Мудрый Юрист

Всемирный саммит по информационному обществу в развитии международного информационного обмена

Талимончик В.П., старший преподаватель кафедры международного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.

Еще в 1998 г. Международный союз электросвязи поручил своему Генеральному секретарю поставить вопрос о проведении Всемирного саммита по информационному обществу <*> в повестку дня Административного комитета ООН по координации и доложить Совету Международного союза электросвязи о результатах этой консультации. В своем докладе Совету, сделанном в 1999 г., Генеральный секретарь Международного союза электросвязи отметил, что Административный совет положительно отнесся к идее проведения такого форума и большинство других организаций проявило интерес к его подготовке и участию в нем.

<*> Материалы Всемирного саммита по информационному обществу размещены на сайте: www.itu.int/wsis.

Идея проведения Всемирного саммита по информационному обществу была поддержана Генеральной Ассамблеей ООН. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН АRES56183 от 21 декабря 2001 г. было отмечено, что Генеральная Ассамблея ООН приветствует резолюцию Совета Международного союза электросвязи, одобренную на сессии в 2001 г., в которой Совет поддержал предложение Генерального секретаря Международного союза электросвязи провести Всемирный саммит по информационному обществу на максимально возможном уровне в две стадии, первую - в Женеве с 10 по 12 декабря 2003 г., вторую - в Тунисе в 2005 г., согласно Резолюции N 73, одобренной на конференции Международного союза электросвязи в 1998 г., проведенной в Миннеаполисе, США. В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН так же содержалась рекомендация по созданию межправительственного комитета по подготовке саммита, который может определить повестку саммита, подготовить проект декларации и плана действий, а также принять решения о способах участия других участников в саммите. Кроме того, была отмечена основная роль Международного союза электросвязи в подготовке саммита, предложено правительствам государств - членов ООН принимать участие в подготовке саммита и быть представленными на саммите на максимально возможном высоком уровне. Соответствующее предложение об участии в саммите было адресовано и организациям системы ООН, неправительственным организациям, организациям гражданского общества и частного сектора.

Таким образом, Всемирный саммит по информационному обществу планировался как международная конференция с участием как государств, так и неправительственных международных и национальных организаций, а также отдельных фирм, заинтересованных в развитии новых информационных технологий.

Всемирный саммит стал итогом ряда подготовительных мероприятий. Среди них как отмеченные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН региональные встречи, проведенные во второй половине 2002 г., подготовительные встречи, проведенные в первой половине 2002 г. и 2003 г., так и происходящие в течение многих месяцев переговоры и консультации между государствами - членами ООН, экспертами ООН, частным сектором и представителями неправительственных организаций.

Целью первой стадии Всемирного саммита стали принятие ясного заявления о политической воле и подготовка конкретных шагов по созданию основ информационного общества для всех, отражающих различные интересы.

На первой стадии Всемирного саммита в нем приняли участие свыше 11000 участников из 175 государств. Столь широкое представительство обусловливает интерес к документам саммита, среди которых следует отметить Декларацию принципов, имеющую подзаголовок "Создавая информационное общество: глобальный вызов в новом тысячелетии".

Рассмотрение Декларации принципов позволит прийти к выводу о том, изменились ли правовые принципы международного информационного обмена в настоящее время.

Вопрос о том, какие положения следует относить к принципам международного информационного обмена, являлся предметом дискуссий в правовой доктрине. Авторы, которые рассматривали процесс становления принципов международного информационного обмена, включали в число принципов различные положения.

В 1983 г. Ю.М. Колосов и Б.Г. Цепов анализировали "тенденции к формированию общепризнанных специальных принципов и норм международной массовой информации" <*>. При этом четкого перечня принципов в монографии указанных авторов представлено не было.

<*> Колосов Ю.М., Цепов Б.А. Новый международный информационный порядок и проблема поддержания мира. М., 1983. С. 34.

Е.В. Ермишина в 1988 г. указала, что существуют следующие принципы международного информационного обмена: принцип запрещения пропаганды войны и милитаризма и принцип запрещения пропаганды расовой и других видов дискриминации <*>. Запрет пропаганды войны является обычно правовой нормой, сформировавшейся под воздействием резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Запрет пропаганды расовой дискриминации вытекает из Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. Приведенные Е.В. Ермишиной положения следует рассматривать как правовые нормы, а не как принципы, характеризующиеся более широким нормативным содержанием.

<*> Ермишина Е.В. Международный обмен информацией. М., 1988. С. 9.

Более широкий круг принципов был предложен А.Г. Днепровским:

<*> Днепровский А.Г. Правовые проблемы нового международного информационного порядка М., 1989. С. 41 - 56.

