Мудрый Юрист

Проблемы отграничения налоговой ответственности от других видов юридической ответственности

Чибинев В.М., доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор СПб Государственного инженерно-экономического университета, заведующий кафедрой государственного и административного права.

Юридическая ответственность является одним из механизмов эффективного регулирования определенной сферы правоотношений. Все правоотношения разделяются на частноправовые, где субъекты равны, и публичные, в которых с одной стороны всегда участвует государство, как властный институт, равенство сторон при этом отсутствует. Различной будет и юридическая ответственность при регулировании публичных правоотношений и частноправовых.

Во-первых, в случае возникновения публичной юридической ответственности ее основанием будет правонарушение в области публичного права, в случае возникновения частной ответственности - правонарушение норм частного права.

Во-вторых, как было отмечено, в частноправовых отношениях выступают равные субъекты, а в публичных с одной стороны всегда выступает государство, как властный субъект. С целью обеспечения и охраны прав граждан законом устанавливается специальная процедура применения мер принуждения, а компетенцией по их применению наделяются специально уполномоченные органы. В силу этого субъекты частного права не могут самостоятельно применить меры государственного принуждения, даже если с одной стороны в частном правоотношении участвует государство в лице государственного унитарного предприятия. В частных правоотношениях для применения к правонарушителю мер государственного принуждения требуется обратиться в соответствующий компетентный орган, не совпадающий ни с одной из сторон правоотношения. В публичных же правоотношениях меры государственного принуждения могут осуществляться тем же самым компетентным органом, который представляет государство в указанных правоотношениях <*>.

<*> См., например: Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право / Под ред. М.В. Карасевой. М.: Норма, 2001. С. 72.

Противники подобной точки зрения могли бы привести пример, когда в публичной сфере также вводятся институты обращения к компетентному органу для разрешения вопроса о применении мер государственного принуждения. Однако природа этого явления совсем иная, чем в частном праве, и вызвана именно признанием неравноправия сторон публичного правоотношения. Исходя из этого возникает необходимость дополнительных гарантий граждан от произвола государства. Данный факт отнюдь не меняет правовой природы публичной юридической ответственности.

В-третьих, в частных правоотношениях основными целями юридической ответственности являются: пресечение противоправных действий и принудительное восстановление нарушенного права. Подобная особенность возникает в связи с тем, что были нарушены права отдельного лица, соблюдение которых гарантируется государством. В то же время в публичных правоотношениях правонарушение затрагивает интересы всего общества в целом, при этом может иметь место одновременно нарушение прав отдельных лиц. В связи с этим публичная юридическая ответственность будет преследовать помимо перечисленных выше целей и цель наказания правонарушителя.

В-четвертых, и это вытекает из двух предыдущих отличий, в процессе применения мер государственного принуждения при публичной ответственности обязательно учитывается общественная опасность правонарушения. На степень общественной опасности влияют факт совершения правонарушений ранее и факт привлечения к публичной ответственности в прошлом. Данные факторы будут оказывать влияние на характер наказания. В то же время в частной правовой ответственности данный факт будет абсолютно безразличным при применении мер государственного принуждения, ведь основной ее целью является восстановить нарушенные права стороны правоотношения.

В-пятых, публичная ответственность предусматривается только законом, в то время как частноправовая ответственность может быть установлена и договором сторон.

Таким образом, на основании изложенного выше можно разграничить два вида ответственности по сфере возникновения правоотношений - частноправовую и публичную. К публичной юридической ответственности мы относим: уголовную, административную, налоговую, конституционную, а к частной правовой юридической ответственности - гражданско-правовую.

Несмотря на перечисленные выше отличия, у некоторых видов публичной и частноправовой юридической ответственности есть общие черты, а между отдельными видами публичной ответственности существуют определенные отличия, позволяющие произвести дальнейшую классификацию.

Вопрос о правовой природе налоговых правонарушений и о характере ответственности за их совершение относится к числу спорных вопросов. Спор в данном случае сводится к тому, какой является предусмотренная Налоговым кодексом ответственность за совершение налоговых правонарушений: финансовой или административной.

Одни авторы полагают, что данная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности - финансово-правовой, существующей самостоятельно и параллельно с административной (административно-правовой) ответственностью <*>. Некоторые авторы ставят вопрос еще уже, утверждая, что налоговая ответственность есть самостоятельный вид ответственности <**>. Последнее, впрочем, не противоречит тому, что данная ответственность является финансово-правовой, поскольку само налоговое право рассматривается данными авторами как часть финансового права. Таким образом, соотношение финансово-правовой и налогово-правовой ответственности - это соотношение общего с частным.

