Мудрый Юрист

Университетский устав Российской империи 1863 года - режим академической свободы

Волосникова Л.М., кандидат исторических наук, Тюменский государственный университет.

Улучшение положения университетов было связано с началом царствования Александра II. С 1856 г. вновь стали практиковаться запрещенные в 1848 г. командировки выпускников за границу для подготовки к профессорскому званию. Институт казеннокоштных студентов, которые всегда в отличие от "своекоштных" (обучавшихся за свой счет) подвергались пристальному контролю со стороны администрации, был заменен выдачей стипендий. В университетах появилось большое количество молодых профессоров, бывших в основном приверженцами либеральных идей.

В 1856 г. началась разработка нового университетского устава, проект которого был подготовлен к 1858 г. Обсуждение проекта велось медленно, он не был известен широким кругам общества. Между тем в университетах возникли студенческие беспорядки, принявшие столь серьезный характер, что, например, Петербургский университет вообще был закрыт с 20 декабря 1861 г. В связи с этим подготовка устава активизировалась. Новый проект, выработанный с участием профессоров, был отправлен крупным европейским ученым и специалистам в области высшего образования с просьбой прислать отзывы; в 1862 г. в длительную командировку отправился К.Д. Кавелин, которому было поручено ознакомиться с организацией высшей школы в Германии, Франции и других государствах <*>. После длительных дискуссий был выработан компромиссный вариант устава, утвержденный Александром II 18 июня 1863 г. <**>, одновременно с документом о реформе Министерства народного просвещения <***>.

<*> Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения (1802 - 1902) / Сост. С.В. Рождественский. СПб., 1902. С. 413 - 417.
<**> Общий устав Императорских российских университетов от 18 июня 1863 г. // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 3: 1855 - 1864. СПб., 1876. Ст. 517.
<***> Учреждение Министерства народного просвещения от 18 июня 1863 г. // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 3. Ст. 515.

Устав 1863 г. (предназначался для университетов Петербурга, Москвы, Казани, Харькова и Киева), хотя и не удовлетворил всех требований сторонников академической свободы, исходил из понимания университетов как центров науки и необходимости отмены чрезмерной регламентации их деятельности. Преобразование Министерства привело к децентрализации управления высшим образованием, передаче ряда полномочий министра попечителям и органам университетского самоуправления.

Структура университета и факультетов осталась прежней. Преподаватели подразделялись на ординарных и экстраординарных профессоров, доцентов (вместо адъюнктов) и лекторов. Впервые был введен институт приват-доцентуры (по образцу немецких университетов, с установлением аналога габилитационных процедур), с предоставлением университету права принимать приват-доцентов в неограниченном количестве, а приват-доцентам - самим выбирать курсы, которые они желают читать (§ 6, 68, 73 - 75). Допускалось и увеличение числа профессоров и доцентов по сравнению с предусмотренным в Уставе (§ 21). Произошло некоторое сближение статуса разных групп преподавателей: кафедры могли замещаться как ординарными, так и экстраординарными профессорами, а на временной основе - и доцентами; доценты получили право участия в факультетских собраниях (§ 10, 20).

