Мудрый Юрист

Как правильно подготовить и оформить приказ, протокол или служебное письмо?

"Медицинская статистика и оргметодработа в

учреждениях здравоохранения", 2013, N 4

Хотите повысить качество организационно-методической работы? Наведите порядок в организации делопроизводства и оформлении документов. Организационно-методическая работа неразрывно связана с оформлением различных документов, поэтому редакция журнала подготовила цикл статей по делопроизводству в органах управления и учреждениях здравоохранениях.

Учреждения здравоохранения организуют и ведут делопроизводство на основе собственной инструкции по делопроизводству в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами в этой области.

Организация документооборота осуществляется специальным структурным подразделением (или назначенным ответственным за делопроизводство лицом <*>), на которое возложены функции по документационному обеспечению управления (далее - служба ДОУ).

<*> В небольших учреждениях здравоохранения это чаще всего секретарь главного врача.

При оформлении документов применяют ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" <*>. Стандарт устанавливает состав и порядок оформления реквизитов документов, требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Хотя требования ГОСТ Р 6.30-2003 не являются строго обязательными для применения и носят рекомендательный характер, единые подходы к оформлению документации не только упрощают процесс подготовки документов, но и значительно улучшают их восприятие собственными работниками и внешними получателями.

<*> ГОСТ Р 6.30-2003 утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

Грамотно составленный документ является признаком высокой управленческой культуры, а игнорирование принятых правил и ГОСТов по делопроизводству может привести к управленческим и юридическим ошибкам.

При подготовке документов на компьютере обычно применяют текстовый редактор Word с использованием шрифтов Times New Roman Cyr размером 12 (для оформления табличных материалов), 13, 14, 15 через 1-2 интервала.

Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов

Приказ, распоряжение

Приказами и распоряжениями оформляются решения нормативного характера, а также по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней работы учреждения здравоохранения.

Проекты приказов (распоряжений) готовят и вносят подразделения на основании поручений руководителя учреждения, его заместителей, либо в инициативном порядке. Проекты приказов по кадровым вопросам готовит кадровая служба на основании соответствующих представлений.

Приказы подписываются руководителем учреждения или по его поручению заместителем руководителя.

Обеспечение качественной подготовки проектов приказов (распоряжений) и их согласование с заинтересованными сторонами возлагается на руководителей подразделений, которые готовят и вносят проект.

Проекты приказов (распоряжений) и приложений к ним визируются исполнителем и руководителем подразделения, внесшим проект, руководителями подразделений, которым в проекте предусматриваются задания и поручения, а также руководителем службы ДОУ и юридической службы. Возражения по проекту приказа (распоряжения), возникающие при согласовании, излагаются в справке, которая прилагается к проекту.

Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит перепечатке и повторному согласованию.

Проекты приказов (распоряжений), представляемые руководителю на подпись, визируются заместителями руководителя в соответствии с распределением обязанностей.

Проекты приказов (распоряжений) печатаются на стандартных бланках установленной формы и докладываются для подписи при необходимости со справкой, которая должна содержать краткое изложение сути приказа, обоснование его необходимости, а также сведения о том, на основании чего подготовлен проект и с кем согласован. Датой приказа является дата его подписания.

Проекты приказов (распоряжений), подготовленные совместно с другими организациями, печатаются на стандартных листах бумаги без бланка, с указанием их названий.

Приказы нумеруются порядковой нумерацией в пределах календарного года; приказы по основной деятельности, по личному составу и распоряжения нумеруются отдельно.

Копии приказов (распоряжений) или их размноженные экземпляры заверяют печатью службы ДОУ и направляют адресатам в соответствии с указателем рассылки, который составляется и подписывается исполнителем. Копия обязательно направляется также исполнителю и в службу ДОУ.

Приказ (распоряжение) печатается на бланке установленной формы и имеет следующие реквизиты:

Наименование организации.

Наименование вида документа - приказ (распоряжение).

Дата и номер - указанные реквизиты печатаются центрованным способом.

Дата оформляется цифровым или словесно - цифровым способом; номер состоит из знака "N " и порядкового номера приказа, например: 15 июня 2012 г. N 21; 03.07.2012 N 44.

Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста приказа. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается полужирным шрифтом через 1 межстрочный интервал.

Например:

О командировании работников Министерства в...

Заголовок к документам, оформленным на бланках с продольным расположением реквизитов, выравнивается по центру.

Распоряжения, как правило, заголовка не имеют.

Текст отделяется от заголовка 2-3 межстрочными интервалами и печатается шрифтом размером N 13 через 1,5 интервала от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текст приказа может состоять из 2 частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

В констатирующей части кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Она может начинаться словами "в целях", "в соответствии", "во исполнение" и т.д. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа в творительном падеже, его дата, номер и заголовок.

Преамбула в проектах приказов завершается словом п р и к а з ы в а ю, которое печатается вразрядку.

Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Распорядительная часть может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте. В качестве исполнителей указываются структурные подразделения или конкретные должностные лица. Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о подразделении или должностном лице, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.

Если приказ изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный документ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта должен начинаться словами "Признать утратившим силу...".

В приказ не следует включать пункт "Приказ довести до сведения...". Подразделения (должностные лица), до сведения которых доводится приказ, указываются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом приказа.

Визы включают должности визирующих, личные подписи, расшифровку подписей и дату.

Подпись состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия).

Приказы (распоряжения) подписывает руководитель учреждения, а в его отсутствие - лицо, его замещающее.

Приложения к приказу подписываются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект. Подпись ставится на оборотной стороне последнего листа приложения.

Совместные приказы двух и более организаций печатаются на стандартных листах бумаги формата А4 (210 x 297 мм) без бланка.

При оформлении совместного приказа:

наименования организаций располагаются на одном уровне;

наименование вида документа - приказ - располагается центрованно;

дата совместного приказа - единая, соответствует дате более поздней подписи; располагается центрованно;

регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе;

подписи руководителей организаций располагаются ниже текста на одном уровне.

Образец оформления приказа

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ Герб России ¦
¦ ¦
¦ Министерство здравоохранения Российской Федерации ¦
¦ ¦
¦ ПРИКАЗ ¦
¦ ¦
¦ 00.00.0000 N 00 ¦
¦ ¦
¦ Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве ¦
¦здравоохранения Российской Федерации ¦
¦ ¦
¦ В связи с __________________________________________________________ ¦
¦ (основание) ¦
¦ ¦
¦ п р и к а з ы в а ю: ¦
¦ ¦
¦ 1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию по ¦
¦делопроизводству в Министерстве здравоохранения Российской Федерации ¦
¦ 2. _________________________________________________________________ ¦
¦ 3. Признать утратившим силу приказ ____________________________ ¦
¦ 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ¦
¦_______________________________________________________________________ ¦
¦ ¦
¦Министр Подпись Расшифровка подписи ¦
¦ ¦
¦Визы (на оборотной стороне) ¦
¦ ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Протокол

Протокол составляется на основании записей, произведенных во время совещания (заседания), представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений и др.; материалы к обсуждению представляются структурными подразделениями организации и сторонними организациями, на которые возложена их подготовка, не позднее чем за 15 дней до даты, предусмотренной планом работы коллегиального органа. Справки подписываются руководителями подразделений - исполнителей.

Записи во время заседания, сбор материалов и подготовка текста возлагается на секретаря коллегиального органа или службу ДОУ и сотрудников подразделений, готовивших вопросы к обсуждению. Текст протокола должен быть подготовлен не позднее чем через 3 дня со дня заседания. Проекты соответствующих пунктов протокола визируются подразделением, ответственным за подготовку.

Подлинники документов по вопросам, рассмотренным на заседании, направляются для подшивки в дело в подразделение исполнитель вместе с выпиской из протокола о принятых решениях.

Копии протоколов заседаний, копии повесток дня заседаний и материалов к заседаниям уничтожаются по миновании надобности в них, причем копии протоколов - по акту.

На протоколе, содержащем информацию ограниченного распространения, проставляется пометка "Для служебного пользования".

Текст протокола, как правило, состоит из двух частей: вводной и основной.

Во вводной части оформляются следующие реквизиты:

Председатель или Председательствующий

Секретарь

Присутствовали - список присутствовавших или отсылка к прилагаемому списку присутствовавших

Повестка дня

Докладчики по каждому пункту повестки дня

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме:

СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ - ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).

Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола или прилагается к нему; в последнем случае делается в тексте сноска "Текст выступления прилагается". Постановление (решение) - в тексте протокола печатается полностью; при необходимости приводятся итоги голосования.

Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, записывается в тексте протокола после соответствующего постановления (решения).

Допускается форма составления протокола, при которой фиксируются только принятые постановления (решения) по соответствующим вопросам.

Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем. Датой протокола является дата заседания.

Протоколам присваиваются порядковые номера в пределах календарного года отдельно по каждой группе протоколов: протоколы заседаний коллегии, протоколы технических, научных и экспертных советов и др. Протоколы совместных заседаний имеют составные номера, включающие порядковые номера протоколов организаций, принимавших участие в заседании.

Номера постановлений (решений), принятых на заседаниях, состоят из номера протокола, номера рассматриваемого вопроса в повестке дня и порядкового номера постановления (решения) в пределах вопроса.

Копии протоколов при необходимости рассылаются заинтересованным организациям и должностным лицам в соответствии с указателем рассылки; указатель составляет и подписывает ответственный исполнитель подразделения, готовившего рассмотрение вопроса. Копии протоколов заверяются печатью службы ДОУ.

Принятые решения доводятся до исполнителей в виде выписок из протоколов, которые оформляются на соответствующем бланке и заверяются печатью службы ДОУ.

Протоколы печатаются на стандартном бланке протокола или на общем бланке организации формата А4 и имеют следующие реквизиты:

Наименование документа - слово П р о т о к о л печатается от границы верхнего поля прописными буквами вразрядку, полужирным шрифтом и выравнивается по центру;

Вид заседания, совещания - отделяется от предыдущего реквизита 2 межстрочными интервалами, печатается через 1 интервал и выравнивается по центру.

Место проведения заседания, совещания указывается при оформлении протоколов совещания в том случае, если оно происходило не на обычном месте. Печатается через 2 межстрочных интервала после реквизита "вид заседания, совещания", отделяется от него линейкой и выравнивается по центру.

Дата и номер протокола. Дата оформляется цифровым или словесно - цифровым способом и печатается через 2 межстрочных интервала ниже предыдущего реквизита.

Основная часть протокола печатается через 1,5 межстрочных интервала.

Каждый вопрос нумеруется арабской цифрой, и его наименование начинается с предлога "О" ("Об"), которое печатается центрованно другим размером шрифта и подчеркивается одной чертой после последней строки. Под чертой в скобках указываются фамилии должностных лиц, выступавших на заседании (совещании), и краткое содержание выступлений при рассмотрении соответствующего вопроса. Фамилии печатаются через 1 межстрочный интервал.

Затем указывается принятое по этому вопросу решение.

Подпись отделяется от текста 3 межстрочными интервалами и включает наименование должности лица, председательствовавшего на заседании (совещании), его личную подпись, расшифровку подписи (инициалы и фамилия).

Наименование должности печатается от левой границы текстового поля через 1 межстрочный интервал и центрируется относительно самой длинной строки.

Расшифровка подписи располагается на уровне последней строки наименования должности без пробела между инициалами и фамилией. Последняя буква в расшифровке ограничивается правым полем.

Гриф (пометка ограничения доступа к документу) - печатается в правом верхнем углу первого листа протокола. Номер экземпляра печатается ниже грифа (пометки) через 1,5 межстрочных интервала и центрируется по отношению к ним.