<*> Смирнов А.В. Финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. М., 1998. С. 3; Худяков А.И. Налоговые правонарушения. Алматы, 1997. С. 140 - 141.
<**> Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 449 - 451.

Другие авторы считают, что финансовая ответственность (а равно налоговая) является разновидностью административной ответственности <*>. При этом, например, Л. Кролис считает, что в данном случае недопустимо применение самого термина "финансовая ответственность" <**>.

<*> Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) / Рук. авт. кол., отв. ред. А.В. Брызгалин. М.: Налоги и финансовое право, Аналитика-Пресс, 1999. С 313; Старилов Ю.Н. Нарушение налогового законодательства и юридическая ответственность. Воронеж, 1995. С. 49 - 52.
<**> Кролис Л. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства: Автореф. дис. канд. юр. наук. Екатеринбург, 1996. С. 13.

Отметим, что понятие "налоговое правонарушение" является родовым понятием, объединяющим несколько видов правонарушений. Некоторые из них предусмотрены Уголовным кодексом и носят характер уголовного преступления, другие - Кодексом об административных правонарушениях, иными актами административного законодательства и носят характер административных правонарушений, третьи зафиксированы в Налоговом кодексе и соответственно носят характер финансовых или собственно налоговых правонарушений, как их именует сам Налоговый кодекс. В целом такое деление видов правонарушений в налоговой сфере возражений не вызывает. Не вызывает сомнения и то обстоятельство, что ответственность за налоговые правонарушения, носящие характер уголовных преступлений, носит уголовно-правовой характер. Собственно говоря, спорным в данном случае выступает лишь один вопрос: является ли ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом за составы налоговых правонарушений, установленные этим же Кодексом, разновидностью административной ответственности или же она представляет собой особый вид юридической ответственности - финансово-правовую?

Прежде чем ответить на данный вопрос, сформулируем несколько суждений общетеоретического порядка.

По нашему мнению, каждая отрасль права имеет собственную систему санкций и соответственно порождает свой вид юридической ответственности. Сама природа юридической ответственности определяется характером общественных отношений, ненадлежащее поведение субъектов которых карается государством путем привлечения к юридической ответственности. Нет отраслей права, нарушение норм которых не влекло бы ту или иную ответственность. Поэтому в своей значительной части юридическая ответственность представляет собой ответственность, которая является отраслевой. Данное положение еще не вполне осознано юридической наукой, но тем не менее нашло свое подтверждение в таких уже общепризнанных видах юридической ответственности, как гражданско-правовая ответственность, свойственная гражданскому праву, экологическая ответственность, свойственная экологическому праву (хотя некоторые и считают ее разновидностью административной ответственности), дисциплинарная и материальная ответственность, присущая трудовому праву, и т.д.

Исключение не составляет и финансовое право, имеющее свой предмет правового регулирования в виде общественных отношений, являющихся финансовыми, и устанавливающее свою систему защиты этих отношений в виде юридической ответственности, носящей характер финансово-правовой ответственности. В настоящее время финансово-правовая ответственность благодаря наличию Налогового и Бюджетного кодексов получила свое наиболее четкое выражение в виде соответственно налогово-правовой ответственности, именуемой "ответственность за налоговые правонарушения", и бюджетно-правовой ответственности, именуемой "ответственность за нарушение бюджетного законодательства".

Считать при этом, что, например, гражданско-правовая ответственность может наступить за нарушение норм того же, к примеру, налогового законодательства <*>, - значит полагать, что нормы гражданского права используются для регулирования налоговых отношений, от чего предостерегает и сам Гражданский кодекс. Другое дело, что отдельные отрасли права в силу определенной схожести между собой могут устанавливать свои собственные, отраслевые виды юридической ответственности, напоминающие друг друга.

<*> Петрова Г.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства. М.: Инфра-М, 1995. С. 34 - 46.

В результате нарушение норм, например, гражданского права влечет гражданско-правовую ответственность, нарушение норм финансового права - финансово-правовую ответственность, земельного права - земельно-правовую ответственность, именуемую ответственностью за нарушение земельного законодательства, и т.д.