Совет становился главным органом университетского самоуправления. С утверждения министра он избирал ректора, проректора или инспектора и профессоров. Если факультетскому собранию не удавалось избрать декана, его выборы также передавались в совет. Только в случае, когда вакантная кафедра оставалась незамещенной в течение года, министр мог назначать профессора по своему усмотрению (§ 72). Совет был вправе с утверждения министра делить факультеты на отделения, заменять одни кафедры другими, соединять и разделять их, отправлять выпускников, выбранных факультетами, за рубеж в научные командировки <*>. Избрание на все другие ученые и административные должности (включая университетских судей), допуск приват-доцентов к чтению лекций, установление правил приема студентов и их поведения совет имел право производить с утверждения попечителя. Наконец, вполне самостоятельно совет распределял предметы по факультетам и утверждал факультетские постановления о порядке их преподавания; утверждал в ученых степенях (с 1837 г. это право ограничено было утверждением попечителя - для кандидатской, министра - для обеих высших степеней), присуждал медали и премии за научные работы, рассматривал смету, распределял штатные суммы на учебные пособия, по факультетам, оставлял при университете выпускников для подготовки к профессуре и объявлял конкурсы для занятия вакантных кафедр, утверждал в необходимых случаях постановления университетского суда (§ 42). Все остальные должностные лица университета действовали под непосредственным контролем совета. Факультетские собрания были наделены широкими полномочиями по научным и учебным вопросам, но их постановления требовали, как правило, утверждения со стороны совета (§ 23). Правление, в составе которого больше не было "синдика" (вместо него в правление входил проректор или инспектор) (§ 50), занималось, как и прежде, административно-хозяйственными делами (§ 51 - 55). Несмотря на готовившуюся судебную реформу, направленную на создание общих судов для всех подданных, Устав 1863 г. восстановил университетский суд, причем обособил его от правления (очевидно, по примеру немецких университетов). Университетский суд состоял из трех избранных советом профессоров; на случай болезни или отсутствия таковых избирались также и кандидаты. Один из судей должен был быть непременно юристом, и на него возлагалось председательство при разбирательствах. Судьи и кандидаты утверждались попечителем. Ведению университетского суда подлежали передаваемые ему из правления дела касательно студентов: 1) о нарушении ими в зданиях и учреждениях университета порядка, особыми правилами каждого из них установленного; 2) о столкновениях между студентами с одной стороны и преподавателями и должностными лицами университетскими - с другой, хотя бы таковые столкновения произошли и вне зданий и учреждений университета. Правила о взысканиях, налагаемых на студентов инспектором, ректором, правлением и судом, а также о порядке делопроизводства в суде не были решены общим уставом, а были отданы на усмотрение университетских советов, по утверждению их попечителями.

<*> В XIX в. в системе российского высшего образования сложился институт "профессорских стипендиатов" - аналог современной аспирантуры. Лучшие выпускники вузов зачислялись на службу в Министерство народного просвещения и, подготовив и защитив диссертацию на соискание ученой степени магистра, становились преподавателями. Большинство данных лиц работало над диссертацией на базе своей alma mater, но часть командировалась в иностранные университеты.

Устав предусматривал наблюдение за использованием правил, установленных для студентов и других слушателей, которое возложено было на особое лицо, избираемое советом из среды своих членов или из сторонних чиновников. В первом случае такое лицо именовалось проректором, во втором - инспектором. Как тот, так и другой утверждались министром. В своей деятельности названные лица должны были руководствоваться инструкцией, данной им советом, утвержденной попечителем и основанной на подлежащих параграфах Устава 1863 г. В экстренных случаях университетская администрация могла принимать экстренные меры, с разрешения на сей предмет ректора. В помощь проректору и инспектору для наблюдения за порядком назначалось несколько помощников - субинспекторов, а для делопроизводства - секретарь по студенческим делам.

В студенты университетов согласно новому Уставу положено принимать без вступительного экзамена молодых людей, достигших 17-летнего возраста и притом окончивших успешно гимназический курс; но при этом совету университета предоставлено было в тех случаях, когда он признает нужным, проверить степень знаний желающих поступить в университет. Прием студентов был освобожден от излишних формальностей, и со стороны вновь поступивших отбиралась лишь подписка в соблюдении выработанных университетом правил, в которых ясно обозначены были запрещаемые действия и соответствующие иным взыскания. Если нарушение студентом этих правил сопровождалось каким-либо уголовным преступлением, то по исключении виновного университетским судом из университета он посылался с препровождением копии с приговора об исключении к уголовному суду. Ношение формы было отменено, и вне зданий и учреждений университета студенты подчинены были полицейским установлениям на общем основании. Никакая организация студенческой общины допущена не была, и студенты были признаны "отдельными посетителями университета", не имеющими между собой ничего общего, кроме определенных и формальных академических обязанностей.

