Мудрый Юрист

Проблемные вопросы, связанные с реализацией супругами военнослужащих права на получение пенсии на льготных условиях

Данилюк Э.А., заместитель начальника отдела военного законодательства (Военно-воздушных сил), подполковник юстиции.

Соловов С.М., заместитель начальника военной кафедры при Российской академии правосудия, подполковник юстиции.

Пенсионное обеспечение является одним из видов социального обеспечения. При этом в рамках социального обеспечения пенсии являются основным видом материального обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В целях реализации пенсионного обеспечения военнослужащих издано и действует Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941. Указанный нормативный акт издан в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

В соответствии со ст. 30 названного Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют жены лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 Закона, по достижении ими 50-летнего возраста, а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.

Анализ данного положения показывает, что право на пенсию на льготных условиях в случае потери кормильца имеют исключительно жены лиц, указанных в ст. 1 Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 Закона. Неотнесение к указанной категории мужей, чьи жены умерли при названных обстоятельствах, ограничивает конституционное право мужа на пенсионное обеспечение с точки зрения справедливой и равной социальной защиты обоих родителей (право на пенсию на льготных условиях).

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. ч. 1 и 2 ст. 38).

В целях реализации указанных конституционных норм действующим трудовым и пенсионным законодательством предусмотрены определенные гарантии и льготы для работников, имеющих детей, что согласуется с принципом приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства. При установлении конкретных мер социальной защиты работников с семейными обязанностями возможность их использования предоставляется федеральным законодателем, как правило, обоим родителям. Данная позиция нашла свое отражение в ч. ч. 2 и 5 ст. 256, ч. 1 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст. 13 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и др. При этом специальной нормой Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 264) прямо закреплено распространение на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних гарантий и льгот, предоставляемых женщинам в связи с материнством.

Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения граждан. Согласно ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Однако такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. ч. 1 и 2 ст. 19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. N 11-П).

Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев жалобу гражданина Галеева К.А., признал подлежащим отмене и не имеющим юридической силы положение подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г., устанавливающее для матерей инвалидов с детства условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, в той мере, в какой оно в нарушение требований ст. ст. 19, 38 (ч. ч. 1 и 2) и ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации исключает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам инвалидов с детства, воспитывавшим их до достижения 8-летнего возраста без матерей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2005 г. N 231-О).

Как видно, данный вопрос является по сути таким же, как вопрос определения права мужа на льготное получение пенсии в случае смерти жены, определенном ст. 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". На основании этого установленное ч. 1 ст. 30 Закона право жен погибших военнослужащих на пенсию по случаю потери кормильца является одной из гарантий особой социальной защиты семей военнослужащих, предоставляемой независимо от возраста, трудоспособности и трудовой занятости одному из родителей - матери, оказавшейся по причине гибели супруга в ситуации неполной семьи, самостоятельно выполняющей социально значимую функцию воспитания малолетнего ребенка. Однако такое регулирование - в той мере, в какой им исключается в случае гибели на военной службе женщины право на пенсию по случаю потери кормильца для ее супруга, занятого уходом за ребенком умершей, - нарушает требования ст. ст. 19 и 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не имеет тому объективного и разумного оправдания, несоразмерно ограничивает конституционное право мужа на пенсионное обеспечение с точки зрения справедливой и равной социальной защиты обоих родителей (право на пенсию на льготных условиях), в связи с чем такое ограничение можно считать неправомерным.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 428-О положение ч. 1 ст. 30 вышеназванного Закона в той мере, в какой им исключается право на пенсию по случаю потери кормильца мужей погибших военнослужащих-женщин, занятых уходом за не достигшими 8-летнего возраста детьми умерших, не подлежит применению судами и другими органами и должностными лицами. Во исполнение указанного Определения данная норма подлежит приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, впредь до внесения соответствующих дополнений в действующее законодательство правоприменители, руководствуясь ст. 19 Конституции Российской Федерации, вправе принимать решения о назначении пенсии по случаю потери кормильца мужьям военнослужащих женщин (погибших при исполнении обязанностей военной службы), занятым уходом за не достигшими 8-летнего возраста детьми умерших, на условиях, установленных в ч. 1 ст. 30 вышеназванного Закона, в том числе независимо от того, проходят они военную службу или нет.