Из приведенных положений только принцип свободы информации обладает широким нормативным содержанием. Иные же положения касаются конкретных видов информации, а запрет вмешательства с помощью СМИ во внутренние дела государств связан с действием общего принципа международного права.

Следует отметить, что точки зрения указанных выше авторов не были основаны на международных документах. Вместе с тем Генеральной конференцией ЮНЕСКО 28 ноября 1978 г. была принята Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, которая в правовой доктрине рассматривалась как документ, сформулировавший "принципы, которыми должны руководствоваться государства при распространении информации" <*>. В указанном документе перечислены следующие принципы:

<*> Галенская Л.Н. Музы и право: правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры. Л., 1987. С. 45.

Данные принципы обладают достаточно широким нормативным содержанием, они отражают основную роль СМИ в современном мире. Однако в Декларации принципов, принятой 12 декабря 2003 г. на Всемирном саммите по информационному обществу, сформулированы иные положения в качестве принципов, и преемственности между документами не наблюдается.

Декларация принципов от 12 декабря 2003 г. предусматривает, что для обеспечения того, чтобы каждый получал выгоды от преимуществ информационных технологий, все участники должны работать совместно для того, чтобы обеспечить доступ к информационной и коммуникационной инфраструктуре, а также к информации и знаниям, возможность создания информационного общества; усилить конфиденциальность и безопасность при использовании информационных технологий и т.д. Соответствующие направления сотрудничества участников саммита были указаны как ключевые принципы создания информационного общества.

Проанализировав Декларацию, можно сделать вывод о том, что при ее принятии не преследовалась цель формирования специальных принципов международного информационного обмена. Участники саммита сформулировали те принципы, которыми они были готовы руководствоваться при создании информационного общества. Тем не менее в настоящее время сложно представить международный информационный обмен без новых компьютерных технологий. Соответственно можно говорить о том, то под воздействием новых информационных технологий постепенно изменялись принципы международного информационного обмена.

Декларация принципов, принятая на Всемирном саммите, содержит следующие принципы:

В Декларации содержатся отдельные положения, касающиеся нормативного содержания указанных выше принципов: весь раздел "В" Декларации содержит положения, относящиеся к расшифровке содержания принципов.

Что касается доступа к информации и знаниям, то способность всех получать и распространять информацию, идеи и знания является характерной для информационного общества. В Декларации указано, что распространение глобального знания может быть достигнуто путем удаления барьеров на пути доступа к информации об экономической, социальной, политической деятельности, деятельности в сфере здоровья, культуры, образования и науки, а также путем обеспечения доступа к общественным сферам информации.

Широкая общественная сфера информации является обычным элементом для роста информационного общества. Она создает различные выгоды для общества, такие как образование, новая работа, инновации, расширение деловых возможностей, развитие науки. Информация в общественной сфере должна быть легко доступна с целью поддержки информационного общества и защищена от незаконного присвоения. Общественные учреждения, такие, как библиотеки, архивы, музеи, собрания культурных ценностей, должны стремиться к тому, чтобы обеспечить сохранение документированных записей и свободный доступ к информации, находящейся в них. Доступ к информации и знаниям может быть обеспечен путем использования возможностей программного обеспечения, и участники саммита должны обеспечивать рост конкуренции, доступ пользователей, разнообразие выбора программного обеспечения, а также возможность для всех пользователей использовать наилучшие решения.

Принцип упрочения возможности создания информационного общества на первый взгляд не имеет широкого нормативного содержания. Однако в Декларации принципов содержится объяснение указанного принципа. Возможность создания информационного общества прежде всего связана с обучением. Каждый человек должен иметь возможность получать необходимые знания и умения с тем, чтобы понимать, принимать участие и получать выгоды от информационного общества и экономики знаний. Грамотность и образование являются ключевыми факторами построения информационно го общества. ИКТ должны использоваться на всех стадиях образования, подготовки и развития человеческих ресурсов. Особое значение уделяется образованию в сфере ИКТ для социально уязвимых групп, таких как инвалиды, женщины. Благодаря ИКТ появляется возможность использования нетрадиционных форм обучения, включая обучение взрослых, переподготовку, дистанционное образование.

В Декларации говорится не только о создании информационного общества, но и о его устойчивом развитии. Для устойчивого развития информационного общества необходимы исследования в сфере ИКТ и их развитие. Более того, с этой целью должно быть установлено партнерство между развитыми и развивающимися государствами, включая государства с переходной экономикой, в сферах исследований и развития, передачи технологий, производства и использования продуктов ИКТ.