В новом Уставе подробно было сказано об ученых степенях, способах и условиях их получения, о почетных членах, о средствах для развития ученой деятельности университетов, о правах и преимуществах университетов, пенсиях и преимуществах службы в университете. Все университеты были поставлены под особое покровительство его императорского величества, с присвоением им наименования "императорский". Они снабжены были собственной печатью, освобождены от платежа весовых денег, гербового сбора, от пошлины и цензуры за выписываемые из-за границы книги, коллекции и учебные пособия; университетам разрешено было издание периодических трудов ученого содержания и "имение собственных типографий и книжных лавок" на общем основании; им предоставлено было приобретать собственность, а здания их освобождены от квартирной повинности и городских сборов. Важной стороной нового Устава было повышение окладов содержания профессоров, доцентов и прочих должностных лиц, а также общее усиление университетских средств для вспомогательных учреждений. Содержание ординарных профессоров определено было в 3000 руб. в год, экстраординарных - в 2000 руб., штатных доцентов - в 1500 руб. Новый Устав увеличил почти вдвое оклады, так как прежде профессора получали по 2000 руб., адъюнкты по 800 руб., лекторы по 600 руб. Все означенные мероприятия, по замыслу законодателя, должны были дать полезные результаты по следующим соображениям: "1) Увеличение числа кафедр доставит возможность профессорам читать предметы свои основательнее и в то же время расширить, сообразно состоянию науки, круг ученой деятельности университетов; 2) дозволение разделять факультеты на отделения, ограничивая близкими один к другому предметами круг занятий студентов, доставить им возможность более основательно изучить те науки, которым они себя посвятили; 3) увеличение средств университетов на библиотеки, кабинеты, лаборатории и вообще на учебные пособия доставить возможность профессорам преподавать, а студентам изучать науку, сообразно современному состоянию оной; 4) утверждение звания приват-доцентов доставить постоянное, естественное средство к замещению вакансий профессорских, создав в самом университете питомник профессоров и в то же время возбудив соревнование между профессорами и приват-доцентами, будет постоянно поддерживать всю ученую деятельность; 5) повышение окладов содержания, привлекая к должности профессоров способных и достойных лиц, которые в противном случае были бы вынуждены искать себе другой деятельности, будет также удерживать в университетах профессоров, которые, по случаю прежнего, слишком ограниченного содержания, вынуждены или вовсе оставлять ученую деятельность, или, кроме преподавания в университете, прибегать к другим средствам жизни; 6) требование гимназического аттестата ото всех молодых людей, желающих вступить в университет, изменит к лучшему состав аудиторий, наполнив оные лицами, достаточно подготовленными для слушания университетского курса; 7) введение составленных каждым университетом и утверждаемых попечителем правил о порядке в университете и о наказаниях по приговорам суда, состоящего из профессоров, с тем притом, чтоб эти приговоры утверждались в важных случаях всей коллегией профессоров, должно иметь благие последствия для спокойствия университетской жизни; 8) большая степень участия всех профессоров в делах университета возбудит в них большее участие к интересам оного и свяжет их общею нравственною ответственностью за благоденствие университета, а предоставление каждому университету начертания для себя правил по разным предметам академической жизни, придерживаясь указаний министерства только в главных основаниях, доставит возможность каждому университету развиваться самобытно и своеобразно, смотря по местным потребностям, не подчиняясь в предметах меньшей важности однообразной для всех университетов регламентации".

Профессора и доценты были обязаны подробно отчитываться перед факультетским собранием о своей преподавательской работе. Количество часов в неделю для каждого штатного преподавателя также устанавливалось факультетом, от которого зависело и распределение курсов (§ 82, 83). Эти ограничения не распространялись, однако, на приват-доцентов, которые, не будучи штатными преподавателями и не получая жалованья, обладали гораздо большей самостоятельностью в академических делах (§ 74, 75).

Университет сохранил традиционные налоговые льготы и административные привилегии. При этом § 132 Устава, где речь шла о праве университетов вести книгоиздательскую деятельность, разрешал им публиковать и периодические издания научного характера.