Таким образом, "лицо" юридической ответственности определяется сферой общественных отношений, где данная ответственность применяется. Несколько видоизменяя это суждение, можно утверждать, что характер правонарушения определяет и характер юридической ответственности. Так, совершение гражданско-правового правонарушения влечет применение мер гражданско-правовой ответственности, совершение финансово-правового правонарушения - применение мер финансово-правовой ответственности и т.д.

Однако в силу исторических причин два вида юридической ответственности - уголовной и административной - приобрели надотраслевой характер. Нормы, устанавливающие данные виды ответственности, формируют уголовное право как самостоятельную отрасль права и институт "Правовое регулирование ответственности за административные правонарушения", сформированный в рамках административного права.

Взыскания и наказания, предусмотренные этими видами ответственности, выступают в качестве средств обеспечения надлежащего исполнения предписаний по существу всех (или большинства) отраслей права. Это и обусловливает надотраслевой характер данных видов ответственности, хотя в каждом конкретном случае нормы, предусматривающие уголовную или административную ответственность, выражают собой санкции за нарушение норм тех или иных отраслей права. В итоге налоговое правонарушение может влечь за собой уголовную ответственность, и само данное правонарушение приобретет форму уголовного преступления. То же самое можно отметить и по поводу налоговых правонарушений, приобретающих форму административных проступков и влекущих соответственно административную ответственность. Обратим внимание и на то, что в силу тех же самых исторических причин и специфических особенностей формирования правовых систем юридические нормы, устанавливающие уголовную ответственность, могут и не формировать уголовное право как самостоятельную отрасль в системе права конкретной страны и рассматриваются в качестве отраслевого инструментария.

Выделение уголовной и административной ответственности в самостоятельные виды юридической ответственности, а норм, устанавливающих эти виды ответственности, - в надотраслевые правовые образования обусловлено не предметом правового регулирования, а такими юридическими критериями, как степень общественной опасности правонарушения (что, например, дает основание квалифицировать определенное деяние в качестве уголовного преступления), особым видом органа, осуществляющего применение мер, свойственных данным видам ответственности (например, привлечь к уголовной ответственности может только суд, хотя нашей стране в прошлом известны и внесудебные формы привлечения к этой ответственности), особым характером мер этой ответственности (например, лишение свободы может применяться только за правонарушения, носящие характер уголовных преступлений), особым характером производства по делам о правонарушении и, наконец, источником правового регулирования данного вида ответственности, главным образом в виде Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях.

В итоге возникает довольно сложная комбинация различных видов (отраслевых и надотраслевых) юридической ответственности. При этом некоторые виды мер этой ответственности (взысканий, наказаний, санкций) могут быть похожими друг на друга. Например, штраф может быть административной мерой уголовного наказания, финансовой санкцией, разновидностью гражданско-правовой неустойки. Однако при всех обстоятельствах штраф выступает мерой соответственно административно-правовой, уголовно-правовой, финансово-правовой и, наконец, гражданско-правовой ответственности.

Следовательно, налоговое правонарушение в зависимости от своих юридических свойств и признаков может иметь форму уголовного преступления, административного проступка и финансового правонарушения, что влечет применение мер соответственно уголовно-правовой, административно-правовой и финансовой правовой ответственности.

Проанализируем сходства и различия между такими видами публичной юридической ответственности, как административная и налоговая. Оба вида ответственности возникают в сфере публичных правоотношений, поэтому они будут относиться к публичной юридической ответственности. В силу этого им присущи все перечисленные выше характерные черты последней, которые являются для них общими.

К отличительным чертам, позволяющим говорить о самостоятельности двух видов публичной ответственности, можно отнести следующие:

  1. Различие по основаниям возникновения. Общим основанием возникновения публичной ответственности является правонарушение. Налоговая ответственность возникает в результате налогового правонарушения, административная же - в результате административного правонарушения. Административное правонарушение можно определить как нарушение путем действия или бездействия норм административного права, за которое законом предусмотрено применение мер государственного принуждения. Налоговое правонарушение - виновное нарушение путем действия или бездействия требований норм налогового законодательства, за которое устанавливается налоговым законодательством юридическая ответственность <*>. Следует отметить, что административная ответственность возникает в результате административных правонарушений, которые могут иметь место и в налоговой сфере.
<*> Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответственности // Известия вузов. Правоведение. 2003. N 2. С. 34.
  1. Целью административной ответственности является прежде всего пресечение (предупреждение) и наказание, а не восстановление нарушенных прав.

