФСР 1923 года, существовал взгляд на процессуальный закон как на технические нормы. На необязательность некоторых процессуальных норм указывали многие советские ученые <**>.

<*> Авдюков М.Г. Принцип законности в гражданском судопроизводстве. М., 1970. С. 36.
<**> Браденбургский Я. Предисловие // Рындзюнский Р. Техника гражданского процесса. М., 1924. С. 111.

Эта позиция признавала допустимым стремление некоторых судей "усовершенствовать", "рационализировать" процессуальные правила, оправдывала нигилизм по отношению к процессуальным законам и возможность отступления от их содержания, что вновь становилось актуальным в России в последние годы. Именно принцип законности подталкивал законодателя в принятии нового Арбитражного процессуального кодекса, который способствует укреплению процессуальной дисциплины у судей и участников процесса.

Полагаю, что осознание важности принципа законности судьями повысит у них ответственность за принятые решения от имени Российской Федерации. И тогда, после подписи судьи, из суда будет исходить судебный акт, вызывающий доверие сторон с точки зрения как его надлежащего процедурного оформления, так и его законного содержания.