Мудрый Юрист

Представители работников и работодателей в системе социального партнерства на уровне организации: порядок наделения полномочиями

В.В. ЧЕХА

Чеха Вадим Витальевич, кандидат юридических наук, начальник отдела кадровой и правовой работы агентства науки и профессионального образования администрации Красноярского края, старший преподаватель кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Юридического института Красноярского государственного университета.

Представительство и система социального партнерства

В настоящее время весьма актуальными остаются вопросы достижения оптимального баланса интересов работников и работодателей, снижения степени конфликтности между ними посредством организации взаимодействия в рамках системы социального партнерства. Система социального партнерства, в свою очередь, не может функционировать без представительства интересов работников и работодателей.

Представительство в системе социального партнерства, в том числе вопросы, связанные с наделением полномочиями представителей, нельзя отнести к разработанным в науке темам. Тем не менее ТК РФ уделяет определенное внимание вопросам, связанным с наделением полномочием представителей работников и работодателей. Еще до момента вступления в силу ТК РФ отсутствие доказательств наличия полномочий на заключение договоров в сфере коллективно-трудовых отношений выступало достаточным основанием для признания результатов социального партнерства - соглашений недействительными в судебном порядке <*>. Тем более такая ситуация может иметь место после принятия Трудового кодекса РФ.

<*> См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2005 N А19-20639/03-13-Ф02-2448/05-С2 // КонсультантПлюс.

Статья 25 ТК РФ закрепляет положение о том, что работники и работодатели при реализации прав и обязанностей в системе социального партнерства действуют не иначе как через своих представителей, уполномоченных в установленном порядке. Полномочность представителей сторон закреплена в качестве одного из принципов социального партнерства (ст. 24 ТК РФ). Кроме того, п. 1 ст. 11 ФЗ РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" содержит указание на необходимость наделения профсоюзов полномочиями на представительство.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что законодательство устанавливает в качестве необходимого условия для выступления конкретного субъекта в качестве представителя работников или работодателей в системе социального партнерства наличие у него полномочия (права действовать от имени представляемого субъекта - соответствующей стороны социального партнерства).

Как известно, представительство предполагает наличие таких отношений, при которых одно лицо (представитель) оказывает юридическое содействие другому лицу (представляемому) в приобретении и реализации субъективных прав и обязанностей последнего в его отношениях с третьими лицами <*>. При этом представительство не может рассматриваться как прерогатива только лишь гражданского права, в связи с чем в литературе ставится вопрос о его межотраслевом характере <**>. В качестве одного из главных межотраслевых признаков представительства указывают на то, что представитель действует по отношению к третьим лицам от имени представляемого <***>. Применительно к системе социального партнерства на это прямо указывают статьи 37, 48 ТК РФ.

<*> См. об этом: Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980. С. 7.
<**> Об этом подробнее см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2002. С. 251; Колоколова Э.Е. Адвокат - представитель в гражданском процессе: Учебн. пособие. М., 2004. С. 33.
<***> См.: Астафичев П.А. Социально-правовая природа народного представительства // Государство и право. 2001. N 11. С. 29 - 30.

Наличие полномочия выступает предпосылкой для выступления одного лица от имени другого в любой отрасли права, включающей нормы о представительстве. В связи с этим полагаем, что представители работников и работодателей должны иметь в виду возможность возникновения ситуации, при которой необходимо будет доказать противоположной стороне социального партнерства наличие у них права выступать от имени соответствующих представляемых.

Трудовое законодательство не содержит норм, устанавливающих универсальную форму, отражающую передачу полномочия на представительство, аналогично доверенности в гражданском праве. Соответственно, не вполне ясным является вопрос о том, каким признакам должен отвечать юридический акт наделения полномочием на представительство в системе социального партнерства. Трудовое право, как самостоятельная отрасль, имеющая собственную сферу регулирования, нуждается в выработке особого механизма наделения полномочием на представительство от имени работников и работодателей.

Решение такого рода задачи затрудняется тем, что представительство работников и представительство работодателей по содержанию существенно отличаются друг от друга. В результате этого различаются формы документов, могущих подтверждать наличие полномочия их представителей.