Если в результате административного правонарушения затрагиваются имущественные интересы стороны, то имеют место деликтные гражданские правоотношения (как и в случае с уголовным преступлением) <*>. При этом помимо административной возникает еще и гражданско-правовая ответственность. Для применения мер принуждения и восстановления нарушенной имущественной сферы, принудительного восстановления сторона должна обратиться в суд. Именно в силу того, что данная ответственность за нарушение имущественной сферы носит гражданско-правовой характер, у лица есть не обязанность, а право на обращение в суд, которое реализуется им по собственному усмотрению.

<*> Не случайно в уголовном процессе есть понятие гражданского иска, т.е. гражданско-правового института, применяемого в рамках уголовного процесса. Подобный иск может быть заявлен стороной в уголовном процессе (ст. 44 УПК РФ), при этом истец освобождается от уплаты госпошлины.

Налоговые правоотношения в силу своей природы имеют имущественный характер, поэтому правонарушения в данной сфере всегда наносят определенный имущественный вред государству и всему обществу в целом. Восстановление нарушенной сферы осуществляется при помощи специальных налогово-правовых санкций (например, пеней (ст. 75 НК РФ)), и восстановление имущественной сферы может быть осуществлено и во внесудебном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ). Следует также отметить, что нарушитель может и добровольно восстановить нарушенную сферу, уплатив самостоятельно пени за просрочку выполнения обязанности по уплате налога. Поэтому взыскиваемые государством пени не случайно рассчитываются исходя из действующей ставки ЦБ РФ, поскольку основным назначением подобных санкций является прежде всего не наказание правонарушителя <*>, а восстановление финансовых потерь государства.

<*> Именно такой точки зрения на природу этих санкций придерживается в своей работе М.Д. Фоминская. См.: Фоминская М.Д. Понятие юридической ответственности и отличие ее от смежных юридических явлений в современном российском праве // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 2. В 2 т. Т. 1. М.: Юрист, 2002. С. 229.

Таким образом, налоговая ответственность отличается от административной и уголовной прежде всего по цели, так как у двух последних отсутствует правовосстановительная цель.

  1. Исходя из сказанного выше, различаются и применяемые санкции в административной и налоговой ответственности. Так, например, не использует в качестве санкций пени (правовосстановительная санкция) ст. 3.2 КоАП РФ. В то же время и ст. 114 НК РФ предусматривает в качестве санкции применение пеней. Следует отметить, что ряд мер воздействия не применяется в налоговом праве.

Например, предусмотренные ст. 3.2 КоАП РФ - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; дисквалификация.

Санкции за нарушение норм представляют собой неблагоприятные последствия в имущественной и личной сфере для лица, совершившего правонарушение. В силу имущественного характера налоговых правоотношений в конструкции налоговой ответственности преобладают санкции, связанные с лишениями в основном имущественного характера (штраф, пени). В то время как в административной ответственности, и это было видно из приведенного перечня санкций, существенное место занимают личные лишения.

Как отмечалось выше, налоговая ответственность преследует цель не только восстановления нарушенной имущественной сферы, но и наказания. В связи с этим возникает необходимость учета факта предыдущего привлечения к налоговой ответственности (аналогично любой другой публично-правовой ответственности). Однако в силу различной правовой природы неблагоприятные последствия привлечения к ответственности будут различными. Например, применяются различные способы исчисления, а соответственно сроки учета повторности привлечения к налоговой и административной ответственности. Статья 4.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Например, с момента выплаты штрафа, когда будет закончена его выплата. В то же время ст. 112 НК РФ считает лицом, ранее совершившим налоговое правонарушение, то, которое ранее (в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции) привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение.

Кроме того, при привлечении к административной ответственности существуют особенности, касающиеся лиц от 16 до 18 лет. Например, согласно ст. 2.3 КоАП РФ возраст привлечения к ответственности - 16 лет (аналогичный порог существует и в налоговой ответственности) к моменту совершения административного правонарушения. Кроме того, предусматривается возможность освобождения от административной ответственности с применением к лицу в возрасте от 16 до 18 лет мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Следует отметить, что при совпадении ряда составов, закрепленных как в КоАП РФ (например, ст. 15.3 - 15.4), так и в НК РФ (ст. 116 - 118), имеет место противоречие между этими двумя кодифицированными актами. Размер штрафа, установленный КоАП РФ, ниже предусмотренного НК РФ: 5 - 10 МРОТ и 5 тыс. и 10 тыс. рублей; 20 - 30 МРОТ и не менее 20000 рублей; 10 - 20 МРОТ и 5000 рублей. Таким образом, данный факт может приводить к уменьшению или освобождению от ответственности за ряд налоговых правонарушений.