Принцип конфиденциальности и безопасности при использовании ИКТ также раскрыт в Декларации принципов. Одним из приоритетов информационного общества является создание надежной структуры, включающей безопасность информации и сетей, аутентификацию, уважение приватности и защиту прав потребителей. Глобальная культура кибербезопасности должна быть обеспечена, развита и воплощена в жизнь посредством взаимодействия всех участников саммита и международных экспертных органов. Эти усилия должны быть поддержаны растущим международным сотрудничеством. При проведении в жизнь культуры кибербезопасности должны быть учтены уровни социального и экономического развития государств: не каждое государство обладает достаточным уровнем развития технологий. Современное состояние компьютерных технологий таково, что для борьбы с киберпиратством необходимы совершенные технологии. Именно необходимость внедрения таких технологий в менее развитых государствах и имелась в виду в Декларации принципов, когда в нее было включено положение об учете уровня развития государств.

В Декларации принципов кибербезопасность понимается не только как защита от киберпиратства. Понятие безопасности толкуется более широко. В частности, в Декларации отмечено, что, уважая право доступа к компьютерным технологиям, участники саммита поддерживают деятельность ООН по предотвращению потенциального использования ИКТ в целях, несовместимых с целями обеспечения международной стабильности и безопасности, и обязуются пресекать развитие инфраструктуры государств, угрожающее международному миру и безопасности.

При рассмотрении проблемы безопасности была затронута и проблема спама. В Декларации отмечено, что спам является значительной и растущей проблемой для пользователей и сетей, таких как Интернет. Проблемы спама и кибербезопасности должны решаться на национальном и международном уровнях.

Принцип создания соответствующей среды для информационного общества предполагает, что ИКТ существуют в определенной системе общественных отношений. В Декларации отмечено, что правовые нормы, сопровождаемые поддерживающей, соответствующей, проконкурентной, технологически нейтральной и предсказуемой политикой и регулятивной структурой, отражающей национальные реалии, необходимы для создания информационного общества, сосредоточенного на человеке. Правительства государств должны поддерживать конкуренцию, инвестиции, развитие инфраструктуры ИКТ.

Для создания информационного общества необходима соответствующая среда не только на национальном уровне, но и на международном уровне. В Декларации отмечается, что на международном уровне должны поддерживаться прямые иностранные инвестиции, передача технологий, международное сотрудничество, равно как и эффективное участие развивающихся государств в принятии решений на глобальном уровне.

Развитие ИКТ выгодно для малого и среднего бизнеса. Создание информационного общества приведет к экономическому росту как в развитых, так и в развивающихся государствах. Экономическое развитие будет сопровождаться благоприятными социальными изменениями.

Необходимым компонентом соответствующей среды для информационного общества является защита интеллектуальной собственности. В Декларации отмечается, что защита интеллектуальной собственности важна для обеспечения инноваций и творчества в информационном обществе.

Кроме того, одним из элементов соответствующей среды является стандартизация. Особое внимание в Декларации уделено международным стандартам. Стандарты должны быть открытыми, взаимодействующими и недискриминационными.

В разделе, посвященном созданию соответствующей среды, уделяется внимание и функционированию Интернета. В Декларации отмечается, что международный менеджмент сети Интернет должен быть многонациональным, прозрачным и демократическим, охватывающим правительства, частный сектор, гражданское общество и международные организации. Функционирование Интернета должно быть стабильным и безопасным, доступ к нему должен быть расширен, при функционировании Интернета должно использоваться множество языков. В Декларации было признано суверенное право государств на проведение публичной политики в отношении Интернета.

Несмотря на то что этическое измерение информационного общества относится к сфере нравственности, а не права, в Декларации отмечены этические аспекты информационного общества. Информационное общество уважает мир и фундаментальные ценности, такие как свобода, равенство, солидарность, толерантность, ответственность перед обществом и уважение окружающей среды. Использование ИКТ и создание сетевого контента должно осуществляться в соответствии с принципом уважения прав человека, в частности права на приватность, свободы мысли, совести и религии.

Что касается указанных в Декларации принципов развития и распространения ИКТ и развития международного и регионального сотрудничества, то вряд ли указанные положения следует относить к специальным принципам. Развитие и распространение ИКТ представляет собой социальное явление, а не правовой принцип. Международное и региональное сотрудничество по созданию информационного общества является не специальным принципом, а отражением действия общего принципа сотрудничества государств в сфере информационных технологий.

Учитывая то, что развитие международного информационного обмена в настоящее время пошло по пути создания информационного общества, можно сделать общий вывод о том, что проанализированные принципы создания информационного общества являются специальными принципами международного информационного обмена. Как следствие - мы становимся свидетелями уникального явления, когда развитие ИКТ привело к изменению специальных принципов международного права.