Тем не менее полагаем, что акт наделения полномочием на представительство в отношениях социального партнерства на уровне организации должен обладать следующими характеристиками:

<*> С учетом сказанного следует признать, как минимум, неудачной и несправедливой по отношению к представителям работников, в том числе по отношению к профсоюзам, норму статьи 43 ТК РФ, согласно которой результаты деятельности представителя работников (действие коллективного договора) распространяются на всех работников организации, в том числе и не уполномочивших представителя.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что акт наделения полномочием на представительство представителей работников и работодателей в системе социального партнерства должен иметь письменную форму, которая в наибольшей мере позволяет выступать безусловным доказательством наличия полномочия.

Представители работников

Согласно статье 29 ТК РФ, представителями работников на уровне организации выступают первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

ТК РФ дает возможность выделить несколько возможных вариантов наделения полномочиями представителей работников:

Исходя из сказанного, письменная форма акта наделения полномочием представителя работников в системе социального партнерства может иметь следующие разновидности:

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.П. Орловского) включен в информационный банк согласно публикации - Юридическая фирма "Контракт", Издательский дом "ИНФРА-М", 2004 (издание второе, дополненное и исправленное).

<*> См. об этом: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Ю.П. Орловский. М., 2002. С. 83 (Авт. комментария к гл. 4 - Нуртдинова А.Ф.)

Представители работодателей

В статье 33 ТК РФ в качестве представителей работодателя названы руководитель организации и уполномоченные лица. Следует отметить противоречие данной статьи статье 25 ТК РФ, согласно которой сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Таким образом, если представитель работодателя - это уполномоченное работодателем лицо, то кто тогда уполномочивает руководителя? Представитель и представляемый выступают как самостоятельные субъекты, связываемые посредством акта о наделении полномочием представителя. Действия же руководителя организации являются действиями самой организации (то есть в данном случае - представляемого).

В связи с этим полагаем необходимым согласиться с неоднократно звучавшей в литературе по трудовому праву критикой положения статьи 33 ТК РФ о руководителе предприятия как представителе <*>. Вопрос о соотношении статуса органа юридического лица и представителя является дискуссионным в гражданском праве <**>. Тем не менее Высший Арбитражный Суд указал в одном из своих Постановлений на то, что орган юридического лица не может рассматриваться как его представитель в гражданских правоотношениях <***>.

<*> См., например: Нуртдинова А.Ф. Социальное партнерство в Трудовом кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 2002. N 4. С. 25.
<**> Об этом подробнее см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 245; Бушева С.Г. Орган юридического лица: правовой статус и соотношение со смежными институтами // Законодательство. 2005. N 2. С. 58 - 59.
<***> Об этом подробнее см.: Постановление ВАС РФ N 6164/98 от 09.02.1999 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. N 5. С. 66.

Полагаем, что действия руководителя организации - работодателя в системе социального партнерства, так же как и в гражданском праве, следует рассматривать как действия самой организации.

Уполномоченным лицом - представителем работодателя в системе социального партнерства может выступать как работник, связанный с работодателем трудовыми отношениями, так и постороннее физическое лицо, не состоящее в трудовых отношениях. Несмотря на различия в правовом статусе, и тех и других должно объединять наличие полномочия. И состоящие, и не состоящие в трудовых отношениях с работодателем представители являются самостоятельными по отношению к представляемому субъектами - его представителями.

Письменная форма акта наделения полномочием представителя работодателя также дифференцируется в зависимости от статуса представителя (наличия или отсутствия у него трудовых отношений с работодателем - представляемым) и может иметь следующие виды:

<*> Практика социального партнерства идет по пути использования доверенности в качестве документа, подтверждающего наличие полномочия как у представителя работника, так и в большей степени - представителя работодателя. Очевидно, что доверенность не может аналогично гражданскому праву рассматриваться как единственный или даже как главный способ наделения полномочием как представителя работодателя, так и представителя работников в системе социального партнерства. Полагаем, что доверенность в системе социального партнерства может иметь место, но как документ, отражающий признаки акта по наделению полномочием, указанные выше. Более того, использование доверенности в системе социального партнерства представляется нецелесообразным, так как порождает множество процедурных сложностей, особенно на предприятиях с большим количеством работников, каждый из которых должен будет подписать доверенность, а также сложностей при осуществлении передоверия полномочий представителями работников и работодателей в порядке, установленном статьей 187 ГК РФ, на более высокие уровни социального партнерства;