Мудрый Юрист

Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах в органы местного самоуправления в Московской области

Дмитриев Д.О., аспирант Государственного университета - Высшей школы экономики.

Выдвижение и регистрация кандидатов - одна из важнейших стадий избирательного процесса. Именно на этой стадии определяется, какие кандидаты будут включены в избирательный бюллетень и получат шанс быть избранными. Кандидат "является одной из ключевых фигур избирательного процесса. Все основные избирательные действия связаны с реализацией его интересов и главной цели - победы на выборах" <*>. Поэтому четкость и ясность регулирования процесса выдвижения и регистрации кандидатов приобретает особое значение для обеспечения открытости, гласности и свободного характера избирательного процесса.

<*> Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Учебник для вузов / Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2003. С. 370.

Регулирование процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на выборах в органы местного самоуправления в Московской области, прошедших 4 сентября 2005 г., осуществлялось Законом Московской области от 1 июня 2005 г. N 134/2005-ОЗ "О выборах депутатов Советов депутатов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области" (далее - Закон Московской области "О выборах...").

В частности, Закон Московской области "О выборах..." (ст. 21) предусматривает, что кандидаты могут быть выдвинуты в порядке самовыдвижения или избирательными объединениями, избирательными блоками.

При выдвижении в порядке самовыдвижения в соответствии со ст. 23 Закона Московской области "О выборах..." кандидат должен представить:

  1. письменное уведомление о самовыдвижении;
  2. заявление о согласии баллотироваться;
  3. сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (если численность избирателей в округе, где баллотируется кандидат, свыше 5000 человек (п. 4 ст. 22 Закона Московской области "О выборах...")).

При выдвижении кандидата избирательным объединением, избирательным блоком в избирательную комиссию в соответствии с п. 16, 17, 19 ст. 24 Закона Московской области "О выборах..." кандидатом и уполномоченным представителем избирательного объединения должны быть представлены следующие документы:

  1. решение конференции избирательного объединения о выдвижении кандидата (представляется уполномоченным представителем);
  2. письменное уведомление о выдвижении (представляется уполномоченным представителем);
  3. нотариально удостоверенная копия устава избирательного объединения (представляется уполномоченным представителем);
  4. документ, подтверждающий факт внесения записи об избирательном объединении в ЕГРЮЛ (представляется уполномоченным представителем);
  5. список уполномоченных представителей избирательного объединения (представляется уполномоченным представителем);
  6. заявление о согласии баллотироваться (представляется кандидатом);
  7. сведения о доходах и об имуществе (если численность избирателей в округе, где баллотируется кандидат, свыше 5000 человек (п. 4 ст. 22 Закона Московской области "О выборах..."));
  8. нотариально удостоверенная доверенность на уполномоченного представителя по финансовым вопросам.

Вызывает некоторое удивление наличие в перечне документов доверенности на уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (п. 3 ст. 58 в редакции от 29 июня 2005 г.), равно как и Закон Московской области "О выборах..." (ст. 47), предполагает, что кандидат вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. В данном же случае на кандидата возлагается дополнительная обязанность, которая вряд ли может быть обусловлена необходимостью обеспечения дополнительных гарантий как для самих кандидатов, так и для избирателей. Наличие или отсутствие у кандидата уполномоченного представителя по финансовым вопросам никак не влияет на объем прав кандидата по распоряжению средствами своего избирательного фонда и на объем информации о поступлении и расходовании средств избирательного фонда, сообщаемого избирателям. Кроме этого, получается, что кандидаты, среди родственников и друзей которых нет соответствующих специалистов (бухгалтеров), которые могут взять на себя функции уполномоченных представителей по финансовым вопросам, ставятся в неравное положение с кандидатами, которым не нужно заниматься поисками уполномоченного. Стоит особо отметить, что в данном случае речь идет именно об уполномоченных представителях по финансовым вопросам кандидатов, а не избирательных объединений, поскольку выборы проводятся по мажоритарной системе, и избирательные объединения не выдвигают списки кандидатов.