Законодательно закреплены и различные сроки давности привлечения к налоговой и административной ответственности. Статья 4.5 КоАП РФ устанавливает общий срок давности - два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о налогах и сборах - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В то же время ст. 113 НК РФ закрепляет срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в три года. Таким образом, здесь тоже имеют место противоречия, обусловленные опять-таки различной правовой природой этих видов ответственности и ошибочным закреплением составов налоговых правонарушений в КоАП РФ.

  1. Сама процедура привлечения к ответственности также различна в случае налоговой и административной ответственности. Порядок привлечения к административной ответственности жестко регламентирован в настоящий момент разд. IV "Производство по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ, где, в частности, оказались и особенности судебного рассмотрения подобной категории дел. Привлечение к ответственности за финансовые правонарушения осуществляется соответствующими налоговыми органами самостоятельно (ст. 46 НК РФ "Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках") или через суд. Порядок привлечения к налоговой ответственности закрепляется в ст. 101 - 105 НК РФ.
  2. Существуют различия и по источнику закрепления налоговой и административной ответственности. Как отмечалось выше, санкции, которые установлены за финансовые правонарушения, полностью закреплены в налоговом законодательстве.

Если проанализировать законодательное закрепление налоговой ответственности в НК РФ и в КоАП РФ, то можно выявить следующие недостатки законодательного регулирования:

  1. Существуют различия по давности исполнения наказаний. В НК РФ она отсутствует. Статья 31.9 КоАП РФ освобождает от исполнения постановления о назначении административного наказания, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
  2. Согласно ст. 114 НК РФ налоговые санкции (штрафы) взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Статья 31.3 КоАП РФ предусматривает возможность обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению лицом, вынесшим постановление.
  3. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания имеет место (ст. 31.7 КоАП РФ) в связи с изданием акта амнистии, с отменой или признанием утратившим силу закона или его положения, устанавливающих ответственность за содеянное, со смертью лица, с истечением сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, с отменой постановления. В НК РФ подобные основания отсутствуют.
  4. Различаются и смягчающие и отягчающие налоговую и административную ответственность обстоятельства. В административной сфере это шесть отягчающих и пять смягчающих обстоятельств, в налоговом праве этот перечень никогда не совпадает с административным. Например, единственным отягчающим обстоятельством НК РФ, как отмечалось выше, признает повторность привлечения к ответственности лица (совпадение с пп. 2 п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ), среди смягчающих обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК РФ, совпадает только совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных обстоятельств (пп. 3 п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), остальные пункты не совпадают с перечнем ст. 4.2 КоАП РФ. Если придерживаться перечня КоАП РФ, то установление факта непредставления налоговой декларации в срок (ст. 15.5 КоАП РФ) в связи с тем, что гражданин находился несколько недель в состоянии сильного алкогольного опьянения, должно повлечь увеличение наказания, так же как и нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Хотя ст. 4.3 КоАП РФ и делает отягчающие обстоятельства оценочными, вводя возможность непризнания их органом, должностным лицом или судом в качестве таковых, но в результате порождает дополнительные возможности для злоупотреблений.

К перечисленным выше отличиям можно добавить, что даже в том случае, когда не возникает административной ответственности за несвоевременную уплату налога, у лица возникает обязанность уплаты пени, т.е. налоговая ответственность за нарушение требований налогового законодательства.

К сожалению, новый Кодекс об административных правонарушениях не только не способствует четкому разграничению финансовых и административных налоговых правонарушений, но и, введя административную ответственность юридических лиц, еще более запутал этот вопрос. В итоге становится совершенно неясно, почему одни составы налоговых правонарушений зафиксированы в Кодексе об административных правонарушениях, а другие - в Налоговом кодексе. Тем не менее полагаем, что как объективная категория налоговые правонарушения финансово-правового характера существуют.

Таким образом, налоговая ответственность является по своей юридической природе финансово-правовой ответственностью и характеризуется следующими признаками:

Налоговым правонарушением финансово-правового характера (т.е. правонарушением, которое предусмотрено Налоговым кодексом) признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность (ст. 106 Налогового кодекса).