Нормы Устава 1863 г., касающиеся статуса студентов, порядка поступления в университет, экзаменов, присуждения ученых степеней, дисциплины и т.д., остались во многом прежними. Вопреки предложениям Кавелина, указывавшего на положительный опыт Германии, "свобода учения" в российских университетах так и не была введена. Поэтому идея параллельных курсов и конкуренции приват-доцентов с профессорами отпала сама собой: институт приват-доцентуры не мог получить развития на практике. Устав не предусматривал права женщин обучаться в университете, хотя в поддержку такого права высказались единогласно советы всех университетов, кроме Московского. Не были легализованы студенческие организации, что могло бы отвлечь их от политической деятельности в сторону научной и в любом случае способствовало бы прекращению студенческих беспорядков. Полномочия попечителя были несколько сокращены, но все равно оставались слишком обширными и неопределенными; замечания Кавелина о необходимости их сокращения и конкретизации <*> не были учтены.

<*> Кавелин К.Д. Замечания на "Проект общего устава императорских российских университетов" // Собр. соч. Т. 3. Стб. 227 - 230. См. также: Глинский Б.Б. Указ. соч. С. 724 - 727.

Таким образом, в данном Уставе с немецким принципом автономной профессорской корпорации был соединен французский принцип обязательности учебного плана и курсовых экзаменов для студентов <*>. В Уставе 1863 г. так и не нашла отражения главная черта германской модели обучения, в которой нет никаких программ, наука свободна, методы свободны, выбор предмета свободен, профессор свободен, даже студент свободен. Свобода оживляет, одушевляет все. Свобода учения, как и свобода преподавания, безгранична в немецких университетах. Студент избирает себе как университет и науку, так и преподавателя, и даже план занятий; от него вполне зависит выбор лекций, который он хочет слушать, и работы, которые он хочет сделать. Главная цель научного преподавания заключается в том, чтобы учащийся приучался научно думать, т.е. понимать, проверять научные исследования и самостоятельно вести их и затем также разрешать практические задачи на основании научных данных. По этому предмету известный германский ученый Г.Ф. Зибель так формулировал свою точку зрения: "Важно, чтобы студент получил ясное представление о цели науки и о методах, посредством которых она разрешает эту задачу; необходимо, чтобы он сам применил некоторые из этих методов, хотя на одном каком-нибудь вопросе, и чтобы он хотя бы некоторые проблемы проследил до последних следствий, до такой точки, где бы он мог себе сказать, что никто его не может научить чему-либо новому, что здесь он стоить твердо и уверенно на собственных ногах и имеет право решать по собственному разуму. Это сознание собственными средствами достигнутой самостоятельности - неоцененное приобретение. Самый предмет, который подвергался наследованию, не играет при этом роли: важно лишь, чтобы человек хотя бы на маленьком вопросе порвал зависимость от школы, чтобы он испробовал силы и средства, с которыми он отныне должен приступить к подробному же разрешению всякой новой задачи; чтобы эта работа в разгаре счастливой молодости выработала из юноши взрослого человека".

<*> Милюков П.Н. Указ. соч.

Несмотря на компромиссный характер, Устав 1863 г. значительно расширил свободу науки и преподавания, создав условия для эффективной деятельности университетов, повысив их научно-исследовательский потенциал. С 1 мая 1865 г. он распространился на только что открывшийся Новороссийский университет (в Одессе). В то же время нарастало недовольство Уставом в кругах консерваторов, считавших его чрезмерно либеральным. В 70-е гг. XIX в., когда министром народного просвещения становится Д.А. Толстой, а затем И.Д. Делянов, начинается новое наступление на университетскую автономию. После убийства Александра II, которое ненадолго отсрочило вопрос о преобразовании университетов, в 1882 - 1884 гг. Толстой и Делянов разработали проект очередного общеуниверситетского устава, подвергнутый резкой критике общественностью и самими университетами. Проект встретил противодействие и в Государственном Совете, куда был внесен для обсуждения, но в итоге все же был утвержден Александром III 15 августа 1884 г. <*> и распространен на все шесть действующих российских университетов, а затем и на Томский, учрежденный 25 мая 1888 г.

<*> Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. С. 610 - 615.