Образец оформления протокола

--------------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ Министерство здравоохранения Российской Федерации ¦
¦ ¦
¦ П Р О Т О К О Л ¦
¦ ¦
¦ 00.00.0000 N 00 ¦
¦ ¦
¦ Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации ¦
¦ ¦
¦ Председатель коллегии ______________________________________________ ¦
¦ Секретарь коллегии _________________________________________________ ¦
¦ ¦
¦ Присутствовали: 50 человек (список прилагается) ¦
¦ ¦
¦ ПОВЕСТКА ДНЯ: ¦
¦ ¦
¦ 1. О Концепции государственной политики развития курортного дела в ¦
¦Российской Федерации. Доклад руководителя департамента ... ¦
¦ 2. О ... ¦
¦ ¦
¦ 1. СЛУШАЛИ: ¦
¦ Иванова А.А. - текст доклада прилагается ¦
¦ ¦
¦ ВЫСТУПИЛИ: ¦
¦ Петров П.П. - краткая запись выступления ¦
¦ Сидоров С.С. - краткая запись выступления ¦
¦ ¦
¦ ПОСТАНОВИЛИ: ¦
¦ 1.1. Одобрить Концепцию государственной политики развития курортного ¦
¦дела в Российской Федерации. ¦
¦ 1.2. ... ¦
¦ ¦
¦ 2. СЛУШАЛИ: ¦
¦ ВЫСТУПИЛИ: ¦
¦ ПОСТАНОВИЛИ: ¦
¦ ¦
¦Председательствующий Подпись Расшифровка подписи ¦
¦ ¦
¦Секретарь Подпись Расшифровка подписи ¦
¦ ¦
L--------------------------------------------------------------------------

Служебные письма

Служебные письма готовятся:

как ответы о выполнении поручений вышестоящих органов;

как исполнение поручений вышестоящих органов;

как сопроводительные письма;

как ответы на запросы различных организаций и частных лиц;

как инициативные письма.

Сроки подготовки ответных писем устанавливаются резолюцией руководителя на основании имеющихся сроков исполнения поручений, запросов или по решению автора резолюции.

Тексты ответных писем должны точно соответствовать заданиям, зафиксированным в резолюции руководителя. Сроки подготовки инициативных писем определяются руководителями структурных подразделений.

Служебные письма печатаются на стандартных бланках формата А4 или А5; изготовление бланков писем с изображением государственного герба Российской Федерации средствами электронно-вычислительной техники запрещается.

При оформлении письма на двух и более страницах вторая и последующие страницы нумеруются по середине верхнего поля листа арабскими цифрами.

Текст служебного письма, как правило, должен касаться одного вопроса или нескольких вопросов, если они взаимосвязаны и будут рассматриваться в одном структурном подразделении организации адресата.

Текст письма излагается от 3-го лица единственного числа.

Например:

"Министерство считает...", "Государственный комитет рассмотрел..."

Если письмо оформлено на бланке должностного лица, то его текст излагается от 1-го лица единственного числа: "прошу...", "направляю...".

Текст письма, как правило, состоит из двух частей. В первой части излагается причина, основание или обоснование составления письма, приводятся ссылки на документы, являющиеся основанием подготовки письма. Во второй части, начинающейся с абзаца, помещаются выводы, предложения, просьбы, решения и т.д.

Дата письма - дата принятия решения, зафиксированного в тексте. Датой письма является дата его подписания.

Право подписи служебных писем устанавливается в положении, в том числе в положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях; в названных документах должен быть предусмотрен порядок подписания при отсутствии руководящих должностных лиц.

Образец оформления письма

--------------------------------------------------------------------------------------¬
¦ ¦
¦ Герб России Председателю Государственного¦
¦ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РОССИИ комитета Российской Федерации¦
¦ (РОСАРХИВ) по стандартизации и метрологии¦
¦ Ильинка ул., 12, Москва, 103132 ¦
¦Тел./факс 206-35-31 ОКПО 02892798, ОГРН Ленинский просп., д. 9, Москва, 117049¦
¦ 1027712345678, ИНН/КПП ¦
¦ 7708033140/771001001 ¦
¦ ______________ N _______ ¦
¦ На N ______ от ___________ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ О новом ГОСТ Р 6.30-2003 ¦
¦ ¦
¦ Росархив представляет на Ваше рассмотрение и утверждение новый ГОСТ Р 6.30-2003 ¦
¦"Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно- ¦
¦распорядительной документации. Требования к оформлению документов", разработанный ¦
¦Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела ¦
¦(ВНИИДАД) Росархива. ¦
¦ ¦
¦ Приложение: на 10 л. в 1 экз. ¦
¦ ¦
¦ Заместитель руководителя В.А.Еремченко ¦
¦ ¦
¦ Танонин ¦
¦ 206 48 36 ¦
¦ ¦
L--------------------------------------------------------------------------------------

Центр изучения проблем

здравоохранения и образования

М.А.АЛЕКСАНДРОВ