Пункт 16 ст. 24 Закона Московской области "О выборах..." однозначно определяет лицо, которое должно представить некоторые документы при выдвижении кандидата избирательным объединением. Это уполномоченный представитель избирательного объединения. Однако на практике кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, сами представляют в избирательную комиссию все документы (в том числе решение конференции избирательного объединения о выдвижении кандидата, письменное уведомление о выдвижении, нотариально удостоверенная копия устава избирательного объединения, документ, подтверждающий факт внесения записи об избирательном объединении в ЕГРЮЛ, список уполномоченных представителей избирательного объединения), ссылаясь на то, что в Законе в отношении уполномоченного представителя избирательного объединения не употребляется слово "лично".

Следуя такой логике, можно предположить, что кандидаты могут представить документы, указанные в п. 16, 17 ст. 24 Закона Московской области "О выборах...", на основании доверенности. Полагаем, что такое толкование Закона недопустимо, поскольку оно имеет расширительный (безграничный) характер и допускает к участию в процедуре выдвижения кандидата избирательным объединением любое лицо, неизвестное ни объединению, выдвинувшему кандидата, ни самому кандидату, ни избирательной комиссии. Между тем Закон императивно и однозначно определяет лицо, на котором лежит обязанность по представлению документов в избирательную комиссию, - это уполномоченный представитель избирательного объединения.

Закон Московской области "О выборах..." только в одном случае позволяет кандидату не приходить в избирательную комиссию (п. 5 ст. 22) - в случае болезни кандидата или если он содержится под стражей. И то данная норма имеет отношение только к самим кандидатам, а не к уполномоченным представителям избирательных объединений. Законом избирательному объединению предоставлено право формировать список уполномоченных представителей, каждый из которых наделен правом представлять документы в избирательную комиссию, то есть в случае болезни одного из уполномоченных представителей избирательного объединения документы может представить другой. Возможно, для обеспечения четкости правового регулирования и недопустимости двоякого понимания нормы, определяющей порядок представления документов в избирательную комиссию, является целесообразным внести изменения в п. 16, 17 ст. 24 Закона Московской области "О выборах...", дополнив их фразой о том, что уполномоченный представитель избирательного объединения лично представляет документы в соответствующую избирательную комиссию.

В дальнейшем для регистрации кандидату необходимо либо представить в избирательную комиссию установленное законом количество подписей избирателей, собранных в его поддержку, либо внести избирательный залог.

Пункт 3 ст. 26 Закона Московской области "О выборах..." устанавливает, что подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, представляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18 часов по московскому времени. В то же время п. 4 ст. 50 Закона Московской области "О выборах..." (в ред. Закона Московской области от 14 июля 2005 г. N 175/2005-ОЗ) говорит о том, что избирательный залог вносится кандидатом исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии не позднее чем за 45 дней до дня голосования. При этом необходимо отметить, что в предыдущей редакции этой статьи кандидатам предписывалось внести залог на специальный счет соответствующей избирательной комиссии не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

Таким образом, Закон Московской области "О выборах..." устанавливает различные сроки для представления документов для регистрации кандидатов. При этом в первой редакции Закона для кандидатов, которые вносят избирательный залог, устанавливались необоснованные преимущества, связанные с тем, что у них было два дополнительных дня для поиска средств для внесения избирательного залога. В новой редакции Закона дополнительные преимущества получили уже кандидаты, представляющие подписи избирателей. Такой подход представляется не совсем верным, поскольку данные два основания для регистрации кандидата рассматриваются как равнозначные, и регистрация на основании собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей не дает кандидату каких-либо дополнительных прав. Кроме этого, установление разных сроков для представления документов для регистрации кандидатов вряд ли соответствует принципу равенства кандидатов, сформулированному в ст. 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Учитывая доводы, изложенные выше, представляется целесообразным внести в п. 4 ст. 50 Закона Московской области "О выборах..." изменения, устанавливающие равные сроки для представления в избирательную комиссию подписей избирателей и перечисления избирательного залога.